Закон туркменистана об особо охраняемых природных территориях - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особо охраняемые природные территории (оопт) предназначены для сохранения... 6 1006.33kb.
Актуальность темы. Важнейшим современным направлением международной... 1 179.38kb.
Охрана и государственный экологический контроль подведомственной... 1 19.29kb.
1. Отделу биоразнообразия (И. Р. Валеев), администрациям государственных... 1 91.56kb.
Особо охраняемые природные территории Приморского края и экологический... 1 83.41kb.
М. В. Мирутенко 1 446.49kb.
Материалы коплексного экологического обследования участка территории... 1 144.96kb.
Третий экономический форум России и Туркменистана 1 18.37kb.
О международной научно-практической конференции по повышению продовольственной... 1 37.18kb.
Михоцкий Главный закон развития Земли p 7 2941.93kb.
2002г. 2002г. Рекомендации по заполнению формы федерального государственного... 2 316.92kb.
Ооо совместная компания Xiamen Golden Dragon Bus Co., Ltd была образ... 3 381.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Закон туркменистана об особо охраняемых природных территориях - страница №1/2

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА Об особо охраняемых природных территориях

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации управления, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, представляющих особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную ценность.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:



особо охраняемые природные территории - участки окружающей природной среды (земель, лесов, вод, недр, воздушного пространства), природные комплексы и отдельные объекты, имеющие особую природоохранную, научную, культурно-познавательную, рекреационно-оздоровительную, эстетическую ценность, взятые под особую охрану государства с целью сохранения и восстановления экологического равновесия, богатства и разнообразия природных ресурсов и полезных свойств природной среды;

система особо охраняемых природных территорий - совокупность экологически связанных между собой особо охраняемых природных территорий различных категорий, обеспечивающая представительство в них природных комплексов и объектов географических зон;

биологическое разнообразие - совокупность растительных, животных и других организмов, характерных для определённой территории;

охранная зона - зона, создаваемая вокруг некоторых видов особо охраняемых природных территорий в целях их защиты от неблагоприятного воздействия, с запрещением или ограничением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем особо охраняемых природных территорий и находящихся на них природных комплексов и объектов;

природоохранные государственные учреждения - виды особо охраняемых природных территорий со статусом юридического лица;

природные комплексы особо охраняемых природных территорий - совокупность объектов живой и неживой природы, подлежащих особой охране;

Летопись природы - свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных биосферных заповедников и национальных природных парков за состоянием экологических систем и природных объектов, проводимых по единой методике;

интродукция - преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания;

государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - свод сведений о правовом статусе; географическом положении; количественных и качественных характеристиках экологической, научной, экономической, просветительской, культурной и иной ценности особо охраняемых природных территорий;

устойчивое использование особо охраняемых природных территорий - использование биологических ресурсов особо охраняемых природных территорий таким образом и такими темпами, которые в долгосрочной перспективе не способны привести к их истощению;

экологическая сеть - комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами особо охраняемых природных территорий экологическими коридорами и организованных с учётом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона;

экологический коридор - часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами особо охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и их сохранения;

охрана особо охраняемых природных территорий - комплекс мероприятий, проводимых на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Туркменистана;

генетический фонд - вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками;

генетические ресурсы - любой генетический материал растительного и животного происхождения, представляющий ценность для настоящего и будущего поколений человечества.

Статья 2. Законодательство Туркменистана об особо охраняемых природных территориях

1. Законодательство Туркменистана об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана.

2. Отношения по использованию и охране недр, земель, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются специальными законами Туркменистана.

3. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные принципы государственной политики в области особо охраняемых природных территорий

Основными принципами государственной политики в области особо охраняемых природных территорий являются:

1) развитие системы особо охраняемых природных территорий, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, экологических систем, уникальных и типичных ландшафтов;

2) государственное управление и контроль в области особо охраняемых природных территорий;

3) устойчивое использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, образования, экологического туризма и сбора урожая природных ресурсов;

4) платность использования особо охраняемых природных территорий;

5) возмещение ущерба, нанесённого особо охраняемым природным территориям;

6) ответственность за нарушение законодательства Туркменистана в области особо охраняемых природных территорий;

7) участие граждан и общественных объединений в решении задач охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

8) доступ к информации об особо охраняемых природных территориях;

9) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.

