Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки 1 45.09kb.
История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому... 1 51.21kb.
1. Алексеева И. Ю.,Шклярик Е. Н. Что такое компьютерная этика? 1 21.72kb.
Тематика рефератов по истории технических наук к кандидатскому экзамену... 1 32.82kb.
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 05. 1 85.55kb.
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 12. 1 43.74kb.
Зооинженерный Кафедра кормления животных Вопросы для подготовки к... 1 53.03kb.
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки... 1 45.07kb.
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории философии 1 38.83kb.
Экзаменационные вопросы по Истории философии и науки Субъект и объект... 1 19.24kb.
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки по... 1 145.15kb.
Как поставить задачу подчиненному 1 190.67kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки - страница №1/1

ВОПРОСЫ

к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

  1. Место философии науки в системе философского знания. Проблема соотношения науки и философии.

  2. Обыденное (житейское) и научное познание. Специфика научного познания.

  3. Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Становление и основные достижения античной науки.

  4. Наука в средние века (Арабский Восток и Западная Европа) и в эпоху Возрождения.

  5. Формирование опытной науки в Новое время

  6. Научная революция ХУII в. и возникновение современного естествознания.

  7. Становление классической науки в Европе ХVIII века. Классический идеал научного знания.

  8. Кризис в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ вв. и его влияние на дальнейшее развитие науки

  9. Основные достижения науки ХХ века и переход к неклассической науке.

  10. Возникновение постнеклассической науки, ее характерные признаки и тенденции развития.

  11. Чувственное познание и его основные формы. Сенсуализм.

  12. Рациональное познание (мышление, рассудок, разум). Элементарные формы мышления.

  13. Проблема природы понятий, ее связь с диалектикой общего и единичного. Номинализм, реализм и иные решения проблемы общего и единичного.

  14. Соотношение чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки.

  15. Причинно-следственная связь (каузальность). Абсолютный детерминизм, его господство в науке ХУ11-Х1Х вв. и крах в ХХ веке.

  16. Возможность и действительность, вероятность и альтернативность в развитии природы и общества. Случайность и необходимость. Детерминизм и синергетика.

  17. Познание как отражение и творчество. Воображение и интуиция в научном познании.

  18. Эмпирические методы научного познания. Научное наблюдение и эксперимент, их классификация, сходство и различие.

  19. Научный факт. Методы получения и обработки фактов. Интерпретация (истолкование) фактов. Проблема «теоретической нагруженности» фактов.

  20. Проблема как форма научного познания.

  21. Гипотеза как важнейшая форма построения и развития научного знания.

  22. Научная теория как высшая форма систематизации знания. Функции теории.

  23. Динамика научного знания. Проблема – гипотеза – теория.

  24. Методологические принципы научного познания. Всеобщие, общенаучные и частные методы познания.

  25. Понятия истины и заблуждения в философии и науке. Свойства истины. Отказ от понятия истины в современных концепциях философии науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.). Истина как культурная ценность.

  26. Знание как неотъемлемое условие существования человека в мире. Научные и вненаучные формы знания. Наука и паранаука (лженаука). Знание и вера.

  27. Научные традиции и научные революции. Рост научного знания и смена типов рациональности.

  28. Научная картина мира. Ее функции и исторические формы.

  29. Основные идеи аналитической философии ее судьбы и влияние на философию науки ХХ века.

  30. Верифицируемость как критерий научности знания. Гносеологические основания принципа верифицируемости и границы его применения.

  31. Проблема демаркации научного знания. Гносеологические основания принципа фальсифицируемости знания К. Поппера.

  32. Концепция развития знания И.Лакатоса. Методология исследовательских программ, ее сущность, роль и место в современной философии науки.

  33. Развитие научного знания в свете основных идей Т.Куна. Научная революция как смена парадигм.

  34. Методологическая концепция структурализма. Критика базовых допущений структурализма в постструктурализме. «Археология знания» М.Фуко, «логика смысла» Ж.Делеза.

  35. Концепция научного знания в феноменологии. Феноменология как онтология и метод.

  36. Гносеологические основания герменевтики. Герменевтический метод научного познания и научной интерпретации.

  37. Эпистемологический и методологический анархизм П.Фейерабенда.

  38. Постмодернистская парадигма мышления: особенности научного дискурса и правила его ведения.

  39. Современная наука как социальный институт. Наука и власть. Наука и идеология.

  40. Этика науки и ответственность ученого.

  41. Дилемма сциентизма и антисциентизма как двух типов социокультурной ориентации.

  42. Становление социальных и гуманитарных наук. Основания разделения на науки о природе и науки о духе.

  43. Специфика социального познания.

  44. Психологизм и историзм как стратегия гуманитарных наук в рамках классического идеала научного познания.

  45. Текст как «первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины. Виды интерпретаций.

  46. Проблема понимания и объяснения в гуманитарных науках.

