Урок особенности художественной культуры древнего египта тема урока (слайд 1) - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Художественная культура Древнего Египта. Периодизация. Архитектура 1 52.15kb.
Интегрированный урок (математика и история) Тема: «Искусство Древнего... 1 67.37kb.
Реферат по предмету История экономики на тему: «Хозяйство Древнего... 1 113.91kb.
Проектная работа Тема: “Возрождению памятника истории и культуры... 1 62.78kb.
№ урока тема урока раздел основные течения в европейской художественной... 1 83.97kb.
Урок гигиены для 7 8 классов Тема урока: «Секреты взрослеющей девочки» 1 374.4kb.
Урок по кубановедению во 2 классе 1 слайд Тема: «Растительный мир... 1 44.06kb.
Урок в 5 классе «Искусство Древнего Египта» 1 131.43kb.
Урок-экспедиция От счета на пальцах к алгебре и геометрии Тема урока... 1 68.92kb.
Урок литературного чтения во 3классе по программе «Школа России». 1 90.89kb.
«Предложения с обращениями» в 5 классе учитель Прохасько Н. 1 35.18kb.
Одним из важных направлений социальной работы с гражданами пожилого... 1 102.77kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок особенности художественной культуры древнего египта тема урока (слайд 1) - страница №1/1

МХК 9 Урок 4. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Тема урока(слайд 1)

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Ещё в V веке до н. э. греческий ис­торик Геродот описал впечатления об увиденном там, а философ Платон, высоко ценивший египетское искусство, ставил его в пример своим сооте­чественникам. Интерес к Египту не ослабевает и в XX веке. Давайте по­знакомимся с величайшей цивилизацией, которая успешно развивалась на протяжении трёх с половиной тысячелетий.


За этот период в Египте были созданы величественные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплек­сы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, к небу взмет­нулись каменные обелиски. До сих пор мы пользуемся многими культур­ными и научными достижениями Египта. (слайд 2) Здесь были изобретены папи­русные свитки, то есть первый материал для письма, введена алфавитная система, избавившая от трудной клинописи и многозначных иероглифов. В Египте были заложены основы геометрии, впервые измерен объём по­лушария и найдена площадь круга, разделены сутки на 24 часа, установ­лена роль кровеносной системы в организме человека.
«Египтяне - самый благочестивый народ на земле», - утверждал древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 гг. до н. э.). А что ви­дели эти люди, создавшие одну из самых выдающихся цивилизаций на Земле? Пышные, триумфальные шествия фараонов, вереницы пленных рабов, мистические обряды жрецов, медленное течение Нила и жаркое дыхание знойной Сахары?
Произведения искусства Древнего Египта отражают важнейшие ис­торические события в жизни человека. Обратимся к древнейшему памят­нику - палетке (то есть каменной плите для растирания красок) (слайд 3) фарао­на Нар мера. В ней переданы художественные представления о наиболее значительном историческом событии рубежа IV—III тыс. до н. э. - объеди­нении Верхнего и Нижнего Египта в одно государство.
Читают дети

На лицевой стороне палетки изображён фараон, превосходящий раз­мерами все остальные фигуры. Он в «белой короне» Нижнего Египта

бесстрастно взирает на обезглавленные трупы своих врагов. Левой рукой он схватил за волосы правителя Верхнего Египта, упавшего перед ним на колени. В правом верхнем углу расположена пиктограмма (рисуночное письмо) с изображением Сокола. Это бог Гор, покровитель фараона, дару­ющий ему победу. Сокол держит на верёвке голову северянина, появляю­щуюся из знака земли, из которой произрастают шесть стеблей папируса. Каждый стебель означает число «тысяча», а поэтому в целом компози­ция могла быть прочитана следующим образом: «Царь вывел шесть ты­сяч пленных из равнинной страны».

На обратной стороне палетки, в центральной её части, изображены два фантастических животных. Их длинные, изящно переплетённые шеи также содержат символический намёк на объединение страны. В целом произведение воспринимается как прославление могущественной власти. фараона.
Художественный канон в искусстве

Древнеегипетское искусство строго канонизировано, то есть подчи­нено определённому закону, порядку и правилам. В произведениях искус­ства канон выступал как образец для подражания, как некий идеал, к ко­торому должен был стремиться каждый художник. Особенно отчётливо он проявился в скульптурных, рельефных и живописных произведени­ях, изображающих человека.(слайд 4)


Согласно религиозным представлениям египтян, фигура человека должна изображаться целиком, с наиболее выгодной для восприятия точ­ки зрения (в фас или профиль), причём таким образом, чтобы зритель имел возможность мысленно обойти её вокруг. (слайд 5) В таком случае наиболее оптимальным было изображение лица и ног в профиль, глаз и плеч - в фас. Туловище, как бы совершающее медленный разворот, изображалось в три четверти, то есть в фас. (слайд 6)
Запись в тетрадях.

Главными принципами канона в скульптуре были фронтальность и определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой но­гой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, про­порциональность всех частей тела, тщательная проработка деталей, стремление к портретному сходству.(слайд 7)
Канон - это не только особая композиция и иконография человека. Это и технические приёмы его воплощения. Так, например, существова­ла традиционная окраска статуй.(слайд 8) Тела мужских фигур окрашивались в кирпично-красный цвет, а женских - в жёлтый. Волосы всегда были чёр­ными, одежда - белая. (слайд 9) Одежда мужчин состояла из короткой набедрен­ной повязки, женщин - из длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево (слайды 10-11) гранит(слайд 12) песчаник(слайд 13) алебастр(слайд 14) золото(слайд 15) известняк(слайд 16)
Иначе представлены картины пиров и развлечений правителей, (слайд 17) по которым можно судить о вкусах и моде египетского общества того времени.

Женские тела украшены поясками, ожерельями, браслетами, на головах диадемы.(слайд 18)

Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

Для изображения фараона су­ществовали особенно строгие каноны. (слайды 19-21) Дети описывают и сравнивают статуи фараонов.


(слайд 22)

Читают дети

Признанным шедевром египет­ской скульптуры являются статуи верховного жреца Аменхотепа и его жены, певицы Раннаи (начало

XIV в. до н. э.). Парные статуэтки представлены в строго канонизирован­ных позах. И всё же не перестаёшь удивляться умению египетских масте­ров во внешне статичных фигурах передавать внутреннюю энергию и сложный мир чувств. Фигура идущего Аменхотепа статична и неподвиж­на, в то время как юная и прекрасная Раннаи кажется «неподвижно дви­жущейся». Её стройному стану, устремлённому вперёд, в большей степе­ни передана динамика движения. Во всём чувствуется стремление автора отойти от установленного канона. Взор Раннаи, традиционно устремлён­ный в вечность, обращен как бы к зрителю. Он как будто вопрошает о чём-то своём, затаённом и тревожном.
Д.З. Почему поговорка «Всё боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни.