Зулькарнаева Розалия Зубаировна, ст - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Зулькарнаева Розалия Зубаировна, ст - страница №3/3

С Л О В А Р Ь терминов и понятий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МИР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

АГИОГРАФИЯ - (от греч. γιος — святой; γράφω — пишу) — научная дисциплина, занимающаяся изучением жития святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости

АКМЕИЗМ - (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

АКСИОЛОГИЯ - (от др.-греч. ἀξία — ценность) — раздел философии, наука о ценностях.

АЛЛЕГОРИЗМ - (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) —иносказательность, принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи выражаются в конкретных наглядных образах.

АЛТАРЬ – (лат. Altarium - жертвенник ) 1.жертвенник; 2. часть христианского храма, где находится престол, от других частей храма отделен иконостасом.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства.

АНАФЕМА - (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

АНИМИЗМ - (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

АНТИНОМИЯ - (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе) противоречие между двумя положениями, логически одинаково доказуемыми.

АПСИДА - (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) - полукруглый или многогранный выступ на восточном фасаде храма, в котором расположен алтарь.

АПОКРИФЫ – (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный»), произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в канон Св. Писания. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве.

АРКАТУРА – (фр. arcature — ряд арок) - декоративный мотив в виде ряда глухих арочек.

БАЗИЛИКА – ( греч. βασιλική — царский дом ) - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенной на несколько частей (нефов) рядами столбов или колонн. Получило широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке трансформировался в крестово-купольный храм.

БАРАБАН - венчающая часть здания, несущая купол, имеет цилиндрическую или многогранную форму, прорезана окнами и служит для освещения церкви.

БАРОККО - (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»). Стилевое направление конца XVI - середины XVIII вв. Европы и Америки, связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжественному и большому стилю.

БАТОГ - палка . Палки или толстые прутья толщиной в палец с обрезанными концами, употреблявшиеся в XV—XVIII вв. в России для телесных наказаний.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — философско-религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого начала двадцатого века. Представители этого движения — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др. — группировались главным образом вокруг «Религиозно-философского общества»; они издавали журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы». Основная задача этого движения было не поиск «нового Бога», а поиск «новых путей к Богу»

БЕЛЬКАНТО - (итал. bel canto — «красивое пение») — итальянский стиль пения, который характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощренных местах мелодического рисунка.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога Слова. Икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ВОХРЕНИЕ - ( от охра ) - в иконописи постепенный переход от основного темного цвета к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).

ДВИЖКИ (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п.

ДЕИСУС, ДЕИСУСНЫЙ ЧИН (моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения архангелов, апостолов, св. Отцов церкви.

ДЕКАДЕНСТВО - (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

ЕПИТИМЬЯ - ( от др.-греч. ἐπιτιμία, «наказание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. Епитимия назначается разная, по степени грехов, по возрасту, положению и по мере раскаяния.

ЖУПЕЛ - ( от болгарского — сера) — в церковнославянском языке горящая сера, уготованная для наказания грешников в аду.

ЗАКОМАРА - (от др. русского комара — свод) - полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия.

ЗАПАДНИЧЕСТВО  — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

ИКОНА – ( от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») - в христианстве в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых сцен из Священного Писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении - произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение.

ИКОНОГРАФИЯ – (от др.-греч. εἰκών — «изображение, образ» и γράφω — «пишу») в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, придания и т.п.).

ИКОНОСТАС – ( от ср.-греч. εἰκονοστάσιον - алтарная перегородка) - установленная рядами (чинами) преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма, складывается в церковном искусстве Древней Руси на рубеже XIV - XV вв.

ИСИХАЗМ - ( от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение»)  - мистическое течение, в широком смысле - этико-аскетическое учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных сил, возникшее в Византии в IV - VIII вв.

КАНОН – 1. в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; 2. особый жанр богослужебных песнопений.

КИТЧ - (нем. verkitschen – «опошлять»), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения.

КЛЕЙМА - в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения.

КРАКЕЛЮРЫ - трещины в красочном слое иконы или картины.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрытием двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку; получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре.

КУЛЬТУРА - (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — предмет изучения культурологии.

ЛЕВКАС - (греч. λευκός белый, светлый, ясный) - в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размешанный на животном или рыбьем клее. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску, после высыхания шлифуется.

