Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип урока - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект урока изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн... 1 67.08kb.
«Предложения с обращениями» в 5 классе учитель Прохасько Н. 1 35.18kb.
План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема :... 1 110.9kb.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий... 1 116.43kb.
Д. Н. Мамин-Сибиряк 1 56.19kb.
Алгебра Тип урока: урок закрепления изученного материала Тема урока... 1 96.62kb.
Габидуллина Эльвира Равилевна. Лениногорск, 2012 Тема урока: «Архимедова... 1 108.19kb.
Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»... 1 51.16kb.
Урок русского языка по теме: «Определение имени прилагательного». 1 101.03kb.
Урока Тема урока Ориентировочные практические задания 1 184.8kb.
Владыкина Елена Николаевна Тема урока : «Местоимение» (4 класс) 1 94.16kb.
День космонавтики 1 111.92kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип - страница №1/1

УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов: Подшивалова Е.Ю.

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема: «Весенний солнечный день»

Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки.

Цели занятия:

  • Образовательные:

    • Продолжить знакомство с творчеством выдающихся деятелей искусства К. Юона, И. Левитана, А. Саврасова, выяснить, как художники разных эпох отражают весну в своих произведениях;

    • Закрепить представления учащихся о понятиях «пейзаж», «художник-пейзажист»;

    • Учить детей наблюдать за красотой весенней природы;

    • Учить соблюдать в изображении пропорции, размер.

  • Развивающие:

    • Развивать образную речь,  музыкальное восприятие, творческие способности;

    • Развивать художественные умения и  навыки.

  • Воспитательные:

    • Совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;

    • Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.


ТСО: компьютер, телевизор.

Оборудование урока: учащиеся - альбом, краски, кисти, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: презентация, фильм.

Литературный ряд: стихотворения о весне, загадки.

Музыкальный ряд: С. Рахманинов «Весенние воды»; А. Вивальди «Весна»; «Весна - Красна идет».

ХОД УРОКА


1. Организационный момент

Солнышко лучистое

Заглянуло в класс.

Весело ребяткам стало всем сейчас.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!
Рефлексия «Мое настроение» (солнышко – тучка)
2. Сообщение темы и целей урока

 Проигрыш С. Рахманинов «Весенние воды».


Слайд 1-7

Полюбуйтесь, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

                                           И. Никитин.

 

- А заметили ли вы, ребята, что солнце стало светить ярче, на улице стало теплее. Как вы думаете, почему? (потому, что пришла весна)


- Всё оживает весной, всё тянется к свету, к солнцу. Весной и день прибавился, и время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы. После прилета грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце.

- Ребята, весну можно не только увидеть (веточка с распустившимися листочками), но и услышать (фрагмент фонограммы голосов птиц), можно ощутить ее запах. И сегодня на уроке изобразительного искусства мы с вами будем рисовать весенний пейзаж. Тема нашего урока «Весенний солнечный день».



Слайд 8

3. Беседа о весне

Проигрыш «Весна - Красна идет»
- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За  что вы её любите? (Ответы детей: За яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.)

-Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств.

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту этого времени года воспевают в своих произведениях поэты, музыканты и художники.

Слайд 9-10
– Я  открою вам секрет: есть две весны – это ранняя и поздняя.

Слайд 11-12
Назовите признаки ранней весны?

Всему на свете свой черед –

И следом за метелью

Нам позывные подает

Весна своей капелью.

(Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега.)
Слайд 13-14-15

-А признаки поздней весны? (Солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах.)



Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста!

Махнет рукой и чудом обернется.

Река ломает лед, вот-вот проснется.

Проснется лес, кустарники трава –

Все возрождает вновь красавица Весна.
– Молодцы, вы справились, вы умеете отличать раннюю весну от  поздней весны.   

4. Беседа о весне в творчестве композиторов

- Ребята,  кто обратил внимание  на то, о чём пелось в музыкальном произведении в начале урока?  (О весне)


Слайд 16

- Прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды». По каким признакам вы определили, что это именно весна? (Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи)


- Композитор сумел передать  весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.
– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да, часто)
- Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень.
5. Образ весны в творчестве художников

Слайд 17

- Посмотрите, какая разная весна получилась у художников. Она веселая, если светит солнышко; грустная, если льет дождь. Настоящий художник в своих картинах передает настроение, характер природы, всю ее красоту и многообразие.


- Скажите, как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж)

- А художник пишущий пейзаж? (Художник-пейзажист)



Слайд – 18
Если видишь: на картине

нарисована река

Или ель и белый иней

или сад и облака,

Или снежная равнина,

или поле и шалаш –

Обязательно картина

называется ПЕЙЗАЖ
- Давайте вспомним художников, которые изображали образ весны в своих работах.
Слайд - 19

Исаак Ильич Левитан «Март»

ПЛАН БЕСЕДЫ

1)    Какое время года изображено на картине?

2)    Назовите признаки весны.

3)    Какое впечатление производит на вас пробуждающаяся природа?

4)    Деревья стоят без листьев. Почему вы думаете, что они скоро распустятся?

5)    Что виднеется за березками, внизу?

