«высшая школа экономики» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«высшая школа экономики» - страница №1/5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета психологии

председатель Ученого совета

___________________ В.Д. Шадриков

«25» июня 2013 г. протокол №11

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

030300.62 «Психология» подготовки бакалавра

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от 28.03.2013 № 6.18.1-01/2803-07


Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ

отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования





  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

  2. Организация учебно-воспитательного процесса

  3. Организация методической и научно-методической работы

  4. Организация научно-исследовательской работы

  5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

  6. Материально-техническая база

  7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО,

отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)

  1. Общие выводы и рекомендации

  2. Приложения


ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления

030300 «Психология» подготовки бакалавра
На основании приказа ректора от 28.03.2013 № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов»:

комиссия под председательством В.А. Ключарева, декана факультета психологии, в составе: Шадриков В.Д., научный руководитель факультета психологии (заместитель председателя комиссии); Болотова А.К., заведующая кафедрой общей и экспериментальной психологии, профессор; Штроо В.А., заведующий кафедрой организационной психологии, профессор; Старовойтенко Е.Б., заведующая кафедрой психологии личности, профессор; Зинченко В.П., заведующий кафедрой психофизиологии, профессор; Россохин А.В., заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования, профессор; Хлевная Е.А. Генеральный директор ООО «Международный центр «КТК»; Карабчук Г.А., специалист по учебно-методической работе 2 категории учебной части факультета психологии (секретарь) рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра и определила следующее.


1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка бакалавров ведется на факультете в соответствии со следующими документами.

1.1. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.09.2012 № 0329 на ведение образовательной деятельности по направлению 030300 «Психология» подготовки бакалавра.

1.2. Образовательная программа имеет государственную аккредитацию



  • Свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о государственной аккредитации № 0203 от 12.09.2012.

1.3. Имеется в наличие достаточная нормативная и организационно-распорядительная документация по организации и ведению учебной, методической и научной работы университета, которая включает в себя:

  • Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»», утвержденного ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 29.06.2012 №38).

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012)

  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (Утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики, протокол № 16 от 20.03.2009 г., введено в действие приказом Государственного университета – Высшая школа экономики от 06.04.2009 № 31.1-04/295)

  • Положение об организации международной академической мобильности студентов Государственного университета – Высшей школы экономики (Утверждено ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики, протокол № 16 от 08.10 2010 г. введено в действие приказом Государственного университета – Высшая школа экономики от 16.11.10 № 31.1-04/828)
  • Положение о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 18.04.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-01)

  • Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 18.04.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-02)

  • Положение об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 18.04.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-03)

  • Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 29.04.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 6.18.1.-06/2405-04)

  • Регламент планирования и организации дисциплин по выбору и факультативов (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 24.06.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 05.08.2011 № 6.18.1-06/0508-01)

  • Положение об учебных планах (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 24.06.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 22.08.2011 № 6.18.1-06/0208-01)

  • О введении в действие электронной зачетной книжки студента (слушателя) НИУ ВШЭ, утверждении формы академической справки, формы справки об успеваемости и Порядка заполнения и выдачи академических справок установленного НИУ ВШЭ образца (Приказ НИУ ВШЭ от 22.01.2013, № 6.18.1-01/2201-02)

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 10.03.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 16.04.2012 № 6.18.1-06/1604-04)


  • Регламент подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Английский язык» (Утвержден ученым советом НИУ ВШЭ 01.03.2013, введен в действие приказом НИУ ВШЭ от 21.03.2013, № 6.18.1-01/2103-04)

  • Об утверждении Альбома унифицированных форм приказов по работе со студентами (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ дата, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 17.11.2011 № 6.18.1-06/1711-02)

  • Правила внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 21.12.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 28.01.2013 № 6.18.1-01/2801-06)

  • Приложение 7 к Правилам внутреннего распорядка Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 21.12.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 28.01.2013 № 6.18.1-01/2801-06; изменение от 20.06.2013 № 6.18.1-01/2006)

  • Приложение 9 к Правилам внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Порядок отчисления студентов по инициативе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 21.12.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 28.01.2013 № 6.18.1-01/2801-06)

  • Положение о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 30.11.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 10.12.2012 № 6.18.1-06/1012-04)

  • Положение о преподавании дополнительных иностранных языков (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 30.09.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 14.10.2011 № 6.18.1-06/1410-04)

  • Положение о Европейском приложении к диплому Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о высшем профессиональном образовании (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 01.03.2013, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 25.03.2013 № 6.18.1-01/2503-15)

  • Положение об организации контроля знаний (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 21.12. 2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 16.01.2013 № 6.18.1-01/1601-03)

  • Концепция преподавания английского языка в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики (I ступень – бакалавриат) (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 02.07.2010, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 04.08.2010 № 31.1-04/612)

  • Положение об организации учебного процесса в Московском институте электроники и математики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в переходный период (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 28.09.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 18.10.2012 № 6.18.1-06/1810-04)

  • Правила перевода на следующий курс и завершения процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 29.07.09 № 31-04/808)

  • Положение об определении рейтинга успеваемости студентов Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 26.08.08 № 31-04/630)

  • Правила приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» на второй и последующие курсы и перевода студентов (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 29.04.2011, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 26.05.2011 № 6.18.1-06/2605-01)

  • Порядок перехода студентов с платного обучения на бесплатное (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ 21.12.2012, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 29.03.2013 № 6.18.1-01/2903-03)

  • Регламент организации учебной дисциплины, не входящей в рабочий учебный план (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 16.11.2010 г. № 31.1-04/829)

  • Регламент организации и проведения экзамена по английскому языку в 2012-2013 учебном году (по правилам международных экзаменов) (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 20.02.2013 № 6.18.1-02/2002-17)

  • Регламент разработки, согласования и утверждения программ учебных дисциплин (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ дата, введено в действие приказом НИУ ВШЭ от 13.05.2013 г. № 6.18.1-01/1305-03)

1.4. Отмечается наличие и достаточность нормативной и организационно-распорядительной (приказы, распоряжения по факультету) документации по организации учебно-воспитательного процесса, методической, научно-методической, научно-исследовательской работы при реализации ООП ВПО.

На факультете в должном объеме присутствуют все необходимые приказы и распоряжения. В том числе:



Приказы об организации Итоговой государственной аккредитации и подготовке и защиты Выпускной квалификационной работе

Приказ «О проведении итогового государственного экзамена по английскому языку на факультете психологии», приказ от 28 января 2013 года № 6.18.1-02/2801-04.

