Урок литературы в 10 классе. Тема : «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"... 1 53.77kb.
Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание" 1 37.29kb.
Практические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку... 1 116.65kb.
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в таблицах "Преступление... 1 140.08kb.
Города Краснодара 1 66.13kb.
Лесков н с. Преступление и наказание в произведениях ф м. достоевского... 1 118.17kb.
Достоевский ф м. Обличение преступного общества в романе «преступление... 1 42.86kb.
Урок литературы в 10 классе. Тема: Изображение войны 1805-1807 годов... 1 28.5kb.
Выступление на методическом совещании 1 87.18kb.
Урока литературы в 10 классе «Любовная лирика Н. А. Некрасова» 1 101.06kb.
Урок литературы в 11 классе 1 206.73kb.
1. Учителями, какого литературного героя были Вральман и Цифиркин 1 17.21kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок литературы в 10 классе. Тема : «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского - страница №1/1

Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения: помочь представить учащимся картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться мыслями писателя и его героев.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;

  • закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда»;

  • продолжить работу по осознанию роли художественной детали и изобразительно-выразительных средств в постижении идеи произведения.


Развивающая цель: создать условия для развития творческого потенциала учащихся, обогащения их словарного запаса и формирования навыков вдумчивого читателя, готового к самостоятельному общению с литературой..

Задачи:

  • продолжить работу над развитием умений высказывать свою точку зрения и уметь обосновывать её;

  • развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;

  • развивать у учащихся умение антиципации;

  • развивать творческий потенциал учащихся, необходимый для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Задачи:

  • способствовать формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения;

  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.


Оборудование:

    • Портрет ф. М. Достоевского,

    • иллюстрации художников И. Глазунова, Д. Шмаринова, В. Минаева к произведению «Преступление и наказание»,

    • раздаточный дидактический материал для индивидуальной и парной работы,

    • слайды для мультимедийной презентации,

    • видеофрагмент из фильма «Преступление и наказание».


Ход урока.


Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение! Здравствуйте те, кому не нравится погода за окном! Здравствуйте те, кто любит путешествовать!
На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного Санкт-Петербурга, звучат стихи А. Пушкина:
Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Я уверена, что нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. Надеюсь, вы узнали этот «юный град, полнощных стран красу и диво…».

Перед каждым из вас таблица, с которой мы будем работать на протяжении урока.

Я вам предлагаю заполнить первую колонку: несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город.

Слайд


ЗНАЛ

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

Красивый город;

Река Нева, мосты;

Белые ночи


Узкие улицы;

Грязь, вонь, теснота;

Нищие, убогие на улицах


Какие мысли приходят в голову человеку, живущему в этом городе?


Да именно таким прекрасным городом восхищался А. С. Пушкин, а восприятие Петербурга другим писателем вы увидите в несколько ином ракурсе.
Видеофрагмент «Раскольников идёт по улицам Петербурга».

Вы догадались, кто этот писатель, по произведению которого снят фильм, фрагмент которого вы только что видели? Исходя из просмотренного, что станет предметом нашего разговора на уроке?
Слайд

Тема: «Петербург Достоевского».

Каким целям будет подчинён сегодняшний разговор?

(Увидеть, как изображает Петербург Достоевский)



Как вы думаете, из чего складывается ОБРАЗ, ХАРАКТЕР ГОРОДА?

  • Из пейзажей

  • Из уличных сцен

  • Из домов

  • Из звуков

  • Из цвета

  • Из запахов


Представьте, что вам нужно изобразить Петербург. Какие краски для этого вы бы использовали?