Статья 4. Земли особо охраняемых природных территорий

1. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Туркменистана.

2. Земли особо охраняемых природных территорий являются исключительной собственностью государства.

3. На землях особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению.



Статья 5. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости и ценности

природных комплексов и объектов подразделяются на следующие категории:

1) особо охраняемые природные территории международного значения, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики, рекреации, включённые и предполагаемые для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в список Всемирной сети биосферных заповедников

ЮНЕСКО, в Международные списки Международного союза охраны природы;

2) особо охраняемые природные территории государственного значения, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение в пределах Туркменистана;

3) особо охраняемые природные территории местного значения, имеющие экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение в пределах конкретной территории велаята, города с правами велаята, этрапа, города с правами этрапа, города в этрапе, посёлка, генгешлика.

2. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:

1) государственные природные заповедники;

2) государственные биосферные заповедники;

3) национальные природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) государственные памятники природы;

6) природные территории оздоровительного назначения;

7) государственные ботанические сады;

8) государственные зоологические парки.

Законодательством Туркменистана могут предусматриваться и иные виды особо охраняемых природных территорий.

3. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категориям международного, государственного и местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Туркменистана.



Статья 6. Создание, реорганизация и прекращение деятельности особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории, по категории значимости относящиеся к международным и государственным, создаются решением Кабинета Министров Туркменистана по представлению уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

2. Реорганизация и прекращение деятельности особо охраняемых природных территорий, по категории значимости относящихся к международным и государственным, осуществляются на основе решения Кабинета Министров Туркменистана по представлению уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий или другого заинтересованного органа государственного управления при наличии согласования с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

3. Решения о создании, реорганизации и прекращении деятельности особо охраняемых природных территорий местного значения принимаются органами местной исполнительной власти по согласованию с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

4. Изъятие земель особо охраняемых природных территорий для государственных и общественных нужд допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Туркменистана, принятому по представлению заинтересованных органов государственного управления, согласованному с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

Статья 7. Правовой статус особо охраняемых природных территорий

1. Типовое положение о каждом виде особо охраняемых природных территорий разрабатывается уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий и вносится на утверждение Кабинета Министров Туркменистана.

На основе соответствующего типового положения разрабатывается положение по каждой конкретной особо охраняемой природной территории, утверждаемое государственным органом, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.

2. Особо охраняемые природные территории образуются без указания сроков их функционирования (бессрочные) или на определённый срок (срочные).

3. Природоохранным государственным учреждениям земельные участки под особо охраняемые природные территории предоставляются во владение и пользование безвозмездно в соответствии с земельным законодательством Туркменистана.

4. Здания и сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным государственным учреждениям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.



Статья 8. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий

1. Для обеспечения особой охраны и защиты от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг особо охраняемых природных территорий создаются охранные зоны.

2. Охранные зоны:

1) создаются в обязательном порядке вокруг государственных природных заповедников и государственных биосферных заповедников;

2) могут быть созданы вокруг национальных природных парков и иных особо охраняемых природных территорий.

3. Решение об образовании, размерах, границах и режиме природопользования на территории охранных зон особо охраняемых природных территорий, исходя из их категории, принимается:

1) международного и государственного значения - Кабинетом Министров Туркменистана по предложению уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий;

2) местного значения - органами местной исполнительной власти по согласованию с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

4. Решение об установлении охранной зоны принимается одновременно с образованием особо охраняемой природной территории.

5. Решение об объявлении территории охранной зоной не влечёт за собой изъятие соответствующих земельных участков (водных объектов) у их владельцев и пользователей.



Статья 9. Резервирование земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий

1. Резервирование особо ценных в природном, культурно-историческом плане земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий, исходя из их категории, производится уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий или органами местной исполнительной власти по согласованию с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

2. При резервировании земель и создании особо охраняемых природных территорий, их охранных зон убытки юридических и физических лиц (землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков), вызванные ограничением или прекращением их деятельности, подлежат компенсации в порядке, установленном законодательством Туркменистана.

3. Владение и пользование земельными участками или передача их в аренду юридическим и физическим лицам допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. Порядок резервирования земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий определяется уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий по согласованию с уполномоченным органом государственного управления в области земельных ресурсов.