ЛЕТОПИСЬ— погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название — летопись. В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

ЛИБРЕТТО - (итал. Libretto от итал. Libro — книга) — литературная основа большого вокального (но не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.

ЛЕЙТМОТИВ - (нем. Leitmotiv) — «главный, ведущий мотив».

ЛИТУРГИЯ - (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - основное христианское богослужение, центром которого является Евхаристия, освящение и причащение Святых Даров.

ЛОПАТКА - вертикальное утолщение в стене здания, лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

ЛУБОК — (доска особого пиления - луб (откуда палуба) ) - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

МАЙОЛИКА - ( от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

МАСЛЕНИЦА - сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

МЕНТАЛИТЕТ – ( от фр. Mentalite  — образ мышления относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.

МЕЦЕНАТСТВО – (Название происходит от фамилии римлянина Гай Цильний Меценат (Мекенат), который был покровителем искусств при императоре Августе) - покровительство, историческая форма социального заказа и социального контроля за искусством, материально обеспечивающая художников.

МОЗАИКА - изображение, выполняемое из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток, крепящихся на слое цемента или мастики.

«МОГУЧАЯ КУЧКА» - (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге конце 1850-х и начале 1860-х годов. Состав кружка: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Название дал кружку критик Владимир Васильевич Стасов.

МОНОТЕИЗМ - (от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») - единобожие.

НАРЫШКИНСКОЕ (МОСКОВСКОЕ) БАРОККО - условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., характерными чертами которого являются ярусность, симметрия и равновесие масс, резной белокаменный декор.

НЕФ - (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

НИГИЛИЗМ - (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов в1829 году.

ОДИГИТРИЯ - ( от греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой благословляет, левой держит свиток.

ОКЛАД - украшение лицевой поверхности иконы или переплета Евангелия.

ОРАНТА – (от лат. orans — молящийся)- один из типов изображения Богоматери в рост, с воздетыми руками, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы.

ОРДЕР - (от лат. ordo — ряд, порядок) - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей. Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

ОХРА - в иконописи земляная краска. Цвет - от желтого до красно- коричневого в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.

ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

ПАНАГИЯ – ( от греч. Παναγία — пресвятая)  1. особый эпитет, который присваивается изображению Богоматери Оранта, несущей на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне); 2. нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка, на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой - Богоматерь с Младенцем.

ПАНСЛАВИЗМ — культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось в конце XVIII — первой половине XIX веков.

ПАНТОКРАТОР - ( от греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу.

ПАРСУНА - (персона) - произведение русской портретной живописи XVII в.

ПАРУС - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового барабана.

ПАФОС – (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

«ПЕРЕДВИЖНИКИ» - Товарищество передвижных художественных выставок— творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества

ПИЛОН - (от греч. πυλών, буквально — ворота, вход) - 1. башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм 2. Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. 3. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

ПИЛЯСТРА - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

ПЛЕНЭР - (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающих на 6 (19) августа. Икона "Преображение" входит в состав праздничного чина иконостаса и изображает Христа на Фаворской горе в белых одеждах, от которых исходит Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц. Справа и слева от Христа изображения пророков Ильи и Моисея.

ПРОБЕЛА - в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по основному тону. Символизирует присутствие Божественного света.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - теологическое истолкование исторического процесса как осуществление божественного замысла.

РЕКВИЕМ - (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — служба (месса) в католической и лютеранской церквях. Соответствует панихиде в Православной церкви. Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.

РЕЛИКВИЯ - (от лат. reliquiae — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

РОКОКО - (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

САКРАЛЬНЫЙ -(от лат. sacrum — священный предмет, священный обряд , таинство ) - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

СВЯТКИ - в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – (позднелат. saecularis - мирской, светский) – 1. обращение церковной и монастырской собственности в собственность государственную; 2. освобождение от религиозного и церковного влияния в общественной и умственной деятельности в художественном творчестве.

СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО  — сложившееся в 1830-е—1850-е годы направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

СПАС В СИЛАХ - особый тип изображения Христа Пантократора в сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение (в отличае монументальной и декоративной) и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

СТАРООБРЯДЧЕСТВО  — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу.

СУПЕРМАТИЗМ - (от лат. supremus – высший) - художественное течение, основу которого составляет композиция из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма был К. Малевич. Его знаменитая картина «Черный квадрат», как олицетворение трагизма «немоты», стала своеобразным манифестом этого направления.

