Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Европейский мир в первой половине XX века в чем состояли причины... 1 7.61kb.
1. инфляция: сущность, типы и закономерности развития 1 128.85kb.
Кафедра анатомии человека 1 131.01kb.
Современное состояние политической науки: проблемы и перспективы... 1 10.21kb.
Вестник Брянского государственного технического университет 1 70.72kb.
В последние годы в России все острее возникает необходимость в сдерживании... 1 242.69kb.
Описание: Использование сварных металлоконструкций в изготовлении 1 57.21kb.
В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. М. Тарко (журнал "Уровень жизни населения... 1 369.06kb.
Интеграция экологических знаний посредством эниологии лобановская О. 1 204.33kb.
Темы рефератов по дисциплине: История и традиции актерского искусства... 1 54.38kb.
Тема борьба с европейскими завоевателями в XIII веке причины появления... 1 44.26kb.
Передача прав на домены Письмо от физического лица о передаче домена... 1 20.74kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития - страница №1/1




Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕФЕРАТ ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Выполнил: студентка Юшкина Светлана Валентиновна, группа №160 Научный руководитель: Плотников Владимир Александрович Санкт-Петербург 2003 год СОДЕРЖАНИЕВведение 3Глава I. Виртуальное предприятие 5§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления 5§2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства инедостатки 8Глава II. Подходы виртуальных компаний к использованию Internet 13§1. Особенности подхода «предприятие – предприятие» 13§2. Особенности подхода «предприятие – потребитель» 15§3. Коротко о других подходах 16Глава III. Торговля и услуги в Internet 18§ 1. Взгляд в будущее 18§2. Российский опыт: www.Dostavka.ru 20Заключение 23Список литературы 24 ВВЕДЕНИЕ XXI век – это информационный век, т. е. век господства автоматизированныхинформационных технологий во всех сферах деятельности человека.Информационная технология представляет собой технологию, в которойпредметом труда является информационный продукт, а орудием труда – средстваэлектронно-вычислительной техники и связи. Бизнес является одним из наиболее перспективных направлений использованиясовременных технологий. На конференции, организованной Институтомэкономической стратегии в апреле 1999 года в Вашингтоне, председательсовета директоров фирмы Intel Энди Гроув так охарактеризовал будущеебизнеса: «Лет через пять каждая компания превратиться в Internet-компанию(виртуальную компанию) либо прекратит свое существование, перестанет бытькомпанией вообще»[1]. До 1992 года Internet с точки зрения пользователя представлял собоймешанину из разнотипных файлов, для передачи которых использовались сложныекоманды. И только после рубежа, означенного появлением «Всемирной паутины»- World Wide Web, маркетинговым отделам многих компаний удалось доказатьнеобходимость подключения к Internet. В результате появления новых сетевых возможностей изменился характердеятельности организаций. Больше нет необходимости собирать людей в одномместе или даже в одной компании для решения задач, связанных с ихсовместной деятельностью. Новые инструменты и сети дают возможностьпредоставления информации по мере необходимости, а прикладные системыколлективного пользования дают возможность продуктивно работатьпользователям, распределенным в географическом отношении. В то же время компании изменяют свою структуру информационныхтехнологий, распространяя свои линии связи за пределы компаний во внешниесети. Возрастающая взаимозависимость современного мира экономики ипотребность в немедленном доступе к информации порождают необходимостьустановления связи с поставщиками, заказчиками и партнерами компании вреальном масштабе времени, а также наличия межсетевого интерфейса связи,информационных услуг и включения в глобальную сеть Internet. Эта тенденцияк осуществлению важнейших коммерческих операций через линии связи частоназывают «электронной коммерцией» - и она изменяет образ многих предприятийна рынке. Эти новые режимы работы, связанные с распределенной системой расчетов ивзаимодействием между предприятиями, привели к возрастанию спроса наглобальные сети, как в плане полосы пропускания, так и возможности связи слюбым объектом. Если бы эти виды связи осуществлялись через специальновыделенные каналы, они стали бы непозволительно дорогими. В результате к связи предъявляется подход как к виртуальномупредприятию - этот термин отражает как эволюцию модели бизнеса, так и упорна логическую соединимость. В сети виртуального предприятия пользователиполучают доступ к необходимым им ресурсам, а сеть обеспечивает каналсоединения и выделение необходимой полосы пропускания. Очевидно, чтосозрели условия для создания новой сетевой инфраструктуры, оптимизированнойдля объединения в сеть виртуального предприятия. В ряде европейских источников существует несколько определений понятияInternet-экономики, которые суммарно сводятся к следующему: «Среда, вкоторой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономическойсистемы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любойкомпанией или индивидом с целью совместной работы: торговли, обмены идеямиили просто для удовольствия». ГЛАВА I ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления. Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных формпредприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием вбольшей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, какглобализация (универсальный процесс, охватывающий весь земной шар исостоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активнодействующих на мировом рынке по укреплению связей денежного капитала синновациями) рынков, растущее значение качества товара, его цены и степениудовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений спотребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значениестепени применения новых информационных и коммуникационных технологий. Термин «виртуальное предприятие» используется в двояком смысле. В болееабстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую иэффективную форму организации предприятия, которая является наилучшей сточки зрения имеющихся технических и экономических условий. В болееконкретном смысле, виртуальное предприятие подразумевает сетевую,компьютерно-посредованную организационную структуру, состоящую изнеоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогдаприлагательное «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственнообразованное», или как «мнимое, не существующее в реальном физическомпространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов». В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другимитерминами: «сетевые предприятия»[2], «безграничные предприятия»[3],«расширенные предприятия»[4]. Как правило, речь идет о сети партнеров(предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбытуопределенной продукции. Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихсяорганизационно-технологических ресурсов с различных предприятий и ихинтеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированиюгибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной дляскорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. Следует подчеркнуть метафорический характер понятия «виртуальногопредприятия». Полностью виртуального, т.е. не имеющего базовых структур вреальном физическом пространстве, предприятия, конечно, быть не может.Здесь речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующихспециалистов и подразделений различных предприятий в виртуальномпространстве, реализованным на основе новейших информационных икоммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровенькооперации и координации предприятий, а в конечном итогеконкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно,прибыль. В то же время виртуальное предприятие полностью ориентировано назаказчика, поскольку его основные характеристики — это быстрота выполнениязаказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требованийклиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытуюорганизационную структуру границы между взаимодействующими предприятиямистановятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными. Уровеньпартнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает:преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других.Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими поставщиками,если они будут активно участвовать в начальной разработке новых продуктов,услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственнаяфункция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним изпоставщиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют рядфункций, ранее присущих разработчикам компьютеров. C практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободновзаимодействующих агентов, находящихся в различных местах. Эти агентыразрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов),находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества,координации и т.п. Многоагентные системы являются одной из наиболее быстроразвивающихся областей искусственного интеллекта. Pазработка виртуальногопредприятия связана с интеллектуальным моделированием взаимодействиясложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построениемногоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играетпервостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить моделивзаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр.,отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивностипредприятия. Здесь важное место должны занимать модели организациипартнерских отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначныхлогик взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например,трехзначная логика — кооперация, конкуренция, безразличие), строящихся взависимости от таких параметров, как совместимость целей предприятий,взаимное доверие и ответственность партнеров при выполнении ихобязательств, необходимость объединения ресурсов и недостатокпроизводственного опыта отдельного предприятия. Виртуальное предприятие может рассматриваться как метапредприятие(своего рода предприятие над предприятиями), объединяющее цели, ресурсы,традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационныхпроектов или при производстве продукции мирового