Учебного материала лекции курс. «Экономика» Раздел Введение в экономическую теорию - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по теме: " Государство и рыночная экономика" 4 569.43kb.
Мировая экономика лекции введение 6 1509.39kb.
Лекции для студентов Бурятского филиала фгоу впо сибгути. Раздел... 8 2021.42kb.
Тезисы лекции №1. Реинжиниринг бизнес-процессов с. Тезисы лекции... 7 793.13kb.
Раздел Предмет и задачи курса Раздел Глоссарий Раздел Лекционный... 17 3789.86kb.
Лекции 4, Установочные лекции 4, Лабораторные работы 8, Практические... 1 31.33kb.
Рабочая программа дисциплины гендерные исследования для направления... 1 81.33kb.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям 1 158.46kb.
Примерное поурочное распределение учебного материала 1 40.18kb.
Урок повторения и закрепления учебного материала об основных физических... 1 86.29kb.
Программа дисциплины Институциональная экономика для специальности... 1 316.46kb.
Реальное применение 1 30.45kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебного материала лекции курс. «Экономика» Раздел Введение в экономическую теорию - страница №3/3

Раздел 4. Экономика предприятия.

4.01 Виды предприятий.

Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия; среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя; продукция предприятия, ее конкурентоспособность; производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования; организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства; производственная структура предприятия, его инфраструктура; управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал; планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное; факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные; инновационная и инвестиционная деятельность предприятия; финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные; доходы и расходы предприятия; учет и отчетность; аналитическая деятельность на предприятии.



4.02 Виды ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики; классификация и виды ценных бумаг: акции, облигации, долговые обязательства государства, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, коммерческие бумаги и чеки, складские свидетельства; профессиональные участники и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг; брокерско-диллерские компании; коммерческие банки и другие кредитные организации на рынке ценных бумаг; эмитенты и инвесторы; эмиссия ценных бумаг; фондовая биржа, организация внебиржевого оборота по ценным бумагам; виды сделок и операций с ценными бумагами; стратегии на рынке ценных бумаг и основы инвестирования; депозитарная и расчетно-клиринговая инфраструктура; регистраторы; государственное регулирование рынка ценных бумаг и правовое обеспечение; этика фондового рынка; производные (срочные финансовые контракты) срочные рынки; раскрытие информации на рынке ценных бумаг.



4.03 Оценка результатов хозяйственной деятельности.

Роль комплексного анализа в управлении; содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения; структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей; сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов); анализ в системе маркетинга; анализ и управление объемом производства и продаж; обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ; анализ обновления продукции и ее качества; анализ технико-организационного уровня и других условий производства; анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов; анализ и оценка уровня организации производства и управления; жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня; анализ состояния и использования трудовых и материальных ресурсов; анализ и управление затратами; особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат; финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа; анализ эффективности капитальных и финансовых вложений; финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа; анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации; методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса; методика рейтингового анализа эмитентов.



4.04 Понятие банкротства.

Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. Оно предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов предпринимательства, с риском потерь. Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и возникновению трудностей при. оплате расходов.

В соответствии с Законом РФ от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ г-О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 100.000 руб.

Исходя из этих требований большинство российских предприятий могут быть объявлены банкротами. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия способно стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все ее участники, то их большинство. Процедуры банкротства позволят привлечь необходимые для развития производства инвестиции, сменить не справляющееся со своими обязанностями руководство, проводить здоровую маркетинговую, техническую и кадровую политику. Кредиторы получат возможность спасти свои деньги, общество получит структуру экономики, приспособленную к рынку, потребители - нужные товары и услуги.

Важной составной частью системы банкротства является диагностика финансового состояния предприятия, контроль и своевременное предотвращение приближающихся кризисных ситуаций, своевременное обнаружение причин и основных факторов, являющихся причиной несостоятельности предприятия. Все факторы, оказывающие определенное влияние на финансовое положение предприятия, могут быть разделены на внешние и внутренние. К первым можно отнести политическую стабильность и направленность внутренней политики, размер и структуру потребностей населения, уровень доходов и накоплений населения, его покупательную способность, развитие науки и техники, международную конкуренцию.

