Закон Республики Казахстан «Об образовании» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года №389-i об образовании 3 924.47kb.
Закон республики казахстан 19 2131.62kb.
Закон об образовании 1 163.22kb.
Статья 65. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность 1 23.53kb.
«Об установлении единых ставок фиксированного налога» в соответствии... 1 19.25kb.
Закон Республики Казахстан "Об информатизации" 1 140.63kb.
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07 1 88.35kb.
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный... 16 3375.92kb.
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года n 251 "Казахстанская... 5 2200.4kb.
Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года №266-ii 4 1188.47kb.
Принять предложения акимов Актюбинской, Алматинской, Жамбылской,... 1 50.16kb.
Реферат по курсу "Взаимодействие человека с эвм" hа тему звуковые... 1 275.19kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» - страница №1/5

Закон Республики Казахстан

«Об образовании»

(новая редакция)


Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой сфере и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан на образование.


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей, проводит научную и педагогическую деятельность, выполняет научные исследования в своих областях деятельности;

2) аккредитация организаций образования – процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям с целью предоставления объективной информации об их качестве, а также подтверждения наличия эффективных механизмов его усовершенствования;

3) Институциональная аккредитацияоценка деятельности организации образования по качественному предоставлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом.

4) Специализированная аккредитация - оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования.

5) докторантура - форма подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации в учебных заведениях и научных организациях;

6) государственная аттестация организаций образования - процедура, проводимая с целью контроля соответствия предоставляемых ими образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

7) аттестация педагогических работников - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;

8) бакалавр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования;

9) высшая техническая школа (ВТШ) – учебное заведение, реализующее интегрированные образовательные программы технического и профессионального, а также ассоциированные образовательные программы высшего образования по обеспечению повышенного уровня подготовки высококвалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда, их переподготовку и повышение квалификации;

10) гимназия - учебное заведение, реализующее образовательные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;

11) государственная именная стипендия - стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан;

12) государственный образовательный заказ – целевая сумма денежных средств, предоставляемая государством на конкурсной основе обучающимся для оплаты профессионаьного образования в аккредитованных высших учебных заведениях, дифференцированный по статусу вуза и специальностям;

13) девиантное поведение - систематическое совершение детьми и подростками правонарушений, влекущих применение мер административного наказания, злостное уклонение от учебы, работы, систематический уход из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, а также совершение ими общественно опасных деяний, содержащих признаки преступления, освобожденные от уголовной ответственности;

14) дистанционная технология– целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств;

15) дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан;

16) доцент, профессор:

академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением;

ученые звания, присваиваемые государственным органом аттестации Республики Казахстан по ходатайству высшего учебного заведения или научно-исследовательской организации;

17) духовные (религиозные) организации образования - учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;

18) единое национальное тестирование – одна из форм итоговой государственной аттестации выпускников организаций общего среднего образования, совмещенная со вступительными экзаменами в организации образования Республики Казахстан, дающие послесреднее, высшее образование;

19) индивидуальная педагогическая деятельность - деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в индивидуальной форме;

20) институт – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, проводит научную и педагогическую деятельность;

21) интернатные организации - организации системы общего среднего образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий граждан с предоставлением места проживания;

22) интернатура - форма одно- или двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений в рамках базового медицинского образования;

23) итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

24) именная стипендия - учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;

25) квалификация - уровень профессиональной подготовленности специалиста к выполнению профессиональной деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне образования;

26) интегрированные образовательные программы – это образовательная программа, разработанная с учетом преемственности и непрерывности отдельных дисциплин или уровней образования;

27) квота приема - предельное количество выделяемых образовательных грантов и мест плана государственного заказа на подготовку кадров в организациях образования, дающих техническое и профессиональное, послесреднее и высшее образование, граждан из числа инвалидов I, II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, аульной (сельской) молодежи и лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

28) клиническая база – клиника высшего учебного заведения или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы и осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи;

29) колледж - учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования по подготовке специалистов повышенного уровня квалификации;

30) комплексное тестирование - форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационных технологий;

31) компетенция – социальный заказ к образовательной подготовке обучающегося, необходимый для его успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных требований;

32) компетентность – личностное качество (или совокупность взаимосвязанных качеств личности), проявляющееся в способности к осуществлению деятельности на основе обладания соответствующей компетенцией;

33) лицей - учебное заведение, реализующее образовательные программы начального, основного среднего и по естественно-научным, физико-математическим профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;

34) магистр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы послевузовского профессионального образования;

35) малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;

36) международная стипендия «Болашак» - стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в зарубежных учебных заведениях по очной форме обучения;

37) нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных гражданам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах);

38) образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества;

39) образовательная деятельность - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей;

40) образовательная программа – это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности;

41) общеобразовательная программа – содержание общего среднего образования, направленное на решение задач формирования общей культуры и уровня образованности личности, ее адаптации и реализации в общественной жизни, на создание основы осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

42) профессиональная образовательная программа – содержание профессионального образования, направленное на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней подготовки специалистов соответствующей квалификации;

43) государственный образовательный грант - целевая сумма денежных средств, предоставляемая государством на конкурсной основе обучающимся для оплаты профессионального образования в аккредитованных высших учебных заведениях, дифференцированный по статусу вуза и по специальностям;

44) образовательный мониторинг - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования;

45) общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее образовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования;

46) оценка качества подготовки - определение степени соответствия уровня профессиональной подготовленности обучающихся учебных заведений профессионального образования требованиям, установленным государственными общеобязательными стандартами образования;

47) промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

48) промежуточный государственный контроль - один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством образования;

49) проверка — действие уполномоченного органа, осуществляющего контрольные функции, совершаемое в целях определения соблюдения организациями образования законодательства Республики Казахстан в области образования и лицензионных правил;

50) Предпрофильная подготовка - целенаправленная педагогическая поддержка выбора учащимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории.

51) Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержания и организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способности учащихся.

52) профильная школа – учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего образования по одним или нескольким профилям с учетом интересов, склонностей и способности учащихся;

53) профессиональная ориентация – система социальной помощи обучающемуся в реализации его прав в сфере образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

54) профессиональный лицей - учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования и обеспечивающее подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;

55) профессия - основной род занятий, трудовой деятельности человека.

56) Профессиональное обучение – система профессионального образования, включающая в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда.

57) Профессиональная подготовка – это форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для ускоренного приобретения новых или изменённых профессиональных навыков, необходимых для выполнения определённого вида работы, группы работ

58) Переподготовка – форма профессионального обучения, позволяющая рабочему и специалисту освоить другую профессию или специальность в соответствии с потребностями рынка труда.

59) Повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая, специалисту поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретённые профессиональные знания, умения и навыки.

60) Послесреднее профессиональное образование - профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов повышенного уровня квалификации обслуживающего и управленческого труда преимущественно по гуманитарным специальностям в области права, экономики, образования, культуры и искусства, медицины, социологии и психологии на базе общего среднего образования с присвоением ассоциированной степени младшего специалиста.

61) Техническое и профессиональное образование - составная часть системы образования, имеющая своей целью подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности.

62) резидентура - форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

63) специальность - комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности;

64) стипендия - сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

65) студенческий кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающемуся на частичное покрытие расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

66) Университет – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по не менее пятнадцати специальностям, по не менее трем группам специальностей, проводит научные исследования и является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;

67) учебная программа - документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению;

68) учебный план - основной документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;

69) учебно-клинический центр – структурное подразделение медицинского высшего учебного заведения, оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами, и предназначенной для освоения и контроля практических (клинических) навыков студентами, медицинскими работниками;

70) филиал организации образования - структурное подразделение организации образования, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее реализацию образовательных программ в пределах, установленных настоящим Законом;

71) штатный преподаватель - преподаватель, занимающий должность, предусмотренную штатным расписанием организации образования, и выполняющий на основании индивидуального трудового договора должностные обязанности;

72) экстернат - одна из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины согласно образовательной программе;

73) эклективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы;

74) элитарное образование – образование, получаемое по образовательным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для особо одаренных граждан;

75) экспериментальная площадка - организация образования, реализующая образовательные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных программ.




Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области

образования

1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Принципы государственной политики в области образования

1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) светский характер образования;

4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;

5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) демократический характер управления образованием, автономность организаций образования, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;

8) гуманистический и развивающий характер образования;

9) формирование уважения прав и свобод человека через образование;

10) интеграция образования, науки и производства;

11) профессиональная ориентация обучающихся;

2. В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.




Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области

образования

1. Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

2. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного общего среднего, технического и профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного послесреднего образования, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней (их ступеней) гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организаций образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов.

3. Для создания условий доступности получения технического и профессионального, послесреднего и высшего образования создается система образовательного кредитования.

Государство стимулирует развитие негосударственного образовательного кредитования путем предоставления льгот по налогообложению.

4. Государство полностью или частично несет расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования.

К категории граждан, которым оказывается социальная помощь, относятся:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды;

дети из многодетных семей;

иные категории граждан, определяемые законодательством.

Размеры и источники социальной помощи определяются Правительством Республики Казахстан.

5. Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

6. Государство обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.

7. Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ и интернатных организаций для обеспечения права на получение среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью жителей.

8. Государство создает необходимые условия для получения элитарного образования особо одаренным гражданам, в том числе за рубежом.


Статья 5. Язык обучения и воспитания

1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.

2. Все учебные заведения, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.

3. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием при наличии возможности необходимого числа соответствующих организаций образования, классов, групп, а также условий их функционирования.




Глава 2. Система образования

Статья 6. Система образования

Система образования – совокупность взаимодействующих органов управлением образования, организаций образования, реализующих образовательные программы, научного и учебно-методического обеспечения, осуществляющих мониторинг качества образования.

Структура системы образования включает: дошкольное воспитание и обучение, начальное образование, основное среднее образование, общее среднее образование, техническое и профессиональное образование, послесреднее профессиональное образование, базовое высшее образование, специальное высшее образование, научное и педагогическое высшее образование, послевузовское образование.

Структура системы управления образованием включает: Центральный исполнительный орган РК в области образования, местные исполнительные органы управлением образования областей, городов Астана, Алматы, районов, поселков.
Статья 7. Задачи системы образования

1. Главная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

2. Приоритетными задачами системы образования являются:

1) создание условий для освоения образовательных программ;

2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

4) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

5) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;

6) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием;

7) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети;

8) развития системы подготовки высококвалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда, соответствующей требованиям рынка;

9) развития системы переподготовки и повышения квалификации взрослого населения;

10) содействие эффективному развитию разнообразных и полифункциональных организаций образования;

11) обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путём активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнёрами.


Статья 8. Уровни образования

Система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ включает следующие уровни образования:

Дошкольное образование

Начальное образование

Основное среднее образование

Общее среднее образование

Послесреднее образование

Высшее образование

Послевузовское образование

следующая страница >>