уровня. Созданиевиртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта,производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий —партнеров вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждымиз них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия изразнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков иусиление преимуществ. Так, например, можно объединить достоинства большихпредприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленнореагирующих на изменения рынка) и малых предприятий (испытывающихнедостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться). Виртуальноепредприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ. Яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия вкомпьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работенад проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, MarubeniMatsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другимклассическим примером виртуального предприятия является европейскийконсорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A-310 и др. §2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и недостатки. Существует множество определений виртуального предприятия как сетевойорганизационной формы. Однако, с учетом особенностей практическогофункционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определитькак временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельныхколлективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшеговыполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационнойсистеме[5]. С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия – этополучение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностейпотребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов.Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынокпредприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило,ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то«усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночныхзаказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретныхпотребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятиеувеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединенияресурсов различных партнеров в единую систему. С практической точки зрения, обычному предприятию, например, дляразработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечениезначительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новыхпартнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами,знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этойдеятельности. Т.е. выбираются предприятия (организации, отдельныеколлективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов испособностей для достижения конкурентного преимущества на рынке. Как правило, партнерство заключается на определенный срок или додостижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другимисловами, партнерство является временным, и, например, на определенныхэтапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут всеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые. С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинствовиртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшиересурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этогодостоинства и самой сетевой организации вытекают такие основныеконкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:- скорость выполнения рыночного заказа;- возможность снижения совокупных затрат;- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;- возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки. Проведенный Катаевым А. В. анализ деятельности виртуальныхпредприятий[6] показал, что основными особенностями виртуальной формыорганизации являются:- открытая распределенная структура;- гибкость;- приоритет горизонтальных связей;- автономность и узкая специализация членов сети;- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции. Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельностивиртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческиеподходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могутбыть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно науправлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятиедолжно обладать как минимум следующими способностями:- уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимыедля реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);- на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбытапродукции (аспекты функционирования сети). Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятияобладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкойспециализацией членов сети;- практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своихпартнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм иобычных трудовых отношений;- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, изразнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней,открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планированиидля членов виртуального предприятия. Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия«виртуальное предприятие». . Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов. . Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта). . Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга. . Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время. . Сочетание децентрализации и централизации в управлении при преимущественном развитии децентрализованного (распределенного) управления, приоритет координационных связей. . Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования. . Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ, включая «встречу в сети» (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии. . Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса. В современных условиях конкурентоспособность предприятий на мировом рынке(и особенно на рынке компьютерных средств) зависит от возможностейпреобразования ключевых процессов предприятия в стратегические инициативы,нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, ивообще, на гибкое отслеживание и прогнозирование изменений в конъюнктурерынка. Новейшими примерами таких инициатив служат перестройка илиреинжиниринг (business process reengineering) и инновация (processinnovation) процессов деятельности предприятия. Указанные примеры связаны сшироким развитием и использованием новых информационных и коммуникационныхтехнологий (НИТ/ НКТ) для управления человеческими ресурсами и планированиябудущей деятельности предприятия, моделирования и оптимизации процессоввзаимодействия (кооперации и координации) между различными агентами(специалистами и подразделениями) предприятия. А это и означаетактуальность и реальность создания виртуальных предприятий. Глава II ПОДХОДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ INTERNET §1. Особенности подхода «предприятие - предприятие». Модель В2В (business – to – business) предполагает полностьюавтоматизированное взаимодействие фирм или организаций в ходепредпринимательской деятельности. За рубежом модель В2В появилась около 30лет тому назад и получила довольно большое распространение. Говоря о модели В2В, следует отметить два аспекта ее использования. Содной стороны, эта модель имеет место, когда две или более фирмыосуществляют различные сделки между собой. Например, через Интернет онимогут направлять предложения о заключении сделок, получать котировки отсвоих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета. С другой стороны, характерной чертой развитых систем ведения электроннойкоммерции в секторе В2В является их интеграция с корпоративнымиинформационными системами (КИС). Таким образом, в потенциале обеспечиваетсяне только автоматизация процессов закупок и сбыта, но и решениесоответствующих задач комплексной автоматизации управления фирмой. Данная модель ведения электронной коммерции, возможно, является самойперспективной сферой электронной коммерции в России. В рамках внутреннегорынка это направление электронного предпринимательства помогает создаватьновые коммерческие связи между российскими производителями, а такжезначительно облегчает процесс приобретения материалов и оборудованияроссийскими предприятиями друг у друга по сравнению с импортированием техже материалов из-за рубежа. На международном уровне модель В2В позволитроссийским производителям более активно участвовать в мировом рынке. В целях построения и успешного функционирования модели В2В необходимо,чтобы сегмент рынка, для которого она предназначена, был готов к принятию ииспользованию подобных решений. Этот сегмент рынка должен обладать рядомхарактеристик, важнейшие из которых: объемность, структурированность имассовость. Естественно, что для североамериканского, западноевропейского ироссийского рынков показатели по объему будут резко отличаться. Еслиамериканские компании, ведущие электронную коммерцию по модели В2В,нацелены на сегмент рынка, где оборот составляет миллиарды долларов в год,то российские предприятия пока не могут ориентироваться на подобныепоказатели. Рынок должен быть структурирован, то есть иметь точноопределенный признак (отраслевой, продуктовый и т. д.), отличающий как самрынок, так и его участников от других и обладать устоявшимися правиламиповедения на нем. Рынок также должен быть массовым и если группапредприятий может контролировать или монополизировать рынок, то ведениеэлектронной коммерции по модели В2В в данном сегменте рынка будет неэффективно. Различные предприятия и участники в данном сегменте рынка преследуеткаждый свои цели, но от внедрения и использования модели В2В могут выигратьвсе. Предприятия-поставщики технологических решений выиграют при реализациимодели В2В от продажи своих продуктов, технологий и знаний, а в дальнейшемот осуществления функций по сопровождению процесса электронной коммерции поэтой модели. Стоит отметить, что зачастую такие предприятия становятсявладельцами или полноправными партнерами информационного ресурса иучаствуют в получении прибыли от его функционирования. Предприятия-продавцыувеличат рынок сбыта, сократят цепь поставок и снизят сбытовые затраты,получат возможность более детально работать с каждым заказом. Предприятия-покупатели получат возможность выбора продуктов и поставщиков в одномместе, общее снижение цен на товары, высокую скорость и качествообслуживания. Для всех участников в целом выигрыш заключается ввозникновении новых перспектив развития деловой деятельности.