Урок в 11 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 62.13kb.
Открытый урок английского языка во 2-м классе по теме "Animals" 1 32.15kb.
Атрибуция, стилометрия, грамматический инвариант стиля, синтаксис... 1 42.4kb.
«Синтаксис и пунктуация» 1 71.17kb.
Пояснительная записка Урок по теме «минеральные удобрения и их роль... 1 281.69kb.
Урок математики в 4-м классе Тема: повторение и закрепление пройденного... 1 47.03kb.
Урок в 11 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме... 1 64kb.
Интегрированный урок в 6 классе: английский язык+ музыкальное искусство... 1 64.33kb.
Урок в 5 классе по теме " Английский это весело " 1 42.93kb.
Урок английского языка в 6 классе по теме: «Рождество в Британии»... 1 52.74kb.
Урок алгебры в 10 классе Урок : «Свойства и графики функций y=sin... 1 76.22kb.
Экстремальные виды спорта и туризм, а также их влияние на общество 1 72.21kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок в 11 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» - страница №1/1

Открытый урок в 11 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение)

Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во­просов синтаксиса, отработка навыков постановки знаков препинания.

Ход урока:

На доске: Стяжать- приобрести, достигнуть; феноминалъ-ный-выдающийся, небывалый, исключительный; доха- шуба с мехом внутрь и наружу; патриотизм- любовь, преданность и привязанность к отечеству.

Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Сложное предложение». Цель на­шего урока определяем так:» Разложить все по полочкам»,т.е. привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.



  • Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.

  • Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).

  • Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более само-

стоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точ­ного названия предметов) Приведите примеры, (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).

Задание: Выберите из данных примеров только словосочетания и назовите способ их связи



Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноминалъная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.

—Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями? (Около дома-это су ществительное с предлогом; кто пришел-основа предолжения, подлежащее и сказуемое; летит и кружится- два независимых слова, соединенных сочинительной связью.

Последний звонок, феноминальная сила, на том же месте - согласование; решать задачу, стяжать славу - управление; действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа - примыкание

-- Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?

а) Определительное - солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс - т.е.
отвечает на вопросы какой? Чей?;

б) Обстоятельственное - жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя


(главное слово обозначает действие или признак, зависимое - признак этого действия
или признака, отвечает на вопросы: как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как дол­
го? Почему? И другие вопросы обстоятельств);

в) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (глав­ное слово обозначает действие или признак, а зависимое - предмет, на который направ­лено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).

— Чем предложение отличается от словосочетания? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью

Задание. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу.



ч,

1. Девушка пришла усталая. 2. Брат высокого роста.( составное именное сказуемое выражено сочетанием прилагательного с существительным). 3. Сестра замужем, (вы­ражено наречием).4. Весь город собрался на центральной площади. 5. Я был бы рад помочь вам. (СГС) 5. Дворец казался островом печальным.

— Назовите основные виды сказуемых?



Задание: Определите, какие сказуемые являются составными: LOn начнет учить.2. Он

дал слово

молчать. 3. Мы одержали победу. 4. Он перестал заниматься. 5. Он готов помочь. 6. Ты

обязан знать.

7. Он совсем задрал нос. 8. Мы будем стараться. 9. Я рад вас слышать. 10. Мы должны

сдавать экзамены в июне. 11. Я был прав.

Составными являются сказуемое 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11; остальные сказуемые - простые глагольные.

2, 3, 7, 8 (глагол- сказуемое имеет форму изъявительного наклонения будущего сложного


времени.
Мы постараемся. ':

Предложение на доске. А бабочка крылышками бяк- бяк- бяк, а за ней воробышек прыг- прыг- прыг. Сказуемое выражено отглагольными словами.

— В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Примеры: 1) Человек - кузнец своему счастью. 2) Пятью восемь - сорок. 3) Жить -Родине слу­жить. 4) Лес и вода - родные брат и сестра.

— В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (Если между
подлежащим и сказуемым стоят союзы, частицы, наречия, вводные слова.

В опасности забор не препятствие. Ольга же надежный человек. Бедность не порок. Подбор кадров весьма трудная задача. Твой поступок, на мой взгляд, глупость. Ее глаза словно звезды. Дорожки в саду словно ручьи.

— Чем различаются простое и сложное предложения?

Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.



Анализ текста

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и

торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы

должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природ­ные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

К.Паустовский.
~ Почему данное высказывание можно назвать текстом?

( Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

— Какова тема данного высказывания?

Тема истинного патриотизма.

— Кто такой патриот современной России?

Кто любит свою Родину не на словах, а на деле.

— Определите главную мысль высказывания?

Бескорыстная любовь к Родине.

— Гордитесь ли вы своей страной?

Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но

мы хотим,

чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было населения, зла. Мы

гордимся

своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

Последнее предложение состоит из скольких простых предложений? ( Из четырех

простых


предложений).

— Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора, - все напоминает детство.2.«Холодновато у вас»,-сказал приезжий и, присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху.З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. ( на стыке двух союзов запятая ставится, если за придаточным предложением не следует вторая часть сложного предложения—то, так, но. Придаточное условие с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения). 4. Ветер утих, однако шторм продолжался. ( Это ССП с противительным союзом. Союз заменяется союзом но.) 5. Казалось, мы предусмотрели все. 6. Будет солнце - пойдем гулять.(если первое простое предложение обозначает условие. В начале предложения можно употребить союз если. Если будет солнце, пойдем гулять).7. Пурга, я уверен, скоро кончится, (вводное предложение выделяется запятыми).

Домашнее задание: повторить члены предложения, однородные члены предложения, обособ­ленные члены предложения, виды сложных предложений, прямая и косвенная речь (приме­ры желательно подобрать из литературных произведений).

Тесты по русскому языку в 11 классе.

1 .Выберите из данных примеров только словосочетания и назовите способ их связи.

Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том месте.

2. Определите, какие сказуемые являются составными.

1. Он начнет учить. 2. Он дал слово молчать.3. Мы одержали победу. 4. Он перестал за­ниматься. 5. Он готов помочь. 6. Ты обязан знать. 7. Он совсем задрал нос. 8. Мы будем стараться. 9. Я рад вас слышать. 10. Мы должны сдавать экзамены в инюне.11. Я был прав.

3. Анализ текста.

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

(К. Г. Паустовский)



4. Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

  1. И лес, и луг, и мальчишка стоящий у забора, все напомнило мне детство.

  2. «Холодновато у вас» - сказал приезжий, и, присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху.

3. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой, вы сами
получите большое удовольствие.

  1. Будет солнце - пойдем гулять.

  2. Пурга я уверен скоро кончится.

  3. Казалось, мы предусмотрели все.

  4. Ветер утих, однако, шторм продолжался.



izumzum.ru