Урок музыкального искусства в 5 классе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный... 1 101.04kb.
Урок музыки в 5 классе Тема «Взаимосвязь разных видов искусства» 1 34.13kb.
Уроков музыки в 6 классе является изучение многообразия музыкальных... 1 405.79kb.
Урок в 5 классе «Искусство Древнего Египта» 1 131.43kb.
Большой концертный зал Концерт студентов отделения музыкального искусства... 1 21.42kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме: "Музыка и кино" Тема урока: музыка... 1 45.63kb.
Урок чтения в 4 классе. Басни И. А. Крылова. Обобщающий урок. 1 84.32kb.
«Предложения с обращениями» в 5 классе учитель Прохасько Н. 1 35.18kb.
Темы к государственному экзамену 2012 г 1 42.35kb.
Открытый урок современного искусства I 1 67.08kb.
Положение о районном молодежном конкурсе исполнителей эстрадной песни... 1 37.4kb.
- 1 52.68kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок музыкального искусства в 5 классе - страница №1/1

Приложение №4

Урок музыкального искусства в 5 классе



Тема семестра: Музыка и искусство слова
Тема урока: Литературные произведения о музыке и музыкантах.
Художественное название урока: В мире искренних чувств.

Дидактические задачи:

Углубить знания учащихся по основной теме семестра «Музыка и искусство слова», ознакомить с фрагментами повести В.Короленко» «Слепой музыкант», анализ-интерпретация «Мелодии» из оперы «Орфей» Кристофа Виллибальда Глюка по комплексу выразительных средств; работать над вокально-хоровыми навыками в украинской народной песне “Ой на горі та й женці жнуть”, создание эмоционально-художественного образа, исполнительского плана норвежской народной

песни “Волшебный смычок”.

Нравственные задачи:

Воспитывать нравственные и духовные качества личности.



Развивающие задачи:

Работать над развитием внимания, речи, творческого воображения.



Тип урока: урок углубления и закрепления темы.

Жанр: урок-драма
Оборудование: образовательная игра (наборное полотно и фрагменты рисунка), словарь эстетических эмоций, повесть В.Короленко “Слепой музыкант”, репродукции картин - Тропинин «Мальчик с жалейкой», В.Косиян «Перебендя», Дерегус «Рождение песни» ,видеофрагмент художественного фильма «Слепой муыкант».Реж.Т.Лукашевич,1960 г.

Хорошо произнесённое слово –

уже музыка.

Хорошо спетая фраза –

уже речь!

К.Станиславский



Сегодня у нас состоится очередная встреча с искусством. Мы продолжим изучать тему “Музыка и искусство слова” и продолжим разговор о прекрасных видах искуства - музыке и литературе.


Мне бы очень хотелось начать наш сегодняшний урок с чудесных поэтических строк Курта Бартеля:

Искусство-зеркало.

И отразится в нём

Всё то, что нынешним зовётся днём.

С его заботами, исканьями, трудами,

И зреющими в нём грядущими годами.

Мазок на полотне,

Слова стихотворенья,

Волненья скульптора,

Певучий взлёт смычка-


Так сохраняет наш день

Для сотен поколений

Картина, музыка и точная строка!

Во все времена человечеству была присуща тяга к прекрасному и если вы повнимательнее оглянетесь вокруг, то поймёте, что мир, окружающий вас, состоит не только из серых монотонных будней. В нём удивительным образом соединяются краски и звуки, цвет и свет, живая народная речь и прекрасное художественное слово. И в таком мире искренних чувств и рождаются прекрасне образы искусства- литературы и музыки. И не зря я решила дать нашему уроку художественное название “В мире искренних чувств”, а эпиграфом к уроку послужат слова талантливого кинодраматурга К.Станиславского: “Хорошо произнесённое слово - уже музыка, хорошо спетая фраза - уже речь!”

Перед вами лежат фрагменты рисунка с вопросами. А это наборное полотно, поле с ответами. Если вы правильно ответите на заданные вопросы, то появится символ, откроется рисунок.

(Проводится образовательная игра)



  1. Искусство, основанное на зрительном восприятии и создающие изображение видимого мира. (изобразительное искусство)

  2. Искусство, воспевающее художественное слово. (литература)

  3. Искусство танца. (хореография)

  4. Для этого вида искусства характерно огромное эмоциональное воздействие на человека, через образы переданные актёром и режиссёром. (кино)

  5. К этому виду искусства относятся такие жанры как спектакль, опера, балет, мюзикл. (театр)

  6. Искусство пректирования и построения домов, парков, музеев. (архитектура)

  7. Искусство лепить из глины или вырубать из камня изображения человека и животных. (скульптура)

  8. Искусство звуков. (музыка)

В ходе игры на поле выкладывается изображение бога Апполона.

