Viii вида г. Вихоревка. Преодоление агрессивности в школьной среде посредством художественного слова - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Логопедическое сопровождение учащихся специальной (коррекционной) 1 82.9kb.
Школа-интернат VIII вида №42 г. Ростова – на дону 4 449.39kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Рубцова Ольга Витальевна преодоление внутреннего ролевого конфликта... 1 420.93kb.
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы... 1 67.26kb.
Рабочая программа по географии для учащихся, обучающихся по коррекционной... 1 292.3kb.
Торговля и ремесла 1 59.6kb.
Поведенческие планы в школьной среде 1 53.57kb.
Славянские воины и богатыри 1 140.74kb.
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста 1 64.74kb.
Коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... 1 104.54kb.
• обеспечение стабильности и социального партнерства в лицее 1 217.36kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Viii вида г. Вихоревка. Преодоление агрессивности в школьной среде посредством художественного - страница №1/1

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

VIII ВИДА г. ВИХОРЕВКА.
Преодоление агрессивности в школьной среде

посредством художественного слова.

Для всего в русском языке есть

великое множество хороших слов.

К. Паустовский

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. Используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно изучать после работ 3игмунда Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сегодня проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям, учителям, воспитателям, психологам. Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Чтобы лечить болезнь, нужно знать факторы и причины, ее вызывающие. В первую очередь, это разрушение эмоциональных связей в семье, жестокий характер отца или матери, неуверенность ребенка в собственной безопасности, неуважение к личности ребенка, влияние внешней среды и т.д.



Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно. Агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции. Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей, и наиболее действенным является художественное слово.

Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый знал много произведений наизусть, был эмоциональным, сохранял добрые отношения с ребёнком.

Одним из самых эффективных методов преодоления агрессии является сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. Сказка является одним из главных средств в преодолении агрессивности детей младшего школьного возраста. Это происходит посредством того, что во время чтения и рассматривания иллюстраций сказка помогает ребенку отвлечься от агрессивного состояния.



Также правильно подобранная сказка и вовремя проведенная коррекционная работа поможет ребенку изменить отношение к своим поступкам и, поняв это, вовремя исправиться. Порой, при чтении сказок у детей происходит "переворот в сознании". Помогая сказочным героям решить их проблему, ребенок учится и сам справляться со своей агрессией. После чтения библиотекарю необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учится давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Стихотерапия - наиболее безопасный метод снятия агрессии, который не один раз доказывал свою эффективность. Для этого необходимо подобрать стихотворения, которые создали бы положительный настрой, помогли полностью расслабиться и избавиться от агрессии. Мой опыт показывает, что обучающиеся замолкают при чтении стихотворений, даже если не всегда понимают их содержание. Сам ритм чтения стихотворных строк благоприятно действует на ребенка. Кроме того, иногда в четверостишии умещается целая лекция, которую ребенок вряд ли стал бы слушать.

Библиотерапия или (лечение чтением). В книговедческом словаре библиотерапия определяется как метод книголечения, оказывающий при помощи специально подобранной художественной литературы профилактическое и психологическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтности. 5-7 минут чтения отрывка из художественного произведения, подобранного в соответствии с темой урока, поможет снизить повышенную раздражительность, избавит от разлада с собой и окружающими. «Особый» ребенок ожидает от взрослых жизненно-важную и своевременную информацию о себе и своей судьбе, хочет получить ответы на свои глубинно-личностные вопросы (как правило, явно не формулируемые, но от этого еще более напряженные), чтобы вдруг, чудесным образом, разрешить свои проблемы, открыть себя нового, но не получает ее, или не верит ей.

Магия художественного слова – мощное психотерапевтическое средство. В книге или в вашем пересказе этой книги он может найти ответ или похожую ситуацию, которую проживает герой и смоделировать ее на себя. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире нравственных ценностей. Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Привычку к чтению художественной книги можно отнести к здоровьесберегающей технологии, ведь физическое здоровье сопряжено с нашим душевным состоянием. Хорошая книга способна лечить душу, поднять настроение, успокоить, помочь выйти из сложной ситуации.

Речевая агрессия, как пожар, охватила современное общество. К сожалению, особенно актуальна эта проблема для детской речевой среды и педагогического общения. Агрессия слова все активнее участвует в детских играх и развлечениях подростков, проникает в разговоры отцов и детей, учителей и учеников. В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка. Агрессия часто проявляется и в речи учителей, между тем именно речевая агрессия педагога может иметь наиболее опасные последствия. У детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще. Агрессивная речь приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения: “Ты бросил необдуманное слово… Но дело сделано – готово”. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости, опять же посредством художественного слова.

Таким образом, художественное слово, звучащее со страниц книг, способно оказать благотворное влияние на настроение и мысли человека. Сейчас многие печалятся, что библиотечный фонд редко обновляется. К счастью, в любой библиотеке ещё много книг, которые поклоняются добру и борются со злом. Стихи А. Барто, С. Михалкова, Э. Асадова, Б. Заходера, В. Берестова и других авторов учат проявлять заботу и милосердие, тем самым делая ребят добрее и отзывчивее. Детские рассказы М. М. Пришвина  являются поистине кладезем доброты и любви и предназначены для чтения как детьми, так и взрослыми. Виталий Бианки учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми без нотаций и нравоучений. И делает это писатель силой своего слова, учит юное поколение видеть, удивляться, размышлять, сопоставлять, радоваться, быть гуманным, добрым, рачительным. Финал повести Галины Щербаковой "Вам и не снилось" - призыв ко всем нам: "Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими!" Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. «Алые паруса» Грина, рассказы В. Шукшина, А. Алексина, поэзия Пушкина ~ целый мир добрых чувств, каждое из которых — “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное. Эти книги учат быть неравнодушным к природе, к людям, заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче, гуманнее, дарят человеку бодрость и силу духа, учат понимать красоту и доброту, воспитывает глубокую и искреннюю любовь к родине.



А. Белорыбцева