Земли Поволжья и волжский торговый путь в состав Русского государства вошли в 1 XIII в - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Земли Поволжья и волжский торговый путь в состав Русского государства вошли в 1 XIII - страница №1/15

Вариант №15

Часть 1

А1. Земли Поволжья и волжский торговый путь в состав Русского государства вошли в



1) XIII в.

2) XIV в.

3) XVI в.

4) XVIII в.

А2. Имена Григория Отрепьева и Марины Мнишек связанны с событиями

1) Смуты

2) опричнины

3) дворцовых переворотов

4) бироновщины

А3. Категория зависимого населения Древней Руси в X-XII вв.

1) казаки

2) посадники

3) вотчинники

4) рядовичи

А4. Результат правления великого князя Ивана III

1) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

2) завершение объединения русских земель

3) принятие Соборного Уложения

4) отмена системы местничества

А5. С событиями Северной войны связаны даты

1) 1667, 1670 гг.

2) 1709, 1721 гг.

3) 1730, 1740 гг.

4) 1773, 1775 гг.

А6. Современником императрицы Елизаветы Петровны был

1) Симеон Полоцкий

3) генерал Петр Румянцев

2) генерал Михаил Скобелев

4) патриарх Никон

А7. Поселения, жители которых были временно освобождены от государственных повинностей, в России XVII в. назывались

1) коммунами

2) белыми слободами

3) магистратами

4) земствами

А8. В царствование Екатерины I возник государственный орган

1) Уложенная комиссия

3) Земский собор

2) Избранная Рада

4) Верховный Тайный Совет

А9. Причина начала Смутного времени

1)пресечение царской династии

3)введение правила перехода крестьян в Юрьев день

2) введение системы кормлений

4) раскол Русской православной церкви

А10. Произведение, в отрывке из которого говорится: «Дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может разговор учинить, к тому красноглаголив и в книгах научен, оный может… прямым придворным человеком быть», – – было создано в

1) XIV в.

2) XVI в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

А11. Ранее других произошло создание

1) партии РСДРП

3) теории «официальной народности»

2) Государственной думы

4) организации «Народная воля»

А12. Основное направление в русской живописи второй половины XIX в.

1) критический реализм

2) сентиментализм

3) символизм

4) романтизм

А13. Крепостную зависимость крестьян характеризует понятие

1) отработка

2) хутор

3) отруб

4) барщина

А14. В разработке крестьянской реформы 1861 г.

и земской реформы 1864 г. участвовал



1) Е. Канкрин

2) Н. Милютин

3) А. Аракчеев

4) М. Сперанский

А15. Русские войска в 1878 г. смогли выйти к предместьям

Константинополя в результате



1) штурма крепости Очаков

3) успешного перехода через Балканы

2) Тарутинского марш-маневра

4) разгрома турецкого флота при Корфу

А16. В ходе проведения реформ 1860-1870-х гг. возникли понятия

А) присяжные заседатели

Г) Негласный комитет

Б) полюдье

Д) выкупные платежи

В) подворная подать

Е) всеобщая воинская повинность

Укажите верный ответ.

1) АДЕ

2) АБД

3) БВД

4) ВГЕ

А17. В отрывке из воспоминаний писателя и журналиста Н.И. Греча: «Прекрасный младенец и отрок… сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивала ему лучших наставников… Она пригласила швейцара Лагарпа. Выбор был самый несчастный! Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола», – речь идет о детстве российского императора

1) Павла I

2) Николая I

3) Петра I

4) Александра I

А18. Западная Сибирь в состав России была включена в

1) XII в.

2) XIV в.

3) XVI в.

4) XVIII в.

А19. Первый на Руси письменный сборник законов «Русская Правда» начал создаваться во время правления

1) Ярослава Мудрого

3) княгини Ольги

2) Владимира Мономаха

4) Александра Невского

А20. Согласно «Русской Правде», штраф, взимаемый в пользу князя, назывался

1) вервь

2) вира

3) повинность

4) гривна

А21. В результате осуществления в середине XVI в. реформ

Избранной Рады в стране произошло



1) хозяйственное разорение

3) ослабление центральной власти

2) сокращение территории

4) укрепление вооруженных сил страны

А22. В России в XVII в. произошло событие

1) присоединение Левобережной Украины

3) присоединение Грузии

2) получение выхода к Балтийскому морю

4)получение выхода к Черному морю

А23. Задачу выработки нового свода законов Екатерина II поручила выполнить

1) Негласному комитету

3) Боярской думе

2) Приказу тайных дел

4) Уложенной комиссии

А24. Период в истории России XVIII в., в ходе которого при поддержке гвардии происходили частые смены правителей на троне, называют эпохой

