В условиях современных транскультурных взаимодействий особенно интересным для рассмотрения представляются взаимоотношения на рынке т - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы и ответы к тесту по «Экономике организаций» Большинство предприятий... 1 307.46kb.
Бюллетень по охране труда является периодическим изданием группы... 2 655.04kb.
Деятельность коммерческого банка в современных условиях 1 390.64kb.
Контрольная работа По дисциплине: "Менеджмент" 1 216.58kb.
«Организация деятельности детского лагеря в современных условиях» 1 57.49kb.
Районный семинар-практикум «Об организации идеологической работы... 1 24.04kb.
Острая и хроническая почечная недостаточность в урологической практике 1 16.51kb.
Контрольная работа По дисциплине «Управление персоналом» 1 286.79kb.
Язык мнгновенно реагирует на изменения, происходящие в жизни современного... 1 76.45kb.
Интернет-статистика для владельца сайта Алексей Тутубалин 1 277.87kb.
Факторы спроса и предложения на рынке труда самозанятых. Трунтаева... 1 29.12kb.
Присоединение Башкортостана к Русскому государству 1 147.3kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

В условиях современных транскультурных взаимодействий особенно интересным для рассмотрения - страница №1/1

Барсукова М.Е.

(г. Иркутск)



Труд мигрантов как национально-психологический компонент рынка труда

В условиях современных транскультурных взаимодействий особенно интересным для рассмотрения представляются взаимоотношения на рынке труда. В статье подробно рассматриваются сферы приложения труда в среде гастарбайтеров в зависимости от национальной принадлежности. Полагаем, именно этнический компонент во многом определяет вид деятельности того или иного народа на рынке труда.

В рамках статьи предлагаем выявить закономерность в отношениях представлений о труде в культуре разных народов и непосредственно отношение к труду данного этноса. Исходя из полученных сведений, можно определить: в какую отрасль экономики наиболее эффективно направлять тот или иной этнос, к чему более подготовлен представитель другой культуры на российском рынке труда, где навыки и умения, культивированные целым народом на протяжении веков, найдут применение с наибольшей отдачей. Кроме того, затрагивается компонент транскультурных взаимодействий на рынке труда и отражен результат к которому приводит такое сотрудничество.

В повседневности нередко сталкиваешься с ситуацией, когда мигрантов обобщают по национальному признаку и приписывают особенности, согласно этническому происхождению. Действительно, во многом на генном уровне передаются определенные черты, манеры поведения и даже способности к выполнению того или иного вида деятельности. Попробуем более детально разобраться насколько успешность определенного индивида, в данном случае трудового мигранта, зависит от национальной принадлежности и этнического происхождения.

О том, что адаптивное поведение мигрантов разных национальностей особенно выражено в способах получения средств к существованию известно. Еще Л. Гумилев говорил об этом в своей теории пассионариев. Различия в энергетической и эколого-хозяйственной активности подчеркивается в проведенных центром миграционных исследований (ЦМИ) изысканиях.

Действительно энергетически сильные народы представляют большую угрозу в том случае, если их энергия направлена не в мирное русло. В этом смысле следует обозначить проблему не только в сфере национальной безопасности как таковой, но учитывать экономический аспект. Так чеченцы хуже приспособлены к эколого-хозяйственной сфере. [2]. По данным опроса ЦМИ именно у этого народа самый большой процент, относящихся к работе равнодушно, выявлен низкий показатель по отношению к собственному здоровью. Как известно, бытие определяет сознание, здесь подобная ментальность определяет поведенческие стереотипы. Желание исправить материальное положение без включения в конъюнктуру рынка труда редко приводит к социально-экономическому благополучию без стороннего вмешательства, зачастую с вытекающими последствиями криминогенного характера.

Для сравнения в ходе того же опроса даргинцы выявили потребность в наличии земли для улучшения материального положения. И только армяне в числе первостепенной задачи определили наличие работы и устройство детей в образовательные учреждения либо на рынке труда [2], что свидетельствует о наиболее продуктивном результате социально-экономических взаимодействий и является хорошей основой для дальнейшего развития всего этноса.

В целом, представители трудовых мигрантов с Кавказа пригодны к строительным и отделочным работам бетонщиками, каменщиками и штукатурами-малярами. [5] Узбеки и таджики наиболее часто работают в качестве «копальщиков». За последние годы в результате адаптации и транскультурного взаимодействия на российском рынке труда у таджиков наметилась тенденция к образованию для детей [1], созданию своего бизнеса, как у азербайджанцев, которые преимущественно заняты в сфере торговли. Узбеки наряду со строительной отраслью работают в торговле, сфере услуг, на производстве.