Приказ «О составе государственной аттестационной комиссии на 2013 год по проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета психологии», приказ от 08.04.2013 №6.18.1-02/0804-10.

Приказ «О составе экзаменационных комиссий по проведению итоговой государственной аттестации студентов факультета психологии в 2013 г.», приказ от 08.04.2013 №6.18.1-02/0804-11.

Приказ «О проведении итоговой государственной аттестации студентов факультета психологии в 2013 году», приказ от 02.04.2013 № 6.18.1-02/0204-06.

Приказ «Об утверждении тем, руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ студентов факультета психологии», приказ от 30.11.2012 №6.18.1-07/3011-02.

Приказ «Об утверждении рецензентов выпускных квалификационных работ студентам бакалавриата факультета психологии», приказ от 21.05.2012 № 6.18.1-07/2105-07.

и т.д.


Приказы о зачислении, переводе, отчислении студентов

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 05.08.2010 № 31.1-06/2249.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 05.08.2010 № 31.1-06/2211.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 05.08.2010 № 31.1-06/2228.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 05.08.2010 № 31.1-06/2298.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 10.08.2010 № 31.1-06/2337.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 10.08.2010 № 31.1-06/2381.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 20.08.2010 № 31.1-06/2541.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 30.07.2012 № 6.18.1-10/3007-42.

Приказ «О зачислении на 1 курс факультета психологии» от 05.08.2012 № 6.18.1-10/0508-14.

Приказ «О переводе на следующий курс студентов бакалавриата факультета психологии» от 20.07.2011 № 6.18.1-10/2007-01.

Приказ «О допуске к занятиям студентов бакалавриата факультета психологии, имеющих академические задолженности» от 19.07.2011 № 6.18.1-10/1907-03.

Приказ «О переводе на следующий курс студентов бакалавриата факультета психологии» от 11.07.2012 № 6.18.1-10/1107-02.

Приказ «О допуске к занятиям студентов бакалавриата факультета психологии, имеющих академические задолженности» от 11.07.2012 № 6.18.1-10/1107-03.

Приказ «О переводе на следующий курс студентов бакалавриата факультета психологии» от 16.07.2012 № 6.18.1-10/1607-27.

Приказ «О переводе на следующий курс студентов факультета психологии» от 29.10.2012 № 6.18.1-10/2910-23.

И т.д.

Приказы об организации и проведению практик.

Приказ «Об организации и проведении научно-исследовательской практики студентов факультета психологии НИУ ВШЭ в 2012/2013 учебном году», приказ от 02.09.2013 № 6.18.1-02/0209-04.

Приказ «Об организации и проведении производственной практики студентов факультета психологии НИУ ВШЭ в 2012/2013 учебном году, приказ от 02.09.2013 № 6.18.1-02/0209-03.

Приказ «Об организации и проведении квалификационной и научно-педагогической практики студентов факультета психологии НИУ ВШЭ в 2012/2013 учебном году, приказ от 27.08.2013 № 6.18.1-02/2708-01.

1.5. Выводы и рекомендации. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности по направлению 030300.62 – Психология подготовки бакалавра соответствует действующему законодательству РФ в сфере образования и локальным правовым актам НИУ ВШЭ.

И т.д.


Кроме того в полном объеме присутствуют приказы о предоставлении студентам академического отпуска, права обучаться по индивидуальному учебному плану, восстановлении студентов, допуске к занятиям.
2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Структура подготовки бакалавров (по предварительным данным – на 01 марта 2013г., по окончательным - на 05 октября 2013 г.). Изменение структуры подготовки бакалавров за 2009-2013 годы1. Динамика приёма по формам обучения. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат (Приложение 1).

С момента создания факультет ведет подготовку психологов по двухуровневой системе образования (в 2002 г. состоялся первый набор на очную форму обучения по направлению подготовки бакалавра в соответствии с ГОС). В 2010 г. был осуществлен первый набор в соответствии с ООС НИУ. Основы организации учебного процесса, заложенные государственным образовательным стандартом, способствуют совершенствованию структуры подготовки бакалавров. Так, на 01 октября 2013 г. на факультете психологии по направлению 030300.62 «Психология» очной формы обучения подготовки бакалавра обучается на четырех курсах 324 студента, что показывает увеличение количества обучающихся. Обучение по очно-заочной и заочной формам обучения не ведется. Удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе, составляет 81%, на договорной основе – 19%. Соотношение количества студентов, обучающихся на бюджетной основе, и обучающихся на договорной основе остается на протяжении последних пяти лет относительно стабильным и составляет в среднем 80% к 20%. По географическому признаку состав поступающих на факультет в целом отражает стремление привлечь способных абитуриентов из различных регионов России, доля которых по отношению к москвичам и жителям московской области составляет не менее 45%. Средний балл ЕГЭ поступающих на бюджетные места составил: 2010 г. – 74,2; 2011 г. – 76,0; 2012 г. – 75,2; 2013 г. - 81,5. Средний балл ЕГЭ поступающих на договорные места составил: 2010 г. – 63,6; 2011 г. – 60,5; 2012 г. – 67,5; 2013 г. - 72,25. В течение всех лет осуществления подготовки бакалавров на факультете велась активная профинформационная и профориентационная работа с потенциальными абитуриентами. В 2012 и 2013 гг. наряду с регулярным проведением Дней открытых дверей на общеуниверситетском и внутрифакультетском уровнях при активном участии студенческого актива были проведены Весенние психологические школы (ВПШ), вызвавшие большой интерес у старшеклассников. Так, в 2013 г. на 50 мест участников ВПШ было подано свыше 300 заявок. Таким образом,

2.2. Содержание и сроки освоения основной образовательной программы – для ОС НИУ ВШЭ.

С 2010/2011 учебного года подготовка бакалавров ведется в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»», утвержденного ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 29.06.2012 №38).

На основе анализа соответствия реализуемой на факультете ООП подготовки бакалавров требованиям ОС НИУ ВШЭ к структуре ООП комиссия установила (Приложение 2б):



  • наличие обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании занятий – соответствует;

  • наличие в учебной программе каждой дисциплины четко сформулированных конечных результатов обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе – соответствует.

