Учитель биологии моу сош №95 Сидоренкова Галина Ивановна Зав отделом цдод «Малая академия» Гробовая Светлана Алексеевна - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Е. Д. Гнускина Зав библиотекой моу сош №18 ст. Ивановской Красноармейского... 1 110.2kb.
Актовый зал моу сош №62 г. Пензы 1 127.13kb.
Рассказывает Светлана Ивановна 1 26.43kb.
Помните через века, через года… Работа Трубицына Андрея, 1 30.2kb.
Урок на районном семинаре учителей химии, биологии и географии Владимирова... 1 115.19kb.
Исследовательская работа «визуальная среда городского жителя XXI... 1 26.88kb.
Беляева Светлана Александровна 1 27.57kb.
Технология обучения на основе самоорганизации Саляхова Валентина... 1 73.09kb.
Турбина Светлана Валериановна Учитель музыки моу сош №20 г. 1 57.44kb.
Выступления «Праздники наших друзей». Карапетян Каринэ – ученица... 1 22.46kb.
Соловьёва Людмила Ивановна учитель биологии и экологии. «Отличник... 1 8.2kb.
Республика татарстанреспубликасы 1 24.41kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учитель биологии моу сош №95 Сидоренкова Галина Ивановна Зав отделом цдод «Малая - страница №1/2

Экологическая «Тропа Ольги»

Выполнена ученицей

9 «А» класса МОУ СОШ №95

Сологубовой Ларисой Алексеевной.

Научный руководитель

Педагог ЦДОД «Малая Академия»

Емцева Светлана Борисовна

Консультанты:

Учитель биологии МОУ СОШ № 95

Сидоренкова Галина Ивановна

Зав. отделом ЦДОД «Малая академия»

Гробовая Светлана Алексеевна.



Введение.

Экологическая тропа - это один из видов экскурсии, который показывает не только эстетические и культурные объекты, но и преследует цели повышения уровня экологического образования ( видовое разнообразие растительного и животного мира, особенности геологического строения конкретной местности).

Настоящая работа посвящена изучению экологических проблем экосистемы поселка Ольгинка. По мнению ряда специалистов, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось, несмотря на снижение экономической активности в ряде причерноморских стран. Для охраны окружающей среды в районе Чёрного моря в 1998 году было принято соглашение «Agreement on the Conservation of Cetaceans of the Black Sea, Mediterranean Sea and Contiguous Atlantik Area», где одним из основных вопросов стоит охрана дельфинов и китов.

Цели тропы:



  1. Эстетическая - насладиться красотой прибрежных ландшафтов Черного моря

  2. Познавательная - объяснить людям эту красоту, ее происхождение и историю, дать некоторую справку из истории этой местности

  3. Спортивно-оздоровительная - дать Людям возможность совершить прогулку протяженностью около 2 км и провести три часа на свежем морском воздухе.

  • Эстетическая ценность тропы связана с тем, что посетители за три часа могут увидеть сочетание разнообразных объектов: это и морское побережье с галечниковым пляжем,
    это и выходы горных пород, это и некоторые постройки разных исторических эпох, от которых веет стариной, и можно с легкостью потерять ощущение времени, настолько это захватывает. То есть, главным с точки зрения эстетики ландшафта является разнообразие
    этой тропы, различные экотонные (пограничные между различными комплексами) полосы. Привлекательным в этой тропе является еще и то, что для многих школьников море и морской воздух-экзотика.

  • Познавательная - предполагаются рассказы о компонентах природы, об их взаимосвязях. Литогенная основа - это уходящие в море складки горных пород, пересеченный рельеф, воды-это само море растительный мир - растущие прямо на крутых скалах деревья и разнообразная растительность. Воздух здесь чистый, морской (это важно для жителей крупных кон­тинентальных городов), с моря дует свежий ветер. На примере склонов эрозионных форм, встре­чающихся вдоль побережья, можно измерить и ощутить на себе экспозиционные температурные различия.. В летний период можно заметить некоторых представителей животного мира. Внимание уделено и присутствию человека и его деятельности на территории с древнейших времен. Остатки усадьбы XIX-XX веков, рассказать об истории использовании территории в советский период.

Актуальной является и проблема замусоривания пляжа, особенно в летний период. Об этом тоже необходимо рассказывать детям. Иными словами - сочетание природной и культурно-исторической составляющих.

  • Спортивно-оздоровительная. Данная тропа не является трудной для прохождения, но неко­торые сложные участки все-таки присутствуют редкие подъемы и спуски по крутым склонам, участок вдоль морского берега по гальке и валунам. В общем, тропа предназначена для физически подготовленных людей. При прохождении трудных участков нельзя забывать про технику безопасности.

Экологическая «Тропа Ольги»


Точка 1 - начало тропы рядом с пансионатом Орбита

Экскурсанты знакомятся с техникой безопасности во время проведения экскурсии и правилами обращения с природными объектами, так как на территории тропы произрастают ядовитые растения. Экскурсовод знакомит с целями проведения экологической тропы.