1) смутного времени

3) феодальной раздробленности

2) дворцовых переворотов

4) великих реформ

А25. В XVII в. внутреннюю политику России характеризовало

1) усиление самодержавной власти

3) провозглашение России империей

2) учреждение Сената

4) учреждение Государственного совета

А26. Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?

1) ограничение привилегий дворянства

2) секуляризация церковного землевладения

3) начало промышленного переворота

4) интенсивное развитие фабричного производства

А27. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя, о деятельности которого в нем идет речь.

«Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков,

за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».

1) Андрей Боголюбский

3) Даниил Галицкий

2) Дмитрий Донской

4) Александр Невский

А28. Ранее других произошло событие

1) начало Крымской войны

2) начало деятельности декабристов

3) написание А.Н. Радищевым «Путешествие из Петербурга в Москву»

4) создание организации «Черный передел»

А29. Основатели Московского художественного театра (МХТ)

1) К. Станиславский и В. Немирович-Данченко

3) М. Щепкин и П. Мочалов

2) А. Островский и А. Чехов

4) И. Крамской и В. Перов

А30. В XIX в. военным поселением называли

1) военный лагерь в сельской местности на время учений

2) деревню, где в 1812 г. разместился отряд партизан

3) военную крепость, созданную в горах во время Кавказской войны

4) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность

с военной службой



А31. Проявлением социального расслоения крестьянства в конце XIX в. являлось существование

1) приписных крестьян

2) батраков

3) колхозников

4) холопов

А32. Пореформенное развитие России характеризует

1) начало разложения натурального хозяйства

2) активный вывоз капитала за границу

3) использование труда крепостных на фабриках

4) сохранение пережитков феодализма

А33. Взгляды российских социал-демократов конца XIX в. характеризуют положения

А) необходимость образования рабочей партии

Б) изучение и распространение идей марксизма

В) использование тактики непротивления злу насилием

Г) отказ от привлечения народа к участию в вооруженном мятеже

Д) возможность главенствующей роли пролетариата в революционной

борьбе с самодержавием



Е) приверженность идеям крестьянского социализма

Укажите верный ответ.

1) АБД

2) АБЕ

3) АГД

4) БДЕ

А34. Прочтите отрывок из записок современника и укажите год, пропущенный в тексте.

«Летом … года революционеры рассыпались по всему обширному пространству России. Первою заботой революционеров, двинувших

в народ, было приискание таких пунктов из которых можно было

совершать экскурсии в народ».



1) 1861 г.

2) 1874 г.

3) 1881 г.

4) 1895 г.

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности имена российских иконописцев и художников.



А) Дионисий

Б) Илья Репин

В) Феофан Грек

Г) Федор Шубин

В2. Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимся.

1) освобождение крестьян

А) новоторговый устав

2) образование всероссийского рынка

Б) выкупные платежи

3) создание регулярной армии

В) рекрутчина

4) секуляризация

Г) Синод




Д) Государственный совет

В3. В отрывке из исторического произведения: «Россию терзали свои более, нежели чужие: проводниками, наставниками и хранителями поляков были на ней изменники. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием», – говорится о периоде, получившем название «_____время».

В4. Установите соответствие между общественными деятелями и их принадлежностью к течению общественной мысли.



1) И. Аксаков

А) западник

2) Т. Грановский

Б) декабрист

3) К. Рылеев

В) народник

4) П. Ткачев

Г) социал-демократ




Д) славянофил

В5. Утверждение: «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от Самодержавной власти исходящих…», – характерно для __________ монархии.

В6. Расположите в хронологической последовательности следующие явления.

А) пугачевщина

В) «соляной бунт»

Б) Азовские походы

Г) междоусобица потомков Дмитрия Донского

В7. Установите соответствие между именами современников.

1) Петр I

А) Екатерина II

2) Петр III

Б) Екатерина I

3) Иван IV

В) боярыня Морозова

4) Алексей Михайлович

Г) Елена Глинская




Д) Марфа Борецкая

В8. Прочтите отрывок из воспоминаний А.К. Нартова и укажите название учреждения, о создании которого идет речь.

«Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукой из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха; вот вам духовный патриарх, а противомыслящим сему (выдернув другою рукой из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом, встав, пошел вон. После сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден (а) ____________т духовенства предлагаемо было, ем неоднакратно и следующии явления.нов, учрежденийиков.».

В9. Установите соответствие между историческими лицами и их деятельностью.

1) А. Михайлов

А) создание РСДРП

2) Н. Чернышевский

Б) издание в эмиграции журнала «Колокол»

3) А. Герцен

В) написание романа «Что делать?»

4) Н. Муравьев

Г) создание «Конституции» декабристов




Д) создание организации «Народная воля»

В10. Прочитайте отрывок из воспоминаний и укажите название материка,

о котором идет речь

«16 января 1820 года русские моряки впервые подошли к берегу … континента, и эта дата является датой открытия … материка земного шара».

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением князя Дмитрия Донского:



1) строительство Каменного Кремля в Москве

2) путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию

3) присоединение Новгорода к Москве

4) поход хана Тохтамыша на Москву

5) Куликовская битва

6) стояние на р. Угре

Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1  С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из официального документа XIX в.:
«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются…

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение…

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».
С1. Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.
С2. Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой. Назовите не менее трех новшеств.
С3. Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.

Задания С4  С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. В чем состояло историческое значение побед, одержанных под руководством Александра Невского? Укажите не менее трех значений. Назовите не менее двух побед Александра Невского.
С5. Многие историки дают негативные оценки личности и политики

Ивана IV Грозного, подчеркивая деспотизм, жесткость царя, бессмысленность опричной политики, плачевные итоги его правления.

Какую другую точку зрения по вопросу о личности и общих итогов царствования Ивана IV Грозного вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. «Дней Александровых прекрасное начало» в сознание современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.

Назовите не менее трех основных вопросов русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.


С7. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII – XIV вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Вариант №14

Часть 1

А1. В XIII в. произошло событие



1) сражение на реке Калке

3) Грюнвальдская битва

2) взятие Казани

4) Куликовская битва

А2. Избранию царя из династии Романовых предшествовало событие

1) Семилетняя война

3) освободительное движение на Украине

2) принятие Соборного Уложения

4) освобождение Москвы от поляков

А3. Огнищанами в Древней Руси называли

1) управляющих княжеским имением

2) слуг, по правовому положению близких к рабам

3) младших членов княжеской дружины

4) временно зависимых крестьян

А4. Учреждение опричнины в правление Ивана Грозного имело целью

1) отмену полюдья

3) укрепление личной власти царя

2) отмену системы кормлений

4) окончательное закрепощение крестьян

А5. Государственный орган, ведавший обеспечением войска артиллерией, появился в

1) XIII в.

2) XIV в.

3) XVI в.

4) XIX в.

А6. Крупнейший иконописец XVI в. был

1) Феофан Грек

2) Дионисий

3) Симон Ушаков

4) Даниил Черный

А7. Понятие «посадские люди» относится к слою населения России

1) монастырским крестьянам

3) торгово-ремесленному населению городов

2) жителям западных областей

4) переселенцам из других стран

А8. Религиозную жизнь России в XVII в. характеризует появление

1) монахов

2) стригольников

3) славянофилов

4) старообрядцев

А9. Причина начала Смутного времени

1)пресечение царской династии

3)введение правила перехода крестьян в Юрьев день

2) введение системы кормлений

4) раскол Русской православной церкви

А10. Официальный документ, в отрывке из которого говорится: «Великий государь указал: во всех губерниях дворянских детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии… а как ту науку те их ученики выучат совершенно, то давать им свидетельствованные письма, а без таких писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать», – был утвержден в

1) первой половине XVII в.

3) первой половине XVIII в.

2) второй половине XVII в.

4) второй половине XVIII в.

А11. Работа Венского конгресса, решавшего вопрос об устройстве Европы после наполеоновских войн, началась в

1) 1812 г.

2) 1814 г.

3) 1821 г.

4) 1825 г.

