Урок №1. Тема: «Типы текстов». Задачи: закрепить представления о трех типах текстов - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ методов автоматической классификации текстов 1 31.3kb.
Н. Г. Шаймердинова роль прецедентной личности С. Е. Малова в исследовании... 1 114.35kb.
Под информационными и коммуникационными технологиями понимаются технологии... 1 21.54kb.
Тема: Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей и... 1 69.94kb.
Интегрированный урок алгебры и краеведения Тема урока 1 118.92kb.
Конспект урока по физике (11 класс) Тема: «Возможности энергосбережения... 1 59.41kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.4kb.
Эквивалентность терминологии как методологическая проблема перевода... 1 123.46kb.
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для... 1 247.42kb.
Воейкова Анна Андреевна Национально-культурная специфика рекламных... 1 247.88kb.
Доц. Ламеко Н. В 1 27.06kb.
A  B, a или b (логическое сложение, дизъюнкция) a → b импликация... 2 165.81kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Урок №1. Тема: «Типы текстов». Задачи: закрепить представления о трех типах текстов - страница №1/1

Приложение 1
Урок №1.

Тема: «Типы текстов».

Задачи: - закрепить представления о трех типах текстов;

- умение определять тип текста на основе его характерных

признаков;

- закрепить умение определять тему, основную мысль и

озаглавливать текст;

закрепить умение отличать текст как тематическое и смысловое

единство от набора предложений, записанных как текст;

- познакомить с приемом « фотографирования».

Оборудование:

Картинки с изображением Винни – Пуха, Пятачка и Кролика.

Оформление доски:

1

Винни – Пух, Пятачок и Кролик построили воздушный шар.

Почему именно воздушный шар?


2

Винни – Пух, Пятачок и Кролик построили воздушный шар.

Вот какой он получился!


3

Винни – Пух, Пятачок и Кролик построили воздушный шар.

Случилось это так.


Ход урока.

1.Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы вспомним какие бывают типы текстов и подробно поговорим о каждом из них.

- Герои текстов – Винни – Пух, Пятачок и Кролик.

- На доске написаны начала 3-х текстов. Прочитайте их (про себя).

- О чем пойдет речь в 1- ом тексте? Прочитайте. ( О воздушном шаре).

- А можно сказать по первому предложению, что с ним будет происходить? ( Нет). Нам необходимо 2 – ое предложение.

- Я его запишу. (Почему именно воздушный шар?).

- Прочитайте второе предложение текста.

- Теперь можем ответить, что именно сказано о воздушном шаре? Что узнаем? ( Почему именно воздушный шар построен?).

- Что же объясняется? ( Причина).

- Какое слово помогло нам это понять? (Почему?).

- Подчеркнем это слово.

- У всех на столах лежит лист, где даны предложения.

1.… Друзья давно мечтали отправиться в путешествие на воздушном шаре. Они никогда еще так на долго не покидали родной дом. Летучий корабль им было построить не под силу. А вот для воздушного шара у них было все: и надувной шарик, и большая корзина, и веревки. Вот почему друзья построили воздушный шар.

2.… Большая сплетенная корзина из веточек была крепко привязана толстыми веревками к зеленому воздушному шарику. Ее дно было усыпано мягкими опавшими листочками. Вот какой хороший получился воздушный шар.

3.… Сначала Винни – Пух принес большую корзину, Пятачок сбегал домой за большим надувным шариком, а Кролик принес веревки, чтобы скрепить корзину и воздушный шар.

- Выберите предложение к этому тексту.

- Прочитайте текст целиком – начало и его продолжение.

- Как можно озаглавить этот текст? ( Воздушный шар).

- Что отразилось в заголовке: тема или основная мысль? ( Тема).

- Но так можно озаглавить любой из трех текстов.

- Как можно поточнее озаглавить? ( Почему друзья построили воздушный шар).

- Что отразилось: тема или основная мысль? ( Основная мысль).

Вывод: если в тексте объясняется причина, если текст отвечает на вопрос

«почему?», то этот текст – рассуждение.

2. Перейдем ко второму тексту.

- Прочитайте первое предложение.

- Можно ли сказать о чем идет речь? (О воздушном шаре).

- А можем ли мы сказать, что именно говорится о воздушном шаре? (Не можем. Необходимо прочитать 2-ое предложение).

- Запишем его. (Вот какой он получился!).

- Значит в этом тексте должно быть описание.

- Какое слово помогло нам это понять? (Какой).

- Подчеркнем это слово.

- Найдите среди трех предложений именно то, которое соответствует данному началу. Прочитайте текст целиком – начало и его продолжение.

- Как можно озаглавить этот текст? (Хороший воздушный шар).

- Что отразилось в заголовке: тема или основная мысль? (Основная мысль).

- Запишем заголовок на доске.

Вывод: если в тексте что - либо описывается и можно задать вопрос «какой?», такой текст является описанием.

3. Перейдем к третьему тексту.

- Прочитайте начало третьего текста.

- О чем пойдет речь? (О воздушном шаре).

