В статті розглядаються особливості сучасної гуманітарної освіти на основі антропологічної парадигми. Аналізуються відмінні риси діял - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В., Лузан П. Г. Особливості підготовки інженерів у системі вищої... 1 154.57kb.
На прикладі досвіду діяльності Міжнародного фонду «Відродження» в... 2 474.09kb.
У статті описані особливості світосприйняття нашими предками. 1 140.27kb.
В статті проаналізовано роль і місце освіти в соціальній та економічних... 1 155.56kb.
Спеціальність 03060104 “менеджмент зовнішньоекономічної діяльності” 1 262.87kb.
Бібліотека уіпа проблеми освіти. 2009. Вип. I 1 256.89kb.
Особливості державного субсидіювання економіки україни на сучасному... 1 161.17kb.
Інформації про функціонування освітньої системи та її компоненти. 1 346.62kb.
Портфоліо викладача фізичної культури Мукачівського професійного... 3 901.64kb.
Забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко... 1 144.53kb.
І. В. Орлик к мед н., доцент 1 71.26kb.
На сегодняшний день можно выделить 3 основных тенденции, определяющих... 1 30.76kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

В статті розглядаються особливості сучасної гуманітарної освіти на основі антропологічної - страница №1/1

УДК 378:165.742:572.1/4

Владимир Лесовой

(ректор, Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков)



Алла Алексеенко

(зав. кафедрой философии, Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков)



СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

В статті розглядаються особливості сучасної гуманітарної освіти на основі антропологічної парадигми. Аналізуються відмінні риси діяльності викладача в цих умовах. Акцентується увага на необхідності підготовки майбутніх фахівців до зустрічі з ситуаціями, які можуть виникати всіляким образом. Звертається увага на місце в антропологічній парадигмі морального виховання та виховання духовності.

Ключові слова: освіта, парадигма, педагогіка, зустріч, викладач, моральне виховання, духовність.
В статье рассматриваются особенности современного гуманитарного образования на основе антропологической парадигмы. Анализируются отличительные черты деятельности преподавателя в этих условиях. Акцентируется внимание на необходимости подготовки будущих специалистов к встрече с ситуациями, которые могут возникать самым различным образом. Обращается внимание на место в антропологической парадигме нравственного воспитания и воспитания духовности.

Ключевые слова: образование, парадигма, педагогика, встреча, преподаватель, нравственное воспитание, духовность.
The paper discusses the peculiarities of modern humanitarian education on the basis ofthe anthropological paradigm. The distinctive characteristics of a teacher’s practice under these conditionsare analysed. The necessity of preparing future professionals to meet the challenges of the situations arising in different ways is highlighted. The role of moral education and spiritualityin the anthropological paradigm is paid special attention to.

Keywords: education, paradigm, pedagogics, meeting, teacher, moral education, spirituality.
Современное гуманитарное образование формирует новую антропологическую парадигму, которая наполняется новым содержанием и требует своего достаточно серьезного размышления. Это обусловлено тем, что весь ХХ век и начало XXI века вызвали такие социальные потрясения, при которых традиционные установки сознания, доминировавшие в европейской культуре на протяжении более чем двух тысячелетий и определившие принципы, посредством которых осуществлялось обращение к реальности человеческой жизни, оказались подвергнутыми крайне беспощадному переосмыслению, не позволяющему уже воспринимать развитие событий в обществе через призму уверенности в перспективах и стабильности будущего.

Вместе с тем в современной системе гуманитарного образования сложилась далеко не самая лучшая ситуация. Такого «ущербного» состояния гуманитарное образование не испытывало ни за период более двадцатилетнего периода самостоятельности нашего государства, ни в период существования бывшего СССР. Возникает вопрос: неужели гуманитарное образование потеряло свою значимость и актуальность в наш век; неужели дальнейшее развитие нашей цивилизации будет определяться сугубо прагматическими целями и теми новейшими научно-техническими достижениями, которыми человечество так гордится и на которые возлагает надежды в своем развитии? Вопросов возникает слишком много, и далеко не всегда мы можем дать на них ответы, ибо они находятся не только в сфере нашего разума, но и далеко за его пределами, что требует их глубинного осмысления. А без соответствующей гуманитарной подготовки, найти их вряд ли возможно.

Одним из основных направлений развития мировой педагогической науки второй половины ХХ столетия, безусловно, является становление антропологической парадигмы, направленной, прежде всего, не только на развитие личности того, кого обучают, его духовного мира через усвоение этнокультурных, общенациональных, общечеловеческих ценностей и формирование гуманитарно-ориентированного сознания. Изменение антропологической парадигмы приведет к существенным изменениям в самом педагогическом процессе. О чем идет речь?

