Урок внеклассного чтения по произведению Сергея Голицына «Сорок изыскателей» 3 класс (1-4) - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок внеклассного чтения по произведению Сергея Голицына «Сорок изыскателей» 3 класс - страница №1/1

Урок внеклассного чтения по произведению Сергея Голицына

«Сорок изыскателей» 3 класс (1-4)
Цели:

– обобщить знания о профессиях, связанных с изыскательской деятельностью;

– формировать умение давать характеристики действующих лиц;

– развитие речи учащихся, обогащение словаря;

– развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное;

– развивать творческие умения;

– воспитание познавательной активности;

– формирование представления о таких качествах, как креативность, коммуникабельность, любознательность, ответственность, дружба, товарищество.



Оборудование:

- фото с турпохода;

- портрет С.Голицына;

- иллюстрации из книги;

- портреты главных героев.


  1. Организация.

- Давайте определим своё настроение, настрой на работу.

- отличное

- хорошее

- не совсем готовы


  1. Постановка целей и задач.

- Некоторое время назад мы с вами начали читать произведение Сергея Голи­цына «Сорок изыскателей». Стало интересно, что произошло дальше, и чем закон­чились поиски портрета. Вы все дочитали книгу до конца. Поднимите руку, кому понравилось произведение.

- Кроме того, что вы ознакомились с повестью, я предложила вам попробовать себя в роли исследователей. Мы разделились на группы и каждая группа получила свое задание. Наша с вами цель – выступить с презентацией




  1. Систематизация и обобщение знаний.

А) Выступление 1 группы детей с рассказом об авторе книги.

- Автор книги – Сергей Голицын. Интересно, каким он был человеком, почему решил стать писателем? Я приглашаю 1 группу. Расскажите, какое у вас было задание.



Б) Работа над содержанием прочитанного.

- Вернемся к названию повести. Так кто же такие изыскатели? (те, кто что-то изобретает)

- Какими качествами он должен обладать? Как об этом говорил Мишка? (Ищет на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе и даже в космосе)

- Какими качествами должен обладать изыскатель? (быть смелым, отважным…)



В) Выступление 2 группы детей с игрой «Узнай героя по описанию».

– Книга названа «Сорок изыскателей». 2 группа в своем исследо­вательском проекте собирала всю информацию об изыскателях. Дадим им слово.

Дети проводят игру «Отгадай героя по описа­нию».

1. Маленький кругленький старичок с пухлыми румяными щечками и круглень­ким носиком. Лицо его напоминает детский воздушный шар. На этом шаре не было никакой растительности – ни усов, ни бороды, а брови и ресницы будто кто-то вы­щипал и опалил, на голове – ни одного волоса. У него хранится старинный хру­стальный бокал с отбитым краем, ныне пенсионер; высокоуважаемый, но немного чудаковатый старичок, герой и виновник эпопеи с жар-птицей, которую съел кот Барсик; хозяин Майкла. Бывший директор музея. (Номер 1 – бывший директор му­зея)

2. Угрюмый, необщительный человек, всегда молчал; когда же хотел что-то ска­зать, сперва долго кряхтел и кашлял, а потом кидал две-три отрывистые фразы. Вид у него был одичалый и растерзанный. Его лохматая борода напоминала сваляв­шуюся конскую челку, а густые, низко нависшие брови, - две зубные щетки. Никто в его доме не бывает, сам он в гости никуда не ходит. В народе говорят, что он на­стоящий разбойник, у него три серебряных сундука награбленного добра. Раньше он работал на бутылочном заводе, бухгалтером, а в свободное время разводил голубые георгины. (Номер 4 – Нашивочников Иван Тихонович)

3. Талантливый художник, живет в Москве, в детстве был невыносимый озор­ник, уже в 12 лет рисовал чуть-чуть похуже своего дедушки. Высокий, сутулый, лохматый, тощий, с длинным, острым носом, с длинной шеей, украшенной острым кадыком. Имел светлые волосы, очень выразительные пристальные серые глаза. Его небритое лицо загораживали очки, оправа который в двух местах была неумело скреплена суровыми нитками. Одет он был в зеленый балахон, весь испачканный красками. Он нарисовал портрет Люси. Сын номера 7. (Номер 6 – Илларион Ситни­ков, Ларюша.)