На основе анализа соответствия реализуемой на факультете ООП подготовки бакалавров требованиям ОС НИУ ВШЭ к срокам и трудоемкости освоения ООП комиссия установила (Приложение 3б):

  • выполнение требований по нормативному сроку освоения основной образовательной программы – соответствует;

  • выполнение требований к общей трудоемкости освоения основной образовательной программы – соответствует;

  • выполнение требований к трудоемкости освоения основной образовательной программы по очной форме получения образования за учебный год - соответствует;

  • выполнение требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов – соответствует;

  • выполнение требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы – соответствует;

  • выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период обучения – соответствует;

  • выполнение требований к часовому эквиваленту зачетной единицы - соответствует.

2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

На основе анализа соответствия реализуемой на факультете ООП подготовки бакалавров требованиям ОС НИУ ВШЭ к условиям реализации ООП комиссия установила (Приложение 4б):



  • выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах – соответствует;

  • выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий – соответствует;

  • выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения – соответствует;

  • выполнение требований к объему аудиторных учебных занятий в неделю (очная форма получения образования) – соответствует;

  • выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины – соответствует;

  • выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году – соответствует;

  • выполнение требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования – в целом соответствует;

  • выполнение требований к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части циклов – соответствует.

Кроме того, комиссия установила, что:



  • расписания занятий соответствуют рабочему учебному плану (по количеству учебных недель, совпадению сроков начала и окончания модулей, сессий, практик, каникул);

  • проводимые на факультете промежуточная и итоговая аттестации соответствуют установленным формам аттестации;

  • аудиторная нагрузка по ОС НИУ ВШЭ соответствует действующему расписанию занятий;

  • последовательность и логичность изучения учебных дисциплин, установленная в базовом учебном плане, сохраняется при составлении расписания занятий;

  • формы промежуточной аттестации применяются адекватно;

  • самостоятельная работа студентов организована на необходимом уровне (используются такие формы самостоятельной работы, как работа с библиотечными базами данных, подготовка индивидуальных и групповых проектов, выполнение лабораторных работ, выполнение занятий в системе LMS и другие);

  • в учебном процессе используются результаты сотрудничества с организациями, научными учреждениями (ИП РАН, ПИ РАО), зарубежными партнерами (Fordham University, NYC, USA; Westminster University, London, UK; Tilburg University, Netherlands). Регулярно проводятся лекции и мастер классы представителей партнеров-университетов. В период с 2011-2013 год представители Fordham University (NYC, USA) участвуют в реализации базовых дисциплин для подготовки бакалавров (в частности, курса "Социальная психология", "Организационная психология").

2.4. Организация практик. Особое внимание комиссия уделила качеству организации практической подготовки (практики) студентов. Она установила, что:

  • в учебных планах ООП представлены различные виды практики – учебно-ознакомительная, производственная, цели практик соответствуют общим целям образовательной программы;

  • объем и профиль практик в учебном плане соответствует ГОС и ОС НИУ ВШЭ;

  • все виды практики обеспечены программами практик;

  • все виды практики обеспечены необходимым количеством баз практик, имеются в наличие договоры с базами практики (Приложение 5);

  • для прохождения научно-исследовательской практики студентов 2008-2012 гг. обучения использовалась собственная база факультета – научно-учебные группы и лаборатории (в соответствии с приказом «Об организации и проведении практики студентов факультета психологии ГУ-ВШЭ в 2010/2011 учебном году» от 31.03.2001 №6.18.1-07/3103-01);

  • в качестве форм контроля прохождения практик применяются индивидуальный план практики, дневник практики, отчет по практике, к которому прилагается отзыв психолога-методиста;

  • современные информационные технологии для организации практики студентов пока используются не очень активно;

  • доля студентов, проходящих практику на оплачиваемых рабочих местах, составляет от 5 до 10 процентов обучающихся на курсе.

2.5. Организация выпускных квалификационных испытаний. В ходе анализа организации и итогов проведения выпускных квалификационных испытаний, комиссия установила:

  • в состав итоговой государственной аттестации входят итоговый государственный экзамен по английскому языку, итоговый государственный междисциплинарный экзамен и защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, что соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ;

  • программы итогового государственного экзамена по английскому языку и итогового государственного междисциплинарного экзамена соответствуют требованиям к выпускникам ОС НИУ ВШЭ;

  • в содержании выпускных квалификационных работах в полной мере отражаются задачи деятельности выпускника, установленные требованиями ОС НИУ ВШЭ.

2.6. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе. Комиссией установлено, что в образовательном процессе в целом отмечается наличие проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, а при реализации ООП широко используются современные методики обучения и формы организации учебного процесса, в том числе модульно-рейтинговая система, а также:

  • активно используются инновационные методы обучения, включая проектные формы выполнения учебных заданий, взаимное рецензирование и оппонирование и проч.;

  • при подготовке к семинарским занятиям и выполнения письменных форм текущего и промежуточного контроля предполагается обязательное использование студентами информационных ресурсов и баз знаний, включая электронные библиотечные ресурсы с он-лайн доступом к научным журналам издательства Oxford University Press, Cambridge University Press, базу данных Scopus, базу данных ProQuest и др.;

  • при подготовке к семинарским занятиям обязательным является использование учебных материалов и заданий, размещенных в обучающей системе LMS;

  • при преподавании дисциплин естественно-научного цикла применяются электронные мультимедийные учебники и учебные пособия;

  • в ряде дисциплин, например, «Психологический практикум», «Психология управления персоналом», применяются методы активного обучения, «контекстного обучения», а также «обучения на основе опыта» и «case studies»;

  • в различных дисциплинах используются проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.

2.7. Анализируя учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы подготовки бакалавра психологии, комиссия отмечает соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ГОС и ОС НИУ ВШЭ, а именно: все виды занятий по дисциплинам учебного плана обеспечены учебно-методической документацией; студенты имеют открытый доступ к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

На основе анализа соответствия основной образовательной программы и всего комплекса её учебно-методического сопровождения требованиям ГОС и ОС НИУ ВШЭ комиссия установила, что на факультете имеются в наличие следующие структурные компоненты ООП:



  • государственный образовательный стандарт (образовательный стандарт НИУ ВШЭ) по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра - имеется;

  • базовые учебные планы (БУП) для каждого набора - имеются;

  • рабочие учебные планы (РУП) для каждого курса на каждый учебный год - имеются;

  • совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП – имеются;

  • регламенты, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации) - имеются.

Все дисциплины, включенные в учебные планы дисциплин обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК), размещенные в электронной системе LMS (Learning management system, LMS, http://lms.hse.ru/) в которые, как правило, входят:

- ОС НИУ ВШЭ;

- программа учебной дисциплины (ПУД);

- методические указания студентами по выполнению заданий текущего контроля;

- методические указания по самостоятельной работе студентов;

- методические указания преподавателю;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов.


