В 2010 г продолжена практика целенаправленного создания временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан: детей-сирот; детей, о - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В 2010 г продолжена практика целенаправленного создания временных рабочих мест для - страница №1/1

9. Трудовая занятость несовершеннолетних

Согласно п.1.3. ст.7_1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится оказание государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии).

На протяжении 16 лет государственная служба занятости населения проводит мероприятия по организации временной занятости подростков от 14 до 18 лет, в ходе которых решаются такие важные задачи, как трудоустройство подростков на период летних каникул и в свободное от учебы время, профессиональная ориентация в целях выбора будущей сферы деятельности и профессии.

Работая в трудовых отрядах, подростки имеют возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности, через которую они приобретают социальный опыт и первичные профессиональные навыки. Занимаясь общественно-полезным трудом, они получают общественное признание, чувствуют себя «значимыми», принося пользу окружающим, своему родному селу, городу, своей семье, ведь их труд оплачивается.

В 2010 г. продолжена практика целенаправленного создания временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, состоящих на учете в КДН и ЗП; детей безработных граждан и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законом Пермской области от 05.11.2004 г. №1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (в редакции Закона Пермского края от 01.02.2011 №739-ПК) проводится квотирование рабочих мест для обеспечения гарантии занятости несовершеннолетних граждан от 16 до 18 лет. В 2010г. установленная квота для несовершеннолетних была больше, чем в 2009 г. и в 2008 г. и составляла 428 рабочих мест (2008г. - 422; 2009 г. – 359), трудоустроено в счёт квоты было только 13 несовершеннолетних (2009г. – 16 чел., в 2008г. – 116 чел.), что составило 3% (2009г. – 4,4%; 2008 г. - 27,5%) (табл.1).

Основными причинами снижения количества трудоустроенных несовершеннолетних граждан на квотируемые рабочие места являются экономические трудности. Несовершеннолетние граждане, претендующие на трудоустройство по квоте, либо имеют низкую квалификацию, либо вообще не имеют специальности.

Количество несовершеннолетних, обратившихся в центры занятости городов и районов в поиске работы, уменьшилось в 2010 г. по сравнению с 2009 годом на 427 человек и 2008 году - на 2800 человек (табл.2). Причины снижения обращаемости подростков объясняются демографической ситуацией, сложившейся в Пермском крае (сокращение детского населения).

Наибольшее количество обратившихся в поиске работы несовершеннолетних в 2010г. в сравнении с 2008 г., отмечалось в ряде территорий Пермского края: Кунгурском (193%), Гремячинском (140,6%), Кочевском (132,5%), Гайнском (120,6%), Губахинском (116,6%) районах края и городе Кудымкаре (138,7%) (табл.2).

На временных работах в целом по краю в 2010 г. было занято 20780 человек в возрасте 14-17 лет, это на 1225 человек больше, чем в 2009 г. (2009г. – 19555 чел., 2008 г. - 21542 чел) (табл.2).

На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан из федерального бюджета в 2010 г. израсходовано 17036,6 тыс. руб. (2009 г. - 16144,1 тыс. руб., 2008 г. – 17823,5 тыс. руб.).

Учитывая, что обеспечение временной занятости несовершеннолетних оказывает существенное влияние на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет повысить уровень материальной поддержки подростков из малообеспеченных семей, органы местного самоуправления и работодатели направили на реализацию программы временного трудоустройства несовершеннолетних дополнительно к федеральным средствам 22970,6 тыс. рублей – это реальное понимание важности и необходимости поддержки данной программы работодателями и органами власти всех уровней. В предыдущие два года на эти цели было привлечено соответственно 19193,1 и 17554,2 тысяч рублей.