Сегодня возникает необходимость учета многочисленной дифференциации человеческого "я", с которой будущий специалист встретиться не только в своей деятельности, но и непосредственно в повседневной жизни. Естественно, что это усложняет коммуникацию между людьми, заставляет вырабатывать все более изысканные формы такой коммуникации, расширяет ее "культивированность" [1, 286]. Более всего возрастает потребность в ответственных этических решениях, на которые способна только полноценная личность. И не становится ли сегодня фигура педагога своеобразной персоной-оператором такой коммуникации? Фигурой, которая способна или разбудить и взлелеять у своих воспитанников потребность культивировать различные способы коммуникации, или разрушить такую потребность.

Классическое образование всегда объединяло в себе две составляющих: наполнение определенными знаниями и творческое вдохновение, без которого знания остаются мертвым капиталом. Эти две составляющие всегда были тесно взаимосвязаны и дополняли друг друга. Между тем в современном образовании наметились опасные тенденции, когда пытливый ум, творческое вдохновение, творческую работу разума пытаются заменить пассивным усвоением информации – различного рода прогулки по Интернет-памяти, где все уже есть и ничего не нужно придумывать. К сожалению, чаще всего информационное авторство и юридическая ответственность не имеют личного адресата. Такая ситуация чревата для выработки достоверного знания, поскольку утрачиваются критерии разделения источников на достоверные и недостоверные. Это те реалии, с которыми сегодня нельзя не считаться.



Образовательный процесс – это процесс сотворчества преподавателя и студента. В нем реализуется, с одной стороны, научные интересы преподавателя, его эмоциональный настрой, стремление создавать нетрадиционные ситуации и выделять те вопросы, решение которых, чаще всего, требует творческого воображения, озарения, интуиции, вдохновения, за которыми может глубоко скрываться тот ответ, который нужен. С другой стороны, процесс обучения будет плодотворным только в том случае, если в нем будет присутствовать пытливый ум учащегося, его заинтересованное стремление к знанию, желание реализовать свое собственное «Я» в учебном процессе. При всех стереотипах, которые сложились на протяжении длительного периода в образовательной системе, в нем всегда присутствовала возможность сотворчества преподавателя и студента. Очень бы хотелось верить в то, что динамика современного развития не приведет к потере тех фундаментальных основ, которыми было так сильно университетское образование.

Для теории и практики современного образовательного процесса очень важным является философское толкование проблем коммуникации, которое возникло еще в семидесятые годы прошлого столетия в педагогической антропологии Отто Больнова [2].

Краеугольным концептом данного экзистенциально-педагогического подхода является понятие встречи, которое не ограничивается только коммуникацией с другими людьми, но и расширяется до общемировоззренческого диапазона "встречи с ситуацией".

Синтезируя различные подходы к феномену встречи в концепциях М. Вебера, Р. Гвардини, Н. Когартена, Е. Роттена, Ф. Шульца и др., О. Больнов прослеживает возрастающую судьбоносность встреч для становления человеческой личности. Такое становление осуществляется в конкретном, ответственном, творческом факте встречи. Возможны встречи не только с отдельным человеком или группой людей, но и с прошлым, культурой, с поэтическими образами и духовной реальностью вообще. Примеры возникающих встреч достаточно разнообразны: это встречи духовных устремлений ребенка с живыми элементами окружающего мира, встреча сильного со слабым, руководителя с подчиненным и наоборот – встреча между родителями, учителями и детьми за пределами школы, встреча внутренних сил с самим человеком, встреча с плохим, встреча с новым, встреча с созданным миром.

О. Больнов формулирует в связи с феноменом встречи педагогическую антропологему, сущность которой заключается в сохранении человека в конкретной ситуации [2, 162].

Насколько ж важной, ответственной, судьбоносной является роль каждого, от кого зависит то, какими станут встречи с миром существа, которое находится на ранних этапах своего становления, особенно – преподавателя.

Исходя из этого размышления, В. Табачковский выделяет три антрополого-педагогические ипостаси преподавателя, которые вырисовываются в контексте феномена "встречи" и делают его фигуру судьбоносно-уникальной для каждого человека [3, 146-147].

1. Преподаватель является своего рода полпредом: а) типа социума, б) типа культуры, в) мира взрослых, г) человечества, д) мира вообще – для каждого, кто выступает в роли ученика. Данное обстоятельство актуально для стабильных обществ и чрезвычайно важно – для переходных, к которым принадлежит и современная Украина. Сложность антрополого-педагогической реальности, которая формируется в данном случае, заключается в появлении несколько сосуществующих типов культур (по классификации Маргарет Мид): постфигуративной (при которой младшие учатся у старших), кофигуративной (младшие и старшие учатся у своих однолеток) и префигуративной (старшие учатся у младших). В этих условиях дисгармонизируются взаимосвязи между поколениями и несоизмеримо возрастает социально-терапевтическая роль преподавателя, в частности, в поддержке понимания между поколениями и в смягчении разрыва между ними. Приобретает новые формы то принципиально антропологическое обстоятельство о том, что:

2. Преподаватель – это персональный и одновременный залог неразделимости "связи времен" в человеческом способе бытия. Речь идет о связи современности с прошлым и будущим.