4. Высокая, полная седая женщина, серьезная, строга, таких дети любят на рас­стоянии, но уважают и слушаются беспрекословно. Специально изучала архив се­мейства Загвоздецких, почтенная и важная, имеет орден Ленина. (Номер 3 – дирек­тор Любецкой школы)

5. Высокий сутулый старик с седыми моржовыми усами, в очках на толстом носу. Настоящий директор музея, проводил экскурсию по музею, говорил невозму­тимо-размеренным голосом, познакомил ребят с натюрмортом Е.Спорыше-ва. (Но­мер 2)

6. Коренастый плотный старик в белом халате, с белыми густыми и пушистыми усами, с громадной гривой седых волос над высоким лбом. Темные, живые, умные и выразительные глаза, тонкий нос, резко очерченные губы и подбородок отличались редкой красотой. Прихрамывает, опирается на палку. Очень похож на своего отца, чей автопортрет хранится в Третьяковской галерее. Руководит музеем отца. В свое время собирался написать специальное историческое исследование об Ирине Загвоз­децкой. Живчик и непоседа. Предложил давать изыскателям порядковые имена. По­дарил ребятам ценный старинный справочник «Указатель селений и жителей уездов московской губернии – 1852 год» (Номер 7 – директор Ситниковского музея, сын художника Александра Ситникова)

7. Настоящий катышек, маленькая кругленькая старушка; похожа на шарик, только что в платье и в фартуке; жена номера 7, очень хозяйственная, гостеприимная и добрая женщина. У нее голубые лучистые глаза, круглые, румяные, как яблоко, щечки с ямочками. Изобретательница пирога «Утопленник» (Номер 5 - Екатерина)



Г) Конкурс «Я изыскатель»

- На столах лежат разные предметы (компас, поварешка, спички, книга, ложка, нитки, бинт, карта, чайник, игрушки, пенал, карандаш, мяч, одеяло). Отложите те предметы, которые бы взяли в поход наши герои.



Д) Инсценировка фрагмента из повести.

– Очень интересно было наблюдать, как герои повести одну за другой разга­дывали загадки и приближались к портрету. Одну из таких историй нам расскажет 3 группа в своем театральном проекте.


Е) Викторина (вопросы по кругу каждой команде)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете содержание книги.



1.1.

1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)

2. Назовите фамилию, имя, отчество художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)

3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (холопу не поло­жено ставить свою подпись)

4. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)

1.2.

1. С какими картинами художника Егора Спорышева познакомились пионеры? (портрет Ирины Загвоздецкой и натюрморт с жар-птицей)

2. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)

3. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (про­жила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)

4. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (на портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)

1.3.

1. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (старинный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)

2. Каким образом кинжал, который нашла «марсианка», оказался в земле в парке? (после отказа отца Ирины пожениться, Егор хотел кинжалом убить отца, но не смог поднять руку на родителя возлюбленной и выбросил кинжал через открытое окно в парк)

3. Какое важное историческое открытие смогли сделать в отличие от ученых ре­бята, прочитав девичий альбом Ирины? (на затейливом пояске резьбы под крышей башни Соня разглядела спрятанные буквы, из которых получалась фраза: «Ищи здесь Х»; на акварели, вложенной в альбом, дети обнаружили такую же подпись, как и на таинственном портрете: «Я Н.П.» - Я не могу подписаться)

4. Кто был изыскателем №5? Что открыл? (Екатерина, жена №7, изобретатель-ница пирога «Утопленник»)

1.4.

1. Где, в каком месте был спрятан портрет? (был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)

2. Кто прятал таинственный портрет? (номер 4 Иван Тихонович Нашивочников)

3. Почему этот человек не мог столько лет никому показать портрет? (его пра­дед Прохор Андреевич оставил запретительное завещание, в котором повелевал де­тям своим никогда и никому не показывать портрет, так как его доверил ему на хра­нение друг Егор)

4. Почему книга названа «Сорок изыскателей»? Кто входил в это число 40? (7 изыскателей, врач, Соня, Люся, Магдалина Харитоновна, пионеры, пес Майкл)

Ё) Работа в группах.

- Подготовьте ответ на вопрос: Чему меня научила книга «Сорок изыскателей»?



