Утверждено - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Утверждено 1 169.04kb.
Утверждено приказом цнииомтп 5 1855.75kb.
Утверждено решением Ученого совета ргу им. И. Канта 1 109.55kb.
«Утверждено» решением педагогического совета гбоу цо №1637 от 1 53.84kb.
Принято общим собранием коллектива Утверждено ус от 28. 06. 1 116.7kb.
«Утверждено» решением Ученого Совета гоу впо удГУ 1 40.54kb.
Утверждено глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга К. 1 81.42kb.
Принято на заседании Утверждено от 2011г педагогического совета директор... 17 3824.33kb.
Н. С. Штоколова Приказ № от 20 г 1 124.39kb.
Рассмотрено на заседании Утверждено педагогического совета Директором... 1 50.96kb.
Утверждено решением ученого совета Новосибирской государственной... 1 260.93kb.
Санкт петербургский государственный 2 165.22kb.
Мифологическое сознание 1 218.17kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Утверждено - страница №1/4




Учебно-методический
комплекс дисциплины

Логика
Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой общественных наук

С о с т а в и т е л ь – канд. филос. наук, доц. И.Д. Кузнецова



Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 30 с.
Подготовлен на кафедре общественных наук.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Кузнецова И.Д., 2008



Цели и задачи дисциплины

Интеллектуальное творчество невозможно без знания основ логической науки. Логика не просто полезна – она необходима каждому, кто получает высшее гуманитарное образование. Для студентов факультета журналистики этот предмет особенно значим, поскольку культура устной и письменной речи является атрибутом профессиональной деятельности. Умение правильно выразить свои мысли в языке, четко сформулировать актуальные цели, грамотно аргументировать доказываемые положения позитивно влияет на коммуникативный процесс в целом, в значительной степени облегчает достижение взаимопонимания оппонентов или конфликтующих сторон.

Логика – ценный инструмент, используя который, квалифицированный специалист может успешно решать трудные теоретические задачи, конструктивно разрешать проблемные ситуации в сфере профессиональной деятельности, избегать ошибок, связанных с необоснованностью или поспешностью выводов, некорректностью обобщений и аналогий. Знание логики позволяет выявить противоречивость высказываний оппонентов в споре, обосновать истинность или ложность выдвигаемых тезисов, достичь разумного и взаимоприемлемого результата. Владея логическим аппаратом, каждый способен не только теоретически осмыслить то, что постигается интуитивным путем, но и самостоятельно выстраивать систему гипотетического знания.

Квалифицированный журналист – это человек, не только владеющий актуальной информацией и суммой профессиональных навыков, но и умеющий анализировать, критически осмысливать любой текст, обнаруживать рациональное зерно в устной и письменной речи.

Преподавание курса логики направлено на достижение целого ряда целей: обучение студентов логическим знаниям и умению применять их на практике, формирование общей культуры мышления, развитие концептуального подхода к разрабатываемым теоретическим проблемам в области профессиональной деятельности, приобретение навыков рациональной аргументации, развитие способности анализировать формы мысли и умения правильно выражать содержание высказываний в языке.

Предпосылками достижения целей являются следующие поэтапно решаемые задачи: знакомство с формами и законами правильного мышления, усвоение методов образования понятий, особенностей построения простых и сложных суждений, навыков построения различных видов правильных умозаключений; овладение логическими основами аргументации, изучение правил доказательства и опровержения, изучение форм развития гипотетического знания.

Студентам, изучающим логику, обеспечивается реальная возможность приобретения навыков логически корректного мышления, разумеется, при условии глубокого и полного постижения обязательного программного материала.
Итоговая форма контроля – зачет

Форма промежуточного контроля – внутрисеместровая аттестация.


Содержание дисциплины




Введение


Предмет логики. Основные логические законы. Понятие абстрактного мышления. Роль абстрактного мышления в познании и литературном творчестве. Особенности мышления как процесса. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Основные функции языка. Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Формы абстрактного мышления. Основные формально-логические законы. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Роль логики в процессе формирования культуры мышления и профессиональной деятельности журналиста.

Литература


Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 3–27.

Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М., 2003. – С. 3–36.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. – М., 2000. – С. 3–23.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 11–30.

Тема 1. Понятие как форма мышления


Определение понятия. Выражение понятий языковыми средствами. Способы формирования понятий. Основные логические характеристики понятия (объем и содержание). Понятие признака предмета. Понятие существенных признаков. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Класс, подкласс, элементы класса. Виды понятий, выделяемые по различным основаниям. Отношения понятий по объему. Совместимые и несовместимые понятия. Отношения совместимых понятий по объему: равнозначность, подчинение, пересечение. Отношения несовместимых понятий: исключение, противоречие, противоположность, соподчинение. Круговые схемы Эйлера, иллюстрирующие объемные отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями.

Литература


Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1998. – С. 27–64.

Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 141–158.

Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М., 2003. – С. 37–58.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 2.

Кузнецова И.Д. Основы логики. – М., 2002. – С. 5–21.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 16–29.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 46–55.

