Владимир Кусакин, президент консалтинговой компании BusinessForward г - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
7 июня с г. в Хайлигендамме состоялась японо-российская встреча на... 1 62.22kb.
На Ставропольской сад зелёный, а в том саду – кирпичный дом. 1 65kb.
Из Казани в Москву можно будет добраться всего за 3,5 часа 1 12.55kb.
Наркоконтроль 6 834.72kb.
Международный проект виртуальный музей космонавтики как информационно-образовательный 1 158.73kb.
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 116.89kb.
С 26 по 28 февраля 2013 года в Красноярске прошел VII сибирский стоматологический... 1 89.91kb.
Куда идет золото? Алексей Вязовский, вице-президент компании «Золотой... 1 28.74kb.
В оптический бизнес пришла в 1994 году на позицию главного бухгалтера... 1 29.81kb.
Владимир Маканин Две сестры и Кандинский 11 1913.68kb.
Российских талантов и их места в ближайшем будущем постоянно поднимается... 1 28.94kb.
Книга, с которой вам предстоит познакомиться,- книга-реквием, дань... 1 352.87kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Владимир Кусакин, президент консалтинговой компании BusinessForward г - страница №1/1

КАК ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА?

Владимир Кусакин, президент консалтинговой компании BusinessForward (г. Москва)

Главное препятствие для ведения «белого», честного бизнеса в России, на мой взгляд, сегодня состоит не в ужасном налоговом гнете, а в коллективном убеждении, что если заплатишь все налоги и будешь соблюдать все законы, то просто не выживешь. Поэтому тем, кто решил «выйти из сумрака» подпольного бизнеса, важно осознать и использовать в конкурентной борьбе все преимущества честного бизнеса. Мы расскажем, как легализовать свой бизнес, чтобы в результате получить те плюсы, которые это дает. И платить при этом реальные проценты от дохода, а не астрономические цифры. 

Налогообложение со здравым смыслом

Как писал когда-то Исаак Эммануилович Бабель, есть те, кто умеет пить водку и получает удовольствие за всех тех, кто ее пьет, и есть те, кто не умеет пить водку, но пьет и страдает за всех тех, кто ее пьет. Похожая ситуация и с налогами.

Поэтому прежде всего стоит определиться - а это вам надо, платить налоги? Что именно хорошего и приятного будет вам самим от того, что вы платите все налоги? Это - правило номер один в деле легализации бизнеса.

Со мной как-то произошел один интересный случай. Я водил машину, не пристегивая ремень безопасности. Когда видел гаишников, старался быстро накинуть ремень и изобразить образцового водителя. Это была такая игра: вам типа надо - я и изображу. Однажды я был без машины и меня подвозил приятного вида мужчина, пристегнутый ремнем. Я из любопытства поинтересовался, а зачем он пристегивается, ведь вокруг нет милиционеров? Он очень спокойно посмотрел на меня и объяснил - просто, без пафоса или поддевки: «Мне приятно, что я могу сделать что-то сам для своей собственной безопасности». Мне понравилась эта идея, и я уже много лет обычно, садясь в машину, пристегиваюсь для самого себя, а не для того, чтобы понравиться милиционерам, и не из страха быть оштрафованным.

Удивительно, но пока вы сами не решите для себя, что вам это нужно, будет очень тяжело легализовать свой бизнес. Тяжело что-то сделать нормально только из-за страха быть пойманным. Скорее всего, либо упрешься в какой-нибудь барьер, либо перестанешь делать свой бизнес доходным, посчитав себя жертвой налогообложения.

Недавно один мой знакомый пред-приниматель-производитель спросил: «А что, правда на Западе еще больше налоги и они их все платят? Как у них это получается?» Меня лет семь назад тоже мучил этот вопрос. Очень хороший ответ на это дал один американский консультант Билл Яхонсон, легендарный человечище, в свое время разработавший бизнес-систему работы бензозаправок BP (British Petrolium), расширяющуюся и по сей день. Отвечая на этот вопрос, он объяснил основной подход, который используется ра-зумными бизнесменами в большинстве стран мира. Самый лучший способ платить все налоги и не переплачивать - это разобраться в налоговых законах и, понимая их, использовать на благо своего бизнеса. Тогда же Билл сказал очень интересную вещь: практически в любой стране мира можно законным образом уложиться в 20% от «грязной» прибыли, заплатив все необходимые налоги. Собственно, с этой идеи когда-то я сам начал искать различные решения, которые есть у нас в законодательстве, для того чтобы реально платить налоги и не потерять при этом бизнес.

Суммируем расходы

У нас есть несколько основных налогов, которые выглядят устрашающе, особенно если их суммировать.

1. НДС - налог на добавленную стоимость - 18% (иногда меньше, если есть льготы). По сути, это налог на то, что вы добавили какую-то наценку ко всем своим затратам.

Основной плюс этого налога - это то, что он списывается. То есть если у вас есть затраты с НДС, это принимается к зачету. Если сказать упрощенно, в принципе НДС не списывается с выплаты зарплат и доходов учредителей. На Западе, в Японии, в Германии компании просто стараются отчитаться по своим затратам по максимуму. У нас это тоже возможно, только чуть сложнее. Но если подойти к этому внимательнее, то вполне возможно.