  • Каждый должен стремиться в жизни быть изыскателем

  • Люди должны помогать друг другу

  • Исторические ценности должны храниться в музее, чтобы все люди могли ими восхищаться

  • Взрослые должны дружить с детьми, доверять им и уважать их

  • Если будешь много читать и много знать, станешь лидером в коллективе


Ж) Проверочная работа

Проверочная работа (ответы):

1 вариант

1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)

2. Где, в каком месте был спрятан портрет? (был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)

3. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)

4. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)

5. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (старинный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)



2 вариант

1. Кто прятал таинственный портрет? (номер 4 – Иван Тихонович Нашивочников)

2. Как звали художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)

3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (холопу не поло­жено ставить свою подпись)

4. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (про­жила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)

5. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (на портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)



З) Выступление 4 группы детей. Презентация пирога.

- У нас осталось выступление последней 4 группы. У них подготовлен кондитерский проект.




  1. Итог.

- Повесть Сергея Голицына «Сорок изыскателей» очень интересная и захватывающая.

- Чем вам запомнился урок? Что понравилось? Что вы для себя открыли нового?



  1. Рефлексия.

– Подходит к концу наш урок.

– Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)

Интересным

Познавательным

Поучительным

- Поднимите руку, кому было интересно на уроке.

- Поднимите руку те, кто сегодня узнал для себя что-то новое.

- Поднимите руку, кто научился чему-то на уроке, понял что-то важное для себя.



Приложение.

Витя Большой первый прервал молчание:

– А теперь начнем исследовать этот альбом.

Мальчики бесцеремонно отстранили девочек. Тщательно осмотрели и ощупали темно-синий бархатный, тисненный золотом переплет, а страницы перелистали за две минуты.

– Такая же чепуха, как в альбомах наших девчонок! – самоуверенно заявил Витя Большой.

Альбом перешел в руки девочек. Они уселись на траве, расстелили рядышком несколько но­совых платков, на платки положили альбом; мы, взрослые, присоединились к их кружку. Девочки смотрели альбом очень медленно, внимательно переворачивая каждую страницу, восклицали и ахали.

Попадались нам стихотворения, переписанные круглым детским почерком. Стихи мы хорошо знали, а подписи были с непривычным прибавлением: «господин Жуковский», «господин Пуш­кин», «господин Кольцов».

На иных страницах мы увидели картинки. Вот тоненькой кисточкой акварелью не очень уме­лая рука нарисовала кудрявого мальчика в голубой шелковой рубашке, серебряная каемка прохо­дила по косому вороту и по рукавам; серебряная, похожая на бубенчик пуговка застегивала ворот у плеча. Под картинкой было написано: «Мой братец Сашенька пяти лет». Не верилось, что этот хо­рошенький мальчик превратился в лохматого нищего старика.

На следующей странице была нарисована девочка с длинной косой, в смешной широченной юбке, из-под которой торчали длинные кружевные панталончики. А внизу была надпись: «Мне се­годня исполнилось четырнадцать лет».

Далее пошли аккуратно раскрашенные цветочки, бабочки, парусная лодка на ярко-желтом берегу темно-синего моря, собачка, похожая на овечку, и овечка, похожая на собачку.

Меж страниц были вложены засушенные растения. За сто с лишним лет они потеряли свои природные краски. Цветы и листья, бурые и желтые, частью выкрошились, но по очертаниям цве­тов, по формам листьев мы угадали фиалку, ландыш, лютик, анютины глазки и многие другие.

На последней странице мы увидели картинку-акварель, нарисованную на отдельном листке и позднее вклеенную в альбом.

Рисунок этот совсем не был похож на остальную неумелую детскую мазню. Он изображал ту самую угловую кремлевскую башню, в которую залезал Витя Перец.

Художник нарисовал очень живо солнечные блики на белом камне стен, кучевые облака на темной лазури неба, старые ветлы сбоку. Под картинкой стояли три буквы: «Я Н. П.».

– Что значат эти буквы? – задумалась Магдалина Харитоновна.

– Очевидно, какой-нибудь знакомый Яков Николаевич Петушков или Пирожков нарисовал и подарил, – заметил я.

– Смотрите, смотрите! – воскликнула Люся. – У буквы «Я» нет точки! Это… «Я не подпи­сался…»

– …или: «Я не подпишусь», – подхватила Галя.

– Ребята, вы понимаете, понимаете, где есть похожая надпись? – на весь кремль крикнула Люся. – Значит, Ирина Загвоздецкая хорошо знала художника, написавшего натюрморт, раз он по­дарил ей эту картинку!

