Всероссийский - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийский конкурс Молодежный парламентаризм 1 18.26kb.
28 мая 2011 г. – Всероссийский учет вальдшнепа на тяге центральное... 1 42.93kb.
Первичная профсоюзная организация Брянскэнерго Брянской областной... 1 102.44kb.
Мтуси представит свою экспозицию на 14-м Всероссийском форуме «Образовательная... 1 12.51kb.
Всероссийский интернет-конкурс 1 78.14kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 1 109.6kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 132.58kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 57.61kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 86.4kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 65.63kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 1 148.14kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 40.64kb.
В. Н. Земсков. Гулаг (историко-социологический аспект) // Социологические... 8 1149.92kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Всероссийский - страница №1/1

главная страница конкурсагимназия-прозрачная с колоколом

Профессиональный конкурс работников образования



ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

www.educontest.net


ВСЕРОССИЙСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 УЧЕБНЫЙ ГОД)



Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование


Название работы: Родительское собрание в начальной школе «Особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»


Автор: Банникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов


Место выполнения работы: МБОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил

ЦЕЛЬ: повысить уровень информационной открытости образования для родителей обучающихся

ЗАДАЧИ:


  1. Показать жизненную необходимость и значимость изменений, происходящих в системе образования Российской Федерации в связи с переходом на обучение по ФГОС НОО.

  2. Познакомить с приоритетными направлениями развития системы образования и основными изменениями в МБОУ Гимназии № 86 в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

  3. Обозначить меру ответственности школы и родителей за результат образования обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: родительское собрание проводится в актовом зале или в классном кабинете, для презентационного сопровождения необходим экран, компьютер, проектор.
Данные материалы могут быть использованы полностью или частично при проведении родительских собраний с 1по 4 класс, кроме того они могут заинтересовать педагогов, работающих в основной школе.
Здравствуйте, уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 все учащиеся начальной школы в России занимаются по новым образовательным стандартам. Ваши дети уже 1(2,3,4) год занимаются по ФГОС. Наша встреча сегодня посвящена следующим вопросам:

-Что необходимо родителям знать о новом стандарте?

-Зачем нужен новый образовательный стандарт?

-Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

Итак, начнём с 1-го вопроса: Что такое ФГОС?

Непонятная и пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается так: Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Таким образом, Образовательный стандарт - это документ, который закрепляет законодательно ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Вопрос 2: Зачем меняют стандарт?

Зачем нужен новый образовательный стандарт?

Советское образование было одним из лучших в мире. Зачем изобретать велосипед?

Примерно так думают многие родители и некоторые учителя. Однако со времен, когда учились мы с вами, многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени. Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Дети, которые пришли в первый класс в начале XXI века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа же должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока никто не знает, к жизни в мире, перенасыщенном информацией.

Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться в течение всей его жизни. Старые подходы, старые учебники и технологии не позволяют это делать.

Нынешние стандарты ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания.

Поэтому в период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Вопрос 3: Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

Стандарт второго поколения поддерживает традиции начального образования, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты.

Стандарт выдвигает три группы требований:

        Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

        Требования к структуре основной образовательной программы

        Требования к условиям реализации основной образовательной программы


        Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше (в стандарте 2004 г. акцент делался на предметные результаты (знания, умения, навыки, т. е. ЗУН), но и метапредметных и личностных результатов.

То есть, в начальной школе ребенка научат не только читать, считать и писать, но и будут созданы все условия для формирования  универсальных учебных действий (УУД) как сформированных метапредметных результатов.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Для этого необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.  

В современном мире, перегруженном информацией разного рода, невозможно усвоить все знания, накопленные человечеством за многолетнюю историю. Вот поэтому перед школой поставлена задача: не наполнить ребёнка знаниями, как пустой сосуд, а научить его учиться, получать знания самостоятельно и пользоваться ими. Этим требованиям и отвечает новый Стандарт образования. Учитель - не транслятор информации, а помощник в овладении приёмами работы с информацией. Это принципиальное изменение. 

На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

В гимназии в связи с этим предприняты различные шаги, в частности, педагоги используют технологию решения проектных задач как инструмент, позволяющий через работу в смешанных группах обучить детей способам сотрудничества, сформировать способность применять изученное на обычных уроках в практических ситуациях, приближенных к тем, с которыми ребёнок может столкнуться в реальной жизни.