Статья 10. План управления особо охраняемой природной территорией

1. Деятельность, осуществляемая на особо охраняемой природной территории, ведётся в соответствии с годовым и пятилетним планами управления особо охраняемой природной территории, утверждаемыми государственным органом, в ведении которого она находится.

2. Планы управления особо охраняемой природной территорией разрабатываются администрацией особо охраняемой природной территории в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

3. План управления особо охраняемой природной территорией включает:

1) оценку деятельности особо охраняемой природной территории за предыдущий период;

2) анализ изменений природных и социально-экономических условий за предыдущий период;

3) мероприятия по каждому направлению научной, природоохранной, эколого-просветительской, туристической, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории на последующий период;

4) механизмы реализации плана управления путём совершенствования структуры управления, нормативной правовой базы, обеспечения кадрами и повышения их квалификации, взаимодействия с местным населением и органами местной исполнительной власти и местного самоуправления.



Статья 11. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведётся в целях:

оценки состояния системы особо охраняемых природных территорий;

определения перспектив их развития;

организации их охраны;

рационального проведения и планирования научных исследований;

обеспечения органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций сведениями, содержащимися в кадастре, для их учёта при решении задач социально-экономического развития.

2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведётся за счёт средств Государственного бюджета Туркменистана.



Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории финансируются, исходя из их категории и вида:

1) особо охраняемые природные территории международного и государственного значения, за исключением природных территорий оздоровительного назначения, – за счёт средств Государственного бюджета Туркменистана;

2) особо охраняемые природные территории местного значения – за счёт средств местных бюджетов органов местной исполнительной власти и местного самоуправления;

3) природные территории оздоровительного назначения – за счёт собственных средств органов государственного управления и профсоюзных органов, в ведении которых находятся эти особо охраняемые природные территории.

При формировании средств соответствующих бюджетов для финансирования деятельности особо охраняемых природных территорий учитываются дополнительно средства, получаемые от:

1) доходов от природоохранной, рекламно-издательской и просветительской деятельности;

2) поступлений в счёт возмещения ущерба, причинённого природным комплексам и объектам;

3) штрафов, взыскиваемых в административном и судебном порядке;

4) поступлений, полученных от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, от продажи незаконно добытой продукции;

5) грантов, добровольных взносов юридических и физических лиц;

6) средств, полученных от выдачи разрешений на доступ физических лиц на их территории и пользование природными ресурсами;

7) доходов от туристической, рекреационной и иной деятельности;

8) иных поступлений из источников, не запрещённых законодательством Туркменистана.



Статья 13. Доступ физических лиц в особо охраняемые природные территории

1. Физические лица могут посещать особо охраняемые природные территории в порядке, установленном настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.

В целях охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, среды их произрастания и обитания доступ физических лиц в отдельные части особо охраняемых природных территорий устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.

2. Доступ физических лиц на особо охраняемые природные территории осуществляется в соответствии с правилами посещения этих территорий, утверждаемыми органами, в ведении которых они находятся.

3. Доступ иностранных граждан в особо охраняемые природные территории осуществляется по решению Кабинета Министров Туркменистана, принятому по представлению заинтересованного органа государственного управления, согласованному с уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 14. Органы государственного управления

Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляют Кабинет Министров Туркменистана, уполномоченный орган государственного управления в области особо охраняемых природных территорий, органы местной исполнительной власти и местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.



Статья 15. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана в области особо охраняемых природных территорий

Кабинет Министров Туркменистана:

- разрабатывает основные направления государственной политики в области особо охраняемых природных территорий;

- обладает правом владения, пользования и распоряжения особо охраняемыми природными территориями;

- утверждает программы развития системы особо охраняемых природных территорий по представлению уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий;

- утверждает правила выделения земельных участков на территории государственных природных заповедников, государственных биосферных заповедников и национальных природных парков для осуществления регулируемой туристической и рекреационной деятельности;

- принимает решение по образованию, реорганизации и прекращению деятельности особо охраняемых природных территорий международного и государственного значения;

- координирует международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий;

- решает иные вопросы, входящие в его компетенцию в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

Статья 16. Компетенция уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий

1. Уполномоченный орган государственного управления в области особо охраняемых природных территорий:

- реализует государственную политику в области особо охраняемых природных территорий;

- координирует деятельность государственных органов и организаций в области особо охраняемых природных территорий;