6)    Что изображено на переднем плане?

7)   Что изображено на заднем плане?

8)   Как написаны небо и облака?

9) Какую палитру цветов использует художник?

10)  Можно ли сказать, судя по картине, что художник любит и хорошо знает русскую природу?
«Март» – первый весенний месяц. Природа преображается яркими красками, все цвета насыщены светом. Звонко и радостно звучат в контрасте желтые и голубые оттенки. Еще повсюду лежит снег, но весенним ликованием наполнена каждая деталь пейзажа. Разогретая солнцем стена дома будто излучает желтый свет, вспыхивающий повсюду золотыми рефлексами, согревающими холодные краски. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега. В природе словно происходит «смена декораций». Стволы тянущихся к солнцу деревьев располагаются симметрично, подобно кулисам. На дальний план, оттеснены пожухшие за зиму краски соснового бора. Взгляд растворяется во множестве впечатлений, но пригревшаяся на солнце сомлевшая лошадка останавливает внимание зрителя.
Слайд - 20

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»



ПЛАН БЕСЕДЫ

1)    Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится?

2)    По каким признакам можно сказать о приближении весны?

3)    Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

4)    Что делают грачи? Когда они к нам прилетают?

5)    Где стоят березы? Опишите их. Почему ветки на березах голые?



7) Какими красками написал художник картину?
Все чрезвычайно скромно и просто. В картине заключены одновременно печаль и радость, улыбка и раздумье, чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью к истинно русской природе.

Выстроились в ряд покривившиеся березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглашая окрестность неумолчным гомоном.

На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений. Возвышается шатровая колокольня старой церквушки.

А дальше, до самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте. Раскинулись побуревшие поля с остатками не стаявшего снега.

Прозрачный. Свежий воздух чувствуется в высоких, нежно-голубых облаках и в синей полоске леса, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни и осветившем бревенчатый забор, и холодных синих тенях на подтаявшем снегу.

Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, ясно  выделяются на зернистом снегу следы грачей; легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки; кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.

Саврасов строил колорит картины на сдержанной цветовой гамме, сочетающей серовато-коричневые тона с бело-голубым.

И в этом колористическом решении картины, как и в каждой ее детали, проявилась душа художника – страстного почитателя и знатока русской природы.

Саврасов говорил своим ученикам: «Пишу весну так, чтобы жаворонков на картине не было видно, а песни их слышались».

Перефразируя эти слова, можно сказать, что он так написал весну. Что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение. Обновление и запах весны.

С каждой новой весной нам вспоминается саврасовская картина «Грачи прилетели».

Она настолько жизненна и свежа, что кажется написанной с натуры и только что. Саврасов превосходно знал русскую природу и горячо любил ее.

Это помогло ему создать в картине высокохудожественный образ русской природы.

Вся природа освещена ровным рассеянным светом, пропитана чистым свежим воздухом, согрета неярким солнцем.
6. Физкультминутка

Слайд - 21

- Сегодня на уроке мы познакомимся с художником-пейзажистом Константином Федоровичем Юоном и его картиной «Весенний солнечный день».
Фильм

Константин Федорович один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».

Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».
ПЛАН БЕСЕДЫ

- Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение картины? (Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть…)

– Перечислите то, что вы видите на картине.

– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?



(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана? (Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

– Что мы видим на заднем плане?

– Если день солнечный, что будет происходить с зимним покрывалом? (Оно будет блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца).

- Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

- Солнце (какое?) – яркое.

- Снег (какой?) - серебристый, пушистый, белый.

- Небо (какое?) – прозрачное, звонкое.

- Какие цвета использовал художник?
Юон, Левитан, Саврасов – крупнейшие русские  художники, показавшие в своих картинах, как привлекательны русские пейзажи, сколько в них красоты и поэзии, как близки и дороги они русскому человеку. Эти картины вызывают у нас чувство гордости  за свою великую Родину.

Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная.


7. Загадки о весне

- Ребята, раньше в далёкие времена, люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.

– Как вы думаете, для чего люди пели заклички?

– А еще о весне существуют  множество поговорок, пословиц, загадок. И мы сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете загадки.
Слайд 22-29

Всех перелетных птиц черней,


Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (Грач)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Он прилетает каждый год,
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет - он поет. (Соловей)

8. Практическая работа

Слайд 30

А сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники - пейзажисты и мы должны изобразить в своих альбомах весенний солнечный день. Она может журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. Мы можете нарисовать «Весенний день в городе»,  «Весенний день в деревне», «Весенний день в парке», «Весенний день в поле» и так далее.


– Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет  музыка итальянского композитора А. Вивальди, которая называется «Весна.
9. Выставка и анализ работ

-Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.


10. Итог урока

- О каком «художнике» эти строки:

У художника – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава! (Весна)
- Какие весенние картины мы сегодня рассмотрели?

- Что такое пейзаж?

- Как называется художник, который рисует пейзаж?
11. Рефлексия

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите солнышко «теплого» цвета, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите облако «холодного" цвета.


Проигрыш «Весна - Красна идет»
12. Домашнее задание





izumzum.ru