Урок-дискуссия «Нужно ли говорить правильно ?» (7 класс) - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Владыкина Елена Николаевна Тема урока : «Местоимение» (4 класс) 1 94.16kb.
Урок «Пернатые друзья» 1 34.08kb.
«Учимся говорить, читать и писать правильно» 1 15.73kb.
Как правильно сформулировать свое желание Вселенной Чтобы желания... 1 25.09kb.
Урок-дискуссия по повести Н. В 1 63.25kb.
Прочитайте письмо вашего друга из Англии. Почтальон, который не очень... 1 200.42kb.
Сидоренко Наталья Алексеевна 2013г урок окружающего мира (по учебнику А. 1 73.11kb.
Открытый урок – мастер-класс по истории древнего мира по теме «Нашествие... 1 77.46kb.
О факторах риска, нормальной реакции организма на стресс и смерти... 1 42.62kb.
Актуальность работы 1 129.86kb.
Вообще я не хотел выступать, поэтому правильно наверно сказать, что... 1 129.75kb.
«Слова категории состояния в поэтических текстах» 1 104.25kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок-дискуссия «Нужно ли говорить правильно ?» (7 класс) - страница №1/1

img_0823.jpg

Урок-дискуссия
«Нужно ли говорить правильно

(7 класс).

Кузьмина Г.А.,

учитель русского языка и литературы

эпиграф к уроку: Какое же это необъятное

и неисчерпаемое море – человеческая речь!

С. Маршак.


Цели урока:

1. Развенчать вульгарное представление о том, что нормы - это нечто бесполезное, лишнее изобретение учёных, которое в речевой практике не нужно («как хочу, так и говорю, всё равно меня поймут»).

2. Помочь учащимся найти убедительные аргументы в пользу грамотной речи.

3. Воспитывать у школьников любовь к своему родному языку.



Оборудование:

Плакаты : «Упрямство и чрезмерный пыл в споре - вернейший признак

глупости». (М. Монтень).

«В борьбе идей позволительна резкость суждений, но вполне

недозволительна грубость выражения». ( Г. Плеханов ).

Толковый словарь

Пушкинские тетради

Тетради для развития речи

Выставка книг

Домашнее задание к уроку:


  1. Учащиеся готовят инсценировки «В овощном магазине», « В автобусе».

  2. 1 ученик учит наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева « Русский язык»

  3. Задания группам « Защитники нормы» и «Противники нормы» (сообщения о лингвистах, о норме языка).

Ход дискуссии:

  1. Звучит мелодия. Учащийся читает наизусть стихотворение «Русский язык».

  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы обсудим один вопрос: «Нужно ли говорить правильно?»

Вы скажете: «Да разве существует такой вопрос?» С 1 класса мы привыкли: слова в рамочке в школьном учебнике, исправления учителей, словари, книги, брошюры и т.д. Действительно, наше общество тратит силы и средства на воспитание высокой речевой культуры ( несмотря на другие социально-экономические трудности). Обсуждение этого вопроса будет носить характер дискуссии. Что такое «дискуссия»? Как вести себя во время дискуссии? (Обратить внимание учащихся на цитаты, написанные на плакатах).

Слово группе «Защитники нормы».


  1. Выступает 1 представитель группы.

За нормализацию русского языка выступал М.В.Ломоносов в «Российской грамматике». Эту норму отстаивали А. Востоков, Ф.Буслаев, А. Потебня. После революции появились работы А.Пешковского, Л.Щербы, Г.Винокура, доказывающие, что без нормированного языка не может быть образованной нации.

В последние десятилетия нормализаторской деятельностью занимались В.Виноградов, С.Ожегов, Р.Аванесов, сейчас занимаются Л.Скворцов, К.Горбачевич. Сейчас сформировалась наука «Культура речи».

- О чём вы ещё хотите спорить?

4. Учитель. Спорим не только мы – спорит жизнь.

Среди людей, которых вы слышите каждый день, есть политики, фермеры, ваши родители, инженеры, врачи.

Средства, документы, ржаветь, перчить, тефтели, пришёл со школы, сколько время, он мне позвонит, моё день рожденье….

- Ребята, какие ещё ошибки вы слышали в речи? Почему эти люди ошибаются?

( Все так говорят. Они не замечают своих ошибок. Им жалко тратить время на копание в словарях, ведь их и так поймут.)

Может, действительно, зря мы бьёмся за правильность речи. Ведь чешский писатель Я. Гашек сказал когда-то: « Каждый говорит как умеет».

- Так ли уж необходимо говорить правильно?

5. Группа « Противники нормы».

