Учебное пособие в помощь студентам - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для проведения практических занятий по дисциплине 4 1602.62kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 5 929.04kb.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям математических... 7 1286.7kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Учебник для вузов. М.: Юнити, 1999. 551 с. Бабосов Е. М. Конфликтология... 1 60.23kb.
Программа Учебное пособие Для студентов факультета журналистики 2 614.46kb.
Строительные и путевые машины учебное пособие по дисциплине 14 2397.7kb.
Учебное пособие Расчеты на прочность при переменных нагрузках Салават... 1 321.86kb.
Учебное пособие Таганрог 2004 ббк 65. 290-5я73+65. 050. 9(2р) 18 3426.07kb.
Примерный Порядок взаимодействия по вопросам обеспечения трудовой... 1 119.34kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебное пособие в помощь студентам - страница №1/5



Балашовский филиал

Саратовского государственного университета


им. Н.Г. Чернышевского

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА
Краткий курс
Учебное пособие

в помощь студентам



Составитель Е.В.Яфарова

Балашов 2004



УДК 371

ББК 74.204

К63


Рецензенты:
Академик МААН И АВН,

доктор педагогических наук, профессор

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Г.И.Железовская;

Кандидат педагогических наук,
директор Гуманитарно-педагогического лицея г.Балашова,


О.Н.Шатух.



Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом


Балашовского филиала


Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

К63 Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В.Яфарова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 60 с.

ISBN 5—94035—152—2
В пособии изложено краткое содержание спецкурса «Коммуникативная деятельность педагога», даны практические задания с описанием методики их выполнения, представлены материалы, позволяющие осуществлять самопроверку усвоенного материала.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, преподавателей педагогики, а также учителей школ и других образовательных учреждений.


УДК 371

ББК 74.204
ISBN 5—94035—152—2 © Е.В.Яфарова, 2004

О г л а в л е н и е



ВВЕДЕНИЕ 6

Раздел 1


КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА 8

1.1. ОБЩЕНИЕ КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН 8

1.1.1. Общение, его роль в жизни человека 8

1.1.2. «Общение» и «коммуникация» 10

1.1.3. Функции общения 12

1.1.4. Виды общения 12

1.1.5. Мотивы общения 13

1.1.6. Средства общения 13

2.1. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА 15

2.1.1. Общение и деятельность 15

2.1.2. Педагогическое общение 16

2.1.3. Коммуникативные особенности личности 17

2.1.3.1. Коммуникативные качества 17

2.1.3.2. Коммуникативные способности 18

2.1.3.3. Коммуникативная компетентность 18

2.1.3.4. Коммуникативный потенциал 19

2.1.4. Коммуникативные затруднения педагогов 21

3.1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 23

3.1.1. Понятие
«индивидуальный стиль педагогического общения».
Типологии стилей 23

3.1.2. Структура индивидуального стиля


педагогического общения 26

3.1.3. Этапы процесса формирования


индивидуального стиля педагогического общения 28

3.1.4. Критерии сформированности стиля


педагогического общения 30

3.1.5. Уровни сформированности стиля


педагогического общения 31

4.1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ. КОНФЛИКТ 36

4.1.1. Барьеры общения 36

4.1.2. Конфликт. Виды конфликтов 37

4.1.3. Особенности педагогических конфликтов 38

4.1.4. Причины педагогических конфликтов 39

4.1.5. Способы разрешения конфликтов 40

Раздел 2


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 42

2.1. Блок по развитию внешней стороны


педагогического общения
(невербальные и вербальные способности) 42

2.2. Блок по развитию внутреннего (личностного)


компонента готовности к педагогическому общению
(блок тренинга) 44

2.3. Блок, направленный на развитие общительности


и социально-психологической наблюдательности 47

2.4. Групповые дискуссии 50

2.5. Деловые игры 50

2.6. Решение психолого-педагогических ситуаций 51

2.7. Психотехнические игры и упражнения 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63




ВВЕДЕНИЕ


Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное взаимодействие учителя и учеников в педагогической деятельности — основное условие успеха и удовлетворенности учителем своим трудом. В то же время неумение наладить контакт с детьми — причина многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Бесспорно, отношения, которые сложились между учителем и учеником следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности.

В связи с этим преподавание спецкурса «Коммуникативная деятельность педагога» должно ориентироваться на формирование профессиональной направленности студента, на расширение его психолого-педагогической эрудиции, должно способствовать самоопределению будущего учителя в коммуникативной сфере и становлению индивидуально-своеобразной системы профессиональных коммуникативных навыков и умений.