Техника Безопасности при проведение экологической тропы.

  1. На экологической тропе передвигаться за экскурсоводом

  2. Не отклоняться от маршрута

  3. Не допускать громких разговоров и криков во время проведения экскурсии, не пугать обитателей природы

  4. Не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, они могут быть ядовитыми, содержать аллергены.

  5. Не пить воду из природных источников

  6. Не рвать краснокнижные растения.

  7. При сборе мусора пользоваться перчатками.

  8. В воду без разрешения не входить


Ядовитые растения, встречающиеся на территории тропы:


  1. Белладонна Обыкновенная (красавка белладонна, волчья ягода)

Родовое название растению было дано по имени древнегреческой богини судьбы Atropos — одной из трех богинь-сестер Мойр, живу­щих на светлом Олимпе. Одна из сестер прядет жизненную нить человека, определяя срок ее жизни. Вторая, вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Третья Мойра — Атропос — все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Никто, ни смертные, ни боги, не в силах изменить определенной Мойрами судьбы. Неумо­лимы великие богини, но самая страшная Atropos. В Древнем Риме считали, что именно она перерезает нить человеческой жизни.

В переводе с итальянского языка bella donna — прекрасная жен­щина. Женщины Древнего Рима, а позднее в Италии и Испании ис­пользовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом силь­но расширялся зрачок и глаза приобретали таинственный блеск.

А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда слава растения, придающего красоту женщине, а также рус­ское название «красавка».

Во все времена белладонна пользовалась известностью как одно из наиболее ядовитых растений. У человека, проглотившего по не­осторожности ее плоды, появлялось неудержимое желание двигать­ся, склонность к беспричинному смеху. Могли возникнуть зритель­ные, слуховые и обонятельные галлюцинации, а также ощущение полета, головокружительного перемещения в пространстве. Из-за этого в средние века белладонна наряду с беленой считалась вол­шебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Женщины, воображавшие себя ведьмами, выпивали напиток или натирались колдовской мазью, чем одурманивали себя, испытывая необычные ощущения, и пребывали в полной уверенности, что все необычное происходит с ними наяву.

Древнегерманские племена были знакомы с ядовитыми свойст­вами красавки. Применяли ее своеобразно. В их войске были воины-медведи. Они одевались в медвежьи шкуры и перед боем выпивали напиток с красавкой, после чего приходили в сильнейшее возбужде­ние и яростно шли на врага.

В истории известен случай, когда шотландцы, отравив соком кра­савки бочки с пивом, оставили их ворвавшимся в страну датчанам. Решив отпраздновать победу, датчане выпили трофейный напиток и впали в оцепенение. Возвратившиеся шотландцы без труда рас­правились с захватчиками.

Впервые изображение этого растения появилось в 1542 г. в зна­менитом травнике Леонарда Фукса, что свидетельствует о медицин­ском применении красавки. Однако из осторожности врачи старались употреблять ее только наружно при воспалении глаз. Парацельс считал, что красавка способна вызывать безумие.

В начале прошлого столетия был широко известен болгарский способ лечения паркинсонизма, или дрожательного паралича с помощью корней белладонны. Владел методом лечения только один человек — болгарский крестьянин Иван Раев. Секрет лечения он не разглашал, но всем желающим высылал коробочку, в которой лежали какие-то корни, черный порошок и пилюли. Итальянская королева Елена выкупила у Раева секрет его ле-карства за 4 млн. лир. Состав его оказался несложным: основным компонентом был корень красавки, кроме того, корневище аира, животный уголь и пилюли из теста, ароматизированные мускатным орехом.

В народной медицине красавка не получила широкого распространения из-за сильной ядовитости.

До 1914 г. сырье красавки импортировалось в нашу страну из Западной Европы.

В 1915—1916 гг. были организованы заготовки растения в местах ее наибольшей встречаемости — в Крыму и на Кавказе. Однако в горных условиях и из-за отсутствия больших компактных зарослей заготовки оказались нерентабельными. В 20-х годах белладонна была введена в культуру и в настоящее время заготовки с плантаций пол­ностью удовлетворяют потребности медицины.

Сейчас значение препаратов белладонны для лечения самых раз­ных заболеваний трудно переоценить. Всего насчитывают около двух десятков препаратов на основе алкалоидов красавки, которые ока­зывают многостороннее воздействие на организм.

2.Борщевик

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЭТИХ ГИГАНТСКИХ ТРАВ ЦЕНЯТ

И ЖИВОТНЫЕ. МЕДВЕДИ. В ЧАСТНОСТИ, ОХОТНО ЛАКОМЯТСЯ

ИХ МОЛОДЫМИ СЛАДКИМИ ПОБЕГАМИ. НЕДАРОМ НАРОДНОЕ



НАЗВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ БОРЩЕВИКА — «МЕДВЕЖЬЯ ДУДКА»

Борщевиками их назвали потому, что молодые побеги некоторых из них (например, борщевика сибирского) съедоб­ны. Кроме того, борщевик используют для лече­ния кожных болез­ней, против колик, при отсутствии аппетита.

