Занятие №7 многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных элементы содержания, проверяемые на егэ - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к коллоквиуму 1 29.48kb.
В помощь студентам при подготовке к экзамену по физиологии растений 1 45.45kb.
Закон Кыргызской Республики "О химизации и защите растений" 1 223.4kb.
Вопросы к итоговому занятию по темам: «Вегетативные органы высших... 1 18.3kb.
Тема. Экскурсия в осенний парк. (2 класс) 1 79.81kb.
В саду появились вредители растений. Что делать 1 32.3kb.
Искусственные, стабилизированные, натуральные растения и кашпо эксклюзивного... 1 120kb.
СД. 01 Ботаника: систематика низших растений 3 399.34kb.
Использование растений, выращенных Вами на своём участке, для оздоровления... 1 144.56kb.
Грибные болезни хлебных злаков 1 293.42kb.
Класс: 7 Тема Покрытосеменные Урок №9 Тема урока: Характеристика... 1 64.25kb.
Дидактический материал для достижения метапредметных результатов... 1 104.41kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Занятие №7 многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных - страница №1/1

Занятие №7
МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. КЛАССЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ

Многообразие растений. Основные отделы растений. Клас­сы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

Группа

растений

Особенности строения и жизнедеятельности

Представители

Низшие рас­тения (отделы зеленых, бурых и красных водо­рослей)

Тело представлено талломом (слоеви­щем), не дифференцированным на тка­ни и органы.

Многоклеточные водоросли имеют ри­зоиды, которыми прикрепляются к суб­страту



Зеленые: хлорел­ла, хламидомонада, улотрикс, спироги­ра, ульва.

Бурые: ламинария. Красные: порфира



Высшие рас­тения

Тело расчленено на органы, имеются ткани




Отдел

Моховидные

Имеют органы: стебель и листья. Не имеют корней (имеют ризоиды). Прово­дящие ткани развиты слабо. Размножа­ются спорами. Для оплодотворения не­обходимо наличие воды. В жизненном цикле преобладает гаметофит. Сфагно­вые мхи участвуют в образовании торфа

Кукушкин лен, сфаг­нум

Отделы

Папоротниковид­ные, Хвощевид­ные и Плауно­видные

Имеют органы: стебель, лист и корень. Проводящие ткани развиты хорошо. Раз­множаются спорами. Для оплодотворения необходима вода. Гаметофит представ­лен заростком. Преобладает спорофит. Образовали залежи каменного угля

Папоротники: орляк, щитовник.

Плауны: плаун бу­лавовидный.

Хвощи: хвощ поле­вой


Отдел

Голосеменные

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотворе­ние происходит без участия воды. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит силь­но редуцирован, преобладает спорофит

Все хвойные рас­тения (ель, сосна, можжевельник, ли­ственница и др.), а также гинкго

Отдел

Цветковые (По­крытосеменные)

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотво­рение двойное, происходит без участия воды. Имеется цветок, на месте которого формируется плод. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит сильно редуциро­ван, преобладает спорофит

Элодея, кувшинка, кактусы и все дру­гие растения, имею­щие цветок


ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАСТЕНИЙ

Одной из особенностей растений является чередование поко­лений в жизненном цикле. Половое поколение (гаплоидный гаметофит) сменяет бесполое (диплоидный спорофит). Вкратце это происходит так: гаплоидный гаметофит путем митоза производит мужские и женские гаметы, происходит оплодотворение, образуется диплоидная зигота, из которой путем митоза развивается спорофит. В результате мейоза у спорофита образуются гаплоидные споры, из которых опять вырастает гаплоидный гаметофит. В ходе эволю­ции наблюдается постепенная редукция гаметофита.

У цветковых растений гаплоид­ная стадия редуцирована еще сильнее. Мужской гаметофит пред­ставлен пыльцевым зерном (как и у голосеменных), а женский - за­родышевым мешком (всего семь клеток).

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе эволюции растений происходит постепенная редукция гаплоидной стадии (гаметофита).



КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Признаки

Класс Однодольные

Класс Двудольные

1. Главный признак - количество семядолей в зародыше семени

Одна семядоля

Две семядоли

2. Жилкование листьев

Параллельное или дуговое

Сетчатое

3. Корневая система

Мочковатая

Стержневая

4. Строение цветка

Число частей цветка обычно кратно трем. Околоцветник простой

Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти. Околоцветник двойной

5. Наличие камбия

Нет

Есть

Однако следует помнить и про исключения из общего правила. На­пример, вороний глаз имеет сетчатое жилкование, но одну семядо­лю, и поэтому его относят к однодольным растениям. Подорожник имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование, но от­носится к двудольным, т. к. имеет две семядоли.
СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Главным признаком при разделении цветковых растений на се­мейства является строение цветка и плода.





ТРЕНИНГ

1. К низшим растениям относится:

  1. элодея; 3) кукушкин лен;

  2. ламинария; 4) ряска.


2. Растения, состоящие из клеток, недифференцирован­ных на ткани, относятся к группе:

  1. плаунов; 3) мхов;

  2. водорослей; 4) хвощей.


3. Почему улотрикс и спирогира относятся к водорослям?

  1. их тело недифференцировано на ткани и органы;

  2. в их клетках имеются хлоропласты;

  3. они обитают в водной среде;

  4. в процессе фотосинтеза они выделяют кислород.


4. Растения какой группы образуют залежи торфа?

  1. моховидные; 3) цветковые;

  2. папоротниковидные; 4) древние водоросли.


5. Мхи, так же как и папоротники:

  1. размножаются семенами;

  2. нуждаются в воде для оплодотворения;

  3. имеют корневую систему;

  4. являются гетеротрофными организмами.


6. Из споры папоротника развивается:

  1. корневище; 3) заросток;

  2. слоевище; 4) корень.


7. На нижней стороне листьев щитовника мужского обра­зуются:

  1. семена; 3) заростки;

  2. споры; 4) сперматозоиды.


8. Голосеменные в отличие от покрытосеменных не имеют

  1. устьиц; 3) проводящей ткани;

  2. хлоропластов; 4) цветков и плодов.


9. Хвойные и цветковые растения размножаются с помо­щью:

  1. луковиц; 3)спор;

  2. плодов; 4) семян.


10. Голосеменные растения в отличие от папоротнико­образных:

  1. производят органические вещества из неорганических;

  2. имеют цветок и плод;

  3. имеют корень, стебель, листья;

  4. размножаются семенами.


11. Горох, фасоль и люпин относят к семейству бобовых, т. к. у них:

  1. стержневая корневая система;

  2. одинаковые потребности в условиях;

  3. одинаковое жилкование листьев;

  4. сходное строение цветков и плодов.


12. К какому отделу и классу относятся растения с мочко­ватой корневой системой, параллельным жилкованием ли­стьев и одной семядолей в семени?

  1. покрытосеменные, однодольные;

  2. покрытосеменные, двудольные;

  3. голосеменные, однодольные;

  4. голосеменные, двудольные.


13. Почему крестоцветных относят к классу двудольных?

  1. имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев;

  2. имеют стержневую корневую систему и параллельное жилкова­ние листьев;

  3. имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкова­ние листьев;

  4. имеют цветок и плод.


14. Симбиоз с клубеньковыми бактериями образуют рас­тения семейства:

  1. крестоцветных; 3) лилейных;

  2. злаковых; 4) бобовых.


15. Характерной чертой растений семейства лилейных является:

  1. наличие луковицы или корневища; 3) плод стручок или стручочек;

  2. двойной околоцветник; 4) стержневая корневая система.


16. Плод стручок имеется у растений семейства:

  1. бобовые; 3) лилейные;

  2. крестоцветные; 4) пасленовые.


17. Сетчатое жилкование и стержневую корневую систему имеют растения:

  1. двудольные; 3) низшие;

  2. однодольные; 4) злаковые.


18. Картофель и томат относятся к растениям:

  1. пасленовым; 3) голосеменным;

  2. однодольным; 4) низшим.


19. Большинство плодовых деревьев (яблоня, вишня, сли­ва, рябина и др.) относятся к семейству:

  1. пасленовых; 3) сложноцветных;

  2. розоцветных; 4) крестоцветных.


20. Общим для низших и высших растений является:

  1. клеточное строение; 3) наличие органов;

  2. наличие тканей; 4) размножение семенами.