Сфера применения труда подростков разнообразна. Основными видами работ, в которых приняли участие несовершеннолетние, традиционно являлись озеленение и благоустройство территорий, уход за скверами и парками, уборка «малых рек» и родников, косметический ремонт школ, работа в библиотеках и музеях, помощниками вожатых в детских оздоровительных лагерях. Кроме того, ребята выполняли интеллектуальную и требующую творческого похода, работу корреспондентами, организаторами культурно-массовых мероприятий в рамках различных акций для детей и молодёжи. В сельской местности подростки ухаживали за животными, выполняли сельскохозяйственные работы (посадка, прополка овощей), работали в волонтерских отрядах.

В рамках мероприятий, посвященных 65-летию победы ВОВ, подростки принимали активное участие в акциях «Перемени мир», «Память жива в сердцах молодых», проводили поисковую работу по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества, оказывали социальную помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла и пожилым людям, приводили в порядок мемориалы, памятники и обелиски Воинской Славы.

В г. Перми девятый год реализуется проект «Отряды мэра» при участии Комитета по молодежной политике администрации города Перми, Центра занятости населения города Перми, МАУ «Дворец молодежи», Пермского регионального межвузовского центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников (Краевой штаб молодежно-студенческих отрядов). В 2010 году отряды имели различную направленность деятельности: «Зеленый десант» (озеленители парковых зон города), «Агитбригада» (организаторы мероприятий для ДДУ, школьных площадок), «Юннаты» (работа в зоопарке), «Краеведы Перми» (формирование молодежных экскурсионных маршрутов связанных с историей города), «Вожатые-стажеры» (помощники вожатого в ДОЛ, на пришкольных участках).

17 Центров занятости населения края участвовали в совместной акции Агентства по занятости населения и ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» под названием «Дети и «ЛУКОЙЛ» за экологию». Подростки из Березников, Добрянки, Красновишерска, Ординского, Частинского, Осинского, Бардымского районов – уже не первый год - активные участники экологических отрядов. Социальная акция была направлена не только на озеленение и благоустройство сел и городов, но и на трудовую занятость 1062 подростков, среди которых ребята из семей, находящихся в социально опасном положении (в 2009 году - более 750 подростков).

Анализ статистики временного трудоустройства несовершеннолетних в 2010 г. в крае показал, что доля подростков из категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети-инвалиды, подростки, состоящие на учете в КДН и ЗП, дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети безработных граждан, состоящих на учете в ГУ ЦЗН), участвовавших в программе, сохраняется примерно на одном уровне (2010 г. - 51%; 2009 г. - 54%; 2008 г. - 50%) (табл.3).

Сохраняется прежний уровень взаимодействия с работодателями – представителями бюджетной сферы, которые в основном удовлетворяют желания ребят в свободное от учебы время найти подходящую оплачиваемую работу.

Вместе с тем, ситуация с трудоустройством несовершеннолетних остается проблемной для органов местного самоуправления, служб занятости и других заинтересованных сторон. Подавляющее большинство работодателей «крупного и среднего» звена избегают принимать на работу подростков из-за отсутствия у них необходимой квалификации и опыта работы. В свою очередь, отсутствует желание устроиться на неквалифицированную работу и у самих подростков. Невысокая оплата труда также является причиной отказа от работы.

Устойчивая тенденция обращения молодых людей за профориентационными услугами свидетельствует, с одной стороны, о наличии у них серьезных проблем в профессиональном самоопределении, трудоустройстве, с планированием профессиональной карьеры, с другой, о значимой роли мероприятий по профессиональной ориентации в решении данных проблем.

В 2010 году профориентационные услуги получили более 5,7 тыс. молодых людей в возрасте до 18 лет.

С целью оказания помощи молодежи в профессиональном самоопределении и планировании профессиональной карьеры в феврале состоялась традиционная региональная выставка-форум «Образование и карьера-2010», посетили ярмарку более 25 тысяч человек, около 1000 школьников получили помощь в профессиональном самоопределении.

