В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс. М.: Дрофа, 2007. 368 с.; Захаров В - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. 1 150.82kb.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 1 161.54kb.
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, «Биология. Общие закономерности... 1 433.72kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога бабенковой Ольги 1 255.21kb.
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... 1 297.59kb.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Животные. 7класс» Латюшин В. 3 537.21kb.
Тематическое планирование к учебнику «Общая биология 10-11 класс» 1 116.78kb.
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, 2-я ступень, уровень базовый... 1 94.78kb.
Урок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. 1 87.67kb.
1. Предмет изучения, цель и задачи науки общая биология 1 62.81kb.
Установление последовательности I. Общая биология 1 336.42kb.
Славяно-германская компаративистика 2 350.57kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. - страница №1/1

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТЕ БИОЛОГИЯ


Предмет:

биология

Класс:

10

Темы:

Наследственность и изменчивость

Учебник:

В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс. - М.: Дрофа, 2007. – 368 с.; Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс / Под ред. проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2007. – 352 с.

Время проведения:

четвертая четверть

Вид тестирования:

промежуточное

Разработчик:

Зыкова Марина Евгеньевна, учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района







Критерии:




высокий уровень мышления

41–54 балла;

средний уровень мышления

27–40 баллов;

низкий уровень мышления

26 баллов и менее.


Вариант 1 (базовый уровень)
Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Основные закономерности наследования признаков были впервые описаны…

A — Т. Морганом; B — Г. Менделем; C — Р. Пеннетом.



1 б.

2.

Годом рождения науки генетики считается…

A — 1900 г.; B — 1906 г.; C —1865 г..



1 б.

3.

В проекте «Геном человека» России для исследования достались…

A —3 хромосомы; B —2 хромосомы; C — 1 хромосома.



1 б.

4.

В Y-хромосоме находится ген, который контролирует развитие…

A — дальтонизма; B — гемофилии; C — раннего облысения.



1 б.

5.

Нарушение сцепления генов происходит в…

A — профазе мейоза I; B — профазе мейоза II; C — интерфазе.



1 б.

6.

Гетерогаметным является женский пол у…

A — млекопитающих; B — насекомых; C — птиц.



1 б.

Итого: 6 баллов.
Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «–» — неправильное.

1.

Рецессивный признак – признак, проявляющийся у гибрида первого поколения.

1 б.

2.

Генотип – совокупность всех генов организма, находящихся друг с другом в сложном взаимодействии.

1 б.

3.

Геном – совокупность генов, характерных для диплоидного набора хромосом данного вида организма.

1 б.

4.

Аллельные гены – те, которые расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

1 б.

5.

Генеративные мутации – мутации, которые возникают в половых клетках и передаются по наследству.

1 б.

6.

Модификации – видоизменения признаков организма.

1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1.

A — ген карих глаз

B — ген голубых глаз

C — ген дальнозоркости

1–3 б.

2.

A — генная мутация

B — геномная мутация

C — соматическая мутация

1–3 б.

3.

A — генотип Вв

B — генотип АА

C — генотип Аа

1–3 б.

4.

A — комбинативная изменчивость

B — мутационная изменчивость

C — модификационная изменчивость

1–3 б.

5.

A — закон доминирования

B — биогенетический закон

C — закон расщепления

1–3 б.

6.

A — альбинизм

B — серповидноклеточная анемия

C — болезнь Дауна

1–3 б.

Итого: 6–18 баллов.
Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

1.

Рецессивный признак, доминантный признак.

1–2 б.

2.

X-хромосома, Y-хромосома.

1–2 б.

3.

Физические мутагены, химические мутагены.

1–2 б.

4.

Удвоение участка хромосомы, утрата участка хромосомы.

1–2 б.

5.

Мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость.

1–2 б.

6.

Хромосомные болезни, генные болезни.

1–2 б.

Итого: 6–12 баллов.

Субтест № 5. АНАЛОГИЯ

Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

№ 

Исходные понятия

Данные понятия

Баллы

1.

Зерно — хлеб.

Генотип — …

A — геном;

B — фенотип;

C — ген.


2 б.

2.

«Бобовые» — соя.