§2. Особенности подхода «предприятие – потребитель». Модель В2С (business – to - consumer) используется при продажепредприятием своих товаров и/или услуг непосредственно конечнымпотребителям. Концептуально эта модель существенно более прозрачна ипонятна широкой аудитории, чем предыдущая, поэтому она наиболее популярнасейчас в средствах массовой информации. Одним из примеров крупного предприятия, работающего в рамках данноймодели, является Amazon.com, американская фирма по розничной торговлекнигами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру. По мере расширениясвоего бизнеса Amazon.com создала новую модель сети сбыта, обеспечивающуюпоставку товаров потребителям в любой стране мира. Модель В2С позволяетуравнять различия в доступе к товарам и услугам между потребителями,живущими в крупных городах и отдаленных регионах, при условии решенияпроблемы доступа в Интернет и возможности оплаты в соответствующем регионе. Между В2В и В2С существует принципиальная разница. В отличие от В2С, прииспользовании модели В2В осуществляются операции с широким спектромконтрагентов (банки, поставщики и т. д.). Это означает, что любойсубподрядчик предприятия имеет возможность просматривать текущиепотребности предприятия в соответствующих товарах или услугах инезамедлительно реагировать на сформировавшийся запрос. Таким образом, онможет планировать поставку, определять сроки и способы доставки, выставлятьсчета и т. д., причем все нужные сведения в идеале должны напрямуювводиться в систему управления ресурсами данного предприятия. Ведениеэлектронной коммерции в соответствии с моделью В2С подразумевает ведениекоммерческих операций (закупка, продажа, оплата и т. д.) через Интернет, вто время как электронная коммерция в соответствии с моделью В2В включает всебя более широкий спектр технологических решений. Следует отметить три особенности модели В2С. Первая заключается в том,что часто сам продавец ведет торговлю не с помощью автоматизированнойсистемы, интегрированной с Интернет-интерфейсом (система унифицированныхсвязей и сигналов, посредством которых устройства вычислительной системысоединяются друг с другом и обеспечивают обмен данных между исполнительнымиустройствами автоматической системы или между человеком и машиной), а«вручную», через своих же менеджеров, и подавляющее большинство Интернет-магазинов России выстроены именно по этой схеме. Вторая – в том, что дляэтой модели абсолютно все равно, кто обслуживается – физическое лицо илиюридическое. Именно поэтому большинство Интернет-магазинов легкосправляется с задачей обслуживания и частных и юридических лиц. Третьяособенность связана с самим процессом ведущейся по этой модели электроннойкоммерции. Дело в том, что далеко не всегда процесс, связанный спредпринимательской деятельностью, действительно автоматизирован с помощьюсистемы управления и, в результате, он часто представляет собой некийвесьма хаотичный набор действий отдельных менеджеров предприятия. Одинменеджер действует по одной схеме, другой – по иной, поэтомуавтоматизировать всю деятельность очень сложно. В целом на начало 2001 года объем мирового рынка электронной коммерции всекторе В2С измерялся миллиардами долларов, что примерно на два порядканиже, чем объем рынка сектора В2В[7]. §3. Коротко о других подходах.Модель С2С – «потребитель-потребитель». С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другимпотребителям. Потребители могут быстро и без лишних усилий заключать сделкимежду собой в режиме реального времени с помощью третьего лица –провайдера. Таким ведущим провайдером в США, например, является ebay.com,который революционизировал концепцию С2С, предоставив необходимые процедурыобслуживания электронной коммерции напрямую между потребителями в форматеэлектронного аукциона через Интернет. Данное направление позволяет людямзаключать сделки в любой удобный для них момент, в итоге уменьшаютсянакладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечногопотребителя.Модель С2В – «потребитель-предприятие» С2В имеет место, когда потребители назначают свою цену на различныетовары и услуги, предлагаемые предприятиями. На сегодня С2В является менееразвитым сектором электронной коммерции по сравнению с рассмотренными вышемоделями В2В, В2С и С2С. Характерным примером ведения электронной коммерциипо модели С2В является американская компания Priceline.com, котораяпозволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тотили иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера,который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене. Глава III ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ В INTERNET§ 1. Взгляд в будущее. Электронные торговые операции станут в ближайшее время основной частьюлюбого бизнеса. Фирмы, активно использующие Internet-технологии, имеютпреимущества перед конкурентами, в первую очередь за счет оперативногорешения своих задач. Отход от традиционного маркетинга, основанного наизучении запросов нескольких статично определенных групп потребителей, даетвозможность компании собирать подробную информацию о каждом клиенте ипостоянно поддерживать с ним связь. Это позволяет эффективно использоватьканалы прямых продаж, тем самым значительно сокращая свои издержки истоимость товара для покупателя. Эта модель нового рынка, ориентированногона