«Запуск» речи вашего ребенка - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Когда нужно обращаться к логопеду 1 25.78kb.
Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок? 1 231.81kb.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых... 1 54.54kb.
Давайте жить дружно!!! Для обеспечения комфортного и безопасного... 1 25.39kb.
Психологическая поддержка один из важнейших факторов, определяющих... 1 50.15kb.
«Секреты слов» Основные закономерности развития словаря и грамматического... 1 123.22kb.
Советы родителям пятиклассника 1 36.03kb.
С. Джули 2013 г. Определения типа темперамента опросник айзенка (подростковый) 1 60.67kb.
Услуга «Напиши письмо Деду Морозу» 1 9.47kb.
К. Д. Ушинский Дошкольный возраст наилучшее время для «запуск» человеческих... 2 658.83kb.
Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. 1 75.36kb.
Валентин никитин 1 175.74kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«Запуск» речи вашего ребенка - страница №1/1

«Запуск» речи вашего ребенка.

http://logoprognoz.com/misc/imglogo/rech.png

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения речевого развития могут быть в одной или нескольких областях, важных для речи. Наш курс «запуска» речи активно стимулирует все области. Если ребенок не говорит, его нервная система нуждается в определенной перезагрузке, толчке, который поможет «запустить» речь.



Движение.

Речь – это движение. Многим кажется, что здесь важны только движения губ и языка. На самом деле речевыми движениями управляют те же неврологические механизмы, которые управляют движениями всего тела.


У детей с речевыми нарушениями, как правило есть проблемы с движением, мышечным тонусом и восприятием.
Ученые обнаружили, что специальные упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата, стимулируют речевое развитие ребенка. Это система упражнений называется мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция происходит во время занятий по сенсомоторному развитию.
Наладить правильное кровоснабжение мозга и нормализовать мышечный тонус поможет общий развивающий массаж.
Для развития артикуляционных движений в некоторых случаях необходим логопедический массаж.
Также полезна специальная артикуляционная гимнастика, которая является обязательной частью занятия с логопедом.

Аудиторные процессы.

Это способность мозга выделять из потока информации, воспринимаемой на слух, звуки речи, различать их и интерпретировать. Логопеды обычно называют это фонематическим слухом. Примерно у 8% детей есть нарушения аудиторных процессов, хотя «общий» слух в норме.


Если ребенок не может правильно воспринимать речь, он не сможет и правильно говорить.

Коммуникация.

Ребенок учится говорить не просто так, а для того, чтобы общаться со взрослым. Иногда процесс формирования коммуникативных навыков нарушается задолго до появления речи.

Поэтому на занятиях с логопедом и на занятиях по сенсомоторному развитию формируется фундамент для речи – прагматические навыки, необходимые для ведения диалога. Это умение начинать диалог, обмениваться репликами с собеседником, менять тему диалога, заканчивать общение.
Когда ребенок освоил эти навыки, можно работать над постановкой звуков, увеличением словарного запаса и развитием грамматического строя речи.

Что же важнее?

Как правило, к тому моменту, когда родители обнаруживают трудности с речевым развитием, у ребенка уже есть несколько проблем, которые связаны между собой и усиливают друг друга. Поэтому лучше начать действовать во всех основных направлениях, не теряя драгоценное время.


Тем более, что методики, которые включены в курс не имеют никаких противопоказаний и отрицательных побочных эффектов. Это естественная стимуляция речевого развития.

Сенсомоторное развитие.Что это такое?

Система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка.



http://logoprognoz.com/misc/imglogo/piramida.jpghttp://logoprognoz.com/misc/imglogo/bochka.jpghttp://logoprognoz.com/misc/imglogo/ribka.jpg

Нужно ли это вашему ребенку?

Исследования, которые проводились в последние десятилетия выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалиянарушения развития аутистического спектраСДВГ) нарушены функции мозжечка.



Какую проблему это решает?

Для того, чтобы ребенок мог мыслить и действовать, его мозг должен постоянно обрабатывать информацию о состоянии тела и состоянии окружающего пространства. Эта информация попадает в мозг с помощью органов чувств (сенсорных систем).

Задача мозга - объединить и проанализировать эту информацию, отделяя важное от второстепенного. За это отвечает мозжечок.
Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении.