На основе анализа программ учебных дисциплин, предусмотренных рабочими учебными планами, комиссия установила:

  • в наличие имеется 100% программ учебных дисциплин, включая программы практик;

  • соответствие содержания дисциплины ОС НИУ ВШЭ в части требования к образовательным результатам (компетенциям, ЗУНам);

  • современность учебных программ;

  • соответствие видов самостоятельной работы требованиям к выпускникам, содержащихся в ОС НИУ ВШЭ;

  • соответствие диагностических средств (экзаменационных билетов, тестов, комплексных контрольных заданий и др.) требованиям к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям выпускников.

2.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Комиссия проанализировала обеспечение достаточности и современности учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной). Согласно требованиям ОС НИУ ВШЭ, библиотечный фонд университета должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет (Приложение 6). На основании данного анализа комиссия установила все нижеперечисленное:

  • количество экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы, находящейся в библиотечном фонде, по циклам дисциплин на одного студента – соответствует;

  • достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам учебного плана (использование рекомендованной в примерных программах учебных дисциплин литературы в качестве обязательной основной учебно-методической литературы; наличие в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебно-методической литературы –соответствует;

  • современность источников учебной информации по всем дисциплинам рабочего учебного плана ООП (ГСЭ, СД -5 лет, ЕН, ОПД - 10 лет) – соответствует;

  • наличие и качество учебно-методических материалов (комплексов), разработанных преподавателями для изучения конкретной ООП (учебники и учебные пособия с грифами Министерства образования и науки и УМО, методические разработки по сопровождению учебного процесса при теоретическом обучении, прохождении обучающимися семинарских и практических занятий, курсовым проектам и работам, проведению практик, итоговой государственной аттестации выпускников – соответствует;

  • в программах учебных дисциплин предполагается использование периодических изданий, в том числе и зарубежных;

  • в качестве современных интернет-технологий используется система управления учебным процессом (Learning management system, LMS, http://lms.hse.ru/).

2.9. Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами.

На основе анализа кадрового обеспечения по циклам дисциплин на соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин; преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание; наличие штатных преподавателей по образовательной программе, принимающих участие в научной деятельности, комиссия установила следующее.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) по направлению подготовки 030300.62 «Психология» сформирован в основном из опытных преподавателей, имеющих значительный научный и научно-педагогический стаж (Приложение 7).

В настоящее время, ППС, обеспечивающий реализацию ООП бакалавриата факультета психологии НИУ ВШЭ, составляет 45,9 ставок, из них – 13,5 ставок профессоров, имеющих степень доктора психологических наук, в том числе 3,3 ставок академика РАО; 1,3ставок профессоров, имеющих степень кандидата психологических наук; 14,7 ставок доцентов, имеющих степень кандидата психологических наук; 10,5 ставок старших преподавателей, имеющих степень кандидата психологических наук; 6,25 ставок преподавателей, что соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ. ППС, имеющих степень кандидата и доктора психологических наук составляет 39,4 ставок, т.е. 85,8% от общего количества преподавателей. Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий реализацию профессионального цикла составляет 27,5 ставок. Средний возраст – 39 лет (см. табл. 5.7). Средний возраст по кафедрам факультета: кафедра общей и экспериментальной психологии – 46 лет, кафедра организационной психологии – 38 лет, кафедра психологии личности – 48 лет, кафедра психофизиологии – 45 лет.

Наряду со штатными преподавателями к образовательному процессу также привлекаются внешние и внутренние совместители, имеющие практический опыт работы в тех сферах деятельности специалиста-психолога, для освоения которых предназначены соответствующие дисциплины.

Все преподаватели факультета имеют соответствующее преподаваемым дисциплинам базовое образование, большинство из них – необходимый профессиональный опыт, научно-педагогический стаж. Вместе с тем, на факультете ведется активная работа по привлечению к преподавательской работе молодых специалистов. В рамках общеуниверситетской программы в кадровый резерв «Будущий преподаватель» в 2010-2013 гг. были включены 7 студентов выпускного курса магистратуры и аспирантов. В категорию "Новый преподаватель" было включено 12 молодых сотрудников факультета (до 30 лет, имеющих стаж работы не более 2-х лет). Все они затем были приняты на должность преподавателей на кафедры факультета.

Планирование работы ППС организуется на кафедрах, ежегодно составляются планы индивидуальной педагогической нагрузки преподавателей в полном соответствии с рабочими учебными планами на предстоящий учебный год. В конце года на заседаниях кафедры анализируются итоги выполнения индивидуальной педагогической нагрузки, составляются общекафедральные отчеты.

Для обеспечения высокого уровня учебного процесса на факультете психологии преподавателям предоставлена возможность повышения квалификации. Повышение квалификации ППС за рубежом осуществляется как в рамках Программы развития НИУ ВШЭ через Центр повышения квалификации, так и в инициативном порядке – стажировки, краткосрочные программы повышения квалификации, семинары и мастер-классы.

Порядок замещения вакантных должностей ППС полностью соответствует федеральным и ведомственным нормативным документам, регламентируется локальными распорядительными документами и осуществляется на конкурсной основе два раза в год.

2.10. Анализ результатов освоения основной образовательной программы и качества подготовки обучающихся позволил комиссии установить:

Начиная с 2009 г. прием на 1 курс бакалавриата осуществлялся по результатам ЕГЭ и участия в Многопрофильной олимпиаде ВШЭ. В состав вступительных испытаний по результатам ЕГЭ входили в 2009-2011 гг. – биология (профильный), математика, русский язык и литература. С 2012 г. к ним был добавлен иностранный язык. Доля зачисленных по итогам олимпиад для школьников составила: в 2009 г. – 16%, в 2010 г. – 9%, 2011 – 8%, 2012 – 14%, 2013 – 16,5%. Опыт проведения олимпиады в предыдущие годы (для набора по ГОС) позволил усовершенствовать олимпиадные задания, что позволило к 2013 г. набирать 1/5 часть лучших выпускников школ на 1 курс бакалавриата факультета психологии.

Средний балл по ЕГЭ у поступивших на ООП: 2009 г. - 72,6; 2010 г. – 74,2; 2011 г – 75,0; 2012 г. – 75,2; 2013 г. – 81,5. Данные результаты показывают, что по мере перехода к ОС качество набора выпускников неизменно растет, что позволяет ожидать, что будущие выпускники будут более востребованными и конкурентноспособными по сравнению с выпускниками предыдущих лет.