Ген — …

A — генотип ;

B — ген Rh+;

C — генофонд.



2 б.

3.

Заражение ВИЧ — СПИД.

Мать-дальтоник — …

A — сын-дальтоник;

B — отец-дальтоник;

C — мать с нормальным цветовосприятием.



2 б.

4.

Почка — лист.

Ген нормального гемоглобина — …

A — ген нормальной свертываемости крови;

B — ген серповидноклеточной анемии;

C — ген гемофилии.



2 б.

5.

Экзамен — номер билета.

Оплодотворение — …

A — пол ребенка;

B — слияние гамет;

C — яйцеклетка.



2 б.

6.

Растение — корень.

Молекула ДНК — …

A — хромосома;

B — молекула РНК;

C — ген.


2 б.

Итого: 12 баллов.

Всего: 36–54 балла.
Вариант 2 (профильный уровень)
Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Термин «генотип» впервые ввел в биологию…

A — В. Иоганнсен; B — Г. Винклер; C — Д. Уотсон.



1 б.

2.

Годом издания статьи Г.Менделя «опыты над растительными гибридами» является…

A — 1865 г.; B — 1900 г.; C — 1911 г..



1 б.

3.

В проекте «Геном человека» России для исследования достались…

A — пятая, пятнадцатая и двадцатая хромосомы; B — третья, тринадцатая и девятнадцатая хромосомы; C — четвертая, восьмая и шестнадцатая хромосомы.



1 б.

4.

Причиной нарушения сцепления генов является…

A — кроссинговер; B — репликация; C — сплайсинг.



1 б.

5.

Синдром Дауна обусловлен трисомией по…

A — 13 паре хромосом; B — 21 паре хромосом; C — 18 паре хромосом.



1 б.

6.

Мутации, приводящие к изменению числа хромосом называются…

A — генные; B — геномные; C — хромосомные.



1 б.

Итого: 6 баллов.

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «–» — неправильное.

1.

Морганида – единица расстояния между двумя генами.

1 б.

2.

Пенетрантность – проявление гена в фенотипе.

1 б.

3.

Группа сцепления – группа генов, расположенных в одной хромосоме.

1 б.

4.

Морфозы – модификации, которые не имеют приспособительного значения, а наоборот представляют собой аномалии и даже уродства.

1 б.

5.

Норма реакции – пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа.

1 б.

6.

Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов.

1 б.

Итого: 6 баллов.
Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1.

A — делеции

B — инверсии

C — полиплоидия

1–3 б.

2.

A — белок-кодирующие гены

B — РНК-кодирующие гены

C — гены-супрессоры

1–3 б.

3.

A — ген гемофилии

B — ген дальтонизма

C — ген гипертрихоза ушной раковины

1–3 б.

4.

A — кооперация

B — плейотропия

C — кодоминирование

1–3 б.

5.

A — гибридологический метод

B — близнецовый метод

C — генеалогический метод

1–3 б.

6.

A — экзон

B — интрон

C — промотор

1–3 б.

Итого: 6–18 баллов.
Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

1.

Закон сцепленного наследования, закон чистоты гамет.

1–2 б.

2.

Ионизирующее излучение, ультрафиолетовое излучение.

1–2 б.

3.

Дупликации, транслокации.

1–2 б.

4.

Генотипическая изменчивость, цитоплазматическая изменчивость.

1–2 б.

5.

Синдром «кошачьего крика», синдром Патау.

1–2 б.

6.

Гены-модификаторы, гены-репараторы.

1–2 б.

Итого: 6–12 баллов.
Субтест № 5. АНАЛОГИЯ

Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

№ 

Исходные понятия

Данные понятия

Баллы

1.

Рука — палец.

Ген — …

A — терминатор;

B — генотип;

C — генофонд.



2 б.

2.

Наука — биология.

 Геномные мутации— …

A — полиплоидия;

B — дупликации;

C — транслокации.



2 б.

3.

Цунами — разрушение.

Мать-носитель гемофилии — …

A — сын-гемофилик;

B — дочь-носитель гемофилии;

C — дочь-гемофилик.



2 б.

4.

Отрицательный заряд — электрон.

