Урок дан учителем моу сош №8 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме : «Тематическая (сюжетная) картина» 1 12.05kb.
Интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. 1 34.74kb.
Марта 2011 года в г. Киров проводился Международный образовательный... 1 16.02kb.
Актовый зал моу сош №62 г. Пензы 1 127.13kb.
Мациплюк Татьяна Андреевна учитель информатики и физики моу «сош... 1 36.25kb.
«Закрепление пройденного материала» 1 47.28kb.
Руководитель мо заместитель руководителя по Руководитель моу-сош... 3 619.94kb.
Урок физики в 9 классе «Значение законов Ньютона» 1 75.12kb.
Рассказ для тренировки английских звуков. Приветствуют учителя, настраиваются... 1 31.01kb.
Директор моу «сош с. Янтарного» Н. С. Шерстюк Опубликован на сайте... 11 1189.49kb.
Положение о бракеражной комиссии муниципального общеобразовательного... 1 52.04kb.
«Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории» 1 75.81kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок дан учителем моу сош №8 - страница №1/1

Окружающий мир (4класс)

Открытый урок дан учителем МОУ СОШ №8

Бондаревой Н.Ю. на городском МО.

Тема: Куликовская битва

Цели:ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомитьс деятельностью великого князя Дмитрия Донского;

учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.



Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Презентация, карточки, тест.
Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.

(Слайд 1.)

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумфы, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

Во времена правления, какого князя мы путешествовали на прошлом уроке?

II. Проверка домашнего задания.


  1. Индивидуальная работа. Выполнение теста (стр.83-84).

Асейчас вспомним основные даты и события.

  1. Работа в группах.Соотнеси даты и события

1223г. Нашествие монголо-татар на Русь

1237г. Битва на реке Калке

15 июля 1240г. Ледовое побоище

5 апреля 1242г. Невская битва

1380г.

Фронтальная работа (проверка).

Назовите участников битвы на реке Калке.

Какой хан стоял во главе войска монголо-татар?

Кто напал на Русь 15 июля 1240 года?

На каком озере произошло Ледовое побоище?


III. Постановка проблемы урока.

Какая дата у вас осталась без события?



(Слайд 2)

-С каким событием можно соотнести эту дату?

-В этот год произошло очень важное для России событие.

Это Куликовская битва.

Целеполагание.

(Слайд 3)

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?



(Слайд 4)

План урока



IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).
(Слайд5)

В 1380 году в Москве княжилвнук Ивана Калиты–Дмитрий Иванович. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.



(Слайд 6)

Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.



1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…


…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времёнИванаКалиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…даньсобиралимонгольскиебаскаки.

-
Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татарам.

(Слайд 7)

Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

а) боязнь, страх, испуг, ужас;

б) гордость;

в) удивление, недоумение;

г) радость.


-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

(слайд 8)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.


V. Изучение новой темы.

(Слайд9)

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.



(Слайд10)

(на интерактивной доске изображения воинов в старинных доспехах)



(сообщение ученика)

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.


2. Сергий Радонежский.

(Слайд11)

-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

(изображение Сергия Радонежского на интерактивной доске)

-Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.

Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

– Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

– И пропадет он, – сказал снова старец.

– А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

(показ отрывка из мультфильма)

(Слайд12)

Физкультминутка


  1. Сражение на Куликовом поле.

-И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

- Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.



(Слайд 13)
- Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?





(Мнения детей.)

-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»




  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

(Ответы детей.)
- Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. (Мультфильм)
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро.И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”.
(Слайд14-15)

- Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. Предположите, что нужно было сделать, чтобы этого не произошло? (Мнения детей)


(Слайд16-17)

Поединок

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)



Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах. (показ мультфильма).

Работа с учебником.

Сейчас рассмотрим ход Куликовской битвы.

Стр.72, 2,3 абзац. (Чтение вслух).



(Слайд18)

Анимированная карта “Куликовская битва”.
— А что же великий князь?

(Слайд 20)

— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.

3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

Итоги Куликовской битвы.

(Слайд 21)

- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.



(Слайд 22)

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

(Слайд23)

(показ на интерактивной доске портрета князя) Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.


VII. Первичное закрепление нового материала

-А теперь давайте проверим,как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие.

1.Работа с кроссвордом
VIII. Подведение итогов урока

2. Фронтальная беседа по вопросам.

- Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)

- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

- Какое значение имела Куликовская битва?
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.


Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

IX. Этап информации о домашнем задании.Учебник с.70-74

Подготовить мини сообщение о Дмитрии Донском



X. Рефлексия.

- А теперь, пожалуйста, приготовьте оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал, оцените свою работу на уроке и работу класса.


Выставление отметок за урок.

Знать прошлое –

это значит во многом понять

настоящее и уметь

предвидеть будущее.


1380г.

Куликовская битва


Вопросыистории


С кем?

Почему?

Где?

Как?

Кто?




Планурока


1. Перед битвой.
2.Сражение на Куликовом поле.
3. После битвы.



дм донмской.bmp
Дмитрий Иванович –

московский князь






а) боязнь, страх, испуг, ужас;

б) гордость;

в) удивление, недоумение;

г) радость.




В 1380 году

огромное ордынское войско

во главе с Мамаем двинулось на Русь.


дм донской.jpg
armiyarus1
РУСCКИЕ ВОИНЫ ХIV в.



c:\documents and settings\all users\документы\мои рисунки\vasn.bmp


безымянный 34


«Утро на Куликовом поле»



092


jivopis_st590_pole_kulikovu_blagosl.jpg


Поединок Пересвета с Челубеем






рисунок1

«Ночь после битвы».

Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым.Многие сыны Родины полегли на поле Куликовом.

В Куликовской битве и монголы, и русские понесли огромные потери.

8 дней русские хоронили убитых.
c:\documents and settings\all users\документы\мои рисунки\kulinoi.bmp





С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.



Повсюду славили князя Дмитрия Ивановича и прозвали его Донским.
c:\documents and settings\all users\документы\мои рисунки\donskoj.bmp



Итоги Куликовской битвы




    • Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.

    • Эта победа была началом возрождения новой Руси.

    • Выросло значение Москвы и московского князя.

    • Был уменьшен размер дани Золотой Орде.

    • Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.



Куликово поле



слияние рек дона и непрядвы



1380 г.












П




Ч







Е




Е







Р




Л







Е




У







С




Б

И

Т

В

А

Е







Е




Й







Т

























Р































А































Д










Д



















О










О



















Н










Н



















Е










С













Д




Ж




М




К

У

Л

И

К

О

В

С

К

А

Я

О













Н




К




М




Й



















И




А

























Й




Й






Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

  А. А. Чумаков