– И значит, он мог написать ее портрет. Правда, правда, мог? – тормошила меня Галя.

И снова головы девочек сдвинулись одна к другой.

Услышав восклицания и крики, мальчики, которые до этого с интересом разглядывали грачи­ные гнезда на березовых макушках, теперь подошли к нам, но пробраться к альбому не смогли – все места были заняты.

Девятнадцать пар глаз, считая и нас, взрослых, глядели на картинку.

– Еще какие-то буквы! – закричала Соня.

Под крышей изображенной на рисунке башни шел затейливый поясок резьбы по белому камню. Художник очень хорошо передал эту тонкую выдумку древнего строителя. На пояске среди треугольников и шашечек Соня разглядела запрятанные буквы.

– «И», «Щ», «И»!

– Где, где? – Люся нагнулась к самому альбому.

– Правда, «ищи». Дальше «3», «Д», дальше еще какая-то смешная буква.

– Погодите, дайте мне поглядеть. – Магдалина Харитоновна просунула свой, похожий на клин, подбородок меж двух голов девочек и воскликнула: – Да ведь это прежняя буква «ять», те­перь «Е»! Ну конечно! «Ищи здьсь».

– Где здесь? – От страшного волнения Люся даже слегка побледнела. – А после мягкого знака еще крестик! – закричала она.

– Где здесь? Где крестик? – отчаянно спрашивал я. Меня оттеснили, я ничего не видел.

– Девчонки, пустите! – требовал Витя Большой.

– Нет, нет! – кричали девочки. – То говорили: альбом – чепуха, то – пустите!

Одна Галя уступила место обоим своим дядюшкам, и те протиснули черные головы откуда-то снизу к самому альбому. Но тут случилось самое возмутительное безобразие: раздался ужасающий визг, все девочки и Люся завизжали так, точно их ошпарили.

Витя Перец как-то ухитрился незаметно просунуть руку в самую середину кучи малы и дер­нул за уголок картинки. Картинка сразу отклеилась, и он помчался со своим трофеем в угол двора. Все бросились за ним.

Витя Большой его догнал, вырвал картинку и тут же посмотрел ее на свет.

– Нашел! – вдруг дико закричал он и отдал нам листок. Дрожащими руками по очереди мы рассматривали картинку на свет.

Это было настоящее открытие! На оборотной стороне листка был нарисован второй малень­кий крестик. Если смотреть на свет, этот крестик приходился как раз на середину башни. Он был нарисован ниже верхней бойницы, на расстоянии, примерно равном длине окна.


Рецепт пирога «Утопленник».

Три стакана белом муки и 200 граммов сливочного масла смешиваются, за­тем рубятся ножом, затем кладут одно яйцо, полпалочки дрожжей и полстакана молока; снова ру­бят ножом. Комок теста топят в ледяной воде. Через сорок пять минут комок почему-то всплывает. Сыплют на стол 250 граммов сахарного песку и 200 граммов грецких орехов и с этой смесью рас­катывают тесто. Полученный валик режут на куски и ставят на противне в духовку на 15 минут.



Проверочная работа по произведению Сергея Голицына

«Сорок изыскателей» 3 класс (1-4) 1 вариант

ФИ класс____________________________________________



1 вариант

1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет?

_________________________________________________________________________

2. Где, в каком месте был спрятан портрет?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Кто был изображен на таинственном портрете? Напишите имя и фамилию. _________________________________________________________________________

5. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Проверочная работа по произведению Сергея Голицына

«Сорок изыскателей» 3 класс (1-4) 2 вариант

ФИ класс____________________________________________

1. Кто прятал таинственный портрет?

_________________________________________________________________________

2. Как звали художника, автора таинственного портрета.

_________________________________________________________________________

3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем?

_________________________________________________________________________

4. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой?

_________________________________________________________________________
компас

поварёшка

спички

книга


ложка

нитки


бинт

карта


чайник

игрушки


пенал

карандаш


мяч

одеяло


чай

соль


будильник

головной убор


Каждый должен стремиться

в жизни быть

изы­скателем

Люди должны

помогать

друг другу

Исторические ценности должны хра­ниться в музее

Взрослые должны дружить с детьми, дове­рять им и

ува­жать их

Если будешь много читать и много знать, станешь лидером в коллективе









izumzum.ru