Напомним всем присутствующим, что такое норма. Норма- это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Сами лингвисты говорят, что многие слова имеют варианты произношения ударения. Значит, сам язык хочет разнообразия. Почему же все должны выбирать одинаково? Ведь это скучно, когда все говорят одинаково. Вспомним А.С. Пушкина: « Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». А выдающийся лингвист начала двадцатого века А. Шахматов писал: «Странно было бы вообще, если бы учёное учреждение вместо того, чтобы показывать, как говорят, решалось указывать, как надо говорить».

- Что вы на это скажете?

Учитель. Итак, позиция противников: они за разнообразие. Может, согласимся?

( Если каждый из нас будет говорить по-своему, то мы сформируем клоунов.)



6. Группа « Защитники нормы». Ссылка на плюрализм выбора в вопросе языковых норм неуместна.( Обратимся к словарю: «Что такое « плюрализм?»)

Это чувствуют наши сатирики: стоит исказить слово, сразу становится смешно: «калинарный техникум», тщательней надо, ребята». Цивилизованный человек живёт не на необитаемом острове, а в обществе, и норма ему помогает облегчить контакты с людьми.



7. « Противники нормы». Может, вы правы. Но почему в качестве единственного варианта должен предлагаться какой-то искусственный, а не тот, к которому все привыкли?

Учитель. Пришла пора сказать, откуда берётся норма.

Ученик. Лингвисты не придумывают, а отражают норму, которую устанавливает общество. Академик Л.Щерба отмечал: « Лингвисты глубоко правы в том, что, разыскивая норму данного языка, обращаются к произведениям писателей, обладающих «чутьём языка».( Звучит отрывок из рассказа А.П. Чехова « Степь».)

Но почему мы ничего не сказали о Пушкине?

(Работа учащихся с «Пушкинской тетрадью».А.С.Пушкин писал так: « Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок ( и справедливо): « остановлял взоры», « на теме гор», «воил(выл)», «был отказан», « игумену». Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место». Пушкин не просто носитель русского языка, он – поэт, писатель. А в языке художественной литературы нарушения нормы возможны.

Учитель. Делаем первый вывод: Норма нужна, чтобы нам было легче общаться, чтобы ничто не отвлекало нас от смысла.

Сколько мудрых слов сказано о правильности нашей речи, о нашем родном языке!

( Работа учащихся с высказываниями о языке И.С.Тургенева, К. Г. Паустовского).

8. « Противники нормы». Но разве может что-то случиться с громадой нашего языка, если я раз позволю себе произнести: « у меня нету туфлей», « ложи свою книгу».

Ученик. Ты один раз скажешь, другие подхватят. Тебя слушают те, кто младше, кто не знает, как правильно, начнут повторять, вот громада и пострадает, вот ты и испортишь свой язык.

Учитель. Защищая норму, мы защищаем не себя, а боремся за русскую словесность, отстаиваем культурное наследие нашей нации.

- Почему же мы молчим, когда при нас разрушают « клад, достояние»?

- Исправим ли мы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

Представим, как это бывает в жизни, попробуем вместе оценить поведение наших товарищей ( сценки « В овощном магазине», « В автобусе»).



Ученик. Лучший способ защищать язык – повторить при этих людях правильные формы. Например, « да, я сейчас закомпостирую ваш талон», « я знаю, что двери открываются внутрь».

9. Учитель. Попробуем подвести итоги нашей дискуссии.

- Нужно ли говорить правильно?



Запись вывода в тетрадях: 1. Каждый должен соблюдать нормы литературного языка.

2. Норма обеспечивает сохранность нашего языка.

3. Культура человека выражается в умении говорить и слушать.

Домашнее задание. Выучить выводы. Написать сочинение – рассуждение « Почему я соблюдаю ( не соблюдаю) нормы литературного языка».

Материалы к уроку.

Сценка «В автобусе».

1 пассажир. Прокомпоссируйте, пожалуйста!

( На лице ученика – возмущение).

2 пассажир. Пожалуйста, вот ваш талончик.

3 пассажир. Спасибо. Будьте осторожны: двери открываются вовнутрь!

Ученик ( не выдерживает, с гневом поворачивается) Это возмутительно! Каждый первоклассник знает, что нет « вовнутрь», надо говорить «внутрь». И талоны компостируют, а не компоссируют. Стыдно коверкать русский язык! А ещё пожилой человек!

Сценка « В овощном магазине».

Очередь. 5 человек.



  1. покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на 600

Ученик ( в сторону). Не завесьте, а взвесьте, не свеклу, а свёклу. Во-вторых, не грамм, а граммов.

  1. покупатель. А мне яблоков 5 килограмм.

Ученик. Кошмар! Надо гворить «яблок 5 килограммов».

  1. покупатель. Свекла, говорят, у вас хорошая. Ещё бы мне помидор килограмм 6.

Ученик. И мне, пожалуйста, свеклу грамм на 300 и 5 килограмм помидор.


izumzum.ru