Урок русского языка в 5 классе «Застывшие звуки» Подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 461.17kb.
Урок проведен в 5-м классе в курсе новой дисциплины «Валеология» 1 188.46kb.
Ход мероприятия 1 40.24kb.
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского... 1 193.9kb.
Урок русского языка в 5 классе «Разделительные ъ и ь» 1 35.15kb.
Рассказ «механик салерно» Урок литературы в 5 классе по программе Р. 1 43.74kb.
Х. Г. Раджабова план проведения классно-обобщающего контроля в 5-х... 1 127.34kb.
«Практическая стилистика русского языка» Объяснительная записка 1 92.29kb.
Программа мероприятий в рамках проведения комплекса методических... 1 81.93kb.
Исследование по литературе в 6 классе. Уроки нравственности в рассказе В. 1 65.48kb.
Методическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского... 1 147.72kb.
Дай курить, произнес голос 1 247.8kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок русского языка в 5 классе «Застывшие звуки» Подготовлен и проведен учителем - страница №1/1

Министерство образования и науки Украины

Донецкий городской совет Донецкой области

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №7

Реализация программы «Дистанционное образование»

«Программа «Комплекс»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
«Застывшие звуки»


Подготовлен и проведен

учителем русского языка и

литературы

Сикериной Л.И.

Тема. Застывшие звуки (Из истории славянского алфавита).

Цель: вызвать интерес к славянской письменности, показать истоки славянского алфавита; способствовать осознанию учащимися тесной связи русского языка с другими славянскими языками.

Задачи урока:

  • Развитие ассоциативного мышления и информативной культуры пятиклассников.

  • Развитие речи учащихся.

  • Отработка навыков морфемного и лексического разбора.

  • Воспитание уважения к создателям кириллицы, национальной гордости за свой язык.

Оборудование:

  1. Русский язык: Энциклопедия /Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

  2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. П. Горкина, А. А. Гусева, Н. М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  3. Кирилл и Мефодий (святые): Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / 2007.

  4. Фотоальбом «Св. в. Кирилл и Мефодий»: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / 2007.

  5. Электронная презентация.


Ход урока:

    1. Организационный момент.




    1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1


Учитель.

Уже по заголовку попробуем догадаться, о чем пойдет речь. Ведь заголовок – это не просто слова: эти слова - всему голова. Сегодня мы узнаем, как возникла наша письменность. А как вы думаете, для чего людям она необходима?



Ответы учащихся.

    1. Работа над темой.

Учитель.

Вслушайтесь, как звучат слова. Любое слово, начиная от самого легкого и заканчивая длинными и трудными, состоит из разных звуков. Но звук недолговечен: он прозвучит и исчезает за доли секунды. А как вы думаете, можно ли остановить звуки?



Ответы учащихся.

Учитель.

Каждая фигурка-буква – это как бы застывший звук. Звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, действует наоборот.

Остановить звуки, чтобы встретить их еще раз, пытались уже древние люди. И вот они придумали буквы – письменные фигурки, значки для обозначения звуков.

Слайд 2


Слайд 3

Учитель.

Итак, люди придумали буквы и попробовали расположить их в определенном порядке. Кто догадается, о каком порядке идет речь? Как он называется?



Ответы учащихся.

Учитель.

- А кто знает, почему алфавит называется именно так?



Слайд 4


Учитель.

Чтобы продолжить работу дальше, вспомним, что такое синонимы.



Задание: найдите синоним к слову алфавит.

Слайд 5


Учитель.

Было время, когда еще не было ни алфавита, ни азбуки. Писать тогда не умели ни греки, ни славяне.

Первые буквы изобрели финикийцы.

Слайд 6
Но финикийский алфавит был очень необычен. Может, кто-нибудь догадается, в чем была его особенность?



Ответы учащихся.

Учитель.

В нем были буквы только для согласных звуков. В языке финикийцев ими легко было можно обходиться. А представьте себе, что произошло бы в нашей азбуке, если бы из нее исчезли гласные звуки. Как отличить Лену от Луны, поля от пули, а ведро от выдры?

Финикийцы познакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе стали разрабатывать свой алфавит древние греки. Но им мало было только согласных, ведь у них был очень певучий язык. Пришлось им придумать буквы для обозначения гласных звуков. А как вы думаете, это было легко?

Греческий ученый Пеламед сумел создать только 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три, а один - даже шесть букв. На это ушли многие десятилетия, даже столетия. Наконец сложился греческий алфавит. В нем были гласные и согласные. Этот алфавит завоевал почти весь мир и помог многим народам создать свою письменность.



Слайд 7


Учитель.

Но у нас-то на Украине не пишут греческими буквами. Все славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но более тысячи лет назад для славян письменность была проблемой. Нужно было что-то срочно делать.

И вот во второй половине X века этой проблемой заинтересовались два человека, которым славяне благодарны до сих пор. Может быть, вы знаете кто они?