Раньше педагоги не уделяли внимания мозжечку и его функциям. Ребенок неуклюжий, его укачивает в машине, он не любит мыть голову или не дает подстригать ногти и т.д. – долго считалось, что все это не имеет никакого отношения к речи и интеллектуальному развитию.

Сейчас ученые доказали, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств – фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.

Кроме улучшения сенсорной интеграции на занятиях ребенок приобретает умения, необходимые для любого обучения:



  • умение сотрудничать со взрослым

  • умение выполнять правила и соблюдать границы

  • умение проявлять инициативу

  • умение получать удовольствие от собственной деятельности

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

Что это?


Система специальных упражнений, развивающих правильную работу речевого аппарата.

Нужно ли это вашему ребенку?


Назначается детям с дизартрией, моторной алалией, задержками речевого развития.

Какую проблему это решает?


У многих детей с речевыми проблемами нарушено кровоснабжение ствола мозга и иннервация мышц речевого аппарата. В результате ребенок не в состоянии контролировать работу этих мышц.

В таких случаях логопедический массаж должен предшествовать постановке звуков. Массаж начинается с воротниковой зоны (шея, плечи, верхняя часть спины), затем массируются мышцы лица, а также языка (если это необходимо).

Постепенно от массажа логопед переходит к артикуляционной гимнастике, когда ребенок сам выполняет упражнения, укрепляющие мышцы языка, губ, щек, мягкого неба.

Иногда постановка звуков может происходить прямо во время массажа или артикуляционной гимнастики.


Как проводится?


Необходимы регулярные процедуры — 4-5 раз в неделю.
Длительность процедуры 30-40 минут.
Курс — 10, 15 процедур.

Звуко-ритмический тренинг

Что это?


Комплекс упражнений, развивающих координацию между речью, слухом и движением. В занятиях используются терапевтические свойства музыки и, прежде всего, ритма.
Нужно ли это вашему ребенку?
Это занятия для детей с задержками речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием, дизартрией, нарушениями развития аутистического спектра и другими нарушениями развития.

Какую проблему это решает?


У большинства детей с различными речевыми проблемами нарушена функция мозжечка. Таким детям трудно контролировать свою артикуляцию, движения, поведение.

Следствие слабой работы мозжечка – нарушение чувства ритма. А ритм необходим для овладения речью, чтением, письмом, счетом.

Эффективный способ решения этой проблемы – специальный тренинг, объединяющий музыку, речь, движение и ритм. Такая ритмическая стимуляция помогает мозжечку «дозреть» и начать полноценно функционировать.

В чем новизна и отличие от других?


В основе звуко-ритмического тренинга лежат принципы музыкальной педагогики немецкого композитора и педагога Карла Орфа. Его педагогическая концепция называется «Schulwerk» - «Обучение в действии».

Как проводится?


Эти занятия – веселая и увлекательная музыкальная импровизация, которая доставляет ребенку радость. Тренинг включает в себя четыре направления.

1. Звучащие жесты.


Наш первый музыкальный инструмент – собственное тело. Хлопки в ладоши, щелчки пальцами, притопывания и другие звучащие жесты тренируют слуховое восприятие ребенка и воспитывают чувство ритма.

2. Импровизированное музыкальное движение.


Ребенок не только слушает, он двигается под музыку. Его задача – научиться передавать настроение и характер музыки, придумывая свои собственные движения.

3. Шумовые музыкальные инструменты.


Музыкальными инструментами становятся не только барабаны и маракасы и металлофоны, но и самые неожиданные «домашние» предметы. Ребенок изучает, как звучат бумажные, деревянные, стеклянные, металлические вещи, а также какие звучащие возможности есть у собственного голоса, губ, языка, щек.

4. Речевое музицирование.


Это музыкальные игры со звуками речи, слогами, считалками, дразнилками и короткими стишками. Такие музыкально-ритмические игры – замечательный мост от простого повторения отдельных звуков к творческому освоению языковых средств. Занятия для детей от 3-х до 7 лет.

Консультация логопеда:

Морковка и речевые проблемы


В прошлом веке родители часто давали маленьким детям морковку. Сейчас некоторые малыши тоже едят морковку, но она выглядит иначе.

Это морковка, которую ели дети


в прошлом веке.http://logoprognoz.com/misc/libr/carrot.jpg

Это морковка, которую дети едят сейчас.


http://logoprognoz.com/misc/libr/carrot2.jpg

Сами дети тоже изменились. В прошлом веке малыши в два года уже общались с родителями с помощью длинных и сложных высказываний. Сейчас для многих детей возраст два года - время появления первых слов. Или время обращения к логопеду по поводу отсутствия первых слов.


Какая связь между морковкой и речевыми проблемами?


Когда логопед спрашивает маму двух-трех летнего ребенка на приеме, любит ли ребенок жевать морковку или грызть яблоки, чаще всего мама отвечает:

- Нет, что вы. Он ест только пюре из баночки. Морковку съесть не заставить. Он ленится жевать.

На самом деле ребенок отказывается жевать твердую пищу не из-за того, что он ленивый. Для некоторых детей жевать – это тяжелая, почти непосильная работа. И это признак неврологических проблем.

Чаще всего жевать «ленятся» дети, которые родились в результате сложной беременности или тяжелых родов. У таких детей ствол мозга (который отвечает в том числе и за жевание) работает недостаточно хорошо.

Ствол мозга – это часть нервной системы, которая должна созреть у плода самой первой. И именно ствол мозга чаще всего страдает из-за различных вредностей, особенно из-за дефицита кислорода.

Младенец со стволовой недостаточностью вяло сосет, часто поперхивается, у него очень долго сохраняется обильное слюнотечение. Признаки стволовой недостаточности проявляются у детей, которым ставят диагноз дизартрия.

Дизартрия – это речевая патология, вызванная неправильной иннервацией мышц речевого аппарата. Такой диагноз ставится ребенку логопедом или неврологом после трех лет. Но уже в первые месяцы жизни ребенка можно увидеть признаки будущей дизартрии. И не только увидеть, но и начать с ними бороться.

Конечно, есть вариант не обращать на это внимания и подождать до 5 лет, как советуют многие педиатры. Но к этому возрасту у ребенка уже возникнет стойкая привычка неправильно произносить звуки речи. И эту привычку придется с большими усилиями преодолевать.


Что делать?


Есть очень эффективные и безопасные средства профилактики речевых нарушений, которые можно применять с первых недель жизни ребенка. Это общий массаж и физкультура.

Если у ребенка есть признаки стволовой недостаточности, то массаж нужно делать практически постоянно на протяжении всего первого года жизни. Массаж и физкультура обеспечивают хорошее кровоснабжение ствола мозга и дают ему возможность «дозреть» и восстановить свои функции. Большая часть проблем будет решена такими простыми средствами.

Если дизартрию обнаружили уже после трех лет, то тоже не все потеряно. Массаж и лечебная физкультура приносят очень хорошие результаты и в этом возрасте.

Речевой аппарат – это мышцы: языка, губ, щек, мягкого неба. А раз это мышцы, то их функции тоже можно тренировать. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Это специальные упражнения для языка и губ, которые ребенку назначает логопед. Обычно упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать с помощью зрения положения языка и губ.

Но иногда проблемы с иннервацией мышц бывают настолько серьезными, что ребенок практически не может управлять движениями своего языка. Мышечный тонус либо очень слабый, либо слишком сильный. У некоторых детей возникают движения языка, которые они не могут контролировать – гиперкинезы.

В этом случае назначается логопедический массаж. Его цель сделать речевой аппарат ребенка «управляемым». Когда ребенок научится контролировать движения своих мышц, логопед сможет научить ребенка правильно произносить звуки.

Логопедический массаж – это не только массаж языка. Иногда массаж языка даже не нужен! Если есть серьезные проблемы с мышцами языка, значит ствол мозга не может нормально работать. Ему нужно помочь. Поэтому опытный логопед всегда начинает логопедический массаж с воротниковой зоны – мышц шеи и верхней части спины.

При чем тут морковка? Она тоже может пригодиться для тренировки мышц.

Известно, что мозг посылает сигнал мышцам. Но есть и обратная связь от мышц к мозгу. Благодаря этой обратной связи мы можем корректировать и совершенствовать свои движения.

Ребенку с дизартрией нужно обязательно учиться жевать твердую пищу. Это может быть морковка, яблоко или что-то, что нравится ребенку. Это тоже своеобразная тренировка, которая необходима для нормальной работы мышц. В нашем организме работают только те функции, которыми мы пользуемся. Когда мы едим и когда мы говорим, мы используем почти одни и те же мышцы. Если ребенок привык к пище, которую нужно только глотать и не нужно жевать, то мышцы развиваться не будут.

