Урок повторения и закрепления учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Постоянные магниты» 1 77.51kb.
Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»... 1 51.16kb.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий... 1 116.43kb.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала 1 63.28kb.
«Предложения с обращениями» в 5 классе учитель Прохасько Н. 1 35.18kb.
Урок закрепления пройденного материала. Образовательные 1 210.97kb.
Цель данной игры: систематизировать и обобщить знания учащихся по... 1 62.74kb.
Алгебра Тип урока: урок закрепления изученного материала Тема урока... 1 96.62kb.
Конспект урока по информатике в 5 классе на тему : Разработка учителя... 1 107.89kb.
Урок обобщения, систематизации и повторения в 7 классе по теме «Африка»... 1 54.62kb.
Методика словарного диктанта 1 29.07kb.
Исследовательская работа «визуальная среда городского жителя XXI... 1 26.88kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок повторения и закрепления учебного материала об основных физических явлениях - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» городского округа Новокуйбышевск Самарской области


У
СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

МОУ СОШ № 7 «ОЦ»

________М.В. Карягина

___________________
ТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СОШ № 7 «ОЦ»

________Е.В. Иванова

___________________

Обобщающий урок-соревнование по теме "Физические явления"

7 класс

физика

Учитель: Селищева О.М.- учитель физики

Класс – 7 «А»

Присутствовало - 25 учащихся.

Дата проведения урока - 23.12.09

Тип урока - урок повторения и закрепления учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе.

Обобщающий урок-соревнование по теме "Физические явления"

7 класс

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной.

Задачи урока:

Образовательные:


  • Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами явления:

- внешними признаками;
- условиями протекания и наблюдения;
- научным объяснением на основе физической теории;
- связями с другими явлениями;
- проявлениями в природе и жизнедеятельности человека;
- техническими и другими практическими применениями;

  • Формирование кооперативной и проблемной компетенций у учащихся;

Воспитательные:

  • Развитие представлений у учащихся о многообразии физических явлений и их важной роли в окружающем мире;

  • Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся;

Развития:

  • Формирование мыслительных умений анализировать явления, делать выводы и обобщения у учащихся;

  • Проверка уровня самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;

  • Развитие устной речи у учащихся.

Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”, “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”.

Форма: урок-соревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и индивидуальной работы.

Оборудование: 2 ноутбука, мультимедиапроектор, презентация, набор портретов физиков

План проведения урока

Этап

Деятельность учащихся

1. Организационный

1 мин.


Класс делится на две команды и занимает свои места. Жюри (учащиеся старших классов) готовятся оценивать результаты конкурсов.

2. Актуализация ранее изученного

4 мин.


Учитель: “Наша жизнь - бесконечная череда сменяющих друг друга явлений, просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений”.

Учащиеся фиксируют названия явлений, анализируя наблюдаемое.



3. Повторение
учебного материала
при выполнении заданий-конкурсов

32 мин.


Учащиеся выполняют задания, формирующие ключевые компетенции. См. табл. “Конкурсы”, “Развитие компетенций…”

4. Итоговый

3 мин.


Подведение итогов, сообщение жюри о результатах соревнований. Оцениваются самые активные и знающие учащиеся. Домашнее задание.

Ход урока

Подготовка урока: ребята заранее делятся на две команды, примерно равные по силам. Каждая выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабо успевающими, все повторяют теоретический материал по темам и ведут поиск интересных материалов о всевозможных физических явлениях их разных источников информации (материалы можно оформить в любом виде и сдать на проверку учителю). Учеба становится для всех интересной, у учеников повышается мотивация, всем хочется добиться хороших результатов. Развиваются коммуникативные и кооперативные навыки учащихся.

Учащимся говорю, что будет учитываться активность каждого и команды в целом. В роли судей — их старшие товарищи из 10 класса (заранее подготовленные учителем на кружке). Готовлю ведомость, в которую жюри будет вносить оценки (по 5-и бальной шкале) за каждый ответ.

В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Самые активные и успешные ученики оцениваются пятерками.



I этап. Организационный момент (1мин).

Приветствие учителя и приглашение учащимся занять свои места согласно номеру команды (№1 и №2).

Жюри готовится оценивать результаты конкурсов. На доске тема: “Физические явления”.

II этап. Актуализация ранее изученного.

1 конкурс. “Что наша жизнь?.. Череда явлений? (4 мин)

Учитель: “Наша жизнь – бесконечная череда сменяющих друг друга разнообразных явлений. Задание: просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений, анализируя наблюдаемое”.

Деятельность учащихся: звучит ритмичная музыка, учащиеся просматривают видеофрагмент, анализируют, письменно фиксируют названия и вид явлений (т. е происходит систематизация ранее изученного). Затем представители команд поочереди зачитывают названия: кто больше.

Возможные ответы: движение автомобиля (механическое явление), кипение воды (тепловое явление), радуга (световое) и т.п.

Жюри задает дополнительные вопросы командам, например: “Почему падание капли дождя – механическое явление?”. Ответ: “Так как происходит изменение ее положения относительно дерева, земли”.

“Почему кипение воды – тепловое явление?” - “Так как оно связано с изменениями температуры тела”.



Результат: выделяются существенные признаки явлений: механических, тепловых, световых, электрических, звуковых и т.п.

III этап. Основной (32 мин).