Тема 2. Логические операции с понятиями


Ограничение и обобщение понятий. Деление понятий, виды деления. Классификация, ее функции. Правила деления понятий. Анализ ошибок деления, связанных с нарушением правил. Значение операции деления понятий в процессе систематизации знаний. Определение понятий. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение и др. Виды определения. Явные определения. Определение через род и видовое отличие. Неявные определения. Правила определения понятия. Анализ ошибок определения, связанных с нарушением правил. Значение операции определения понятий в процессе анализа текста.

Литература


Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1998. – С. 36–64.

Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 158–193.

Ивин А.А. Логика. – М., 2003. – С. 37–58.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 3.

Кузнецова И.Д. Основы логики. – М., 2002. – С. 12–21.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 16–29.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 61–73.

Тема 3. Суждение как форма мышления


Простое суждение. Выражение суждений в языке. Суждение и предложение. Понятие истинности суждения. Виды простых суждений. Простое категорическое суждение. Использование категорических суждений в художественных текстах. Состав простого суждения. Понятия субъекта, предиката, квантора, связки суждения. Деление суждений по количеству. Понятие единичного суждения. Деление суждений по качеству. Виды простых категорических суждений (деление по количеству и качеству). Распределенность терминов в простых категорических суждениях. Объемные отношения субъекта и предиката суждения. Модальность суждения. Использование модальных суждений в научных и художественных текстах, функции модальных суждений.

Отношения простых суждений. Отношения между категорическими суждениями. «Логический квадрат». Отношения между совместимыми суждениями: эквивалентность, логическое следование, частичная совместимость. Отношения между несовместимыми суждениями: противоречие, противоположность.

Сложное суждение. Виды сложных суждений. Основные логические связки. Соединительные суждения. Разделительные суждения. Условные суждения. Условия истинности сложных суждений. Таблицы истинности для основных логических связок.

Литература


Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1998. – С. 65–71.

Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 38–70.

Ивин А.А. Логика. – М., 2003. – С. 59–79.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 4.

Кузнецова И.Д. Основы логики. – М., 2002. – С. 22–36.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 30–41.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 89–96.

Тема 4. Дедуктивные умозаключения: простой категорический силлогизм


Умозаключение как форма мышления. Условия получения истинного вывода. Понятие правильности умозаключения. Виды умозаключения. Понятие непосредственных и опосредствованных умозаключений. Дедукция как вид умозаключения. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Термины силлогизма. Посылки силлогизма. Понятие вывода. Разновидности силлогизма (фигуры). Понятие модуса. Правильные и неправильные модусы. Правила силлогизма. Общие правила силлогизма. Правила посылок. Правила терминов. Анализ логических ошибок, возникающих в результате нарушения общих правил. Специальные правила фигур силлогизма. Анализ логических ошибок, возникающих в результате нарушения специальных правил.

Литература


Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1998. – С. 110–122.

Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 71–101.

Ивин А.А. Логика. – М., 2003. – С. 176–180.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 7.

Кузнецова И.Д. Основы логики. – М., 2002. – С. 37–47.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 42–62.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 116–127.

Тема 5. Дедуктивные умозаключения: условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные


Умозаключения условные, условно-категорические, разделительно-категорические, их роль в процессе познания и процессе аргументации. Условное умозаключение, его структура. Построение и проверка условного умозаключения. Условно-категорическое умозаключение, его структура и разновидности. Построение и проверка условно-категорического умозаключения. Разделительно-категорическое умозаключение, его структура. Построение и проверка разделительно-категорического умозаключения. Условно-разделительное умозаключение, его разновидности. Лемматические умозаключения. Дилеммы: конструктивная дилемма, деструктивная дилемма.

Литература


Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1998. – С. 110–122.

Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 71–101.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 8.

Кузнецова И.Д. Основы логики. – М., 2002. – С. 37–47.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 42–62.

Федоров Б.И., Зубань Е.Н. Элементы логической культуры. – СПб., 1996. – С. 116–127.

Тема 6. Дедуктивные умозаключения: сокращенные силлогизмы
(энтимемы) и полисиллогизмы


Сокращенные силлогизм. Энтимемы простого категорического силлогизма (энтимема с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой, с пропущенным выводом). Энтимемы условно-категорического силлогизма с пропущенной посылкой. Энтимемы разделительно-категорического силлогизма с пропущенной посылкой. Способы восстановления сокращенных силлогизмов. Проверка логической корректности сокращенных силлогизмов.

Полисиллогизм, его состав (просиллогизм, эписиллогизм). Логические функции полисиллогизма. Виды полисиллогизма: прогрессивный и регрессивный. Особенности построения прогрессивных и регрессивных силлогизмов. Полисиллогизм с пропущенными посылками (сорит). Сложносокращенный силлогизм, состоящий из двух энтимем (эпихейрема). Приемы восстановления полисиллогизмов (развертывание сокращенных полисиллогизмов). Проверка логической корректности восстановленных полисиллогизмов.


Литература


Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2006. – С. 71–101.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1995, 2000. – Гл. 8.

Сарычев Е.В. Логика. – М., 1998. – С. 42–62.

следующая страница >>