- Что нам нужно, чтобы понять о чем пойдет речь дальше? (Второе предложение).

- Прочитайте второе предложение. (Случилось это так).

- Что именно будет говориться? (Как строили воздушный шар).

- Значит, будет говориться о действиях.

- Какое слово подсказало? (Случилось).

- Подчеркнем это слово.

- Найдите предложение и прочитайте текст целиком.

- Как можно озаглавить? (Как друзья построили воздушный шар).

- Что отразилось в названии? (Тема и основная мысль).

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Как это случилось? Как это было / происходило?).

Вывод: если в тексте повествуется о событиях и текст отвечает на вопрос

«как это было?», то такой текст называется повествованием.

4. Обобщение о трех типах текстов. Введение нового приема определения

типа текста.

- Составим таблицу (схему) «Типы текстов».

- Сколько их? (3).

- Сделаем заголовок и три стрелки.

Типы текстов.


- Перечислите названия типов.

- Запишем.

Рассуждение. Описание. Повествование.
- Какие вопросы помогают определить тип?

- На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?)

- Текст-описание? (Какой?).

- Текст-повествование? (Как это случилось?)

- Запишем эти вопросы.
Почему? Какой? Как это случилось?
- О чем идет речь в тексте - рассуждении? (Что - то объясняется; о причинах).

- О чем идет речь в тексте – описании? (Что - либо описывается; о признаках).

- О чем идет речь в тексте – повествовании? (О событиях).

- Запишем в таблицу.

О причинах. О признаках. О событиях.

- Я научу вас еще одному приему, который поможет определять тип текста. Это прием «фотографирования».

- Подумайте, к какому из 3-х текстов достаточно сделать 1 фотоснимок? (Описание).

- Почему?

- К какому тексту следует сделать несколько фотоснимков? (К тексту – повествованию).

- Почему?

- Сколько будет снимков? (Сколько действий, столько и снимков).

- Содержание какого текста нельзя сфотографировать? (Рассуждения).

- Почему?

- Дополним таблицу.

5. Итог урока. Обобщение полученных знаний по таблице.

Урок №2.
Тема: «Текст – повествование».

Задачи: - углубить представление о тексте – повествовании;

закрепить умение определять тему текста и основную мысль;

подбирать свой заголовок к тексту;

сформировать умение последовательно излагать ход событий;

обогащать речь словами, подчеркивающими последовательность событий;

развивать умение строить связный по смыслу текст;

сформировать представление об опорных словах текста.

- Дальнейшую работу с текстом мы построим по принципу сериала.

- Сколько было уже текстов? (3).

- Значит у нас три сериала.

Ход урока.

1. Повторение.

- Сегодня на уроке уточним, как построен текст?

- Вспомните друзей. О чем они мечтали? Удалось ли им выполнить замысел? - На чем мы с ними расстались? (Воздушный шар построен).

- Как думаете, что будет дальше? (Они будут готовиться к путешествию).

- Как нам это узнать? (Из нового текста).

- Как вы думаете, это будет текст – описание, рассуждение или повествование?

- Почему так думаете?

- Прочитайте текст на доске.

Днем друзья стали собираться в путешествие. Сначала Винни – Пух сбегал домой и принес горшочек с медом. Потом Кролик принес целую связку вкусной морковки. Затем Пятачок прибежал с яблоками. Все было готово к началу путешествия. Наконец подул сильный ветер. Они отвязали воздушный шар, и он полетел. Друзья были очень довольны.

- Верно ли мы думали, что этот текст – повествование? Докажите с опорой на таблицу.

- Как можно озаглавить? (Друзья).

- Что отражает такой заголовок? (Тему).

- Что именно говориться о друзьях? (Как друзья готовились к путешествию).

- Итак, друзья действовали.

2. Формирование первоначальных представлений об опорных словах.

- Найдем и подчеркнем слова, обозначающие действия.

- Они в повествовании помогают раскрыть последовательность событий.

- Это опорные слова.

- Как опоры моста. На них держится текст.

- А еще в повествовании есть слова, которые подсказывают, подчеркивают последовательность событий (что за чем следовало).

- Найдите и прочитайте эти слова.

- Я запишу их отдельно: сначала

потом - это слова - подсказки

затем


наконец

3. Тренировочные упражнения.

- Итак, друзья отправились в путь.

- Хотите узнать, что произошло в путешествии?

- Прочитайте предложения, которые записаны на доске, про себя.

- Все ли вы поняли? Почему?

- Правильно. Надо восстановить последовательность предложений.

4). На помощь к ним пришли бельчата.

7). Наконец ветер подул сильнее, и наши путешественники полетели дальше.

1). Много интересных событий произошло с ними в пути.

6). Потом друзья помогли птенцу, выпавшему из гнезда.

3). Вдруг он зацепился за ветку.

2). Сначала их воздушный шар поднимался медленно.

5). Они помогли им отцепиться и угостили их орехами.

- Прочитаем получившийся текст.

- Какого типа этот текст?