Непродуманная акклиматизация борщевиков привела к негативным последствиям. Так, бор­щевик Сосновского как кормовое и медоносное растение хорошо прижился в средней полосе России и слишком быстро расселился по са­мым разнообразным местообитаниям, вплоть до пустырей и лесных полян. Однако ботаники и агрономы не учли важного обстоятельства. В листьях борщевика Соснов-ского содержится чрезвычайно жгучий сок. Порой стоит провести по листу рукой, чтобы получить очень болезненный и долго не зажива­ющий химический ожог. Коварство борщевика Сосновского заключается в том, что действие сока проявляется не сразу (как от прикоснове­ния крапивы), а через некоторое время. Борщевик получил своё латинское название — Heracleum — за внушительные размеры. Одно из самых крупных травянистых растений Карл Линней уподобил одному из сильнейших мифо­логических персонажей, любимейшему герою сказаний Эллады — Гераклу (римляне знали его под именем Геркулес).

3.Дурман обыкновенный.

Родовое название Datura происходит от арабско­го «таторах» — колоть, и связано с шипами на плодах дурмана. Видовой эпитет означает «вонючий» из-за непри­ятного запаха, свойственного свежему растению.

Русское название основано на том, что в дозе, вызывающей отравление, дурман вызывает бред, фантастические галлюцинации — одурманивание, отсюда и русское «дурман».

Люди давно обратили внимание на действие ядовитых веществ, содержащихся в дурмане. В Индии с древних времен существовала даже профессия «отравителей датурой». Но использовался он главным образом как средство, вызывающее галлюцинации.

В XVI в. дурман появился в окрестностях Вены, где использовался как наркотик. Его семена бросали на раскаленные угли; надышавшись ядовитым дымом, люди впадали в одурманенное состояние.

При отравлении этим растением нервное возбуждение может при­вести к психическому расстройству. В литературе описано, как в 1676 г. отравилась дурманом группа английских моряков вместе с капитаном Джоном Смитом. Моряки съели салат, в который попали листья дурмана. Они были собраны по ошибке вместо листьев лебеды, на которые похожи размерами и формой.

В старину листьями дурмана натирали лошадей, чтобы их не одолевали оводы

В современной медицине дурман используется в качестве спаз­молитического средства: при бронхиальной астме, спастических бронхитах, язвенной болезни. Действие его препаратов аналогично препаратам белладонны, но слабее.

Дурман обыкновенный — однолетнее крупное травянистое расте­ние, типичный сорняк. Плоды очень своеобразны. В Чехословакии их называют «девственные огурцы», в Германии — «терновое яблоко». Крупная шиповатая коробочка при созревании раскрывается четырьмя створками. Внутри находятся многочисленные черные семена.

4.Вороний глаз


ПО МНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, СКРОМНЫЕ ЦВЕТКИ ВОРОНЬЕГО ГЛАЗА ПРИВЛЕКАЮТ МУХ -

ОПЫЛИТЕЛЕЙ РАСТЕНИЯ. ДРУГИЕ БОТАНИКИ ПОЛАГАЮТ,

ЧТО ЦВЕТКИ ОПЫЛЯЮТСЯ ВЕТРОМ, ПОСКОЛЬКУ НЕ ПАХНУТ

И НЕ ВЫДЕЛЯЮТ НЕКТАРА.

Вороний глаз (Paris) имеет характерный облик: на длинном стеб­ле располагаются четыре листа, выходящие из одного узла. На верхушке побега после цвете­ния созревает единственная ягода, по форме и окраске напоминающая глаз птицы. Из-за этой ягоды и произошло русское название рас­тения — «вороний глаз».

Крупные и блестящие ягоды нередко становят­ся причиной отравления: в них содержатся ядо­витые сапонины, алколоиды, а также гликозид паритин. Ядовитые вещества есть также в стеб­лях и листьях растения.

Интерес­но, что у молодых растений (в возрасте трёх-четырёх лет) на побегах образу­ется не четыре, а три листа. Ядовитые вещества, содержащиеся во всех час­тях растения, несут гибель тому, кто от­ведает вороний глаз. По-видимому, этим и объясняется родовое название растения, которое дал ему Карл Линней, — «Paris». С именем Париса, мифологического ца­ревича, связана причина гибели Илиона во время Троянской войны.

Парис— сын троянского царя Приама и его супруги Гекабы.. Незадолго до рождения Париса его матери приснился страшный сон: вместо ребёнка она якобы родила горящий факел, грозивший уничтожить Трою. Услышав о таком сновидении, Приам решил посоветоваться со своим ясновидящим сыном Эсаком и услышал ответ: «Ребёнок, которого родит Гекаба, станет причиной гибели Трои. Следует избавиться от него».

У Приама и Гекабы не поднялась рука на сына. Они отнесли мальчика на гору Ида, где его подобрал пастух, назвал Парисом и воспитал в своём доме. Парис вырос необычайно красивым, умным и сильным юношей. Он пас скот, охотился в горах, был влюблён в роднико­вую нимфу Энону и забавлялся тем, что страв­ливал быков. В один из таких дней нача­ло сбываться пророчество его брата.