3. Преподаватель это уникальная "повитуха" (Сократ) формирования у каждого человека, который является учеником, чувства возможности и полноценности. Успешность "повивальной" функции преподавателя в решающей степени зависит от его антропологической мудрости, в частности, умения органично соединять в своем отношении к воспитаннику две максимы:

- признание его свободы;

- уравновешивание этой свободы ответственностью.

Соединение очерченных максим обозначает утверждение своего рода презумции "антропологической невиновности". Только при наличии последней можно начинать процесс воспитания. Персоналистическая авторитетность (но не авторитарность) преподавателя является залогом успешности его усилий.

Процессы, которые происходят в последние десятилетия не только существенно изменили мир, но и привели к иной оценке преподавателя и его труда. Причины такого положения кроются как в экономической сфере, так и в тех смысложизненных ориентирах, которые всегда сопровождали преподавательскую деятельность и которые не всегда присутствуют в образовательном процессе. Среди преподавательского корпуса далеко не всегда встретишь людей, для которых важное значение имеет не только сам процесс образования, но и стремление осмыслить глубокие мировоззренческие вопросы, без которых невозможно определить дальнейшую судьбу как отдельно взятой страны, так и цивилизации в целом. В то же время сегодня для преподавателя становиться весьма важным умение раскрывать смысл знания, что предполагает не только и не столько передачу готового материала или даже схемы его добывания, а акт творчества, со-мыслия, перехода от одного к другому. В таком состоянии преподаватель и студент становятся не просто обладателями истины, а они одержимы ею. Но примеры такого сотворчества в настоящее время встречаются не часто. Подобная позиция в образовательном процессе вызывает определенную настороженность.

Особое место в формировании современной антропологической парадигмы гуманитарного образования занимает нравственное воспитание в процессе образования. Сложность заключается в том, чтобы не только дать будущему специалисту определенные знания, но и воспитать у него ответственность за использование этого знания во благо, а не во зло. И здесь, очевидно, не обойтись без того опыта, которым располагает христианская традиция, в том числе и святоотеческая, православная, в которой учительство проявлялось в виде любви и осуществленного идеала-образа нравственного совершенства. Вряд ли можно говорить о том, что в нынешних условиях эта культурная традиция может быть без изменений сохранена и привнесена в образовательный процесс, но, очевидно, что стремясь включиться в современный образовательный процесс, отвечать его требованиям, мы должны использовать те достижения, которыми располагает наша культура и традиция.

Сегодня, наряду с традиционными в педагогике складываются новые представления об образованности человека. Происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек – это не столько "человек знающий", даже со сложившимся мировоззрением, сколько человек, подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире. Образованный человек – это, прежде всего, духовный человек. Современное гуманитарное образование должно создать условия для духовного развития человека, для понимания других людей, для формирования способности человека жить и совершать свои поступки и практические действия по совести. Нужно, чтобы образованный в духовном плане человек был готов к испытаниям и способен был их воспринимать спокойно, без чувства страха и собственной неуверенности. Именно гуманитарное образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, т.е. речь идет о развитии в единстве всех тех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем.

Современное гуманитарное образование должно формировать духовность в человеке, которая имеет развивающийся и динамичный характер. Она своим содержанием и познавательной целью может изменяться под влиянием новых знаний и новых методологических подходов. Этот процесс учитывает новые условия, обстоятельства и ситуации, с которыми человек соприкасается в своей жизни, в окружении и адекватно реагирует на них, соответственно переориентируя свое мировоззрение. В этом можно видеть одну из важнейших закономерностей обновления и обогащения духовного мира человека в условиях нашего времени.

Литература:

1. Козловські П. Постмодерна культура // Сучасна зарубіжна філософія. Течії і напрями. – К., 1996.

2. Больнов О. Зустріч // Ситниченко Л. Першоджерела комунікативної філософії. – К., 1996.

3. Табачковський В. Проблеми педагогіки у світлі сучасної філософської антропології // Філософія освіти, 2005, № 1.

Філософсько-гуманітарні-читання. Збірка наукових праць.

Вип. 1/2014. / Відп. ред. О.В. Добридень. – Дніпропетровськ:



ДЗ «ДМА», 2014. 416 с., с. 23-25, соавтор - В.Н. Лесовой


izumzum.ru