- Докажите с опорой на таблицу.

- С помощью каких слов передаются действия; их последовательность?

- Озаглавим текст.

- Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

- Где расстались мы с друзьями? (Они полетели дальше).

- Как думаете, что произойдет вечером?

- Прочитайте текст про себя.

Наступил вечер. … станет совсем темно. Друзья решили остановиться на ночлег. … они привязали воздушный шар к колышку, забитому в землю. …немного подкрепились. …уснули. А … они снова отправятся в путь.

- О чем идет речь?

- Что в тексте не так, как надо? (Пропущены некоторые слова).

- Вставьте пропущенные слова, пользуясь табличкой.


наконец потом завтра

сначала скоро


- Прочитайте получившийся текст.

- Назовите его тип; докажите с опорой на таблицу.

- Озаглавьте его.

- Что отражает заголовок?

4. Подведение итогов урока.



Урок №3.
Тема: «Сочинение оригинального текста – повествования в жанре сказки».

Задачи: - научить конструировать повествование по – началу

- опорным словам

- готовому плану;

развивать умение выбирать языковые средства;

формировать умение составлять план текста;

закреплять умение соблюдать красную строку в записи текста.

Ход урока.

1.Постановка цели.

- На прошлом уроке мы узнали что – то новое о наших героях. Припомните на чем мы с ними расстались.

- А хотите сами сочинить продолжение сказки?

- Что это будет за текст? Докажите.

2. Подготовительная работа.

1). Работа над структурой текста.

- Прочитайте начало сказки.

Наступило утро. Друзья полетели дальше. Вдруг подул сильный ветер.

- Что поняли из этого начала?

- Прочитайте план дальнейшего развития событий.

Пятачок в беде.

Возвращение домой.

Неуместное любопытство Пятачка.

- Можно ли по этому плану написать сказку? Почему?

- Что предлагаете?

- Исправьте план. Прочитайте.

- Подберем слова, выражения к каждому пункту плана, к каждой части.

Неуместное любопытство Пятачка – увидел ослика И-а

- перегнулся через борт корзины

2. Пятачок в беде - вывалился

- зацепился

- испугался

- помогли

- спасли


3. Возвращение домой – радость

- дом


- весело

- песенки Винни – Пуха

- солнце

- хохотали

- пели

- довольны



- Припомните, какие слова (помогают) подсказывают последовательность событий. (Потом, затем, после этого, сначала, наконец, … ).

3. Озаглавливание текста.

- Как можно озаглавить текст?

- Что отражает заголовок?

4.Запись текста.

- Итак, будем писать текст о приключениях друзей.

- С чего начать?

- Напишем тот заголовок, который больше нравится.

- Перепишите с красной строки начало.

- Далее работайте самостоятельно.

- Помните о плане на доске.

5. Итог урока.



Урок №4.
Тема: « Редактирование текста ».

Задача: - научить редактированию чужого и собственного текста.

Ход урока.

1. Постановка цели.

- Будем учиться редактировать текст.

- Что это означает?

- Какие могут быть допущены ошибки в тексте? (Нарушена последовательность, неверное употребление слов и прочие ошибки).

- Сначала будем все вместе исправлять один текст. Это сочинение написал мальчик из другой школы.

1). Коллективное редактирование и обучение способам правки. (Текст написан на доске. Предложения пронумерованы).

Мой Портос.

1. Жил у меня черный лохматый пес. 2. Звали его Портос. 3. Зимой Портос грустил. 4. Портос не любил город, пугался машин, сторонился соседских собак. 5. А летом по тропинкам прогулка лесным была для Портоса настоящим собачьим праздником. 6. Праздников в жизни так мало, их нужно ценить и долго о них помнить. 7. Стоило нам ступить на знакомую тропу, как Портос сразу же преображался. 8. Черные глаза Портоса радостно вспыхивали. 9. Пушистый хвост из стороны в сторону. 10. Я спускал Портоса с поводка, и Портос начинал как бы танцевать.

2). Редактирование индивидуальное с опорой на пометы учителя и таблицу условных знаков. (Дети правят собственные тексты, написанные на предыдущем уроке с пометками учителя).

[ ] – лишнее, ненужное: зачеркни;

V - пропуск: сделай вставку, дополни;

~~~~ - неудачный выбор слова: замени, надпиши другие слова;

1 2 3 – неудачный порядок слов: измени его;



< - разверни мысль: дополни, напиши подробнее;

∞ - нарушена последовательность: восстанови порядок.

- Прочитайте внимательно текст.

- Обращайте внимание на условные обозначения.

- Советуйтесь.

- Пользуйтесь словариками.

2. Итог урока.


Урок №5.
Тема: « Сочинение собственной сказки ».

Задача: - закрепить умение сочинять оригинальный собственный текст - повествование в жанре сказки.

Прием: введение нового персонажа в известный сюжет.

(Дети пишут сочинение самостоятельно. Во время урока учитель оказывает ограниченную индивидуальную помощь учащимся.)









izumzum.ru