А12.Государственная деятельность А.Аракчеева проходила в годы царствования

1) Екатерины II

2) Александра I

3) Александра II

4) Александра III

А13. Орган государственной власти, учрежденный в 1810 г., выполнявший законосовещательные функции и состоявший из министров и других высших сановников, назначаемых императором, назывался

1) Верховный Тайный совет

3) Негласный комитет

2) Учредительное Собрание

4) Государственный Совет

А14. Внешнюю политику Александра III характеризует

1) ведение активных боевых действий на Балканах

2) участие в антинаполеоновских коалициях

3) сближение с Францией

4) участие в Континентальной блокаде Англии

А15. Причина, побудившая Александра II провести военную реформу

1) подготовка к началу Кавказской войны

2) поражение России в Крымской войне

3) обострение противоречий между Антантой и Тройственным союзом

4) неудачи русской армии в ходе русско-турецкой войны

А16. Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?

А) К. Малевич

В) В. Перов

Д) И. Никитин

Б) Н. Ге

Г) М. Шагал

Е) И. Крамской

Укажите верный ответ.

1) АВД

2) БВЕ

3) БВГ

4) ВГД

А17. Прочитайте отрывок из обращения московских фабрикантов в 1840-х годах в правительство и укажите название явления, о котором идет речь.

«…в условиях замены ручной потребности автоматическим действие механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие…».



1) протекционизм

3) промышленный переворот

2) натуральное хозяйство

4) барщина

А18. Создание «Русской правды» – свода законов Древней Руси относится к

1) IX в.

2) XI в.

3) XII в.

4) XIV в.

А19. Московский князь, получивший ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель

1) Иван Калита

2) Иван III

3) Владимир Мономах

4) Ярослав Мудрый

А20. В XV–XVII вв. должностные лица, составлявшие большую часть государственного аппарата и ведавшие делопроизводством, назывались

1) кормленщиками

2) воеводами

3) дьяками

4) столоначальниками

А21. В результате реформ Избранной Рады середины XVI в. в России произошло

1) свержение монголо-татарского ига

3) учреждение патриаршества

2) утверждение абсолютной монархии

4) укрепление центральной власти

А22. Годы царствования Екатерины II

1) 1682-1725 гг.

2) 1730-1740 гг.

3) 1741-1761 гг.

4) 1762-1796 гг.

А23. Присоединение Крыма к России связано с именем



1) П. Румянцева

2) М. Кутузова

3) Г. Потемкина

4) С. Уварова

А24. Правление старшего родственника вместо малолетнего монарха называется

1) регентством

2) местничеством

3) фаворитизмом

4) престолонаследием

А25. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось

1) усилением самодержавной власти

3) учреждением системы коллегий

2) ослаблением крепостного гнета

4) усилением роли Боярской думы

А26. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло утверждение

1) светского искусства

3) интереса к античному искусству

2) классицизма в архитектуре

4) «золотого века» русской культуры

А27. Период времени, последовавший за событиями, описанными в сочинении историка В.О. Ключевского: «Целые годы Петр колебался в выборе приемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать Отдайте все…а кому, – ослабевшая рука не дописала явственно… Так престол был отдан на вол случая и стал его игрушкой», – получил название

1) Смутное время

3) эпоха дворцовых переворотов

2) бунташный век

4) «дней Александровых прекрасное начало»

А28. Крымская война проходила в период

1) 1768-1774 гг.

2) 1813-1814 гг.

3) 1853-1856 гг.

4) 1877-1878 гг.

А29. Участником событий на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

14 декабря 1825 г. был



1) А. Желябов

2) А. Герцен

3) М. Бакунин

4) К. Рылеев

А30. В период правления Александра III был обнародован

1) Свод законов Российской империи

2) «Циркуляр о кухаркиных детях»

3) Соборное Уложение

4) Манифест «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

А31. Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?

1) переход от мануфактуры к фабрике

3) активная роль государства

2) формирование новых соц. классов

4) использование наемного труда

А32. В результате военной реформы 1874 г.

1) регулярная армия заменялась народным ополчением

2) сокращался срок службы в армии и на флоте

3) лица дворянского сословия освобождались от призыва

4) вводились рекрутские наборы

А33. В годы царствования Александра I были, произошли события



А) введение рекрутской повинности

Г) подписание Тильзитского мира

Б) реформа высшего образования

Д) создание первых тайных обществ

В) отмена круговой поруки крестьян

Е) созыв Уложенной комиссии

Укажите верный ответ.

