Задание А5 Поговорим о нарушениях синтаксических норм - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С конца 60-х начала 70-х гг., со времени «штурма семантики предложения»... 1 127.91kb.
Итак, функциональные области сетевого управления 1 55.87kb.
Урок №21 Урок №22 Задание 8 Задание 7 Задание 9 Задание 8 Задание 10 1 11.72kb.
Производство по делам об административных и правовых нарушениях 1 311.26kb.
Ведущий. Сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к... 1 85.48kb.
По дисциплине «соотношение норм международного права и российского... 1 21.56kb.
Синтаксические отношения между словами в предложении 1 29.33kb.
«Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем и поговорим об... 1 18.86kb.
Наиболее распространенные нарушения 1 51.29kb.
Задание № Открыть счета на 01. 01. 20Хх г 1 123.97kb.
Задание 3 13 Задание 4 16 1 213.76kb.
Количественный химический анализ вод методика выполнения измерений... 1 236.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Задание А5 Поговорим о нарушениях синтаксических норм - страница №1/1

Задание А5 - Поговорим о нарушениях синтаксических норм

Как правило, в задании А5 контрольно-измерительных материалов необходимо из четырех предложенных предложений выбрать одно с грамматической ошибкой (нарушение синтаксических норм). Умение находить и исправлять грамматические ошибки при построении предложений позволяет учащимся не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Можно выделить несколько примеров ошибок, встречающихся в этой части задания. Итак, ошибки в построении предложений:

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3) с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газе­ты, журнала, книги, картины, фильма;

4) с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по за­вершении», «по прибытии»;

5) с двойными союзами «не только..., но и...», «как..., так и...»;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: «все, кто...», «те, кто...», «никто из тех, кто...».

Довольно часто на ЕГЭ по русскому языку встречаются примеры, в которых допущены

следующие грамматические ошибки:



1) Неправильное построение предложений с однородными членами:

А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ:



Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предло­жение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два прича­стных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения:

1) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

2) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запом­нилась всем.



Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:



«Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о вой­не, мне понравился».

«Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную зем­лю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов».

Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выражен­ное именем существительным, и придаточное предложение:

Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не бу­дет.

Не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существи­тельным, и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два при­даточных предложения. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения:

1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задер­жек по зарплате.

2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.



Обратите внимание: только однотипные синтаксические конструкции могут быть од­нородными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.

В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив:

Я люблю музыку и кататься на коньках.



Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них (недопустимо, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы):

Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.

В этом предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», одна­ко от первого сказуемого к нему задается вопрос ЧТО?, а от второго - О ЧЕМ?. Такое по­строение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных чле­нов предложения слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Следовательно, пра­вильными будут следующие варианты построения этого предложения: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.

В предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему зависимому слову.

Неправильными с грамматической точки зрения будут следующие предложения, так как в них общее зависимое слово, которое по смыслу и по форме должно быть согласовано с каж­дым из однородных сказуемых, фактически связывается только с ближайшим из них:

Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.

Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.

Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только..., но и...; как так и... связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные чле­ны, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос):

На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Двойной союз «не только..., но и ...» должен соединять однородные члены предложе­ния. В данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существи­тельное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлено», которые не являют­ся однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильнее было бы сказать так:



На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Неправильным с точки зрения грамматики будет построение предложения с двойным союзом «как..., так и...»:



Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное «интересен» и имя суще­ствительное «образ», которые не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение пред­ложения недопустимо. Правильнее было бы сказать так:



Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же па­деже, что и обобщающее слово:



Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благород­ство, простота.

В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а все однородные члены: «справедливость, благородство, простота» - в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильным будет следующий вари­ант построения этого предложения: Автор наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не упот­ребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги; раз­ные предлоги опускать нельзя.

Неправильным с грамматической точки зрения будет и такое предложение, как: Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.



2. Неправильное употребление причастных оборотов:

А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный обо­рот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части):



Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот, что неправильно с точ­ки зрения грамматики. Правильный вариант построения этого предложения таков: Приехав­шие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:



Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

Б) Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:



Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

В этом предложении причастный оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и должен согласоваться с главным словом в этом словосочетании («одно») в роде, числе и па­деже. Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: «одно из чудес света» (ка­кое?) «привлекающее туристов со всего света». Правильный вариант построения этого пред­ложения: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Не забывайте: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительно­го, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота:



Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

В этом предложении причастный оборот идет после имени существительного «юг», ко­торое не является для него определительным. Причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблен после него. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.



3. Неправильное употребление в предложении имен собственных, заключенных в ка­вычки и представляющих собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов, телепередач и т.д.:

А) Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие - нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.:

• Неправильный вариант: В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

Правильный вариант построения этого предложения: В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.

• Неправильный вариант: В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.

Правильный вариант построения этого предложения: В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.

• Неправильный вариант: Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».

Правильный вариант построения этого предложения: Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белый Бим Черное Ухо».)



