Урока: Ветер Цели и задачи урока. Образовательные - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока: Ветер Цели и задачи урока. Образовательные - страница №1/1


МОУ «Покровская основная общеобразовательная школа»

Ечина Любовь Николаевна


Тема урока: Ветер
Цели и задачи урока.

Образовательные: сформировать у учащихся понятие «ветер», виды

ветров, раскрыть причину образования ветра; показать

значение ветра для природы и человек

Развивающие: развивать наблюдательность за явлениями погоды,

способность анализировать, делать выводы, формировать

умения работы с различными источниками информации,

умение строить и читать «розу ветров».



Воспитательные: повышать интерес к изучению предмета, уважать мнение

товарищей при участии в дискуссии.



Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Оборудование: физическая карта полушарий, климатическая карта России

учебник географии для 6 класса (Т.П.Герасимова, Г. Ю.

Н. П. Неклюкова. География 6 класс.-М.: Дрофа.;2005.

диск «География 6-10 классы», библиотека

электронных наглядных пособий, календарь погоды,

карточки-определения, колба с водой, марганец,спиртовка.



Методы: объяснение, беседа, рассказ.

Ход урока.

1 этап.

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальный опрос домашнего задания.

-дать определения: атмосфера, атмосферное давление, барометр,

-указать величину нормального атмосферного давления.



  1. Новый материал.

Учитель

-Ребята, отгадайте загадку:

Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает, с ног тебя

Сбивает.

Ясно слышишь ты его, да не видишь

Никого!
Нет от него покоя, что это такое? (слайд 1).

-Итак, это ветер. Так и звучит тема нашего урока.

Знакомство с планом урока:

1.Понятие «ветер», основные причины его образования.

2. Виды ветров.

3.Определение направления и силы ветра.

4.Построение «розы ветров».

5.Значение ветра (слайд 2).



2 этап.
Учитель объясняет, что ветер-это уникальное природное явление, которое всегда вызывало интерес у людей, они замечали, как ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, литературных произведениях упоминается о ветре. В них ветер называют нежным, игривым, тёплым, ласковым, буйным, отчаянным, злым и жестоким.

- Дети, приведите примеры, подтверждающие это.

Примерные ответы детей.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.
Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.


«Не бросай слов на ветер».

-Итак, дети, попытайтесь сформулировать определение « ветер» (слайд 3).



Ветер-это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Запись определения в тетрадь.

-А почему же дует ветер?

Для пояснения демонстрирую опыт (слайд 4).

В колбу наливаю воды, добавляю марганец, он опускается вниз и нагреваю.

Окрашенная вода нагревается быстрее и поднимается вверх, а верхние прозрачные слои, как более холодные - опускаются.

Подобные процессы происходят и с воздухом.

При нагревании воздух расширяется, становится более лёгким и поднимается вверх, а холодный сжимается, становится более тяжёлым и опускается вниз.

Чем выше температура, тем ниже давление.

Чем ниже температура, тем выше давление.

Ветер движется из области высокого давления в область низкого.

-А почему давление разное?

Из-за разницы в температуре.

-А почему различная температура?

Различный угол падения солнечных лучей.

Виды ветров.

Мы познакомимся с несколькими видами ветров, данные о бризах и муссонах заносите в таблицу (слайд5).




План сравнения

бриз

муссон

Название в переводе на русский язык

лёгкий

сезонный

Причина образования, когда меняют направление?

Разница в давлении

В течение суток



Разница в давлении

В течение сезона



Как далеко проникают на сушу? Где распространены?

Неширокая полоса водоёмов.

Распространены муссоны на восточных побережьях материков

Когда приносят осадки

________

летом



Бриз

Ученик, вызванный для работы за компьютером, используя полученные знания и помощь учителя показывает образование дневного бриза, остальные дети зарисовывают в тетради схему (слайд 6).Затем дети пытаются самостоятельно дать определение бриза.

От нагревания воздух над сушей расширяется и становится легче. Над водоемом в это же время воздух холоднее, следовательно, тяжелее. Если водоем достаточно большой, то в тихий жаркий летний день можно почувствовать легкий ветерок, дующий с воды. Такой легкий ветерок называют дневной бриз (от французского brise - легкий.) Ночной бриз, наоборот, будет дуть с суши на воду (слайд 7, 8).
Муссон.