Уровень подготовленности выпускников к выполнению профессиональных обязанностей определяют по результатам анализа качества итоговой государственной аттестации (Приложение 8). Комиссия установила наличие и оценила качество содержания комплекса организационно-методических и методических материалов по итоговой государственной аттестации выпускников в составе:


  • программа преддипломной практики - имеется;

  • программа итогового государственного экзамена по направлению подготовки - имеется;

  • экзаменационные билеты к междисциплинарному государственному экзамену по направлению подготовки (специальности) – имеются в наличии и соответствуют требованиям;

  • диагностические и оценочные средства для проведения междисциплинарного государственного экзамена и защиты выпускных квалификационных работ по направлению подготовки - имеются;

  • протоколы ГАК по междисциплинарному государственному экзамену по направлению подготовки – имеются в наличии и оформлены в соответствии с требованиями;

  • протоколы ГАК по защите выпускных квалификационных работ по направлению подготовки – имеются в наличие и оформлены в соответствии с требованиями.

Анализ результатов междисциплинарного экзамена и защиты ВКР за последние 6 лет показал что, в рамках оригинального ОС подготовлен новый формат итогового государственного экзамена, включающего в себя оценку знаний и практических навыков выпускника. Данный формат позволяет оценить сформированный компетентностный профиль выпускника. Были разработаны методические рекомендации к выпускной квалификационной работе, в рамках которых описаны все требования и рекомендации по написанию научных работ. В целом, комиссия отметила достаточно высокий уровень требований к содержанию междисциплинарного экзамена и выпускной квалификационной работе, её тематике и соответствия профилю подготовки. Утвержденный состав ГЭК и ГАК соответствует направлению подготовки.

2.11. На основе анализа связи с работодателями и оценки качества подготовки выпускников комиссия установила, что:



  • доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий. По результатам исследований, проведенных Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, 87% выпускников факультета работают по найму в компании/организации. 48% выпускников оценивают текущую работу как соответствующую полученной в университете специальности.

  • целевая бюджетная/контрактная подготовка – не ведется;

  • информация о востребованности выпускников, их профессиональном продвижении. По данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, наибольшая доля выпускников факультета психологии работают в сфере образования и науки - (38%), среди тех выпускников, кто работает в коммерческих и государственных организациях 91% занимают должности рядовых специалистов, должности руководителей структурных подразделений и руководителя или заместителя руководителя компании/организации – по 4.5 %. Одинаково представлены среди мест трудоустройства выпускников малые предприятия и большие компании (по 25%).

  • рекламации на подготовку выпускников и информация регионального отделения службы занятости о стоящих на учёте выпускниках данного направления (специальности) подготовки – отсутствуют.

2.12. Выводы и рекомендации.

В течение всех лет осуществления подготовки бакалавров на факультете велась активная профинформационная и профориентационная работа с потенциальными абитуриентами. В 2012 и 2013 гг. наряду с регулярным проведением Дней открытых дверей на общеуниверситетском и внутрифакультетском уровнях при активном участии студенческого актива были проведены Весенние психологические школы (ВПШ), вызвавшие большой интерес у старшеклассников. Так, в 2013 г. на 50 мест участников ВПШ было подано свыше 300 заявок

В связи с активной профинформационной и профориентационной работой с потенциальными абитуриентами наблюдается рост среднего балла ЕГЭ среди поступающих, рост спроса на образовательные услуги у старшеклассников, рост доли способных абитуриентов из различных регионов России по отношению к москвичам и жителям московской области.

Проверка соответствия реализуемой на факультете ООП подготовки бакалавров показала, что выполнение требований по нормативному сроку освоения основной образовательной программы, к общей трудоемкости, к трудоемкости освоения основной образовательной программы по очной форме получения образования за учебный год, требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов, требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы, к объему факультативных дисциплин за весь период обучения, к часовому эквиваленту зачетной единицы соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ к структуре ООП.

Анализ условий реализации основной образовательной программы, таких как соотношение занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, занятий лекционного типа к объему аудиторных занятий, удельный вес дисциплин по выбору в составе вариативной части обучения, объем аудиторных учебных занятий в неделю, максимальный объем учебных занятий в неделю, общий объем каникулярного времени в учебном году, объем часов по дисциплине «Физическая культура», наличие лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части циклов соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ. Кроме того, расписания занятий соответствуют рабочему учебному плану, промежуточная и итоговая аттестации соответствуют установленным формам аттестации, аудиторная нагрузка по ОС НИУ ВШЭ соответствует действующему расписанию занятий, последовательность и логичность изучения учебных дисциплин, установленная в базовом учебном плане, сохраняется при составлении расписания занятий, самостоятельная работа студентов организована на необходимом уровне. Комиссией также было отмечено, что цели всех видов практик соответствуют общим целям образовательной программы, практики обеспечены необходимым количеством баз практик, имеются в наличие как договоры с базами практики, так и используется собственная база факультета – научно-учебные группы и лаборатории, формы проведения и содержание государственной аттестации соответствуют требованиям к выпускникам ОС НИУ ВШЭ.

Результаты проверки показали, что внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники находится на высоком уровне, так как в образовательном процессе применяется проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению наук, а при реализации ООП широко используются современные методики обучения и формы организации учебного процесса.

Комиссия, анализируя учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы подготовки бакалавра психологии, отмечает соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ГОС и ОС НИУ ВШЭ, так как все виды занятий по дисциплинам учебного плана обеспечены учебно-методической документацией; студенты имеют открытый доступ к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями и др.

Проверка показала, что количество экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы, находящейся в библиотечном фонде, наличие и качество источников учебной информации по всем дисциплинам рабочего учебного плана ООП, учебно-методических материалов (комплексов), использование современных интернет-технологий, таких как система управления учебным процессом (Learning management system, LMS, http://lms.hse.ru/) свидетельствуют о достаточности и современности учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин.

На основе анализа кадрового обеспечения по циклам дисциплин комиссия установила, что ППС сформирован в основном из опытных преподавателей, имеющих значительный научный и научно-педагогический стаж. Все преподаватели факультета имеют соответствующее преподаваемым дисциплинам базовое образование, большинство из них – необходимый профессиональный опыт, научно-педагогический стаж. Ведется активная работа по привлечению к преподавательской работе молодых специалистов, например, в кадровый резерв «Будущий преподаватель» в 2010-2013 гг. были включены 7 студентов выпускного курса магистратуры и аспирантов; в категорию "Новый преподаватель" было включено 12 молодых сотрудников факультета, которые приняты на должность преподавателей на кафедры факультета. Для обеспечения высокого уровня учебного процесса на факультете психологии преподавателям предоставлена возможность повышения квалификации.