- разрабатывает программы развития системы особо охраняемых природных территорий;

- организует разработку научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет руководство подведомственными ему особо охраняемыми природными территориями;

- разрабатывает нормативные правовые акты в области особо охраняемых природных территорий;

- устанавливает размеры тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями;

- организует разработку и утверждает планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении;

- разрабатывает, утверждает и ведёт государственный кадастр особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет государственный контроль за состоянием, охраной и использованием особо охраняемых природных территорий в соответствии с утвержденными годовыми и пятилетними планами управления особо охраняемыми природными территориями;

- несёт ответственность за своевременное представление отчетности статистическим органам о деятельности подведомственных особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий;

- решает иные вопросы, входящие в его компетенцию в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

2. Для управления особо охраняемыми природными территориями создаются природоохранные государственные учреждения, полномочия которых определяются настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Туркменистана и типовыми положениями о них, утверждаемыми уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.



Статья 17. Компетенция органов местной исполнительной власти и местного самоуправления в области особо охраняемых природных территорий

Органы местной исполнительной власти и местного самоуправления:

- участвуют в мероприятиях по созданию и функционированию особо охраняемых природных территорий;

- вносят в уполномоченный орган государственного управления в области особо охраняемых природных территорий предложения по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий;

- принимают решение по образованию, реорганизации и прекращению деятельности особо охраняемых природных территорий местного значения;

- принимают участие и оказывают содействие в организации разработки и обеспечения проведения государственной экологической экспертизы, научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий;

- решают иные вопросы, входящие в их компетенцию в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

Статья 18. Участие общественных объединений и граждан в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий

1. Общественные объединения и граждане вправе принимать участие и оказывать содействие уполномоченному органу государственного управления в области особо охраняемых территорий в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

2. Уполномоченный орган государственного управления в области особо охраняемых территорий учитывает предложения общественных объединений и граждан по охране и рациональному использованию указанных территорий.

3. Общественные объединения и граждане имеют право запрашивать и получать от уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых территорий информацию об особо охраняемых природных территориях. Данный орган предоставляет такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана.

4. Общественные объединения и граждане имеют право проводить общественную экологическую экспертизу и осуществлять общественный экологический контроль при организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном законодательством Туркменистана.

Статья 19. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий

1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий имеет целью обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства Туркменистана в области особо охраняемых природных территорий.

2. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 20. Общие положения о государственных природных заповедниках

1. Государственными природными заповедниками являются особо охраняемые природные территории, создаваемые с целью сохранения и изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических и геологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов и явлений, разработки научных основ охраны окружающей среды.

2. Государственный природный заповедник является юридическим лицом и образуется в форме природоохранного государственного учреждения решением Кабинета Министров Туркменистана по представлению уполномоченного органа государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

3. Решение об объявлении соответствующей территории государственным природным заповедником влечёт за собой изъятие соответствующих земельных участков (водных объектов) у их пользователей и владельцев в порядке, установленном законодательством Туркменистана.

4. Государственные природные заповедники действуют на основании положений о них, утверждаемых уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

Статья 21. Основные направления деятельности государственных природных заповедников

К основным направлениям деятельности государственных природных заповедников относятся:

1) обеспечение режима охраны и сохранения биологического и генетического разнообразия путём поддержания в естественном состоянии всего природного комплекса государственного природного заповедника;

2) ведение Летописи природы;

3) проведение научных исследований, подготовка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию охраны и использованию природных ресурсов;

4) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, которые могут оказать вредное воздействие на экологические системы государственного природного заповедника;

5) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы и заповедного дела;

6) проведение эколого-просветительской деятельности.



Статья 22. Режим охраны государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника устанавливается заповедный режим, при котором запрещаются:

1) действия, изменяющие гидрологический режим территории;

2) строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций и объектов, не связанных с деятельностью государственного природного заповедника;

3) геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;

4) нарушение почвенного покрова, разрушение выходов минералов и обнажений горных пород;

5) все виды лесопользования, заготовка кормовых трав, лекарственных и иных растений, выпас скота и другие виды пользования растительным миром, приводящие к нарушению растительного покрова;

6) охота, рыбная ловля, отлов и уничтожение животных, нарушение среды обитания животных;

7) вселение (акклиматизация) новых видов животных и растений и проведение мероприятий по увеличению численности отдельных видов животных сверх допустимой исходя из естественной ёмкости угодий;

8) сбор коллекционных материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований в государственном природном заповеднике;

9) применение химических веществ и препаратов, негативно влияющих на экологические системы, биологическое разнообразие;

10) прогон домашних животных, передвижение механизированных транспортных средств вне дорог и водных путей общего пользования;

11) шумовые и акустические воздействия искусственного происхождения, превышающие установленные нормы.