Качели вместо логопеда.

http://logoprognoz.com/misc/libr/swing1.png

В Германии и в США некоторое время назад появились очень необычные кемпинги. Гости там ночуют в особых палатках, подвешенных к ветвям огромных деревьев.


Действительно интересная идея.


Ведь практически все люди с детства почему-то неравнодушны к разным гамакам, качелям и другим приспособлениям, которые нас раскачивают, раскручивают и отрывают от земли.

Почему же большинству людей так нравится качаться? Ведь вообще-то мы созданы, чтобы ходить по земле, а не летать. Возможно любовью к качелям мы обязаны воспоминаниям о нашей внутриутробной жизни. Именно тогда мы ощущали эти приятные покачивания в течение почти целых девяти месяцев.

Вы не поверите, но первые вестибулярные реакции плода можно обнаружить уже на 22 день после оплодотворения! Через два дня после того, как начинается биться сердце.

Чувство равновесия – это самое первое ощущение, которое формируется у человека. Еще не родившись, малыш оказывается уже умеет различать, где верх, а где низ и начинает ощущать форму и границы своего тела.

Но столь раннее созревание чувства равновесия приводит к тому, что оно очень уязвимо. Любые вредности, которые воздействуют на плод, могут привести к нарушению правильного развития вестибулярного чувства. Особенно плохо сказывается недостаток кислорода. Асфиксия (кислородное голодание) может возникать как во время беременности, так и во время родов.

В результате многие младенцы рождаются с вестибулярными нарушениями. И эти нарушения редко бывают изолированными. Как правило «за компанию» нарушается мышечно-суставное (проприоцептивное) и тактильное чувства.

Сейчас многие исследователи считают, что именно эти три системы (вестибулярная, проприоцептиптивная и тактильная) являются базовыми для успешного обучения всему. В том числе и для обучению речи.

Действительно, практически у всех детей с тяжелыми речевыми нарушениями и аутизмом есть проблемы с функционированием этих трех базовых систем.


Что же делать?


Нужно помогать вестибулярной системе доозреть. Для этого ребенку нужны вестибулярные ощущения.

Младенец, появившийся на свет, полностью зависит от нас, взрослых. Он пока не может сам стимулировать свою вестибулярную систему. Но практически во всех традиционных культурах всегда было принято укачивать младенцев. Оказывается у этой традиции есть очень серьезный неврологический смысл. Эти ощущения важны для нашего выживания. То есть люльки, коляски, качели – это своеобразные тренажеры для нашей нервной системы.

Зрелая вестибулярная система - это фундамент на котором формируется речь ребенка. Если возникают серьезные проблемы с речью – есть смысл вернуться на несколько шагов назад и дать возможность нервной системе ребенка дополучить необходимые ощущения. Для этого разработаны специальные педагогические подходы: сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция и др.

Недостаточность развития чувства равновесия никуда не исчезает с возрастом.

Подростки ищут вестибулярной стимуляции на дискотеке, раскачиваясь под монотонную ритмичную музыку. Даже взрослых людей раскачивание умиротворяет и успокаивает.

Поэтому, если в выходной день вы все еще раздумываете, куда пойти с ребенком: в кино или в парк аттракционов, правильное решение – аттракционы.


А у вас тоже есть вопросы о сенсомоторном развитии?


Большинству детей с речевыми проблемами мы рекомендуем посещать занятия по сенсомоторному развитию с мозжечковой стимуляцией. Но такие занятия непривычны не только для родителей, но даже для многих педагогов и врачей.
Поэтому часто возникают вопросы и даже сомнения: а нужно ли это моему ребенку? Будет ли результат?
Давайте разберемся, что это за занятия и действительно ли они эффективны.

Вопрос первый. Какая связь между речью и батутом?


В нашем сенсомоторном пространстве нет столов и стульев. Зато есть батут, горка, разные виды качелей и множество специальных игрушек для развития равновесия и координации движений. Зачем это нужно?

Современные исследования в области нейронаук доказали, что речь и поведение ребенка во многом зависят от уровня развития функций мозжечка.

Что происходит на этих занятиях? Осознавая свое тело через движение, тренируя вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы, ребенок приобретает надежный фундамент для речевого развития.

Иногда таких занятий достаточно для «запуска» речи. В некоторых случаях после «создания фундамента» нужны традиционные занятия с логопедом.



становится его «учителем».


izumzum.ru