Ответы учащихся.

Учитель.

Эти люди приехали из Греции и поселились в Великой Моравии, на территории нынешней Словакии. Их звали Кирилл и Мефодий.



Слайд 8


Задание: записать в тетрадь предложения, объяснить постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

Кирилл и Мефодий – просветители славян.

Лексическая работа.

- Как вы понимаете значение слова «просветители» Разберите слово по составу. Приведите однокоренные слова (Свет – осветить – просвещение светоч).



Вывод. Просветители – люди, несущие окружающим свет знаний.

– Запишите пословицу, в которой учение уподоблено свету. (Ученье – свет, неученье – тьма.)

- Ребята, а если бы вы не смогли растолковать значение слова, какой источник просвещенья мог вас выручить?

Ответы учащихся об известных им словарях.

– Правильно, но и словари, и ваши учебники напечатаны, благодаря славянской азбуке, которую создали знаменитые греческие братья.



Учитель.

Кирилл и Мефодий хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Они придумали особенные значки для обозначения славянских букв. Эти значки нам кажутся не совсем понятными, но тем не менее это дало возможность перевести на старославянский язык самые важные греческие книги. А славяне смогли читать и писать на своем языке. Правда, сейчас никто не знает, какой азбукой пользовались Кирилл и Мефодий. Ведь их было две.

Послушаем, что об этом знают ваши одноклассники.

1. Рассказ ученика о глаголице.

Некоторые ученые считают, что еще до Кирилла и Мефодия славяне уже имели свою азбуку. Но она была несовершенной, и на ее основе Кирилл с помощью Мефодия создал систему, которая стала называться глаголицей.

Она состояла из букв со сложным, витиеватым написанием. Видимо, это особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к XVIII веку она почти полностью исчезла.

В Древней Руси буквы обозначали не только звуки, но и цифры. Была и цифровая система глаголицы: первая буква соответствовала цифре «1», вторая буква – «2» и т.д.




Слайд 9

Слайд 10

2. Рассказ ученика о кириллице.

Византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Нужно было перевести на славянский язык богословские греческие книги.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, ш, щ, ч) и несколькими другими буквами.

Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждое из них имело свое название А – «аз», Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и т.д.

В кириллице, как и в глаголице буквы обозначали и цифры. Только порядок следования букв не соответствовал натуральному ряду чисел. Были буквы, которые употреблялись только как цифры. Например, А – 1, Б -2, Р – 100.

На Руси только в XVIII веке арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас, вытеснили «буквенные».



Слайд 11
Учитель.

До нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий. Но давайте посмотрим на результаты их трудов. Вы видели, как выглядят буквы в кириллице и глаголице. А теперь решите сами, на основании какого из двух вариантов созданы современные буквы.

Ответы учащихся.

Учитель.

Ну, конечно, мы до сих пор пользуемся модернизированной кириллицей.


3. Рассказ ученика.

В кириллице – 43 буквы. С течением времени некоторые их них оказались лишними, потому что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое-какие были лишними с самого начала. К 20-му веку лишних букв сохранилось только четыре: і (или и с точкой), фита, ижица и ять. И только в 1918 г., после Октябрьской революции, была осуществлена коренная реформа русского алфавита.



Слайд 12


После исключения 12 лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. а оказалось 33. откуда же взялись еще две? Их придумали в 18 веке для звуков, не существующих в старославянском: й- в 1735г.,а ё – 1797г. Букву ё впервые использовал писатель Н.М. Карамзин, автор «Истории государства Российского». Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.

Учитель.

А знаете ли вы, что 24 мая отмечается День славянской письменности. Этот праздник посвящен памяти великих славянских просветителей.

Кириллу и Мефодию открыто много памятников, в честь их сооружены соборы. В Москве на памятнике высечены слова:

Святым равноапостольным

Первоучителям славянским,

Братьям Мефодию и Кириллу,

Благодарная Россия.

Правительство Болгарии и Русская Православная Церковь учредили ордена Кирилла и Мефодия.


Слайд 13


Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16



Слайд 17

Посмотрите на изображение Кирилла и Мефодия. Что вам оно напоминает? Какой это вид живописи? Почему Кирилл и Мефодий изображены таким образом?



Ответы учащихся.

Учитель.

Да, это икона. Братья, изображенные в церковном одеянии, служили Богу, но и за свое подвижничество были причислены к лику святых.



    1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель.

1. Вы многое узнали сегодня о создателях славянской письменности. Попробуйте составить предложения, объясняющие, почему именно в России, Чехии, Болгарии и в Македонии чтят память подвига Кирилла и Мефодия. Может быть, у вас получится небольшой текст.



2. Самостоятельная работа. Составление предложений по содержанию урока.

V. Домашнее задание.

С помощью письма мы можем окунуться в прошлое. Представьте, что у вас есть возможность перемещаться во времени.



Напишите письмо славянским просветителям – обращение от людей XXI века.







izumzum.ru