В рамках реализации межведомственной операции «Подросток» было уделено большое внимание оказанию содействия в профессиональной ориентации детей несовершеннолетнего возраста, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Так, ГУ ЦЗН г. Перми в рамках Дня открытых дверей провел групповые консультации «Профессиональное самоопределение», «Профессиональные перспективы» для воспитанников детских домов, интернатов, коррекционных школ. Более 2,9 тысяч подростков (дети сироты, дети-инвалиды, несовершеннолетние, состоящие на учете в КДН и др.) получили профконсультационные услуги, приняли участие в деловых играх, беседах, занятий по планированию профессиональной карьеры, конкурсов.

В Кировском районе г. Перми была организована ярмарка временных рабочих мест для подростков от 14 до 18 лет. Ребятам были предложены вакансии блинопеков, хозяек зала, мойщиков посуды, уборщиков территории, разнорабочих. Ребята не только работали, но и отдыхали. Участники трудовых отрядов организовывали и провели множество тематических мероприятий и праздников.

Анализируя ситуацию на регистрируемом рынке труда выпускников учебных заведений, необходимо отметить, что выпускники образовательных учреждений наиболее малочисленная группа по обращаемости в службу занятости населения края. Из 1325 выпускников общеобразовательных учебных заведений, обратившихся в 2010 г. в СЗН, 552 являлись выпускниками 11-х классов и 773 - выпускниками 9-х классов (табл.4,5).

При этом количество обратившихся одиннадцатиклассников сократилось в 2010 г. на 101 человек (на 15,4%) по сравнению с 2009 г., по сравнению с 2008 г. на 344 человека (на 38,4%) соответственно. (2010 г. - 552 чел., 2009 г. - 653 чел., 2008 г. - 896 чел.). (табл.4,5).

Наиболее часто обращались выпускники: 11-х классов – в ГУ ЦЗН г. Перми (195 чел.) и Нытвенского муниципального района (63 чел.); 9-х классов – в ЦЗН г. Перми (237 чел.) и Губахинского муниципального района (55 чел.).

Нашли работу с помощью службы занятости населения в 2010 г. - 175 выпускников 11-х классов (31,7%) и 214 выпускников 9-х классов (27,6%)(табл.4,5).

Статус безработного в 2010 г. получили 319 выпускников 11-х классов, что на 294 человек меньше, чем в 2008 г. и 496 выпускников 9-х классов, на 318 человек меньше, чем в 2008 г. (табл. 4,5). На 1 января 2010 г. на учете в СЗН состояли 54 безработных выпускников 11-х классов и 99 выпускников 9-х классов (табл. 4,5).

Анализ статистических данных по трудовой занятости несовершеннолетних в 2010 году свидетельствует о неоднородности процессов, происходящих в этой сфере:



  • продолжена практика создания временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, в первую очередь, детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, содержащихся в специальных учреждениях для несовершеннолетних; детей безработных граждан и других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации; наибольшее количество детей, трудоустроенных на временные работы, из малообеспеченных семей.

  • сохраняется прежний уровень взаимодействия с работодателями – представителями бюджетной сферы, которые в основном удовлетворяют желания ребят в свободное от учебы время найти подходящую оплачиваемую работу.

  • увеличилось количество трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет при содействии ЦЗН городов и районов края.

  • вместе с тем, уменьшилось количество выпускников общеобразовательных учреждений, обратившихся в службы занятости населения в целях поиска работы.

  • в 2010 году установленная квота для несовершеннолетних граждан от 16 до 18 лет была больше, чем в предыдущем году, однако, трудоустроено в счет квоты значительно меньше (3%). Причинами снижения явилась низкая квалификация, отсутствие специальности у подростков; а также отсутствие заинтересованности у работодателей.

  • ситуация с трудоустройством несовершеннолетних остается проблемной для органов местного самоуправления, центров занятости и других заинтересованных сторон: подавляющее большинство работодателей «крупного и среднего» звена избегают принимать на работу подростков из-за отсутствия у них необходимой квалификации и опыта работы; отсутствует желание устроиться на работу и у самих подростков.



izumzum.ru