ТЕМПЕРА - живопись красками, связующим звеном которой служат эмульсии - натуральные (яйцо, соки растений) или искусственные (водяной раствор клея с маслом).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

ТОТЕМИЗМ - религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан поклоняется. Наиболее распространённым тотемами были животные. В древней Руси тотемом рода Рюрика являлся сокол

ТРИЗНА — название погребального обряда у древних славян. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих

ТРИПТИХ - (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей.

ФАБУЛА - (лат. fabulа — басня, сказка) — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете.

ФАКСИМИЛЕ - (от лат. fac simile «делай подобное») — воспроизведение всякого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его со всеми подробностями.

ФЕТИШИЗМ – ( от португальского feitiço — «волшебство») - религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

ФИЛИГРАНЬ - техника ювелирной обработки металла, состоит в напаивании тонкой нити (проволоки) и мелких зерен (шариков), как правило, из драгоценных металлов - серебра, золота, создающих сложный узор. Русское название - скань (для узора из проволоки), зернь (для шариков-зерен).

ФРЕСКА - техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя.

ФРИЗ - (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

ФРОНТОН – (от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение фасада здания, портика, колоннады. Ограниченно двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

ХОРУГВЬ - вертикально расположенное полотнище с изображением Христа или Святых, укрепленное на длинном древке, носимое при крестовых ходах; в прошлом использовалось в качестве полкового знамени.

ХОРЫ - балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

УМИЛЕНИЕ - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, а также один из иконографических типов образа Богоматери, где она изображена с Младенцем, прижимающимся к ней щекой.

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа, установленный в воспоминание о кончине Богоматери. Икона "Успение Богородицы" входит в состав праздничного ряда иконостаса православного храма, изображает Богородицу на смертном одре, апостолов и Иисуса Христа с младенцем, символизирующим душу Богородицы.

ЭКЛЕКТИКА - ( от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.

ЭКСЛИБРИС - (от лат. ex libris «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

ЭСХАТОЛОГИЯ - (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении, и божественном суде над человечеством.

ЮРОДИВЫЙ - (от слав. «оуродъ», «юродъ» — дурак, безумный) — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников.

ЯЗЫЧЕСТВО - (от ст.-слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». Религиозные верования, обряды и праздники первобытных народов.

ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.


  1. Выбрать тему (художника, композитора, архитектурное сооружение).

  2. Охарактеризовать эпоху, к которой принадлежит выбранный деятель культуры или артефакт.

  3. Биография (художника, композитора, архитектора).

  4. Описать свои эмоции и настроения, вызванные данным материалом.


Художники.
1.Айвазовский И.К.

2.Авилов М.И.

3.Антропов А.П.

4.Аргунов И.П.

5.Акимов И.Н.

6.Анненков Ю.Т.

7.Альтман Н.И

8.Бакст Л.С.

9.Бенуа А.Н.

10.Билибин И.Я.

11.Богданов-Бельский Н.П.

12.Брюллов А.П.

13.Брюллов К.П.

14.Бурлюк Д.Д.

15.Васнецов А.М

16.Васнецов В.М.

17.Веницианов А.Г.

18.Верещагин В.В.

19.Волков Р.М.

20.Врубель М.А.

21.Ге Н.Н.

22.Герасимов А.М.

23.Глазунов И.

24.Грабарь И.Э.

25. Гроот Г.К.

26.Греков М.Б

27.Дионисий.

28.Иванов А.А.

29.Кандинский В.В.

30.Кипренский О.А.

31.Клодт М.К.

32.Кончаловский П.П.

33.Коровин К.А.

34.Крамской И.Н.

35.Кузнецов Г.В.

36.Куинджи А.

37.Кустодиев Б.М

38.Левитан И.И.

39.Левицкий Д.Г.

40.Лебедев В.В.

41.Нестеров М.В.

42.Перов В.Г.

43.Петров-Водкин.

44.Пластов А.А.

45.Поленов В.Д.

46.Пряни шников И.М.

47.Репин И.Е.

48.Рерих Н.К.

49.Рокотов Ф.С.

50.Рябушкин А.П.

51.Рублёв А.

52.Савицкий К.А.

53.Саврвсов А.К.

54.Шишкин И.И.