1) АБД

2) БДЕ

3) ВГЕ

4) БГД

А34. В отрывке из воспоминаний ученого о своем учителе: «Вооружившись приемами и задачами, выработанными исторической наукой первой половины нашего века, он впервые пересмотрел всю массу исторического материала, оставшегося от жизни русского народа с половины IX до последней четверти XVIII века… В 1851 г. вышел первый том его «Истории России», и с тех пор каждый год читатель получал новый том…» – речь идет о деятельности

1) П. Милюкова

2) Н. Карамзина

3) С. Соловьева

4) Н. Бердяева

Часть 2

В1. Расположите имена государственных деятелей в хронологической последовательности их жизни и деятельности.



А) Григорий Потемкин

В) Михаил Скобелев

Б) Дмитрий Шемяка

Г) Кузьма Минин

В2. Установите соответствия между именами российских исторических деятелей и событиями, произошедшими с их участием.

1) Александр Пересвет

А) прекращение Смуты

2) Дмитрий Пожарский

Б) Куликовская битва

3) П.А. Румянцев

В) Полтавская битва

4) А.В. Суворов

Г) Семилетняя война




Д) сражение на реке Рымник

В3. Прочитайте отрывок из описаний очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь.

«Поистине удивительно, как русские могли взобраться на такую крепость

и взяли ее с помощью одних осадных лестниц. Петр каламбурил по случаю успеха: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».

В4. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.



1) А. Герцен

А) написание романа «Что делать?»

2) Н. Чернышевский

Б) создание «Русской правды» декабристов

3) А. Желябов

В) создание РСДРП

4) П. Пестель

Г) создание организации «Народная воля»




Д) издание в эмиграции журнала «Колокол»

В5. Прочитайте отрывок из официального документа XIX в. и укажите его название. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем…». Данный документ получил название «Указ о вольных __________».

В6. Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления.

А) раскольники

Б) декабристы

В) опричники

Г) народники

В7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

1) Владимир Мономах

А) разгром половцев

2) Владимир Святославич

Б) объединение Киева и Новгорода

3) Ярослав Мудрый

В) восстание древлян

4) Игорь Старый

Г) крещение Руси




Д) принятие «Русской Правды»

В8. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название.

«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государев в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадских в посадских людех, или в стрельцы, … и за дворяны московскими. И за дьки, и за жилцы, … и за иноземцы, и за всякими вотчинниками и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам… всяких чинов людем без урочных».

В9. Установите соответствие между именами военачальников и названиями войн, военных компаний.

1) П. Багратион

А) Крымская война

2) М. Скобелев

Б) Отечественная война

3) П. Нахимов

В) русско-турецкая война

4) А. Меншиков

Г) Ливонская война




Д) Северная война

В10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию писателя XIX в., о воззрениях которого идет речь. «Только что начал свою общественно-религиозную проповедь, в огромном количестве рукописных и литографированных списков расходилась его «Исповедь», «В чем моя вера»… Всего важнее – собственное нравственное усовершенствование, отказ от пользования преимуществами нашего привилегированного положения, непротивление злу насилием, отказ участвовать во всем, где применяется насилие. Идеалом и носителем подлинной народной правды признавался <писателем> мужичок – солдат Платон Каратаев».
В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны

с правлением Александра II:



1) составление Полного свода законов Российской империи

2) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости

3) «хождение в народ»

4) начало полемики между западниками и славянофилами

5) открытие железной дороги Петербург-Москва

6) земская и судебная реформы


Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1  С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».
«Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».
С1. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.
С2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна? Назовите не менее двух результатов.
С3. Укажите, какие две причины внутри и две причины вне страны помешали России выиграть войну.


Задания С4  С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Укажите не менее трех основных проблем, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Назовите не менее двух мероприятий первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
С5. Некоторые историки считают, что распространение марксизма в России в конце XIX в. можно объяснить влиянием со стороны западноевропейского революционного движения.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах распространения марксизма в конце XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


С6. Назовите не менее двух реформ в области управления крестьянами и финансов, проведенные в период правления Николая I. Каковы их последствия? Назовите не менее трех последствий.
С7. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г.

с положением крестьянства согласно Соборному Уложению 1649 г.

Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Вариант 13

следующая страница >>


izumzum.ru