Гомогаметный пол — …

A — женщина;

B — мужчина;

C — курица.



2 б.

5.

Ромб — квадрат.

Доминантный ген — …

A — рецессивный ген;

B — аутосомный ген;

C — подавляющий ген.



2 б.

6.

День — ночь.

Гены-супрессоры — …

A — гены-интенсификаторы;

B — гены-модификаторы;

C — гены-ингибиторы.



2 б.

Итого: 12 баллов.

Всего: 36–54 балла.

КЛЮЧИ К СУБТЕСТАМ
Вариант 1
Субтест № 1. Осведомленность.

1

2

3

4

5

6

B

A

A

C

A

C

Субтест № 2. Определение понятий.



1

2

3

4

5

6

-

+

-

-

+

-

Субтест № 3. Деление понятий.

1.

Лишнее понятие — ген голубых глаз (В), т.к. по взаимодействию в аллельной паре это рецессивный ген, а ген карих глаз и ген дальнозоркости – доминантные.

Второй вариант ответа: Лишнее понятие — ген дальнозоркости (С), т.к. по локализации в хромосоме это ген другой аллели, а гены карих и голубых глаз – гены одной аллели.

2.

Лишнее понятие — соматическая мутация (С), т.к. это вид мутаций по месту локализации, генная и геномная мутации – виды мутаций по уровню изменения генетического материала.

3.

Лишнее понятие — генотип АА (В), т.к. по сорту гамет это генотип гомозиготы, генотипы Вв и Аа – гетерозиготы.

4.

Лишнее понятие — модификационная изменчивость (С), т.к. по типу наследования это ненаследственная изменчивость, а комбинативная и мутационная – виды наследственной изменчивости.

5.

Лишнее понятие — биогенетический закон (В), т.к. по виду науки это закон эмбриологии, а законы доминирования и расщепления – законы генетики.

6.

Лишнее понятие — болезнь Дауна (С), т.к. по виду мутаций это хромосомное заболевание, а альбинизм и серповидноклеточная анемия – генные заболевания.

Субтест № 4. Обобщение понятий.



1.

Альтернативные признаки

2.

Половые хромосомы

3.

Мутагенные факторы

4.

Хромосомные мутации

5.

Наследственная изменчивость

6.

Наследственные заболевания

Субтест № 5. Аналогия.



1

2

3

4

5

6

В

В

А

В

А

С

Вариант 2
Субтест № 1. Осведомленность.

1

2

3

4

5

6

А

А

В

А

В

В

Субтест № 2. Определение понятий.



1

2

3

4

5

6

-

-

+

+

+

-

Субтест № 3. Деление понятий.



1.

Лишнее понятие — полиплоидия (С), т.к. по уровню изменения генетического материала это геномная мутация, а делеции и инверсии – хромосомные мутации.

2.

Лишнее понятие — гены-супрессоры (С), т.к. по функциональному значению это регуляторные гены, а белок-кодирующие и РНК-кодирующие гены – структурные гены.

3.

Лишнее понятие — ген гипертрихоза ушной раковины, т.к. по месту сцепления это ген, сцепленный с Y-хромосомой, а гены гемофилии и дальтонизма сцеплены с Х-хромосомой.

4.

Лишнее понятие — кодоминирование (С), т.к. по локализации генов это вид взаимодействия аллельных генов, а кооперация и плейотропия – виды взаимодействия неаллельных генов.

5.

Лишнее понятие — гибридологический метод (А), т.к. по объекту исследования это метод, который не может быть использован для человека, а близнецовый и генеалогический методы могут быть использованы для человека.

6.

Лишнее понятие — промотор (С), т.к. по роли в гене это элемент ответственный за связывание РНК-полимеразы, а экзон и интрон – элементы структурной части гена, заключающей в себе информацию о первичной структуре белка.

Субтест № 4. Обобщение понятий.



1.

Законы генетики

2.

Физические мутагены

3.

Хромосомные мутации

4.

Наследственная изменчивость

5.

Хромосомные болезни

6.

Регуляторные гены

Субтест № 5. Аналогия.



1

2

3

4

5

6

А

А

А

А

В

А



izumzum.ru