Банкротство в своем развитии проходит три стадии: открытую, скрытую, финансовую неустойчивость, явное, юридически очевидное банкротство.

Вторая стадия - финансовая неустойчивость, характеризуется возникновением трудностей с выполнением краткосрочных обязательств.

Третья стадия - явное, юридически очевидное банкротство, при котором фирма не может своевременно выплачивать долги.

Все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные. К реорганизационным процедурам относятся:

- внешнее управление имуществом предприятия-должника.

- досудебная санация.

- наблюдение.

4.5 Основы бухгалтерского учета.

Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета; функции и задачи; историческое развитие; законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета; пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике; основополагающие принципы; объекты бухгалтерского наблюдения, основные понятия: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы, финансовые результаты; основные методические приемы и правила; балансовое обобщение, капитальное (основное) уравнение, статические и динамические балансы; первичное наблюдение, документация, документооборот, инвентаризация; стоимостное измерение, виды оценок; бухгалтерские счета и двойная запись; синтетический и аналитический учет; классификация счетов; планы счетов; модели текущего учета основных хозяйственных процессов, учетные регистры; формы бухгалтерского учета, процедуры бухгалтерского учета, этапы процедуры, контрольные моменты; основы бухгалтерской отчетности; учетная политика и организация учета; бухгалтерская профессия; профессиональная этика; международные и национальные профессиональные организации.



4.6 Основы маркетинга.

Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда организации. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга.

Наименование дисциплины и ее основные разделы.

Процесс управления маркетингом.

Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Товар и его коммерческие характеристики. Оценка конкурентоспособности товара. Марка и марочная политика. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Позиционирование товара на рынке.

Управление ассортиментом. Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Виды и средства рекламы. Паблик рилейшинс и товарная пропаганда. Методы персональных продаж. Формы краткосрочного стимулирования. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Организация оптовой и розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение.

Подходы к организационному построению службы маркетинга. Бюджет маркетинга. План маркетинга. Маркетинговый контроль. Особенности международного маркетинга.


СЕМИНАРЫ

Курс 1. Экономика

Раздел 1. Введение

С 1.1. Введение в экономическую теорию.

Формирование экономической теории как науки. Экономическая теория в системе экономических наук. Предмет и методы экономической теории.



С 1.2 Основные принципы функционирования рыночной экономики.

Специфические черты рыночной экономики, субъекты экономики, факторы производства, кругооборот продукта и капитала. Достоинства и недостатки рыночной системы.



Раздел 2. Микроэкономика

С 2.1.Основы теории спроса, предложения и рыночного равновесия.

Индивидуальные и рыночные спрос и предложения. Объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие. Цена спроса и цена предложения. Решение задач и тестов по проблемам спроса и предложения.



С 2.2 Эластичность спроса и предложения.

Эластичность как экономическая категория. Виды эластичности спрос. Способы расчета коэффициентов эластичности. Решение задач и подсчет коэффициентов эластичности в "точке" и "по дуге".



С 2.3 Основы теории поведения потребителя.

Преимущества и недостатки кардиналистского и ординалистского подходов к анализу полезности спроса. Построение кривых безразличия и бюджетной линии. Решение задач и тестов на построение системы предпочтений потребителя, расчет предельной нормы замены благ.



С 2.4 Фирма как главный субъект микроэкономики

Роль фирмы в современной экономике. Трансакционные издержки как фактор отбора экономических институтов. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Проблемы мелкого и среднего бизнеса в российской экономике.



С 2.5 Основы теории производства.

Затраты производства. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Изокоста и изокванта. Обоснование условий равновесия фирмы. Решение задач и тестов по производительной функции и по издержкам. Формы прибыли.