Анализ результатов освоения основной образовательной программы и качество подготовки обучающихся на основе анализа качества итоговой государственной аттестации позволил комиссии оценить высокое качество содержания комплекса организационно-методических и методических материалов по итоговой государственной аттестации, который включает программу преддипломной практики; экзаменационные билеты к междисциплинарному государственному экзамену; диагностические и оценочные средства для проведения междисциплинарного государственного экзамена и защиты выпускных квалификационных работ; протоколы ГАК по междисциплинарному государственному экзамену, по защите выпускных квалификационных работ по направлению подготовки.

На основе анализа связи с работодателями и оценки качества подготовки выпускников комиссия отмечает высокую востребованность и профессиональное продвижение выпускников факультета, так как 87% из них работают по найму в компании/организации; 48% выпускников оценивают текущую работу как соответствующую полученной в университете специальности. Кроме того, доля выпускников факультета психологии работают в сфере образования и науки - (38%), среди тех выпускников, кто работает в коммерческих и государственных организациях 91% занимают должности рядовых специалистов, должности руководителей структурных подразделений и руководителя или заместителя руководителя компании/организации – по 4,5%.

Комиссия пришла к выводу, что организация учебно-воспитательного процесса при реализации ООП по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, а именно, структура подготовки бакалавров, содержание и сроки освоения основной образовательной бакалаврской программы, условия ее реализации, учебно-методическое, информационное и кадровое обеспечение учебного процесса, а также качество подготовки обучающихся в целом соответствуют требованиям действующего ОС НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра. При этом комиссия обращает внимание на невысокий конкурс в ходе приемных компаний, а также недостаточно высокий средний балл ЕГЭ. Комиссия рекомендует также усилить работу по налаживанию связи факультета с работодателями.
3. Организация методической и научно-методической работы (Приложение 9).

3.1. Проанализировав формирование и развитие методических школ по профилю подготовки, комиссия отметила, что на факультете психологии активно ведется методическая работа, а именно: регулярно и своевременно создаются и совершенствуются программы учебных дисциплин, активно разрабатываются учебно-методические комплексы, включающие в себя презентации к основным темам дисциплин, материалы для самостоятельной работы студента, демонстрационные материалы (видео кейсы, записи, слайды и т.д.), материалы для оценки качества освоения дисциплин (тесты, кейсы, практические задания и т.д.), а также формируются и обновляются учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Программы учебных дисциплин перерабатываются и обновляются не реже, чем один раз в два года, что соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ.

3.2. Методическая деятельность на факультете по профилю ООП ведется в рамках совершенствования методического обеспечения учебных дисциплин, включенных в учебные планы и реализуется в форме методических семинаров и методических заседаний кафедр, а также в рамках профессиональной коллегии «Психология и образование» Учебно-методического совета НИУ ВШЭ.

3.3. Сведения об изданных штатными преподавателями учебниках и учебных пособиях с грифом Минобразования РФ, отраслевых министерств и ведомств, учебно-методических объединений, научно-методических советов приведены в Приложении 9.

3.4. Сведения об учебниках и учебных пособиях по дисциплинам и курсам общепрофессионального и специального циклов (ГОС ВПО), профессионального цикла (ФГОС ВПО) ООП представлены в Приложении 9. Авторами учебников и учебных пособий являются преимущественно штатные преподаватели факультета психологии.

3.5. На факультете имеются учебно-методические пособия и разработки по проведению семинарских, лабораторных и пр. занятий, выполнению эссе, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ: Агадуллина Е.Р., Котова М.В., Ловаков А.В., Орел Е.А., Хачатурова М.Р. Методические рекомендации по написанию и оформлению письменных работ по психологии: Учебно-методическое пособие. М.: НИУ ВШЭ, 2010.

3.6. Профессорско-преподавательский состав факультета регулярно повышает свою квалификацию. Сведения о штатных преподавателях, закончивших курсы повышения квалификации или прошедших переподготовку по дисциплинам и курсам профессионального цикла представлены в таблице 1.
Таблица 1 Сведения о повышении квалификации ППС в 2008-2013 гг.




ФИО, должность

Форма и место прохождения

повышения квалификации



Год

1

Агадулина Е.Р., доцент

Курсы повышения квалификации "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартам НИУ ВШЭ (НИУ ВШЭ, Москва)

2011-2012







Курсы повышения квалификации "Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront" (НИУ ВШЭ, Москва)

2011







Курсы повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов (ГУ-ВШЭ, Москва)

2010



Антонова Н.В., доцент

Курсы повышения квалификации "Разработка, согласование и утверждение программы учебной дисциплины в модуле "ПУД" в LMS НИУ ВШЭ"

2013







Повышение квалификации по разработке магистерской программы двух дипломов «Business Psychology». Кембридж, Лондон. Великобритания.

2012







Академическое письмо и сопутствующие компетенции (на английском языке). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2012







"Экономическая психология". НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2012







Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (основной курс). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2011







Professional training course "Business Psychology: Counselling, Coaching, Assessment, and Training". London Metropolitan University, London. Certificate of Completion.

2011







"Культура и психологические процессы: передовые рубежи исследования". НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2011







Аккредитованная ICF программа профессиональной сертификации по коучингу Erickson College International (Канада). Сертификат Professional Coach № 2012958PC.

2011







"Искусство и наука коучинга. Коучинг в менеджменте". Международная академия коучинга. Сертификат Эриксоновского университета (Канада) № 1809117СС, сертификат Международной Академии Коучинга (представительство ICF в России) № МА 10/30312.

2010







Исследовательский центр ПКПС Московского государственного института стали и сплавов, программа "Проблемы развития современного профессионального образования". Удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации ПК/112.

2008-2009



Бабулина Л.В., преподаватель

Слушатель программы специализации для психологов, психотерапевтов и психиатров "Мастер" Центра стратегической терапии Дж. Ареццо (Италия) при Московской службе психологической помощи населению

2012-наст. время







"Транзактный анализ: Восточная версия" (диплом о повышении квалификации Института повышения квалификации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги - зонтичной организации Европейской ассоциации психотерапии) в 2006 - 2012 г.

2006-2012







4х-летний курс обучения "Транзактный анализ в психотерапии" (сертификат Филиала Европейской ассоциации транзактного анализа Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа) в 2006-2010 г.