Запомните: 1) название произведения, заключенное в кавычки и данное после родового слова («роман», «повесть», «стихотворение» «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), должно стоять в форме именительного падежа: В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.

2) название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение» «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), из­меняется по падежам: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Ав­тор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как: Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет.

В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыта секция электротоваров.



4. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по прибытии», «по приезде», «по завершении», «по окончании»:

А) После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существи­тельные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой другой:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеуст­ремленности и глубоких знаний человека.

Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаме­нательным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.

После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предло­жениях после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» употреблена форма родительно­го падежа, что не соответствует грамматическим нормам современного русского языка. Пра­вильным будет следующее построение этих предложений:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (ЧЕМУ?) настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниям человека.

Согласно (ЧЕМУ?) сложившимся на флоте традициям, переход через экватор счи­тался знаменательным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки (ЧЕМУ?) установившимся правилам, не летом, а зимой.

Запомните: 1) предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным па­дежом (а не с родительным!): поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действо­вать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему же­ланию.

2) предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвав­ших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предло­гом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда люди пострадали».

Б) Непроизводный предлог «по» в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа:

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

В этих предложениях предлог «по» имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа: по прибытии в Москву (= после прибытия в Москву), по приезде в Венецию (= после приезда в Венецию), по завершении строительства (= после завершения строительства), по окончании курсов (= после окончания).

Правильным будет следующее построение этих предложений:

По прибытии в Москву он почувствовал себя плохо. По приездЕ в Венецию я сразу по­сетил нескольких своих давних знакомых. По завершении строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По окончании курсов английского языка я получил сертификат.



Запомните: по прибытии (= после прибытия), по приездЕ (= после приезда), по завер­шении (= после завершения), по окончании (= после окончания).

5. Неправильное построение предложений с двойными союзами «не только..., но и...», «как... , так и...»:

Части двойных союзов «не только но и ...»; «как так и...» являются постоян­ными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только а также ...» (вместо «не только..., но и...»), «как а также ...» (вместо «как так и...»):



Неправильно построенные предложения:

• Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

• Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офи­циальных, а также из неофициальных источников.

В данных предложениях использованы неправильные пары двойных союзов. Союзов «не только а также ...», «как а также ...» в русском языке нет.



Правильными будут следующие варианты построения этих предложений:

• Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

• Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офи­циальных, так и из неофициальных источников.

6. Неправильное построение предложений при цитировании:

Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»:



В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомнен­ную интеллигентность».

Правильный вариант построения этого предложения:



Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

7. Неправильное построение сложноподчиненных предложений, начинающихся со слов «те, кто...», «все, кто...».

В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «те, кто...», «все, кто ...», при подлежащем кто глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при те (все) -во множественном.

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1) Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.

2) Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

В первом предложении подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множест­венного числа «видели». Во втором примере подлежащее «кто» должно употребляться с гла­голом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». Следовательно, правильный вари­ант построения этих предложений таков: Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.



Запомните: те (все) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе

кто + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот.

Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.

Тем, кто были постарше, предложили стулья.

Довольно часто в тестах ЕГЭ в данном задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или место­имения, стоящего после глагола.

Глагол, выбор правильной падежной формы существи­тельного после которого надо запомнить

Задаваемый вопрос от этого глагола к имени существительному

Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола

ОПЛАТИТЬ

что?

нельзя: за что?



оплатить телефон, оплатить проезд

(нельзя сказать:

оплатить за телефон, оплатить за проезд)


УКАЗЫВАТЬ

на что? нельзя: о чем?

указывать на эти недостатки

(нельзя сказать:

указывать об этих недостатках)


ПРИЗНАТЬСЯ

в чем?

нельзя: о чем?



признаться во всем

(нельзя сказать: обо всем признаться)



УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ

чему?

нельзя: на что?



уделять внимание изучению

(нельзя сказать:

уделять внимание на изучение)


ОТЧИТАТЬСЯ

в чем?

нельзя: о чем?



отчитаться в проделан- ной работе

(нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе)



СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ

по ком?

нельзя: по кому?



грустить, скучать по вас, нас

(нельзя сказать:

грустить, скучать по вам, нам)


ПОРАЖАТЬСЯ

чему?

нельзя: чем?



поражаться твоему терпению

(нельзя сказать:

поражаться твоим терпением)


УПРЕКАТЬ

в чем? нельзя: чем?

Упрекать в неоправданном бессердечии

(нельзя сказать: упрекать неоп­равданным бессердечием)



УДИВЛЯТЬСЯ

чему?

нельзя: чем?



удивляться рассказам

(нельзя:


удивляться рассказами)

Следует запомнить управление при следующих именах существительных: Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией Управляющий (чем?) банком, фирмой Отзыв (о чем?) о книге, о публикации Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию

Алгоритм выполнения задания А5

• Прочитайте все предложения, входящие в выборку ответов.

• Вспомните, какие типичные грамматические ошибки существуют при построении предложений:

• Определите, какая из типичных грамматических ошибок была допущена при построении одного из предложений в выборке ответов.



• Выберите правильный ответ.