Муссоны←( араб. Моусим.-сезон) - это ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Летом, когда суша прогрета лучше и над ней понижено давление, муссон дует с моря на сушу и приносит дожди. Зимой, наоборот, муссон дует с суши на море и приносит сухую погоду. Распространены муссоны на восточных побережьях материков (слайд 9).



Местные ветры (сообщения учащихся, слайд10).

Определение силы и направления ветра.

  • Направление ветра можно определить по развевающемуся флажку.

  • По направлению дыма, идущего из трубы (слайд11).

  • Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует: если с северо-запада, то говорят, что он северо-западный, если с юго-запада - юго-западный

Точно определить направление ветра можно с помощью флюгера.

Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда бывает направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер (слайд12).



Анемометр-прибор для измерения силы ветра. Определяется сила ветра по 12-ти бальной шкале Бофорта (слайд13).Эта шкала названа в честь британского адмирала Бофорта, предложившего её в1805 году. Но Международным метеорологическим комитетом она была принята лишь в 1874 году для всеобщего применения на телеграфе.

Физкультминутка.

Дети встают и по просьбе учителя выполняют действия:

Слабый ветер - легко покачиваются.

Сильный ветер-покачивание сильнее.

Штиль - стоят неподвижно.

Ураган - сильное вращение и взмахивание руками.



Построение «Розы ветров»

Розу ветров можно составлять на месяц, сезон или год. Такое романтическое название получило графическое изображение режима ветров в данном месте (слайд14).

Мы построим «Розу ветров» для посёлка Ивня за январь 2009 года.

Учащиеся знакомятся с инструктивной картой «Построение розы ветров» (слайд 15), выполняют работу в рабочей тетради. Построив, её учащиеся делают вывод, какие ветры преобладали, а какие отсутствовали.



Значение ветра.

  • Одна группа отстаивает мнение, что «Ветер-друг человека».

  • Вторая группа отстаивает мнение, что

«Ветер-враг человека» (слайд16).

Знакомство с памяткой «Как вести дискуссию» (слайд17).



  • 1.В споре не допускай тона превосходства, уважай мнение товарищей.

  • 2.Представляй предмет спора, вступая в дискуссию.

  • 3.Внимательно слушай товарища, имеющего противоположную точку зрения.

  • 4.Спокойно доказывай то, в чём убеждён.

Примерные ответы детей.

Ветер - великий работник в природе.

Он перегоняет тучи, гоняет стаи туч, волнует сине море, очищает воздух, вырабатывает электроэнергию, переносит семена.

Но ветер может вызывать и наводнения, шторм на море, ураганы разрушительной силы (слайд17).

Вывод: с одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, с другой - враг и беда.

3 этап.

Закрепление (слайд18).

Ученики письменно дают ответы.

1.У моря есть ветра движенье,

И дважды своё направление

За сутки меняет он плут!
2.Есть ветры эти на Дальнем Востоке,

Ветры те незнакомы нам.

Летом все ветровые потоки

Поставляет для нас океан

А зимой материк остывает

Океан сохраняет тепло

А ветер, зимой завывая

Дует на море, как бы назло.

3.Чтоб направление ветра узнать должны прибор мы применять------------

4.Чтоб силу ветра измерять должны прибор мы применять-------------------

5.Указать куда будет дуть ветер

735 мм. рт. столба -765мм.рт. столба.

6. Чем выше температура тем давление-----------------

7.Основная причина ветра - разница в --------------------



Взаимопроверка (слайд19).

  • 1.Бриз

  • 2.Муссон

  • 3.Флюгер

  • 4.Анемометр

  • 5.

  • 6. Ниже

  • 7. Давление

Домашнее задание (слайд 20).
1.Составить рассказ на тему « Я муссон»,

соотнести особенности ветра-муссона с качествами человеческого характера.

2. Приготовить карточки-определения по данной теме.

3.Прочесть п.39.



Рефлексия (слайд21).

  • Ответить на вопросы да или нет.

  • 1.Доволен ли ты как прошёл урок?----------

  • 2.Было ли тебе интересно на уроке?-------

  • 3.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения?-------------

  • 4.Ты был активен на уроке?----------

  • 5.Тебе пригодятся знания, полученные на уроке в жизни?----------


Литература.

1.Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.,2006.

2.Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: «Дрофа» 2005.

3.Касаткина Н.А.География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Волгоград: «Учитель», 2001.

4. Крылова О.В.Современный урок. География в школе.-2006.-№2.

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии, 6 класс. М.,2004.



6. Диск «География 6-10 классы», библиотека электронных наглядных пособий.