Повторение материала в ходе применения знаний при выполнении конкурсных заданий.

Учитель (или помощник-старшеклассник) своевременно включает компьютерные задания по ходу урока.

2 конкурс. Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”.

Представители команд выполняют по 5 заданий, работая за компьютером, перетаскивая “мышью” картинки в корзины:

“наблюдения физических явлений в быту и природе”;


“наблюдения химических явлений в быту и природе”;
“физический эксперимент”;
“химический эксперимент”.

Все учащиеся имеют возможность тем временем сделать самопроверку своих знаний.

Результат: закрепляются понятия: эксперимент и явление с их отличительными признаками и условиями протекания.

3 конкурс. “Механическое движение”.

Учитель: “Ребята, механическое движение — очень распространенное физическое явление в окружающем нас мире. Какой вид движения иллюстрируется на фотографии?”

Ученики: (по одному от команды) выполняют задание, работая с компьютерной моделью, обозначая виды движения на основании знаний о них: равномерное и неравномерное; прямолинейное, криволинейное или по окружности.

На большом экране фиксируются правильные ответы, жюри протоколирует результаты.



Результат: повторение видов механического движения.

4 конкурс. Учитель объявляет название следующего конкурса “Назови и объясни явление”. “Включая” образное мышление учащиеся рассматривают “картину явления”, читают на экране задание и поочереди по поднятию руки кратко отвечают, выполняя самопроверку, нажатием кнопки “ответ”. Объясняемые явления: диффузия чая в горячей воде, смачивание стеклянной пластины водой, движение бегуна на спортивной дорожке, явление инерции при насаживании молотка на рукоятку, магнитное явление — притяжение стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к земле при листопаде, трение качения в шариковом подшипнике, смачивание губки водой, давление на опору шины автомобиля и ноги человека, атмосферное давление удерживает столбик ртути в трубке Торричелли.

В результате, объясняя физические явления на основе теоретических знаний, ученики устанавливают причинно-следственные связи и совершенствуют умения выражать свою мысль в устной речи.

5 конкурс. Помощник-старшеклассник объявляет название “Установи соответствие”.

В этом задании отрабатывается умение характеризовать явление количественно, то есть математическим соотношением, выражающим связь между физическими величинами, характеризующими явление, повторяются основные формулы.

Это задание выполняется фронтально письменно каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для оценки (записи краткие: цифра-номер явления, буква - соответствующая ему формула).

Установленные соответствия таковы:



6 конкурс. Учитель: “Друзья, а сейчас: “Галерея портретов физиков”. Назовите ученых и их основные научные достижения в области физики”.

Учащиеся, посовещавшись, отвечают.

В галерее для команды № 1 портреты: Галилео Галилея, М.В.Ломоносова, Отто фон Герике; Роберта Гука; для команды № 2: Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Архимеда, Торричелли.



Результат: происходит углубление знаний по истории физики.

7 конкурс. “Анимация”.

Учитель инструктирует: просмотрев анимацию первый раз в беззвучном режиме, во второй раз — озвучьте анимацию, описав работу технического устройства. Первой команде предлагается модель “Работа гидравлического тормоза автомобиля”, второй — “Работа насоса”.

Команды обсуждают ситуации, возможна помощь команды. Этот интересный конкурс требует умений быстро мыслить и синхронно с “видео” пояснить происходящее на экране. Возможно, это конкурс капитанов.



Результат: Раскрывается роль физических явлений в создании полезных человеку технических устройств. Осмысление знаний и их применение для объяснения новых ситуаций.

8 конкурс. “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”. Это задание было домашним. Постановка вопроса — действенное средство развития мышления, так как его придумывание помогает проникнуть в сущность явления, уяснить свойства и связи. Команда составляла коллаж и вопросы к нему, оформляла мини-презентацию в электронном виде по следующим, самостоятельно выбранным темам: “Давление” и “Смачивание, несмачивание”, чтобы на уроке представить их команде-сопернице. После краткого совместного обсуждения представители команд давали ответы на вопросы.

Прозвучали, например, вопросы-ответы:

“Для чего острия режущих инструментов делают как можно более острыми?” – “Уменьшая площадь опоры, на которую действует сила давления, увеличиваем производимое давление”, или “Почему плащ-дождевик не промокает?” – “На границе ткань-вода происходит явление несмачивания, так как молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам ткани”.

Жюри оценивало содержание, оформление презентации; качество вопросов и ответов учащихся.



IV. Итоговый этап.

Жюри сообщает о результатах соревнования, называя победившую команду, вручая командам памятные грамоты. Все самые активные и знающие учащиеся получают отличные и хорошие оценки.



Учитель дает творческое домашнее задание: напишите сочинение по теме “Физические явления”, связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен быть, во-первых, логически связанным, во-вторых, не только повествовать о физических явлениях, но и объяснять их.

Замечание. Набор конкурсов и заданий в них может варьироваться в зависимости от особенностей класса и уровня подготовленности учащихся.

Список использованной литературы (использованного программного обеспечения):

  1. Данюшенков В.С. Игровые обобщающе-повторительные уроки по физике: 7-11 кл. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М.Браверман – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.

  3. 1С : Школа. Физика, 7 класс. Образовательный мультимедиа-комплекс / Под редакцией Н.К.Ханнанова. – М.:1С, 2006.



izumzum.ru