Основным цветом в романе является жёлтый:



  • В комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, лицо героя во время болезни становится жёлтым;

  • В комнате Сони – желтоватые обои;

  • В квартире старухи-процентщицы - мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, обои жёлтого цвета, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку;

  • У Мармеладова жёлтое от постоянного пьянства лицо;

  • У женщины, бросившейся в Неву, жёлтое испитое лицо;

  • На руке у Лужина – кольцо с жёлтым камнем;

  • Соня получает жёлтый билет;

  • Лицо следователя – тёмно-жёлтое…

В целом в романе мало красок, и ни один цвет, кроме жёлтого, не повторяется много раз. Вероятно, жёлтый цвет имеет какой-то символический смысл. Если вспомнить, что «жёлтый дом» означает – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. На грани безумия окажется Раскольников, покончит с собой Свидригайлов, сойдёт с ума Катерина Ивановна.
Используя лингвистическую теорию Журавлёва, нарисуйте отрывок из романа:

«Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках…»


Звукобуквы

Кол-во звукобукв в тексте

Места звукобукв по их преобладанию в тексте

Цвет преобладающих звукобукв




О+Ё

38

1

Жёлтый

И

19

2

Синий

У

12

3

Лиловый

А

4

4

Красный

Э

1

5

Зелёный

Ю

1

6

Чёрный


Жёлтый цвет - цвет безысходности, болезни, нищеты в этом предложении преобладает: встречается 38 раз. На втором месте – синий, а на третьем – лиловый. Но при смешивании синего, зелёного и лилового цветов получается грязно-серый цвет. Это цвет распивочных, кабаков, Сенной улицы. От маленькой червоточины, чёрной точки, расходится паутина серого, а красный, словно капли пролитой крови, ярко алеет среди тусклых красок. Примечательно, что зелёный цвет, как правило, - символ жизни, а у Достоевского при описании он встречается один раз. Видимо, автор «Преступления и наказания хочет сказать читателю, что Петербург – «город, в котором невозможно жить.»
Что ещё помимо цветового фона можно увидеть в Петербурге?

Я вам предлагаю прогуляться вместе с Родионом Раскольниковы по улицам Петербурга и увидеть их глазами героя.

Достоевский так описывает улицы:


  • «На улицах жара стояла страшная, всюду извёстка, кирпич, пыль…», - читаем мы в 1 главе. Во 2 главе писатель до точности повторит эту картину: «На улице опять жара стояла невыносимая. Опять пыль, кирпич и извёстка…». Подобное описание создаёт гнетущее впечатление.

  • Далее мы видим «дом, весь в мелких квартирах», «лестницу, тёмную и узкую, всю чёрную», обилие распивочных и кабаков.

Пейзажные описания у Достоевского очень кратки. Скорее это пейзажи выражения, нежели впечатления.
Лицо любого города – люди, его населяющие. Кого вы видите на улицах Петербурга?

По улицам города бродят униженные и оскорблённые: перед читателем возникает



  • «чахоточное и взволнованное лицо Катерины Ивановны»,

  • «старушонка с вострыми и злыми глазками»,

  • «отёкшее лицо Мармеладова, который одет в старый, совершенно оборванный старый фрак»,

  • «пьяная девочка в разорванном платье»,

(Трагические судьбы детей – это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей – это состояние общества. Судьбы детей – это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?)

  • «женщина с испитым лицом, бросившаяся в Неву»,

  • «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время»,

  • «худо одетый в лохмотья Раскольников»…

Неправильное и безобразное, рождаемое пейзажем, усиливается при описании людей, населяющих город.
Давайте войдём следом за героем в дома, посмотрим на интерьер квартир.

  • «Каморка Раскольникова, шагов в шесть длиной, похожая больше на шкаф, нежели на квартиру»

  • «Уродливая комната Сони, похожая на сарай, с почерневшими обоями по углам»

  • «Маленькая закоптелая дверь в квартире Мармеладова, дырявая простыня, ободранный диван, некрашеный сосновый стол, на нём – догорающий огарок свечи»

  • «Тёмный, грязный угол за липким столом в распивочной»

  • «Лестницы с осклизлыми ступенями»

  • «Маленькая девочка лет шести, спавшая прямо на полу»…

Гнетуще действуют картины нищеты, в каждой квартире веет безысходностью.
Города, как люди, умеют разговаривать. Что можно услышать на улицах Петербурга?

Чаще всего звуки, леденящие душу и сердце:



  • Хохот, крики;

  • Свист кнута, когда пьяный Микола, насмерть забивает лошадь;

  • «Наглые смеющиеся головы, пронзительный визг хозяйки дома», где умирает Мармеладов;

  • «Страшные, отчаянные вопли» слышит Раскольников;

  • Обезумевшая Катерина Ивановна поёт на улице «Пять грошей» и «Мальбург в поход собирался»;

  • Звуки шарманки и детский голосок, поющий «Хуторок»…Звуковая линия романа ещё острее помогает почувствовать атмосферу жизни «маленького человека».


У каждого города свой запах. А у Петербурга?

  • В Петербурге душно, «стоит особая летняя вонь, нестерпимая вонь из распивочных», - читаем мы в 1 главе; во 2-ой – «Опять вонь из лавочек и распивочных;

  • «Крошечные огурцы и резанная кусочками рыба в кабаке очень дурно пахнут»;

  • Вонючие дворы домов на Сенной, бараки с преющими рогожами, с гниющей парусиной, с разными испорченными продуктами»;

  • «Было душно, всё пропитано винным запахом, что от этого воздуха можно было в 5 минут оказаться пьяным».

Человек задыхается от зловония города.
Какие выразительно-изобразительные средства помогают Достоевскому нарисовать «город, в котором невозможно жить».

(эпитеты, сравнения, звукопись, цветопись, анафора)



Каким вы увидели Петербург Достоевского? Как писатель описывает город? Заполните второй столбик таблицы.
Достоевский считал, что большой город, дьявольское создание цивилизации, оказывает на душу человека пагубное влияние.

Составьте синквейн, который опровергает или выражает согласие с мнением автора. Алгоритм составления синквейна – на экране.
Синквейн.

1 строка – 1 слово, существительное.

2 строка – 2 слова, прилагательные.

3 строка – 3 слова, глаголы.

4 строка – 4 слова

5 строка – 1 слово, существительное, синоним первому слову.


Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?
Сформулируйте вопрос, на который вы хотели бы получить ответ и запишите его в 3-ей колонке таблицы.
Этот вопрос станет вашим домашним заданием. Но я бы хотела показать вам некоторые слайды, которые, покажутся вам, возможно, абсурдными, не имеющими отношение к уроку.

Послушайте стихотворение Н. М. Коншина «Жалобы на Петербург», в котором слышится созвучие поэта и писателя разных веков.
В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нём убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе – пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучу,

Кверху кинулись домы;

Есть там мех, да не в радость,

Всё блестит, но бездушно…

Слушай, бедная младость,

В дымном городе душно.


Да Петербург Достоевского – это город, «в котором невозможно быть». Судьбы героев романа – это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества людей человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием. Во-вторых, это гуманизм писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным. В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное. В-четвёртых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречён.

Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте.

Ф. М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города – люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей. Да, переступивших героев в романе большинство. Но если в городе есть люди, способные среди грязи, духоты и равнодушия сохранить чистоту своих душ, то город становится добрее. Доброта Сони, Разумихина и Дуни растворилась в городе. Значит, не так уж преступен Петербург, соединивший Соню и Раскольникова.



Оргмомент. Приветствие учащихся.

Стадия вызова. Приём «Пометки на полях».

Индивидуальная работа 2-3 минуты.



Определение темы и целей урока учащимися.

Стадия осмысления.

Составление кластера. Анализ текста по предложенной схеме.

Индивидуальная работа



Стадия размышления.
Приём «Пометки на полях»

Составление синквейна

Рефлексия.
«Толстые» и «тонкие» вопросы.

1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования;



3 – вопросы, ответы на которые, возможно, не существуют.






izumzum.ru