55.Ярошенко Н.А.

56.Юон К.

МУЗЫКАНТЫ;

1.Русская духовная музыка.

2.Русская народная музыка.

3.Даргомыжский А. Романсы.

4.Даргомыжский А. «Русалка».

5.Даргомыжский А «Каменный гость».

6.Мусоргский М. «Борис Годунов».

7. Мусоргский. «Хованщина».

8.Бородин «Князь Игорь».

9.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Шехерезада».

10.Глинка М. «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».


11.Стравинский «Петрушка».

12.Прокофьев. «Золушка», «Война и мир», «Ромео и джульета».

13.Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

14. «Могучая кучка».

15.Цезарь Кюи.

16.Рахманинов. «Вешние воды».,

17. Рахманинов. Симфонии.

18. Шостокович «Леди Макбет Мценского уезда».

19. Шостокович 7-ая симфония «блокадная».

20. Свиридов «Метель».

21. Кабалевский.

22.Хачатурян «Гаянэ».

23.Хачатурян «Спартак».

24.Щедрин Родион.

25.Андрей Петров. Музыка к кинофильмам.

26.Алябьев «Соловей».

27. Великие русские исполнители ( по выбору: оперные певцы, пианисты и др.)

АРХЕТИКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.



Памятники древнерусского зодчества

Дата

Памятники архитектуры







1037 - к. XI в.

Софийский собор (Киев)

1045-1050 гг.

Софийский собор (Новгород)

1119 г.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (близ Новгорода)

1185-1189 гг.

Успенский собор (Владимир)

1165 г.

Церковь Покрова на Нерли (Владимир)

1194-1197 гг.

Дмитриевский собор (Владимир)

1198 г.

Церковь Спаса-Нередицы (Новгород)

1292 г.

Церковь Николы на Липне (близ Новгорода)

1374 г.

Церковь Спаса на Ильине улице (Новгород)

1406-1407 гг.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (Новгород)




Соборы Московского кремля:

1475-1479 гг.

Успенский (Аристотель Фиорованти)

1484-1489 гг.

Благовещенский (псковские мастера)

1505-1508 гг.

Архангельский (Алевиз Новый)

1487-1491 гг.

Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Салари)

1600 г.

Колокольня Ивана Великого (Антон Фрязин)

1530-1532 гг.

Церковь Вознесения (село Коломенское)

1547 г.

Церковь Иоанна Предтечи (село Дьяково)

1555-1560 гг.

Покровский собор (собор Василия Блаженного)

1635-1636 гг.

Теремной дворец Московского кремля (Бажен Огурцов, Трефила Шарутин)

1649-1652 гг.

Церковь Рождества в Путинках (Москва)

1667-1681 гг.

Дворец в селе Коломенском

1693-1694 гг.

Церковь Покрова в Филях

АРХИТЕКТУРА 18-20 веков.



Санкт-Петербург;
Архитектурные ансамбли Петербурга

Адмиралтейство
Ансамбль Александро-Невской лавры
Ансамбль вокзала и привокзальной площади г. Пушкина
Ансамбль Марсова поля
Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка

Ансамбль Невского проспекта
Ансамбль Петропавловской крепости
Ансамбль площади Искусств
Ансамбль площади Островского
Ансамбль центральных площадей Санкт-Петербурга

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади
Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади
Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова
Сенатская площадь
Стрелка Васильевского острова
Дворцы Петербурга

Аничков дворец
Дворец А. Меншикова
Дворец Безбородко
Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Бобринских
Дворец в. кн. Алексея Александровича
Дворец в. кн. Владимира Александровича
Дворец М. И. Воронцова
Дворец Петра II
Дворец Разумовского

Дворец Строгановых
Елагин дворец
Здание Малого Эрмитажа
Здание Нового Эрмитажа
Здание Старого Эрмитажа
Зимний дворец
Каменноостровский дворец
Летний дворец Петра I
Мариинский дворец
Михайловский (Инженерный) замок

Михайловский дворец
Мраморный дворец
Николаевский дворец (дворец в. кн. Николая Николаевича)
Ново-Михайловский дворец
Таврический дворец
Шереметевский дворец
Шуваловский дворец
Шуваловский дворец на Фонтанке
Юсуповский дворец
Юсуповский дворец на Фонтанке

Москва; на выбор<< предыдущая страница  


izumzum.ru