Данная технология позволяет педагогам провести диагностику предметных и метапредметных навыков учащихся с тем, чтобы скорректировать работы на обычных уроках.  

   Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Как и в старых стандартах, предъявляются требования и к предметным результатам. Ребёнок должен освоить учебные предметы, опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Т.е. ученик должен не просто знать математические формулы, правила орфографии, особенности природных зон, но и уметь применять эти знания в практической деятельности, знать, зачем и когда это знание ему понадобится.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования, они характеризуют систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

 Например, планируемые результаты по математике:




Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выпускник научится:



· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Таким образом, если ученик не овладел опорной системой знаний на базовом уровне (выпускник научится), он не может продолжать обучение на следующем уровне образования. Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться) позволяет высоко мотивированным учащимся продемонстрировать свои знания и умения на повышенном уровне, поэтому в контрольных работах по новому стандарту должны быть представлены задания как базового, так и повышенного уровня.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Впервые стандарт предъявляет требования и к личностным результатам. Это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся и личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке, диагностируются в ходе специальных процедур психологом, классными руководителями в целом по классу.


        Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее – ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися. Наша программа размещена на сайте гимназии в разделе Документы.


        Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов.

В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.          Безусловно, что для полноценной реализации стандартов необходимо создание условий, к которым предъявляются особые требования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно.

В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям, к учебникам. Содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа.

Гимназия работает по УМК «Перспектива», данный УМК выбран нами по нескольким причинам, главная из которых – учебники сохраняют лучшее, что отличало советское и российское образование – фундаментальность, научность, системность, и в то же время в соответствии с новыми стандартами позволяют развивать ученика, формировать универсальные учебные действия. Данные учебники успешно зарекомендовали себя среди педагогической и родительской общественности, учащиеся, занимающиеся по данному УМК, показывают стабильно высокие результаты во время независимых экспертных процедур.

На данный момент демонстрационной техникой у нас обеспечены все кабинеты начальной школы, в 5 кабинетах установлены интерактивные доски, в двух кабинетах – программно-аппаратные комплексы, включающие нетбуки обучающихся, системы экспериментов, системы голосования. Мы стараемся, чтобы данным оборудованием могли пользоваться не только дети, которые занимаются в этих кабинетах, но и все остальные. По определённому графику все классы занимаются с данным оборудованием.

Особое внимание оснащению современной техникой уделяется в гимназии неслучайно. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

Естественно, при использовании современных средств обучения мы не забываем о здоровьесбережении, временных нормах использования данного оборудования, закреплённых в СанПиН, о целесообразности применения этого нового для нас инструмента в целях повышения качества образования младших школьников.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

Поэтому в гимназии особое внимание уделяется умению учащихся работать с информацией, представленной в текстовой форме.

Данные умения закреплены в планируемых результатах программы формирования универсальных учебных действий, её разделе «Чтение: работа с текстом». В соответствии с ООП НОО в результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

К сожалению, необходимо отметить, что данные навыки недостаточно сформированы у наших ребят, поэтому в этом учебном году введён учебный предмет – «Учимся работать с текстом», где мы целенаправленно работаем в этом направлении.

На основании этих оценок по каждому предмету и по результатам освоения программы формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов. Они зафиксированы в ООП НОО (п.1.3.4. Итоговая оценка выпускника).

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.



Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.



Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.



Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений обучающегося и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых на федеральном уровне.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Впервые в Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы и зафиксирована мера ответственности семьи за обучение ребёнка в условиях нового образовательного стандарта.

Новые стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но  несет ответственность за общий результат – развитие ребенка. Главное в этом договоре – создание взрослыми, педагогами и родителями, условий для развития личности ребёнка, забота о его здоровье и благополучии. А вообще, дети больше ориентируются не на слова, а на поступки. Поэтому, сами будьте для своих детей примером во всём.

Удачи вам и нам в воспитании наших с вами детей!



Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Форум ГАОУ ДПО СО «ИРО» - Родительское Интернет-собрание «ФГОС: мера ответственности за результат» http://forum2.ntf-irro.ru/

  4. Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru

  5. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/