Как-то раз на горе Ида Парису явились Гермес и три сопровождавшие его богини: Ге­ра, Афина и Афродита. Гермес передал Парису золотое яблоко и повеление Зевса преподнести плод самой прекрасной из богинь. Нелегко дав­шееся решение юноши вошло в историю как «суд Париса».

Разумеется, каждая из богинь стремилась чем-то прельстить пастуха. Гера, если она получит золотое яблоко, обещала сделать юношу повелителем Азии, самым могущественным из людей. Воинственная Афина клялась обеспечить Парису победу во всех его битвах. Что же до Афродиты, то она покорила Париса рассказом о спартанской царевне Елене, столь же прекрасной, как и са­ма богиня любви. Афродита поклялась сделать Елену женой Париса, и тот вручил золотое яблоко ей.

Тогда Гера и Афина решили отомстить Парису. Разразилась Троянская война, обе бо­гини помогли грекам, и великий город пал.

Следует сказать, что, когда Парис пришёл в родной город и был узнан счастливыми роди­телями, прорицатели вновь вспомнили о старом предсказании. Сестра Париса, вещая Кассанд­ра, уговаривала отца прогнать сына — «роком предопределено Парису быть причиной гибели Трои». Но её никто не послушал.



Точка 2. Тропа к Дому Ольги

От точки 1 движение начинается по набережной с удобным бетонном покрытием. При подходе к лестнице ведущей, к самой главной достопримечательности поселка, к Дому Ольги, экскурсовод обращает внимание на особенности приспособленности растений в данной местности (четкая ярусность, особенности кроны, деревья с оголенными корневыми системами, образовавшимися в результате процесса выветривания).


Растение сопровождающие нас на подъеме к Дому Ольги.
Плющ.

Древние греки считали плющ священным растением. Ведь он спас от смерти самого бога Диониса. Вот как это было.

Грозный Зевс полюбил юную царевну Семелу и пообещал исполнить любое ее желание. Тогда богиня Гера, ненавидящая Семелу и желавшая ее смерти, подговорила ее попросить Зевса явиться к ней во всем своем величии бога-громовержца.
Царь богов не мог не исполнить пожелания Семелы, ведь он дал слово. И громовержец явился. Молния блестела в его руках, гремел гром. Вспыхнуло все вокруг, запылал царский дворец, пошатнулась земля. Охваченная ужасом, упала Семела на пол, ее охватило пламя. Поняла она коварство Геры, но было уже поздно.
Умирающая царевна родила сына Диониса. В лавине огня ребенок казался обреченным. Но разве мог погибнуть сын Зевса? Из земли со всех сторон стал расти густой плющ. Он покрыл дитя своей зеленью и спас от смерти.
Когда Дионис вырос, стал прекрасным и могучим богом вина, богом силы, радости и плодородия.
Вечнозеленый плющ вместе с виноградной лозой стал символом его власти.
Стебли плюща вьются по земле, деревьях, иногда на скалах, создавая необычайно живописные уголки. Растет плющ очень медленно, цветет осенью только на 8-10 году жизни, а черные ягодки дозревают ранней весной. Их не только не пугает зимний холод, но и способствует дозреванию. Любят эти ягоды и птицы. Предельный возраст плюща - 400 лет. Уничтожить эту лиану легко, а возобновить невозможно.
Вызывает интерес и тот факт, что плющ относится к 14 известным видам деревьев и кустарников, которые не горят.

2. Омела


Родовое латинское название Viscum образовано от греческого «isch» — «задерживать», что связано с клейким веществом, находя­щимся в сочном околоплоднике, с помощью которого семена приклеиваются (удерживаются) к веткам дерева. Видовое название растение получило за белую окраску плодов. Русское название — общее для всех славянских языков и предположительно происходит от греческого «omos» — сырой, незрелый.

Необычный облик растения издавна привлекал внимание человека и ему приписывались сверхъестественные свойства, у многих народов оно считалось священным. Особым почитанием была окружена омела у древних германцев. Они связывали ее с легендой о борьбе доброго бога Бальдура и бога зла Локки. В долгой и трудной борьбе бог солнечного тепла и лета Бальдур победил бога ночи и холодной зимы Локки и взял с него клятву, что он не затаит зла против Бальдура и не поранит его ничем, что растет на земле или в воде, никаким оружием, которое могло быть изготовлено из дерева или кустарника. Но коварный Локки затаил злобу и задумал отомстить. Он изготовил смертоносную стрелу из ветки омелы. В самом

деле: омела ни дерево, ни кустарник, растет ни на земле, ни в воде. Этой стрелой он и ранил светлого бога солнца. Тяжело болел Бальдур, не мог давать земле достаточно тепла, дни стали совсем короткими, настала зима, холодный Локки торжествовал. Но отец богов. Один пожалел Бальдура, исцелил его своей живительной силой, дни тали увеличиваться, здоровье вернулось к богу солнца, а царство ночи закончилось. В день зимнего солнцестояния (6 января) омела теряла свою губительную силу, но, приобретала всеисцеляющие свойства и стала символом возрождения угасшей солнечной мощи.