С 2.6 Основы теории совершенной конкуренции и монополии.

Совершенная конкуренция как рыночная структура. Принципиальные варианты поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Решение задач и тестов по максимизации прибыли и минимизации убытков. Равновесие фирмы в условиях "чистой монополии". Роль и воздействие монополии и на социально-экономическую ситуацию в обществе. Решение задач и тестов.



С 2.7 Теория олигополии и монополистической конкуренции.

Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Равновесие модели Курно и важнейшие выводы из модели. Основные характеристики и условия монополистической конкуренции. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции. Реклама как способ выявления действительной дифференциации продукта.



Раздел 3 Макроэкономика.

С 3.1. Измерение выпуска национального производства, национального дохода и уровня цен.

Решение тестов и задач по определению ВНП (ВВП). Взаимосвязь показателей СНС. Решение задач по определению общего уровня цен: индекс Ласпейреса и индекс Пааше.



С 3.2 Экономическая нестабильность: основные формы и социально-экономические последствия

Решение тестов и задач по определению уровня безработицы и темпа инфляции. Закон Оукена.



С 3.3 Совокупный спрос и совокупное предложение.

Решение тестов и задач на определение макроэкономического равновесия в модели AD-AS.



С 3.4 Классическая макроэкономическая модель.

Решение тестов и задач по определению макроэкономического равновесия в классической модели.



С 3.5 Кейнсианская макроэкономическая модель. Потребление, сбережения, инвестиции.

Решение задач на определение автономного потребления, порогового дохода, показателей склонности к потреблению, сбережениям, инвестициям.



С 3.6 Равновесный объем в кейнсианской модели.

Совокупные расходы и динамики ВНП. Решение задач по определению равновесного объема производства. Эффект мультипликатора.



С 3.7 Фискальная политика государства.

Решение тестов и задач по влиянию налогов и государственных расходов на равновесие в экономике



С 3.8 Деньги и денежный рынок.

Трансакционный и спекулятивный спрос на деньги. Предложение денег. Решение тестов и задач по определению равновесия на рынке денег.



С 3.9 Банки и их роль на денежном рынке.

Обязательные и избыточные резервы коммерческого банка. Решение задач по созданию коммерческими банками новых денег в экономике. Банковский (денежный) мультипликатор. Центральный банк и кредитно-денежная политика. Функции центрального банка. Его роль в регулировании кредитно-денежной сферы. Решение задач и тестов.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Большой массив научной, методической, справочной литературы, а также более 600 тестов по всем разделам курсов экономики, экономической теории, мировой экономики находятся в постоянном доступе для студентов на сайте преподавателя кафедры экономической теории Радченко В.И. http://www.liveinternet.ru/users/ergodecipiatur



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт, 2003.

2.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М.: 2001, т. 1,2.

3.А.Ю. Юданова. М.: КноРус, 2001.

5.Экономическая теория ( Под редакцией Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.- СПб,: Изд-во СПб ГУЭФ,1997.

4.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001._ 448 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).

5. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2000.- 472 с.

6. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005.-510 с.

7. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.:Питер, 2001. – 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).

Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2001.- 416 с.

8. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2005.-672 с.

9. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2003.- 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).

10. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2004. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).

11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.- 576 с.

12. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 199913. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Экономика, 2001

14. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика.- М., 2004

15. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник.- М., 2004

16. Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова.- М., 2003

17. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие.- М., 2001.

18. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред.д.э.н., проф. В.П. Колесова и д.э.н., проф. М.Н, Осьмовой.- М.: Флинт, 2001

19. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского.- М.: Международные отношения, 2001

20. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин и др.; Под ред. В.Е. Рыбалкина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

21. История экономических учений. Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина и Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2003

22. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994

23. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. В 5 тт. М.: Мысль. 2004-2005



24. Панорама экономической мысли конца ХХ в. Ред.: Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. СПб.: Экономическая школа. 2002

25. Аникин А.В. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат. 1990<< предыдущая страница  


izumzum.ru