Урок «Окислительно восстановительные реакции с участием органических соединений.» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Актуализировать знания обучающихся по основным положениям теории... 1 92.97kb.
Вопросы к экзамену по химии для группы эу-12-1 1 25.17kb.
№1 Теория строения органических соединений 6 часов 1 128.2kb.
Исследование влияния смешанных водно-органических растворителей на... 1 283.24kb.
Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники 1 19.65kb.
Лабораторная работа 1 Способы получения и свойства органических соединений 1 124.86kb.
«Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов» 1 34.95kb.
Дисциплина реализуется на Инженерно-технологическом факультете кафедрой... 1 21.27kb.
В мире ароматов: сложные эфиры 1 132.67kb.
«Окислительно-восстановительные процессы» 1 91.73kb.
Адсорбция поверхностно-активных органических соединений с каркасной... 1 29.97kb.
Краткий курс лекций Производственная безопасность. Часть 3 14 1871.73kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок «Окислительно восстановительные реакции с участием органических соединений.» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20


Открытый урок

«Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений.»


На занятии по элективному курсу

«Решение химических задач», 10 класс


Учитель: Баранова И.А.

г. Королев

Московской области

2011г.
Аннотация.

Слайды презентаций, выполненные в Power Point, обосновываются актуальностью данной темы и её связью с жизнью, так как окислительно-восстановительные процессы принадлежат к чис­лу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике.

Занятие – обобщение и повторение материала с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся.

Занятие проводится с целью отработки умений и навыков по решению заданий части С при подготовке к ЕГЭ по химии. Тема рассчитана на один час.

На данном занятии ведется работа с технологической картой, которая дает возможность использовать задания для учащихся различного уровня.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

- определять условный заряд элементов в органических соединениях, сопровождающих изменением степеней окисления атомов углерода;

- составлять электронный баланс;

-расставлять коэффициенты;

- определять окислитель и восстановитель



Цели занятия:

 

1) повторить основные понятия об окислении и восстановлении, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений;

2) выработать умения определять степень окисления элементов в органических соединениях;

3) выработать умения расставлять коэффициенты методом электронного баланса в реакциях с участием органических веществ;

3) формирование пространственного ведения молекул, коммуникативных умений, навыков самообразования, включение учащихся в самостоятельную учебно – познавательную деятельность; показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
Оборудование:


  • персональный компьютер

  • медиапроектор,

  • презентация «Окислительно-восстановительные реакции»;

  • презентация «Интерактивные задания по теме: «Степень окисления»;

  • презентация «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»;

  • инструкции « Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса »;

  • технологические карты для учащихся;

  • периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Тип занятия:

занятие – обобщение и повторение материала с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся.


Ход занятия


I. Организационный этап.
Объявляется тема урока, и показываются слайды1-7презентации «Окислительно-восстановительные реакции», выполненной в Power Point, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью.

Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к чис­лу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в жи­вом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в приро­де. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты.

Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов. На уроке предстоит вспомнить основные положения этой теории, а также научиться составлять уравнения химических реакций, протекающих в растворах, и выяснить от чего зависит механизм таких реакций.

II. Актуализация знаний.
1.Для учащихся 10 класса тема окислительно – восстановительные реакции (ОВР) не нова, она проходит красной нитью через весь курс химии, поэтому ребятам предлагалось повторить некоторые понятия и умения.

Проверка понятия « Степень окисления»

Презентация «Интерактивные задания по теме: «Степень окисления»
2. Но наиболее трудны для учащихся задания с развернутым ответом по теме, связанные с расстановкой коэффициентов в уравнениях ОВР с участием органических веществ. Органические вещества содержат несколько атомов углерода с различными значениями степени окисления. В связи с этим проводится исследовательская работа. Учащимся предложена технологическая карта с заданиями.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу

Гипотеза.

Возможны ли различные степени окисления у атомов углерода в органических соединениях?



Цели исследования:

определить степени окисления элементов в предложенных соединениях:

СН4; СH3Cl ; СH3Li ; CCl 4 ; С2Н2 ; Н2СО; СН3СН2ОН; СН3СН2NO2

Дайте обоснованный ответ.


Для проверки используем слайды № 2-3 из Презентации «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»

-4 + -2 + - -4 + + +4 - - + + 0 -2

С Н4 С Н3 Сl С Н3 Li C Cl4 С2 Н2 Н2 С О
-3 + - + -2 + -3 + - + +3-2

С Н3 С Н2 О Н С Н3 С Н2 N О2

3. Степень окисления является важной характеристикой при описании окислительно – восстановительной способности химических соединений и при составлении уравнений ОВР. Составление уравнений ОВР неорганических веществ не вызывает особых затруднений.

Основные положения ОВР.