По-разному свой труд применяют и представители славянской этнической группы. Для белорусов, украинцев и молдаван подходит работа с деревом в качестве плотников или строителей.[5] Л. Рыбаковский и С.Рязанцев отмечают занятость украинцев рабочими на промышленных предприятиях, в домашнем хозяйстве, на транспорте.

Китайцы, наряду со строительной отраслью, хорошо справляются с ведением сельского хозяйства на овощных плантациях. Въетнамцы заняты в торговле. [3]

Таким образом, мы еще раз подчеркиваем, что этническая предрасположенность к ведению того или иного вида деятельности безусловно имеет место быть. Но взаимодействия в процессе миграции позволяют значительно расширить круг умений и навыков не только отдельного индивида – гастарбайтера, но повлиять на дальнейшее развитие народа в целом, посредством привнесения новшеств в традиционный тип хозяйствования.

Интересными могут показаться данные предоставленные по результатам наблюдения строительно-ремонтной компании Vesco Construction. Так, среднемесячная зарплата гастарбайтера на стройках московского региона напрямую зависит от национальности трудового мигранта и на конец 2012-начало 2011 года она составляла для китайского рабочего 10 500 руб., для киргиза 12 900 руб., для узбека и таджика 13 300 руб., для вьетнамца и молдаванина 17 300 руб., для белоруса и украинца 25 000 руб., для турка 29 300 руб. Для сравнения, российский рабочий в это же время получал 30 800 руб.[3] Такого рода амплитуда в заработной плате находит свое применение для экономического планирования и является показателем для работодателя в качестве притязательности со стороны работников, говорит об общности у представителей разных этнических групп в сфере оплаты труда.

В процессе миграции многие из вековых традиций утрачивают свою значимость, поскольку индивид, находясь в состоянии оторванности от своего народа, перестает быть под постоянным контролем и постепенно включается в новые условия, где не всегда ценности и нормы совпадают с теми, что привиты с момента рождения. Адаптация к иным формам общественного порядка не всегда проходит гладко и культурный шок, испытываемый мигрантом при попадании в другую страну, может иметь массу последствий. Это касается не только отдельного мигранта, но может распространиться на часть этноса, перемещенного в новое социальное пространство.

Факторы, определяющие историко-культурное наследие, лежат в основе национальных традиций каждого народа. Передача из поколения в поколение национальных особенностей позволяет не только сохранить культуру, но укрепить национальное самосознание, дух и силу отдельного этноса и народа. Безусловно, в современном мире часто сталкиваешься с непониманием сути вопроса, а зачастую соприкасаешься на неприятие отдельных представителей наций как принадлежащих к той или иной этнической группе. Некоторые индивиды стараются избегать разговоров о своих исторических корнях и национальной принадлежности. Это прежде всего мы связываем с нежеланием нести на себе ярлык того или иного народа, а вместе с тем национально-культурные особенности, характерные модели поведения, закрепленные за ним.

Вместе с тем, обращаясь к теме статьи, мы должны подчеркнуть, что в современном глобальном пространстве несколько размыты границы в области применения сугубо этнического принципа при формировании сфер занятости. Приоритет той или иной этнической группы для занятия определенным видом деятельности может носить сугубо рекомендательный характер, поскольку никто не может испытывать привилегий по национальному или этническому признаку (Конституция РФ). Тем не менее, полагаем, что такого рода распределение необходимо иметь в виду для ведения хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений в экономике.

Список литературы


  1. ЖУРНАЛ ТАДЖИКА [Электронный ресурс]. URL: http://sharifv.livejournal.com/82250.html (дата обращения 10.10.2012).


  2. Щитова Н. А. Социально-экономическая адаптация мигрантов: пути и способы трансформации образа жизни [Электронный ресурс]. URL: http://migrocenter.ru/publ/konfer/kavkaz/m_kavkaz063.php (дата обращения 10.10.2012).

  3. Россия снизила спрос на трудовых мигрантов [Электронный ресурс]. URL: http://www.memoid.ru/node/Problema_gastarbajterstva_v_postsovetskoj_Rossii (дата обращения 10.10.2012).

  4. Красинец Е. С., Баринова Н. М. Гастарбайтеры в России [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/698/150/1217/009Krasinets.pdf (дата обращения 10.10.2012). у

  5. Психология гастарбайтеров [Электронный ресурс]. URL: http://dom.dacha-dom.ru/work.html (дата обращения 10.10.2012).