В Древней Греции и Риме омела также считалась священным растением, была одновременно символом смерти и возрождающейся жизни, поэтому посвящалась Персефоне, богине подземного царства.

Свежие листья омелы имеют ярко-зеленую окраску, а зрелые плоды — белую. Однако подсохшие листья ее приобретают жесткость и красивый зеленовато-желтый цвет, отчего она и стала называться Золотой ветвью

В средние века омеле приписывалась роль универсальной отмыч­ки, а также способность защищать от колдовства. В Австралии ветку омелы кладут на пороге, чтобы избавиться от кошмаров. У народов Западной Европы до сих пор сохранился обычай подвешивать к потолку ветку омелы, сорванную на Рождество.

Античные врачи применяли ее при лечении эпилепсии, нервных заболеваний, кровотечений. Авиценна рекомендовал ее при лечении опухолей, для размягчения нарывов.

В народной медицине листья омелы белой применяются также для сидячих ванн при женских заболеваниях, геморрое и в качестве противоглистного средства.

Научная медицина использует препараты омелы главным образом в качестве средства, понижающего артериальное давление. Приме­няют настойку, настой травы омелы. Однако эффективными они оказались только на начальных стадиях заболевания. Листья омелы включены во французскую и испанскую фармакопеи.

Омела белая — вечнозеленый полукустарничек, паразитирующий на деревьях. Семена ее, погруженные в клейкую мякоть сочного околоплодника, охотно поедаются птицами. Птицы и разносят их по деревьям. Попав на ветку дерева, семя приклеивается к ней и со временем прорастает. Корешок семени прокалывает кору и в дальнейшем развивается между корой и древесиной, давая на новых участках веток молодые побеги. Корневые присоски не внедряются в древесину, а со временем как бы обрастают ею и получают из нее воду и минеральные соли. Омела — полупаразит; органические вещества она производит сама, но все-таки угнетает жизнедеятельность дерева-хозяина и при большом развитии может привести его к гибели. Со временем на ветке образуется зеленый шар «вихорево гнездо» диаметром до 1 м. Продолжительность жизни одного такого экземпляра примерно 40 лет, но один лист живет недолго, не более двух лет. Насчитывают 32 вида дерева-хозя­ина, на которых поселяется омела. Чаще это яблоня, груша, тополь, ива.

3. Дуб обыкновенный (дуб черешча-тый) — Quercus robur L. (Q. pedun-culata Ehrh.) Сем. Буковые — Fagaceae

Родовое латинское название произошло от двух кельтских слов: quer — красный и суег — дерево, т. е. красное, красивое дерево.

Видовое название robur означает твердое дерево, a pedunculata — черешчатый — дано из-за желудей, сидящих в чашечке-плюске, снабженной ножкой.

Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы с такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали ему чудесные свой­ства, сочиняли про него былины, легенды, песни; своих героев и за­щитников сравнивали с этим могучим деревом. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку, нанести ему какой-либо вред. Нарушители запрета жестоко наказывались. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Греки счи­тали, что дуб появился на земле раньше других деревьев, и посвящали его богу света, наук и искусства — Аполлону. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейского бросал в воду дубовую ветвь, вызывая таким образом дождь.

Под священными дубами у славян происходили все важнейшие собы­тия — собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах вы­деляли наиболее старые деревья, обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь жрецы совершали жертвоприношения, делали «оракульские предсказания», якобы, исходившие от божества, живущего в ветвях дерева. Предсказания составлялись в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле та­кого священного дерева человек был неприкосновенным даже для смертельного врага.

Но все-таки дуб считался олицетворением мужского начала, поэтому погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах из дубового «древня», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очи­щает душу воина». В связи с этим существовал обычай: на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками.

Ученые-археологи утверждают, что первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад.

Сырые желуди для человека опасны, так как содержат ядовитое вещество кверцетин, совсем безвредное для животных. Однако при вымачивании либо обжаривании кверцетин разрушается, либо вымывается, и желуди становятся съедобными для человека. Желудевая мука и в настоящее время применяется для выпечки кондитерских изделий.

В русской народной медицине заболевшему рекомендовалось хорошо пропотеть, после чего растереться дубовым четвертным платом. Дубовый плат — свежевыдубленный в отваре коры грубый холст. В бане же охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками, особенно рекомендовали их заболевшим. Старые русские лечебники советовали лечить раны «дубовым листвием» и мелко тол­ченой дубовой корой.

Кроме того, отвар коры дуба употребляли внутрь при поносах, внутренних и наружных кровотечениях, цинге, рахите, как противоядие при отравлении грибами и солями тяжелых металлов. В России дубовую кору в больших количествах употребляли при выделке кож. Шкуры загружали в большие чаны, пересыпая их послойно кусками дубовой коры, и выдерживали до тех пор, пока шкуры не окрашивались в коричнево-красный цвет.

Большую ценность представляет древесина дуба. За свою твердость и красивый рисунок она широко используется в мебельном производстве. Особенно ценен мореный дуб, длительно выдерживающийся в воде, содержащий соединения железа и приобретающий красивую черную окраску. Дубовая древесина — один из важных компонентов при изготовлении коньяка

4. Горицвет весенний (адонис, черногорка, волосатик)




Родовое название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает I преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснув­шего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны, а Часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой им становится. Никто из смертных и богов не был равен ему красотой, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны.

Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали алые душистые розы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, горько оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускался каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви, велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрач­ного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, а в степи и на опушках леса распускается золотисто-желтый цветок, названный его именем.

Русские названия — черногорка, горицвет — указывают на обитание растения на склонах пригорков, хорошо прогреваемых солнцем и потому образующих первые черные проталины, на которых и распускается одним из первых адонис.

Горицвет — старинное народное лекарственное средство, в рус­ской медицине он применяется с XVI в. В XVII—XVIII вв. его траву и корни народные лекари широко применяли при различных сердеч­ных заболеваниях. Использовали его и при заболеваниях почек, судорогах, истерии.

Кроме того, характерная осо­бенность растения — успокаивающее воздействие на центральную нервную систему. Используется только по назначению врача.

Горицвет весенний — многолетнее травянистое растение, возраст которого достигает 100 лет. Ранней весной появляется короткий побег, заканчивающийся одним крупным золотистым цветком. Цветущее растение очень красиво и издали привлекает внимание. Площади его зарослей быстро сокращается, поэтому растение внесено в Красную книгу.

Точка 3. Панорамная терраса

Группа останавливается на одной из площадки террасы, где открывается сквозь кроны деревьев прекрасный вид на морскую гладь. Здесь можно будет остановиться и сфотографироваться.





Точка 4. Домик Ольги - кульминация экскурсии

Экскурсовод рассказывает легенду поселка


Легенды:

1.Согласно одной легенде своё имя станица Ольгинская получила в честь святой покровительницы Великой Княжны Ольги-жены наместника на Кавказе Великого Князя Михаила Александровича Романова, который осматривал поселение черноморского округа и выбрал это место для своей супруги тяжело больной туберкулезом. По совету лекарей только здесь Ольга смогла бы забыть о своем недуге. Любящим мужем было принято решение построить здесь дом для своей жены. В русском языке Ольгинская можно прочесть, как «Святейшая».

2.Согласно второй легенде, поселок получил имя Княгине Ольги - самодержавной правительницы сильного государства, матери Князя Владимира крестившего Русь.

Точка 5. Спуск в ущелье

Экскурсовод сообщает и обращает внимание на видовое разнообразие растительного и животного мира данного участка экосистемы. Нами обнаружено и определенно лекарственные формы, такие как зверобой продырявленный, донник лекарственный, мелисса, и растениям, занесенным в красную книгу, такие как Иглица Колхидская и Колокольчик Раскидистый. Здесь можно обратить внимание на состояние экологического равновесия, которое заключается в целесообразности распределения ярустности различных видов растений, и разнообразий существующих форм в дикой природе, так как данная территория не подвергается антропогенному воздействию.

Лекарственные формы:


  1. Зверобой продырявленный



Родовое название Hypericum образовано от двух греческих слов: «hypo» — под и «ereike» — вереск; получается «растущий под вереском» либо «похожий на вереск». Название perforatum — перфорированный или продырявленный — растение получило из-за мелких прозрачных вместилищ, рассеянных по всей пластинке листа.

Наиболее известное название — зверобой — произошло, по одним предположениям, от казахского «джерабай», обозначающего «целитель ран», по другим — из-за способности зверобоя вызывать заболевание овец. Причем заболевали не все животные, в корм которых попал зверобой, а только белые либо пестрые и только в яркий солнечный день. На голове у таких животных образуются припухлости, разрастающиеся в язвы, появляется сильнейший зуд. При сильном отравлении животное может даже погибнуть. Но стоит заболевшей овце перейти в тень, через некоторое время все болез­ненные явления исчезают. Оказывается, некоторые вещества — ги-перицин и другие конденсированные антраценпроизводные гликозиды — повышают чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам.

В старину зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне.

А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят его в руках и смотрят, какой сок появится: если красный, значит любит, если бесцветный — не любит.

Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей

Современная научная медицина широко применяет зверобой в виде водных, спиртовых или масляных извлечений. Используют их в качестве вяжущих, дезинфицирующих, противовоспалительных и стимулирующих регенерацию тканей средств, внутрь — при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Зверобойное масло применяют для лечения длительно незаживающих ран, язв, пролежней и в стоматологии.


  1. Донник лекарственный


Донник лекарственный встречается на солонцеватых, и суходольных лугах, склонах оврагов, балок, лесных опушках, среди кустарников в лесостепной и степной зонах. В качестве сырья у донников заготавливают лишь верхушки растений с листьями и цветками в начале цветения.

Трава донника лекарственного содержит кумарин, предающий приятный запах растения, наибольшее количество его в цветках, также содержатся кумаровая кислота, мелилотин, мелилотовая кислота и гликозид мелилотозид, производные пурина, жироподобные вещества, эфирное масло.

Донник лекарственный обладает противовоспалительным, противосудорожным, антибактериальным, болеутоляющим, успокаивающим, антиспазматическим, седативным, слабительным действием.

Донник лекарственный применяется при бронхите, гайморите, насморке, бессоннице, мигрени, гипертонии.

В народе донник считается хорошим отхаркивающим и ветрогонным средством. Его применяют при бронхитах, водянке, метеоризме, а также как средство, способствующее увеличению молока у кормящих матерей.

Донник - старинное лекарственное средство, известно еще и дославянскую эпоху. В народной медицине водный настой травы донника применяют при повышенной нервной возбудимости, бессоннице, головной боли, неврастении, истерии, меланхолии, расстройстве менструаций, особенно в климактерический период, болях в кишечнике и мочевом пузыре.

Наружно настой и отвар донника, а также мазь из цветков донника применяют для лечения фурункулеза, гнойных ран, мастита, отита, ревматизма.

Донник - ядовитое растение, следует строго соблюдать дозировку. Желательно его применять только в сборах.


3.Мелисса

МЯТА ОТНОСИТСЯ К ОДНОМУ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ПРЯНОСТЕЙ. ЕЩЁ ЖИТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА ЛЮБИЛИ ЛАКОМИТЬСЯ СВОЕОБРАЗНЫМИ САНДВИЧАМИ: НА ЛОМТИКИ ХЛЕБА КЛАЛИ ВАРЁНУЮ КУРИЦУ, СВЕРХУ КУСОЧКИ ОГУРЦА И ЛУКА, И ВСЁ ЭТО СДАБРИВАЛИ ИЗМЕЛЬЧЁНЫМИ ЛИСТЬЯМИ КОРИАНДРА И МЯТЫ. ХОРОШЕЙ ЗАКУСКОЙ СЧИТАЛИСЬ МЕЛКО НАРЕЗАННЫЕ ОЛИВКИ С МАСЛОМ, УКСУСОМ, МЯТОЙ И ДРУГИМИ ТРАВАМИ. БОГАЧИ МОГЛИ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЛЮДО ИЗ РЕДКОСТНЫХ ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ ФРУКТОВ - АБРИКОСОВ, ВЫВАРЕННЫХ С ВИНОМ И МЁД ПРИПРАВЛЕННЫХ ПЕРЦЕМ И ВСЁ ТОЙ ЖЕ МЯТОЙ.

Название «мята» возникло, по одной версии: от имени нимфы Минты. Увидев однажды Гадеса, мчавшегося в золочёной колеснице на чёрных конях, нимфа Минта без памяти влюбилась в подземного бога, и тот ответил ей взаимностью. Но этой быстро вспыхнувшей любви был уготован и столь же быстрый конец. Вслед за супругом на землю явилась богиня Персефона и своей волей обратила соперницу в душистую траву — мяту. Другие полагают, что название растения произошло от имени богини разума Менты. Считалось, что аромат мяты возбуждает работу мысли. Именно поэтому римский историк Плиний Старший носил на голове венок из мяты. В средние века мяту добавляли в мяс­ные блюда, омлеты, салаты и соусы. И сейчас её используют для приготовления фруктовых салатов, различных напитков, пудингов; добавляют к мясу, чаще к баранине. Употребляется она и для приготовления блюд из огурцов, помидоров, картофеля, бобовых. Попадая в пищеварительную систему, мята способствует выделению желудочного сока и жёлчи.

Это растение находит приме­нение и в парфюмерии, и кон­дитерском деле, и ликероводочной промышленности. Ментол и эфирные масла, со­держащиеся в листьях мяты, добавляют в зубные пасты, эликсиры для полоскания рта, жевательную резинку, конфеты. Мятой аромати­зируют чай, табак. Раньше на Руси её листья добавляли в квас.

Препараты из листьев мяты используют и в медицине — при лечении простудных за­болеваний, болезней желуд­ка и печени, как обезболива­ющее и дезинфицирующее, вяжущее, противоспазматическое, сердечное и желчегонное средство. Мята в своё время помогла пчеловодам справиться с клещом-паразитом, который досаждал пчёлам.




4. Черемуха обыкновенная
Русское название произошло от древнеславянского «черема» — смуглая и, очевидно, связано с окраской коры и плодов. За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черемухе сложено много песен, стихов, загадок, поговорок. И всегда это образ нежной де­вичьей красоты, образ невесты в подвенечном наряде. Музыкой зву­чат стихи С. Есенина, посвященные черемухе:

Черемуха — любимый объект фенологических наблюдений. С ней связывают приметы сельскохозяйственного года.

Цветение черемухи связывали с приходом устойчивого тепла. А фенологи даже подсчитали, что граница зацветающей черемухи продвигается с юга на север со скоростью 100 км за 2—4 суток. В некоторых местах черемуху называют «маевкой» за то, что она

цветет в мае.

Плоды черемухи использовались человеком каменного века, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу, люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия, поэтому плоды черемухи можно считать одним из древ­нейших лекарственных средств. В народной медицине использовались плоды, кора, листья и цвет­ки черемухи. Плоды применяли как вяжущее средство, кору — при лечении лихорадки, ревматизма, венерических заболеваний, листья — при заболеваниях легких и верхних дыхательных путей, а из цветков делали примочку для лечения глазных болезней. В на­роде даже существовало поверье, что достаточно постоять в тени черемухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь. И поверье это, как оказалось, не лишено оснований. В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (мышей, крыс). Вот почему букет черемухи, оставленный в закры­той комнате, способен вызвать головную боль и недомогание. Фи­тонциды черемухи во время Великой Отечественной войны исполь­зовали для лечения гнойных ран.

Нужно помнить, что все части растения, кроме плодов, содержат нитрилгликозид амигдалин, в присутствии фермен­тов распадающийся на бензальдегид, синильную кислоту и глюкозу. Поэтому все лекарственные средства из коры, листьев и цветков черемухи могут вызвать отравление.

5. Крапива двудомная

Родовое название растения образовано от латинского слова иrеrе — жечь, указывающего на общеизвестное свойство крапивы. Русское название происходит от древнерусского слова коприна — шелк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей. Долгое время крапива в этом качестве пользовалась известностью у разных народов и даже специально выращивалась на полях.

Крапиве как прядильному растению посвящена одна из самых поэтических сказок Андерсена «Дикие лебеди». У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы — ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы.

Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре. Особенно популярна она в меню кавказских народов, известных своим долголетием. Ее употребляют отваренной в молоке, в качестве начинки в варениках и пирожках, в смеси с тол­чеными орехами и пряностями.

Современная народная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее при различных крово­течениях. Настой из цветков применяют как мочегонное и как средство против хронических заболеваний кожи, употребляют, как ранозаживляющее, препятствующее нагноению средство наружно на язвы, раны. При застарелом кашле рекомендуют корни крапивы, сваренные в сахарном сиропе. Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

Современная научная медицина рекомендует крапиву как крово­останавливающее средство, главным образом в гинекологической практике.. Назначают крапиву при гиповитаминозах, она способствует повышению количества эритроцитов в крови.

Стебли и листья покрыты большим количеством жгучих волосков. Хлорофилл из листьев крапивы извлекается в чистом виде и используется для производства медицинских препаратов, а также в качестве зеленого пищевого красителя

6. Лопух большой (репейник, дедовник)

Родовое латинское название Arctium произошло от древнегреческого «arctos», обозначающего север, медведь, lappa — переводится как «северный или медвежий репейник», «медведь цепляющийся».

Русское название «лопух» произошло от древнерусского «лоп» — лист, растение получило его из-за широких листьев.

Народная медицина применяет корни и листья лопуха как испытанное мочегонное и потогонное средство. В виде отваров, настоек, мазей он употребляется при лечении кожных заболеваний, при ревматизме и подагре.

Листья и корни лопуха, сваренные в воде и растертые со сливочным маслом, рекомендуются для лечения ожогов. Листья прикладывают при кожном зуде и при головной боли.

В научной медицине корни лопуха применяли в виде отваров. Из них готовили популярное репейное масло. Применяли его для ращения волос при начинающейся плешивости, а также при различ­ных кожных заболеваниях и в качестве мочегонного средства.

Лопух большой — крупное двулетнее травянистое растение. На первый год образует только розетку широких сетчато-морщинистых листьев, а на второй — высокий (до 1,5 м) ветвистый стебель. Стеб­левые листья меньших размеров, яйцевидные по форме, с нижней стороны обильно опушены. Цветки все трубчатые, розово-пурпурные, собраны в шаровидные корзинки на концах побегов. Корзинки имеют прижатые листочки обвертки, на верхушке крючковато загнутые. Благодаря этим крючкам корзинки с созревшими семянками цепля­ются за одежду проходящего человека, за шерсть животных и раз­носятся на значительные расстояния. Из-за этого лопух и стал сим­волом навязчивости. Широко известна поговорка: «Привязался как репей».

Из размолотых в муку корней выпекали хлеб, использовали как суррогат кофе. Корнями лопуха заправляли супы, из них варили варенье, пекли лепешки и жарили котлеты. Однако при упо­треблении в пищу больших количеств лопуха возможны отравле­ния. По этому поводу говорят: «Трава лопух, от нее живот рас­пух».

Корни второго года жизни становятся деревянистыми и ни в пищу, ни в качестве лекарственного сырья не используются. В кор­нях содержится небольшое количество эфирного масла, которое называется бардановым и применяется в парфюмерии

7.Дягиль.

следующая страница >>