потребителя, и использующего иные, чем прежде, схемы взаимодействиякомпаний как с друг другом (business-to-business), так и с конечнымипотребителями (business-to-consumer или consumer-to-business). Торговыеплощадки этого рынка существуют в нескольких видах, соответственнопотребностям участников рынка. Виртуальные магазины позволяют сводитьбольшое количество покупателей и продавцов. Аукционы создаются дляликвидации излишков продукции у продавцов, на них взаимодействует многопокупателей и несколько продавцов. Виртуальные биржи, как и традиционные,создаются для торговли стандартизированным товаром в одной отрасли. Новый рынок естественен и удобен не только для покупателей, но и дляпроизводителей. Он позволяет экономить огромные средства за счет упрощениявзаимодействия компаний с партерами, сокращения времени на обработкузаказов и выведения новых товаров на рынок (по данным Morgan Stanley DeanWitter Internet Research, экономия для компаний разных секторов составляетот 15 до 50%)[8]. При этом участники виртуального (электронного) рынка,получая в режиме реального времени доступ к информации о спросе и состояниирынка, более застрахованы от маркетинговых просчетов и опасностиперепроизводства. Современной тенденцией нового рынка является переход от торговли попринципу «один покупатель – множество продавцов» к принципу «множествопокупателей – множество продавцов». Различные элементы этого рынка,распределенные по сетям, уже не привязаны к традиционной модели торговли,которая обеспечивала возможность сделок только одного покупателя снесколькими его поставщиками. Новая модель позволяет связать множествопокупателей с множеством поставщиков, создавая тем самым некую глобальнуюцепь поставок в одном огромном виртуальном супермаркете. При этомсопровождение всех каталогов, управление всей необходимой инфраструктурой,оформление всей сопроводительной документации, доставка продукции и всеостальные проблемы, связанные с осуществлением сделок, могли бы, в принциперешаться централизованно некой «третьей стороной» и перестали бы бытьпостоянной проблемой покупателей, которую они сами не в состоянии решить. Компания AMR Research подразделяет все существующие Internet-рынки илиторговые центры на три основных типа: [pic] hub-based trade communities – концентрирующиеся вокруг общего ядра торговые сообщества, каждое из которых формируется одним крупным покупателем или одним крупным продавцов вокруг известных ему продавцов или покупателей соответственно; [pic] совокупность нескольких подразделений – имеют горизонтальную структуру, но могут осуществлять операции и по вертикали внутри каждого из входящих в их состав подразделений. При этом система обслуживания всех подразделений остается единой и пронизывает все элементы подобного рынка и по горизонтали, и по вертикали; [pic] независимые рынки – базируются на отдельных отраслях торговли или промышленности. Они имеют, соответственно, вертикальную структуру, но не предусматривают (по крайней мере, теоретически) наличие в своем составе какой-либо доминирующей организации или фирмы. В настоящее время можно выделить следующие наиболее прогрессирующие формыпроведения торговых операций: . Internet – магазин. . Internet – биржа. . Internet – аукцион. . Internet – услуги.§2. Российский опыт: www.Dostavka.ru В российском сегменте Сети в конце 1998 года был создан электронныймагазин по продаже компьютеров, комплектующих и расходных материаловDostavka.ru. Первый год его деятельности говорит о хороших перспективах:магазин имеет высокую популярность среди онлайновых покупателей Рунета, егоуслуги расцениваются как наиболее удобный и недорогой способ приобретениякомпьютеров, комплектующих и расходных материалов в Интернете. Цены Dostavka.ru находятся в промежутке между ценами компьютерныхрынков и салонов, но если есть спрос на определенный товар, то цена чутьповышается. Если в ассортименте обычного магазина 300 позиций, то на складедолжно быть 700 единиц товара. Стоимость товара составляет колоссальнуюсумму, а она каждый день уменьшается, потому что цену на такую продукциюпостоянно снижаются. В сравнении с обычным магазином затраты на содержаниесклада в 10 раз ниже, так как не нужны большие складские запасы. В этомзначительный плюс виртуального магазина.Представители Dostavka.ru считают, что ассортимент виртуального магазина недолжен насчитывать тысячи позиций. Одна из тенденций развития виртуальныхмагазинов на Западе заключается именно в наращивании ассортимента. Однакороссийская специфика бизнеса всегда отличалась от мировой. Естьвероятность, что на практике в данном сегменте рынка в России в текущийпериод времени отсутствие большого ассортимента себя оправдывает. Основными покупателями являются люди, которые достаточно хорошоразбираются в компьютерах и понимают, что за комплектующие хорошегокачества имеет смысл платить деньги. Можно лишь приветствовать те принципы,которых придерживается Dostavka.ru: продажа лишь высококачественныхтоваров, соблюдение прав потребителей, предоставление гарантии на всютехнику. В сентябре 1999-го магазин принимал участие в рекламной акции Intel,приуроченной к началу учебного года. Его имя появилось на рекламных щитах илистовках. Почему же Intel обратилась именно к этому магазину? Дело в том,что весной и летом 1999 года Dostavka.ru был, пожалуй, единственнымсайтом, торгующим компьютерами, который начал себя хоть как-торекламировать во внешнем для сети мире, т. е. в оффлайн. Его усилия былизамечены и началось сотрудничество между большой корпорацией и маленькимроссийским сайтом. На сегодняшний день Dostavka.ru работает только в пределах МКАД. Чтокасается расширения инфраструктуры на российские регионы, то здесьруководители магазина пока испытывают определенные опасения. Сложностиразвития этого сервиса они связывают как с техническими трудностями вслучае возврата бракованного товара, так и с неразвитостью сети сервисныхцентров различных фирм-производителей. Размышляя о перспективах своего бизнеса, руководители Dostavka.ruпонимают, что ситуация на рынке начала серьезно меняться. Они говорят: «Ужестало не так просторно». Удивительно, что при всех трудностях первых шаговроссийского Internet-бизнеса даже виртуальный магазин с неплохим опытом иотработанной системой деятельности начинает испытывать давление со стороныформирующегося рынка. Данную ситуацию нельзя оценить однозначно. С однойстороны, здесь прослеживается явная тенденция, которая заставляетпредлагать новые услуги, продумывать нестандартные маркетинговые ходы –словом, добиваться преимущества перед возникающими конкурентами. С другойстороны иметь виртуальный магазин становится модным. Сама спецификаэлектронного бизнеса такова, что владельцем магазина может стать любойстудент, мало-мальски знающий компьютер и Internet. В общем, как визвестном анекдоте: «Никто ведь не знает, что я собака». И здесь таитсяопасность дискредитации идеи виртуального магазина. Тем не менее, у руководства магазина Dostavka.ru взгляды на будущеедостаточно оптимистичны: «У нас есть перспектива, потому что рост числапользователей неизбежен». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уже нет сомнений в том, что мир с каждым днем становится другим. Поддействием технического прогресса меняются границы стран, химический составвоздуха и т. д. По своей значимости, те изменения, которые привнесла в нашужизнь Сеть, можно смело ставить в один ряд с влиянием крупнейших открытий.Как явление эпохального масштаба, Сеть вынуждает меняться нас самих,адаптируясь к новой эпохе - жизни с Сетью. Как уже стало ясно, онаспособствует снижению издержек по распространению информации и попроведению рыночных сделок. Поэтому она становится полигоном для инновацийв области бизнеса. Мы живем в ту эпоху, когда представление о большой и маленькой фирмепретерпевают изменения. Большая фирма – та, которая обладает большимобъемом информации, но не обязательно крупными суммами. Например,состязание Netscape и Microsoft выглядит схваткой равных соперников, хотяфинансовые возможности компаний несоизмеримы. Возникающие формы виртуальнойорганизации бизнеса обладают рядом преимуществ, что, несомненно, определяетперспективность их будущего развития. Парадоксально, но у виртуальнойкомпании может не быть офиса или телефона, но обязательно должен быть Web-узел. На основе всего вышесказанного, некоторые могут решить, что переход в«виртуальную» стадию сужает границы фирмы, ведь теперь остается только тесотрудники, без которых в офисе не обойтись. Но с другой стороны,виртуальная фирма расширяет свои границы почти до бесконечности до тойстепени, насколько может этому способствовать Internet. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Балабанов И. Т. Интерактивный бизнес. – СПб: Питер, 2001. 2. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2001. 3. Быков В. А. Электронный бизнес и безопасность. – М.: Радио и связь, 2000. 4. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. – Москва: Издательско- торговый дом «Русская редакция», 1999. 5. Пейтел К., Мак-Каотни М. П. Секреты успеха в электронном бизнесе/ Пер. с англ. под ред. Г. С. Осипова. – СПб: Питер, 2001. 6. Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / Под общей редакцией Реймана Л. Д. –М.: НТЦ «ФИОРД – ИНФО», 2002. 7. Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. – М.: Открытие системы, 2000. 8. Использованы источники из Internet.-----------------------[1] Семенов А. Бизнес: либо Internet , либо…одно из двух//Алло! – 1999. –№10 (27). – с.15.[2] Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевыхорганизаций//Проблемы теории и практики управления, №1, 1997.[3] Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теориии практики управления, №3, 1997.[4] Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятиянового типа//Проблемы теории и практики управления, №1, 1998.[5] Катаев А. В. Виртуальные предприятия – новая ступень в организацииНИОКР// Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях свободнойконкуренции: Отчет по НИР №01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ, 2001[6] Катаев А. В. Виртуальные предприятия – новая ступень в организацииНИОКР//Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях свободнойконкуренции: Отчет по НИР №01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ, 2001[7] Электронная коммерция / Под ред. Реймана Л. Е. – М.:НТЦ «ФИОРД-ИНФО»,2002. [8] Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. – М.: Открытие системы, 2000, стр. 41