2. В государственных природных заповедниках допускается:

1) осуществление мероприятий по восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов и отдельных объектов природы, подвергшихся отрицательным антропогенным воздействиям;

2) проведение противопожарных и санитарных мероприятий;

3) деятельность, необходимая для выполнения научно-исследовательских и других целевых задач;

4) осуществление экологического мониторинга (ведение Летописи природы);

5) проведение эколого-просветительской работы.

3. Пребывание физических лиц на территории государственного природного заповедника допускается только при наличии разрешающих документов.



Статья 23. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках

1. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках осуществляется путём стационарных и иных наблюдений, экспериментальных работ по изучению природных комплексов, отдельных объектов природы, динамики природных процессов, мониторинга по программе «Летопись природы» с целью оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия, восстановления экологических систем и объектов государственного заповедного фонда.

2. Для проведения научно-исследова­тельских работ в государственных природных заповедниках создаются научные подразделения с соответствующим штатом научных работников.

3. Основные направления деятельности научных подразделений государственных природных заповедников утверждаются уполномоченным органом государственного управления в области особо охраняемых природных территорий.

4. Для рассмотрения планов научных исследований, отчётов научных работников в государственных природных заповедниках создаются научно-технические советы, в состав которых могут входить научные работники и специалисты других научных учреждений.

Статья 24. Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников

1. Эколого-просветительская, деятельность государственных природных заповедников осуществляется в целях формирования и развития экологического образования, воспитания и культуры населения для сохранения природной среды, биологического разнообразия и развития заповедного дела.

2. Для проведения эколого-просвети­тельских мероприятий в государственных природных заповедниках могут создаваться визит-центры, музеи, экспозиции, демонстрационные участки и другие объекты.

3. Государственные природные заповедники при осуществлении эколого-просветительской деятельности могут привлекать специалистов из других организаций и общественных объединений.



Статья 25. Режим охранных зон государственных природных заповедников

1. В охранных зонах государственных природных заповедников запрещается:

1) создание новых и расширение существующих населённых пунктов;

2) размещение, проектирование, строительство и эксплуатация объектов, внедрение новых технологий, оказывающих вредное воздействие на экологические системы государственного природного заповедника;

3) ведение сельского и лесного хозяйства в интенсивных формах с применением токсичных для животного и растительного мира ядохимикатов, удобрений и гербицидов;

4) выброс в атмосферу и сброс в водные источники и на почву загрязняющих веществ и сточных вод, размещение отходов;

5) добыча полезных ископаемых;

6) любительская, спортивная и промысловая охота;

7) захоронение радиоактивных материалов и промышленных отходов;

8) деятельность, способная изменить гидрологический режим экологических систем государственного природного заповедника (строительство плотин, дамб, гидротехнических сооружений и других объектов, приводящих к прекращению или снижению естественного стока вод);

9) интродукция чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений;

10) другая деятельность, оказывающая вредное воздействие на экологические системы государственного природного заповедника.

2. На территории охранных зон государственных природных заповедников могут осуществляться различные формы хозяйственной деятельности, не оказывающие негативное воздействие на состояние экологических систем заповедника:

1) лесохозяйственная деятельность;

2) традиционное землепользование, включая выпас скота и сенокошение, а также иная деятельность в рамках обеспечения долговременной сохранности и неуязвимости биологического разнообразия;

3) туристическая и рекреационная деятельность;

4) использование минеральных вод, бальнеологических и климатических ресурсов;

5) промысловое, любительское и спортивное рыболовство;

6) проведение наземных и авиационных работ по тушению пожаров;

7) рекультивация нарушенных земель;

8) восстановление лесных и иных растительных сообществ;

9) восстановление среды обитания и численности диких животных;

10) другие виды деятельности, не запрещённые законодательством Туркменистана.

следующая страница >>


izumzum.ru