2006-2010







Курс психодрамы (сертификат Профессиональной психотерапевтической лиги РФ) в 2010 г.

2010



Белоусова В.В., ст. преподаватель

"Экономическая психология". НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2012







Professional training course "Business Psychology: Counselling, Coaching, Assessment, and Training". London Metropolitan University, London. Certificate of Completion.

2011







Искусство и наука коучинга. Коучинг в менеджменте. Полный курс обучения, Международная академия коучинга. Сертификат Эриксоновского университета (Канада).

2010



Вечерин А.В., ст. преподаватель

Курсы повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов (ГУ-ВШЭ, Москва)

2010







Курсы повышения квалификации «Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних»

2012







Курсы повышения квалификации «Психолого-педагогические основы учебного процесса» (МГУ им. М.В.Ломоносова)

2011-2012







Курсы повышения квалификации «Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (основной курс)» (НИУ-ВШЭ)

2011







Краткосрочные курсы повышения квалификации по программе международного семинара «Культура и психологические процессы: Передовые рубежи исследований» (НИУ-ВШЭ)

2011



Григорян Л.К., преподаватель

Серия семинаров по повышению квалификации по качественной "Qualitative Research training courses", Эдинбург, май 2013;

Курс «Академическое письмо и сопутствующие компетенции», НИУ ВШЭ, февраль-май 2013;

Курс «Техника презентации», НИУ ВШЭ, февраль-апрель 2013;

Семинар по повышению квалификации "Social identity, values and migration", НИУ ВШЭ, март-апрель 2013.



2013





Курс "Quantitative data collection" (Questionnaire Design&Testing; Survey Implementation; Introduction to Sampling and Weighting), Social Research Association, Лондон, октябрь 2012;

Курс "Quality in Social Research", Social Research Association, Лондон, сентябрь 2012;

Краткосрочная программа повышения квалификации “Advances social psychology: theory, methods, practice”, НИУ ВШЭ, сентябрь – ноябрь 2012;

Летняя школа МНУЛ СКИ “Designing research and writing papers on culture and behavior”, июнь 2012;

Краткосрочная программа повышения квалификации “Advanced economic psychology”, НИУ ВШЭ, апрель 2012;

Международный семинар “Psychology of intercultural relations and acculturation”, НИУ ВШЭ, апрель 2012



2012







Краткосрочная программа повышения квалификации “Confirmatory factor analysis and structural equation modeling”, НИУ ВШЭ, сентябрь – ноябрь 2011;

Краткосрочная программа повышения квалификации “Cross-cultural research of changing society: theories and methods”, НИУ ВШЭ, сентябрь – ноябрь 2011;

Краткосрочная программа повышения квалификации «Методология управления проектами», НИУ ВШЭ, сентябрь 2011;

Международный семинар “Research Frontiers of Culture and Psychological Processes”, НИУ ВШЭ, июнь 2011;

Летняя школа МНУЛ СКИ “Values and Socio-Economical Behavior: Cross-cultural Dimensions and Explanatory Models”, НИУ ВШЭ, июнь 2011.


2011



Гулевич О.А., доцент

Программа правительственных исследований, проведенных Indiana University, Purdue University, University Of Notre Dame, University of Chicago, U.S.A.

Английский язык, уровень Upper Intermediate, НИУ ВШЭ



2012







Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (основной курс), НИУ ВШЭ

Конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями, НИУ ВШЭ



2011



Иванова Н.Л., профессор

Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business psychology: Corporate Social Responsibility and Consumer Egocentrism»

2012







Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business Psychology: counseling, couching, assessment, and training»

Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Повышение квалификации по разработке программы двух дипломов «Dual LMU-HSE MPA Development»



2011







Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Selection, Assessment and Development for Success in Management».

2009



Исаева А.Н., преподаватель

Курс подготовки тьюторов Learning Management System, НИУ ВШЭ.

2011







"Victor Frankl's heritage in educational and psychotherapeutic innovations in Russia", State University - Higher School of Economics, Moscow.

2010



Котова М.В., ст. преподаватель

Курс повышения квалификации "Конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями" ("Confirmatory factor analysis and structural equation modeling"), преподаватель Питер Шмидт (НИУ ВШЭ, Москва)

Курсы повышения квалификации "Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront" (НИУ ВШЭ)

Курсы повышения квалификации по английскому языку, уровень Upper-Intermediate-2 (НИУ ВШЭ, Москва)


2011







Курсы повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов (ГУ-ВШЭ, Москва)

Курсы повышения квалификации по работе с базой данных RLMS, преподаватель Я.М.Рощина (ГУ-ВШЭ, Москва)



2010







Курсы повышения квалификации по английскому языку, уровень Upper-Intermediate (ГУ-ВШЭ, Москва)

2009



Ловаков А.В., преподаватель

"Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (подготовка тьютеров)" (НИУ ВШЭ, Москва)

2011







Курсы повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов (ГУ-ВШЭ, Москва)

Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Компьютерное тестирование" (Институт практической психологии, Москва)



2010



Мартынова А.В., ст. преподаватель

Базовый тренинг "Основы медиации", Немецкая школа коучинга и медиации.

Базовый тренинг "Факторы успеха в медиации", Немецкая школа коучинга и медиации.



2010







"Практика применения технологии "World Cafe", тренер Улрик Рудебек, Москва.

2009



Орел Е.А., ст. преподаватель

Академическое письмо (русский язык). Москва, НИУ ВШЭ;

2013







Structural equations modelling with Mplus. Cambridge psychometrics centre, University of Cambridge, UK.

2012







Academic writing (English). NES - HSE

2011







Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront. Москва, НИУ ВШЭ

Использование библиотечных ресурсов. Москва, НИУ ВШЭ

Использование стандартизованных методов психологической диагностики. Институт прикладной психологии


2010



Патоша О.И., ст. преподаватель

Повышение квалификации по разработке магистерской программы двух дипломов «Business Psychology». Кембридж, Лондон. Великобритания.

Академическое письмо и сопутствующие компетенции (на английском языке). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

"Экономическая психология". НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.


2012







Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (основной курс). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

Professional training course "Business Psychology: Counselling, Coaching, Assessment, and Training". London Metropolitan University, London. Certificate of Completion.

General English Upper Intermediate - 2. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.


2011







2010 г. (26 октября - 30 ноября). Использование электронных библиотечных ресурсов. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2010







2009 г. (20 октября - 24 декабря). General English Upper Intermediate. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

2009



Паукова А.Б., преподаватель

Мастер-класс Роберта Ли (Robert Lee) по человеко-центрированной психотерапии (Москва, НИУ ВШЭ)

Семинар доктора Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) по психоанализу (ПСИКОН, Киев, Украина)



2012







6th Annual Focusing Institute Summer School (The Focusing Institute, New York City, USA)

Английский язык. Углубленное изучение General English, уровень Upper Intermediate (ЦПК НИУ ВШЭ)



2011







"Использование электронных библиотечных ресурсов" (ЦПК ГУ-ВШЭ)

2010







Французский язык. Начальный курс. (ЦПК ГУ-ВШЭ)

2009



Серкин В.П., профессор

Электронная оболочка учебных курсов LMS. НИУ ВШЭ (Москва).

Интенсивный курс английского языка. СВГУ (Магадан).

Работа с людьми, пережившими кризис. 2-ой цикл. Центр социально-психологической помощи (Магадан).


2011







Работа с людьми, пережившими кризис. 1-ый цикл. Центр социально-психологической помощи (Магадан).

2010







Стажировка на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва).

Коучинг. СПбГУ (Санкт-Петербург).



2009



Станковская Е.Б., ст. преподаватель

Семинар доктора Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) по психоанализу (ПСИКОН, Киев, Украина)

2012







Английский язык. Углубленное изучение General English, уровень Upper Intermediate (ЦПК НИУ ВШЭ)

2011







"Использование электронных библиотечных ресурсов" (ЦПК ГУ-ВШЭ)

2010



Татарко А.Н., доцент

Курс повышения квалификации по использованию информационных ресурсов (Москва, НИУ-ВШЭ, 26 октября - 30 ноября 2010 г.).

2010







Повышение квалификации по программе международного семинара «Культура и психологические процессы: Передовые рубежи исследований» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-32

2011







Обучение по программе краткосрочного повышения квалификации «Кросс-культурные исследования меняющегося общества: теории и методы» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-103

2011







Повышение квалификации по программе семинара «Психология межкультурного взаимодействия и аккультурации» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-132

2012







Повышение квалификации по программе семинара «Проведение исследований и написание статей о культуре и поведении» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-160

2012







Краткосрочное повышение квалификации по программе «Экономическая психология» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-122

2012







Краткосрочное обучение по программе «Социальная идентичность, ценности и миграция» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-175

2013







Краткосрочное обучение по программе «Искусство написания статьи в области социальных наук» Москва, НИУ-ВШЭ, Сертификат № 05.43.06-197

2013



Уколова Е.М., ст. преподаватель

Образовательная программа по экзистенциально-аналитической психотерапии Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Вена, Австрия) 1999 - 2009 гг.

2009



Улановский А.М., доцент

Модульная программа «Искусство и наука коучинга. Коучинг в менеджменте» (Международная академия коучинга, Москва)

2011







Обучающая программа «Основы тренерского мастерства» (Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Москва)

Курс «Экзистенциальная психотерапия: теория и практика» (МГУ, Международное общество логотерапии и экзистенциального анализа)

Длительная обучающая программа «Эриксоновский гипноз» (Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Москва)


2009







Курс «Advanced Research Training Seminars» (International Association of Applied Psychology, Germany)

2008



Хачатурова М.Р., преподаватель

НИУ ВШЭ Повышение квалификации по курсу "Английский язык", уровень "Upper Intermediate"

2012







НИУ ВШЭ Повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов. Сертификат об окончании

НИУ ВШЭ Повышение квалификации по курсу "Немецкий язык", уровень "Elementary". Сертификат об окончании



2010



Штроо В.А., профессор

Tapping Touch Basic Course for Professionals by Ichiro Nakagawa (Vladivistok, Russia). Sertificate of attendance.

2013







Мастер-класс Роберта Ли (Robert Lee) по человеко-центрированной психотерапии (Москва, НИУ ВШЭ) Сертификат.

Повышение квалификации по разработке магистерской программы двух дипломов «Business Psychology» совместно с London Metropolitan University (Cambridge-London, UK). Certificate of completion.



2012







Краткосрочное повышение квалификации по программе "General English. Pre-Intermediate 2" (Москва, НИУ ВШЭ). Удостоверение.

Краткосрочное повышение квалификации по программе "General English. Pre-Intermediate 1" (Москва, НИУ ВШЭ). Удостоверение.

Training course in "Business Psychology: counselling, couching, assessment, and training" (UK, London, School of Psychology at London Metropolitan University, 72 h.). Certificate of completion.


2011







Курс повышения квалификации по использованию информационных ресурсов (Москва, ГУ-ВШЭ). Сертификат.

Обучающий семинар "Современные персонал-технологии" в НГОУ ДПО "Институт практической психологии "Иматон" (Санкт-Петербург). Свидетельство о повышении квалификации.



2010







International Seminar "The Bologna Process and Teaching Psychology in Europeian Universities" (Oktober, 12-18, 2008). Certificate of Attendance.

2008



Шумский В.Б., доцент

Образовательная программа по экзистенциально-аналитической психотерапии Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Вена, Австрия) 1999 - 2009 гг.

2009

3.7. Выводы и рекомендации. По итогам анализа организации методической и научно-методической работы в рамках ООП комиссия пришла к выводу, что, на факультете психологии, ведется постоянная работа по методическому совершенствованию образовательного процесса, а ППС, обеспечивающий реализацию ООП, регулярно повышает свою профессиональную и учебно-методическую квалификацию в различных формах.




4. Организация научно-исследовательской работы

4.1 Формирование и развитие основных научных направлений (научных школ), соответствие основных научных направлений профилю подготовки по представленным к аккредитации ООП ВПО. Комиссия установила следующее. Общую координацию научно-исследовательскую деятельности факультета психологии осуществляет научный руководитель факультета В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Текущий контроль научно-исследовательской работы факультета психологии осуществляет заместитель декана по научной работе. В настоящее время заместителем декана по научной работе является доктор психологических наук, доцент Гулевич О.А.

Научно-исследовательская деятельность на факультете психологии ведется в нескольких направлениях, поддержанных существующими научными лабораториями, подготовленными проектами новых научных подразделений факультета, серией индивидуальных научных исследований, поддержанных грантами Научного фонда НИУ ВШЭ и других научных фондов (Табл. 2).

На факультете психологии НИУ ВШЭ создана школа 19.00.00 Психологические науки. Ведущие направления в рамках научной школы представлены в таблице 2.


следующая страница >>


izumzum.ru