Слайды № 8-14 презентации «Окислительно-восстановительные реакции»
4. Сложнее обстоит дело при рассмотрении этих реакций применительно к органическим соединениям, молекулы которых могут содержать несколько атомов углерода, как правило, находящихся в разной степени окисления:

Учащиеся выполняют фронтальную работу по технологическим картам.


Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение степени окисления?

  2. Какой процесс называется окислением, восстановлением?

  3. Что такое электронный баланс?

Задание №1

Слайды 4-5 из Презентации «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»
5.Индивидуальная работа учащихся.

Задание №2 в технологической карте учащихся.

Задание выполняется самостоятельно, результаты решения на слайде №5 из Презентации «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ», анализируем результаты.
ΙΙΙ. Закрепление.
Классу предлагается ответить на вопросы

1) Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов? (нет).

2) Зависит ли это от типа химических реакций по числу реагентов и продуктов реакции? (нет).

3) Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия «степень химических элементов?». (Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительным).

С современной точки зрения изменение степени окисления связано с перемещением электронов. Поэтому, можно дать и другое определение:

это такие реакции, при которых происходит переход электро­нов от одних атомов, молекул или ионов к другим.

Делаем вывод: «В чем же заключается суть ОВР?»

Окислительно-восстановительные реакции представляют со­бой единство двух противоположных процессов - окисления и восста­новления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоеди­нении электронов.
ΙΥ. Подведение итогов.
Делаются выводы. Оцениваются учащиеся, активно работающие на занятии.
Υ. Домашнее задание
Задание №3 в технологической карте учащихся.

Подберите коэффициенты в ОВР с участием этилбензола с перманганатом калия в кислой среде.

С6Н5С2H5 + KMnO4 + H2SO4 → С6Н5СООН + СО2 + …. + …+ …

Технологическая карта ученика (цы) 10а класса-_________________________________

Тема занятия «Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений».




Исследовательская работа

Баллы

Гипотеза.

Возможны ли различные степени окисления у атомов углерода в органических соединениях?

Цели исследования:

определите степени окисления в предложенных соединениях


СН4; СH3Cl ; СH3Li ; CCl 4 ; С2Н2 ; Н2СО; СН3СН2ОН; СН3СН2NO2

Дайте обоснованный ответ.



max.16б.



Фронтальная работа




Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение степени окисления ?

  2. Какой процесс называется окислением, восстановлением?

  3. Что такое электронный баланс?

Задание №1

Подберите коэффициенты в окислительно – восстановительной реакции с участием пропена – 2

СН3СН= СНСН3 + KMnO4 + H2SO4→ СН3СООН +MnSO4 +K2SO4 + H2О

1.Определить степени окисления элементов;

2. Показать переход электронов;

3. Расставить коэффициенты;

4.Определить окислитель и восстановитель.


СН3СН= СНСН3 + KMnO4 + H2SO4→ СН3СООН + MnSO4

+ K2SO4 + H2О





Индивидуальная работа




Задание №2.

Подберите коэффициенты в ОВР с участием толуола с перманганатом калия в кислой среде.

С6Н5СH3 + KMnO4 + H2SO4 → С6Н5СООН +…. + …. + ….

Элементы ответа:

1.Составлен электронный баланс:

2.Расстановлены коэффициенты в уравнении реакции:

3.Указано, какой элемент окислитель и восстановитель:






Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

30б

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

20б.

В ответе допущены ошибки в двух элементах

10б

Все элементы ответа записаны неверно

0б.

Максимальный балл

30б.

Шкала перевода баллов в оценку:


46 - 40

39 - 30

29 - 15

Менее 15

5

4

3

2

ОЦЕНКА___________




Домашняя работа




Задание №3

Подберите коэффициенты в ОВР с участием этилбензола с перманганатом калия в кислой среде.

С6Н5С2H5 + KMnO4 + H2SO4 → С6Н5СООН +СО2 + …. + …


+ …





Окислительно-восстановительные реакции

Основные положения

1.Реакции, в ходе которых хотя бы один элемент изменяет степень окисления, называются………………………………………..

2.Частицы, отдающие электроны, называются………………………….

3.Частицы, принимающие электроны, называются……………………….

4.Процесс отдачи электронов – это процесс……………………………..

В ходе процесса …………………степень окисления у …………………..

.………………………..

5. Процесс принятия электронов – это процесс ………………………

В ходе процесса ………………….степень окисления у …………………..

………………………



6.Алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса:

1) Составьте схему уравнения реакции

2) Определите степени окисления атомов в каждом соединении

3) Найдите элементы, которые изменяют степень окисления


4) Выпишите те элементы, у которых степень окисления изменяется, составьте схему перемещения электронов

5) Найдите число отданных и принятых электронов и уравняйте их

6) Определите коэффициенты при окислителе и восстановителе

7) Укажите в электронной схеме: процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель



8) Расставьте коэффициенты в схеме реакции


izumzum.ru