На что ваши сотрудники тратят деньги? Жилье, телефоны, отдых, машины, бензин. Существуют варианты, как это списать вместе с НДС. Здесь очень важно, как вы это правильно назовете. Если в лоб, то по нашим законам, доставшимся во многом от советского прошлого, бензин, который покупают ваши сотрудники, к списанию не принимается. Но если правильно составлен договор аренды и вы покупаете талоны, то можно списывать. Это - вопрос оформления.

2. Налог на прибыль - 15 - 24% в зависимости от применяемой формы налогообложения. Налоговые органы считают прибылью совсем другую вещь, нежели обычный бизнесмен. Прибыль, с их точки зрения, это то, что вы решили оставить на счете на собственные нужды и не израсходовали. Если вы замечали, крупные компании «Тошиба», «Форд» работают всего с несколькими процентами прибыли. Ваши инвестиции в развитие бизнеса, если они правильно оформлены, как правило, налогом не облагаются, а еще и списывают НДС.

3. Налоги, выплачиваемые компанией с зарплаты персонала, - от 14% до 25%. Опять же в зависимости от применяемой формы налогообложения. Это то, что должен заплатить владелец бизнеса государству с выплат сотрудникам за то, что оно о них заботится.

4. Налог на доход физических лиц - 13%. Это то, что вроде бы не вы платите, а сотрудник должен заплатить сам в знак законопослушности государству. Но все-таки лучше, если заплатите вы, - с вас спросить проще.

Стулья - отдельно, налоги - отдельно

Правило номер два для того, чтобы не переплачивать налоги, гласит - правильнее отделяйте материальные затраты от нематериальных! При этом используйте для материальных затрат обычные компании без освобождения от НДС, а на нематериальные затраты - компании, которые освобождены от НДС.

Например, вы выпускаете стулья. Для этого вы покупаете сырье для производства с НДС, арендуете помещение с НДС, используете электричество с НДС.

Купили материал - 30 руб. с НДС на одну штуку. Затраты на производство материальные - газ, свет, бензин, электричество, оборудование, помещение - 20 руб. с НДС на одну штуку.

У вас получилась материальная себестоимость стула - 50 руб. с НДС. Для приличия добавьте 1 руб. и заплатите государству 20 коп.

Вы продаете этот стул за 100 руб. и при этом обязательно делите чек или счет на две составляющие: 51 руб. с НДС - за стул и 49 руб. - торговая наценка. Это может быть названо как-нибудь по-другому, более красиво (сборка, доставка, фасовка, комплектация и т.д. и т.п.) . 49 рублей - это то, что проходит через компанию, работающую с освобождением от НДС. Сюда относятся компании, работающие на упрощенной системе налогообложения, с вмененным налогом и потребительские общества.

Разделяй, но властвуй

И теперь самое время рассказать о правиле номер три. Для большего удобства ведения бизнеса и минимизации налогообложения лучше работать не с одной юридической формой, а с несколькими.

Возьмем, к примеру, фонд заработной платы. Одним из самых распространенных легальных методов в последнее время стал аутсорсинг, то есть передача части функций сторонним организациям. Таким образом у вас уменьшается количество персонала, а расходы по обслуживанию договоров с аутсорсинговыми компаниями списываются на себестоимость. Получило популярность и делегирование функций бухгалтерии, транспортных отделов, компьютерных отделов, PR-отделов и так далее. Можно использовать сторонние компании, а можно и самим их организовывать. Предложите вашему бухгалтеру зарегистрировать ИП и заключите с ним договор, аналогично делается и с остальными. Только не доводите этот процесс до абсурда.

Расскажу еще об одном методе, также все чаще используемом в России. Сейчас достаточно широко распространяется способ оптимизации зарплаты путем аренды персонала. Это не противоречит закону и совпадает со здравым смыслом. В любой компании есть персонал и с ним надо что-то делать, чтобы он был в хорошей форме и сотрудничал с руководством.

Кстати, основная функция человека, отвечающего за персонал в компании, это увеличение количества сотрудников с растущей производительностью на своих постах. То есть для нашего случая - больше сотрудников, которые могут собирать больше стульев.

Обычно примерно 20 - 30% от «грязного» дохода занимает выплата зарплат. Бывает, конечно, и больше, но это наиболее часто встречающийся показатель. Теперь представьте, что у вас есть отдельная фирма, которая занимается сдачей персонала в аренду. Вы просто перечисляете ей деньги по договору, допустим, 30%, и это идет вам в расход. Округлив для простоты расчетов 49 рублей до 50, мы получаем 15 рублей, перечисленных «персональной» компании.

Если вам позволяет количество персонала и обороты, идущие на зарплату, то лучше всего эту компанию оформить на упрощенную систему налогообложения с 6% налога от оборота или 15% от разницы между расходами и доходами. Расходами здесь будет именно выплата зарплаты всему персоналу, которая облагается единым социальным налогом, составляющим примерно 14 - 15%.

Рассмотрим случай с 6-процентным налогом от оборота. Он составит 15 руб. х 6% = 0,9 руб. Причем на половину этой суммы, составляющую 0,45 руб., можно уменьшить единый социальный налог.

Итак, «персональная» фирма, начислив своим служащим 13 руб. зарплаты, платит с нее налог 13 руб. х 15% = 1,95 руб. - 0,45 руб. = 1,5 руб. Конечно, нельзя не вспомнить о НДФЛ, который вроде бы должен платить сам сотрудник, но лучше об этом позаботиться сразу. В нашем случае, не беря в расчет разные льготы, он составит 13 руб. х 13% = 1,69 руб.

Таким образом, все основные налоги с заработной платы составят у вас 0,9 + 1,50 + 1,69 = 4,09 руб., или примерно 8% от «грязного» дохода. При 15% налога с разницы эта сумма будет еще меньше.

Замечу, что если ваше количество персонала и размеры фондов оплаты не вписываются в «упрощенку», то этот же расчет производится без присутствия «персональной» фирмы, ЕСН заменяется пенсионным и прочими налогами, но зато отсутствует 6% или 15% налога.

А теперь рассмотрим, что делать с оставшимися 35 рублями. Если ваша компания работает на «упрощенке» с 15% налога, то нужно понимать, что налог вы заплатите только с той разницы, по которой не смогли отчитаться или которую просто не израсходовали.

Да, в нашем государстве есть один пережиток от социализма и централизованного ведения хозяйства. Расходы у нас по-прежнему пытаются планировать за нас. Как бы помогая, чтобы предприниматель правильно тратил свои деньги. Это, конечно, нонсенс, и обычно в цивилизованных странах не принято регламентировать расходы внутри деятельности компании. Это приблизительно так же, как если в казино кто-то в игре ставит ваши фишки. И если вы выиграете, вы ему должны часть дохода, и если проиграете, то тоже должны ему, ведь он же помогал и у вас был шанс. Перейти на международную систему отчетности грозятся уже давно, но уже сейчас совершенно нормально по закону можно списывать большое количество расходов на телефоны, аренду, рекламу, закупку оборудования, транспорт, обучение персонала.

Особо хочу отметить вопрос о различных резервных фондах. Если вы хотите иметь какой-либо фонд и хранить резервы на счету, вам в любом случае придется платить с них налог в 15%. Хорошо только то, что, когда у компании появляются резервы, ее уже не так волнует небольшая разница в количестве выплаченных налогов.

Подсчитывая доходы

Ну и теперь основной вопрос - как получить деньги самим владельцам компании? Допустим, из 35 оставшихся у вас рублей 25 идут на расходы, по которым вам не сложно отчитаться. И вы все-таки хотите оставшиеся после всех расходов 10 рублей забрать себе. Можно просто заплатить с них 15% налога и забрать как дивиденды, заплатив с них вместо 13% НДФЛ всего лишь 9% налога с дивидендов. Это будет еще 1,50 + 0,77 = 2,27 руб., что составляет 4,5% от «грязного» дохода. Таким образом из пришедших вам за стулья 100 руб. и полученного «грязного» дохода в 49 руб. вы заплатили налогов 0,2 руб. (НДС) + 4,09 руб. (налог с заработной платы) + 2,27 руб.(налог с выплаченных дивидендов ) = 6,56 руб., что составляет примерно 13% от грязного дохода компании. Согласитесь, что это не 100% и тем более не 110%, как говорят с ужасом некоторые бизнесмены.

А желающим еще больше сэкономить на выплате дивидендов могу рассказать, что некоторые владельцы становятся управляющими собственных компаний. А если организацией руководит управляющий, он по сути своего статуса должен быть индивидуальным предпринимателем. Соответственно, с точки зрения налогообложения он является отдельным налогоплательщиком - предпринимателем. Организация в этом случае лишь платит ему вознаграждение (списываемое на расходы), а все необходимые налоги индивидуальный предприниматель уже уплачивает сам в зависимости от своего режима налогообложения. (Оформляется ИП с 6-процентным налого-обложением.) Это уменьшает общую цифру выплаченных налогов до 0,2 руб. + 4,09 руб. + 0,6 руб. (вместо 2,27) = 4,89 руб., или менее 10% от «грязного» дохода, к чему мы и стремились, или 5% от вашего оборота.



Конечно же, кто-то сможет возразить: у упрощенной деятельности очень большие ограничения по обороту и численности персонала, и нам это не подходит. Но вопрос заключается не в этом. Существуют другие удобные формы и способы ведения деятельности, например, потребительские общества, где еще меньше налогообложение и проще отчетность.

Вопрос на самом деле заключается в том, действительно решил создатель бизнеса привести свои дела в порядок или нет. Решения существуют, просто от вас зависит, будете вы их искать и защищать свой бизнес законно или будете продолжать вскармливать чиновников, берущих взятки и не создающих для общества ничего ценного.