Там, где таинственно журчит

Святой источник Гиппокрены,

Есть на горе чертог священный

Лишь солнца луч осветит

Лесистый Геликон-

На склонах появляется

Бог света Апполон.
Сегодня мы поговорим о литературных произведениях, в которых музыка и музыканты - главное действующее лицо. В них рассказывается о музыке и её творцах, описываются её звучание. Музыка становится соучастником событий и переживаний героев.

Понятно, что без музыки не могли бы появиться такие произведения, как рассказ Коцюбинского «Интермеццо», повесть И. Франко «Дриада», рассказ К. Паустовского «Старый повар», повесть Т. Шевченко «Музыкант», главный герой которой – сирота Тарас, оказался музыкантом – виртуозом, скрипачом , виолончелистом. С большим мастерством он исполняет сложные классические произведения Мендельсона, Шопена, Вебера. В повести говорится, что его исполнение высоко оценил великий М.И. Глинка. И в то же время герой повести вынужден выполнять за столом обязанности лакея.

Подумайте, пожалуйста, какие вы знаете песни, в которых главным персонажем является музыка и музыкант?

Ответы детей.

Одна из них норвежская народная песня «Волшебный смычок», где говорится о необыкновенной силе искусства музыки, которое также необходимо человеку, как пища и крыша над головой.



Исполнение песни «Волшебный смычок».

Работа над художественным образом песни, передача танцевального характера.

А теперь мне бы очень хотелось познакомить вас с некоторыми фрагментами повести Виктора Короленко «Слепой музыкант». Это прекрасное произведение о мальчике, который появился на свет слепым и, казалось бы , обречённым на несчастье. Но в его жизнь вихрем ворвалась музыка… И именно она сделала его счастливым!

События, описанные в повести. Происходят в Малороссии .А украинцы, как известно, поют в печали и в радости, в разлуке с любимыми, работая и отдыхая, потому что такая у нас судьба – быть самым песенным народом в мире!



Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей» Глюка.

На фоне музыки учитель зачитывает фрагменты повести. После чтения – вопросы учителя:



  • Узнали ли вы музыкальное произведение, которое послужило музыкальным фоном?

  • Что общего, что роднит это литературное произведение и «Мелодию» из оперы «Орфей»?

  • Помогло ли звучание этой песни усилить эмоциональное воздействие на слушателей?

  • Можно ли считать музыку главным персонажем повести В. Короленко «Слепой музыкант»?

  • Помогло ли описание звучания музыки в повести раскрыть внутреннее

состояние главного героя – Петра?

  • Могут ли музыка и литература существовать друг без друга?

Музыка без литературы, как литература без музыки понесли бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпох, делает её более яркой и многогранной.


Тiльки пiсня нам зупинить час,

Що так бiжить вiд нас,

Тiльки пiсня нам поверне знов

Нашу юнiсть i любов.

Сегодня мы начинаем разучивать украинскую народную песню «Ой на горi та й женцi жнуть», так прекрасно описанную в повести «Слепой музыкант» Владимиром Галактионовичем Короленко.

Работа над песней,художественным образом,исполнительским планом.

Показ фрагмента х/ф «Слепой музыкант».



Волшебные звуки, волшебные строки…

Стихи – короче не придумаешь, а как сильно они бьют по сердцу! Взгляд поэта мгновенно выхватывает из окружающего одно единственное явление – прекрасное и неповторимое…

Удивительные по силе поэтические открытия подарила миру японская поэзия. Трёхстишие (хокку) родилось из более древнего (танка). Мне бы очень хотелось, чтобы вы попробовали составить хокку.

Раскройте своё сердце. Просто вспомните то прекрасное, о чём мы говорили на уроке, а затем скажите об этом так, как сумеете!

Постарайтесь быть краткими и выразительными! Можете использовать выражения, написанные на плакате.

На отдельном плакате следующие словосочетания:



Волшебные звуки

Волшебные строки

Волшебные краски

Горит свеча

Открыт рояль

Гармония мира

Дивный закат

В мире искренних чувств.

Работаем , и, пусть вашим помощником и вдохновителем станет прекрасная музыка! (звучит фрагмент произведения Ф. Мендельсона «На крыльях песни»)


Комментированное оценивание учащихся.
Закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами поэта Н.Заболоцкого, который воспел удивительное единение искусства музыки и искусства слова:

«Откройся мысль! Стань музыкою слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»