  47. Философия истории и методологические проблемы исторического знания.

  48. Основные принципы философии языка. Язык и речь. Семантика знаковых систем.

  49. Проблема диалогичности гуманитарного знания (Ф.Шлейермахер, В.Гумбольдт, М.Бахтин, Г.Шпет, Х.Гадамер).

  50. Методология социальных наук и «понимающая социология» М.Вебера.


ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


  1. Предмет философии права. Философия права в системе наук.

  2. Классические философско-правовые концепции Древней Греции.

  3. Философия права в Древнем Риме.

  4. Философия права средних веков.

  5. Естественное право и юридический позитивизм.

  6. Философия права ранних буржуазных революций (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.).

  7. Философия права И.Канта.

  8. Философия права Г.Гегеля.

  9. Марксизм о природе государства и права. Исторические судьбы марксистской философии права.

  10. Философия права ХХ столетия.

  11. Исторические корни российской правовой традиции.

  12. Российская школа философии права на рубеже Х1Х-ХХ веков (П.И.Новгородцев, И.А. Ильин, Б.Н.Чичерин и др.).

  13. Право и закон. Философия естественного и позитивного права.

  14. Сущность права. Право и равенство. Право и свобода. Право и справедливость.

  15. Проблемы становления и развития гражданского общества в России и на Западе.

  16. Проблемы становления правового государства в России.

  17. Право и гуманизм (проблема смертной казни).

  18. Философско-правовые проблемы преступления и наказания.

  19. Право и мораль: история и современность.

  20. Право и культура.



Литература
1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.

2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ


  1. Рыночная экономика: философский аспект.

  2. Философские основы хозяйства.

  3. Собственность как социально-экономическое явление.

  4. Гражданское общество и экономика.

  5. Роль государства в рыночной экономике.

  6. Социализация личности в условиях рыночных отношений.

  7. Проблемы этики и ответственности бизнеса.

  8. Экономическое сознание: сущность, структура, функции.

  9. Философия денег. Деньги в системе нравственных, религиозных, культурных ценностей.

  10. Философские концепции взаимодействия экономики и политики.

  11. Социально-философские аспекты экономической социализации.

  12. Соотношение идеологии и науки в экономическом сознании.

  13. Социально-экономическая природа человеческих потребностей.

  14. Методологическое значение законов и категорий диалектики для понимания экономических явлений и процессов.

  15. Философские аспекты теорий постиндустриального общества.

  16. Основные черты философии экономики советского периода.

  17. Экономика и культура: точки пересечения.

  18. Модель человека в экономической науке.

  19. Социокультурные предпосылки формирования методологических основ теорий менеджмента.

  20. Философско-методологические основы классического менеджмента.

Литература
1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.

2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ


  1. Проблема детерминизма в психологии.

  2. Детерминанты развития личности.

  3. Проблема сознания в философии и психологии.

  4. Психофизическая проблема и способы ее решения в различных психологических школах.

  5. Методологические проблемы психологических исследований.

  6. Формирование материалистической психологии в Древней Греции.

  7. Психологические знания в Новое время: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  8. Учение о сознании и познании в трудах Дж. Локка и его последователей во Франции.

  9. Позитивизм XIX в. и его влияние на развитие психологии.

  10. Формирование научной (экспериментальной) психологии.

  11. Философия и практика психоанализа З. Фрейда и его развитие в трудах К.Г. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма.

  12. Управление поведением в концепциях бихевиоризма.

  13. Проблемы психологии искусства в работах Г. Шпета и Л. Выготского.

  14. Проблемы и достижения гуманистической психологии.

  15. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии.

  16. Диалектика биологического и социального в становлении человека.

  17. Сенсуализм в психологии. Учение о сознании Дж. Локка.

  18. Социальная среда и личность: границы социального воздействия.

  19. Сознание средневекового человека. «Карнавальная культура».

  20. Российская психология о воспитании «нового человека».


Литература
1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.

2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ


  1. Образование как особая форма познания.

  2. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в XXI в.

  3. Проблемы философии образования.

  4. Формирование толерантности личности с позиций гуманистической педагогики.

  5. Динамика социальных ролей в образовании XXI в.

  6. Личность как предмет воспитания.

  7. Нравственное воспитание как важнейшая задача школы.

  8. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений как важнейших моральных качеств человека.

  9. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Цели и средства в воспитании и обучении.

  10. Технократическая педагогика.

  11. Воспитание как общественное явление. Воспитание и жизнь.

  12. Сущность и задачи эстетического воспитания.

  13. Понятие воспитания и его различные трактовки.

  14. Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.

  15. Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.

  16. Политизация педагогики: причины и следствия.




  1. Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.

  2. Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.

  3. Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.

  4. Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.

Литература

1. В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004.

2. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

3. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.



4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. Для вузов. Ростов н/Д, 1999.

5. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.


izumzum.ru