Данный курс строится с учетом всей системы психолого-педагогической подготовки студентов, специфики коммуникативной подготовки каждого факультета. Он базируется на материале курсов педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

Основной целью изучения курса является получение знаний о конкретных путях совершенствования коммуникативного потенциала, целенаправленное развитие у будущих учителей способностей к оптимальному педагогическому общению, формирование умения управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими.

Представленное пособие включает введение и два раздела.

Первый раздел рассматривает основные теоретические аспекты, связанные с коммуникативной деятельностью педагога.

Во втором разделе представлены практические задания (различные группы коммуникативных упражнений, заданий, задач и ситуаций), направленные на формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.

После каждой темы представлены диагностические материалы, позволяющие осуществить самопроверку степени усвоения учебного материала. Предлагаемые списки литературы открывают реальные возможности для самообразования студентов. Учебное пособие снабжено также вопросами для итогового контроля.

Текст пособия опирается на материал учебников и учебных пособий В.А.Грехнева, А.В.Добровича, В.А.Кан-Калика, А.А.Леонтьева, Л.П.Литовченко, Л.А.Петровской, С.В.Сергеевой и др., предназначенных для студентов и учителей.

Раздел 1
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.1. ОБЩЕНИЕ КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1.1. Общение, его роль в жизни человека


Представление о том, что общение является важнейшей стороной жизни человека, ее необходимым атрибутом, начало утверждаться в науке еще со времен античности. Правда, как отмечает М.С.Каган, «уровень реального развития личности и реальных отношений между людьми был еще слишком низок для того, чтобы проблема человеческого общения приобрела серьезное значение в общественном сознании» [11].

Показательно, однако, что уже тогда, в демократической Древней Греции научная философская мысль впервые выступила именно в форме диалога (беседы Сократа, произведения Платона), т.е. «интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей» [11].

Тем не менее потребовалось, чтобы прошли многие века, прежде чем специальное изучение общения утвердилось в качестве одной из центральных проблем современной науки о человеке. Накоплению и укоренению в науке представлений о том, что общение является основой социального бытия человека, способствовали многие мыслители древности, средневековья и нового времени.

Так, римский философ и поэт I в. н.э. Сенека писал своему адресату Луцилию: «…проводи время с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то, и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая» [24].

«Школой жизни» называл общение французский философ VI в. М.Монтень. «Общаясь с другими людьми, — писал он в своих «Опытах», — ум человеческий достигает изумительной ясности» [24].

Другой француз, врач и философ Ж.Ламетри писал: «Все люди имеют право и обязаны принимать участие в поисках истины: но невозможно искать истину, не зная мнений, противоречащих вашим, поэтому совершенно очевидно, что нельзя лишать нас свободы высказывания мнений». Мысль эта, изложенная в работе «Опыт о свободе высказывания мнений» еще 2,5 столетия назад, звучит как рожденная в наши дни. В этой же работе Ж.Ламетри говорит также об особой деятельности (сегодня мы называем ее коммуникативной), в состав которой входят «действия людей, при помощи которых они сообщают другим людям свои мысли по поводу тех или иных утверждений [24].

Русский физиолог И.М.Сеченов, размышляя об источниках формирования нравственной стороны личности, писал, что «…моральные чувства… тот комплекс соответственных душевных состояний, который составляет основу и регулятор всякого общежития, родится из общения» [25].

«Развитие индивида, — читаем у К.Маркса, — обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении» [24].

В конце концов, укоренившаяся идея общественной природы человека, социальной обусловленности его сознания и поведения послужила импульсом для возникновения ряда новых научных дисциплин о человеке, в том числе социологии и, несколько позже, на рубеже 19—20 в., социальной психологии. Предметом изучения последней стали, в частности, разнообразные психологические феномены, возникающие в процессе и вследствие общения и взаимоотношений людей друг с другом.

Предметом специального научного анализа общение становится совсем недавно, лишь во второй половине 20 в. Можно выделить ряд причин, способствовавших этому.

С одной стороны, следует указать на объективное нарастание именно в это время коммуникативных проблем как в широком социальном и социально-психологическом, так и во внутриличностном плане. Нарастание связано, прежде всего, с радикальными изменениями условий и образа жизни большинства людей 20 столетия. Это урбанизация, интенсификация совместной деятельности людей, широкое распространение и все большее усложнение профессий особого рода — коммуникативных (в их числе и педагогическая деятельность, предъявляющая в условиях научно-технической революции и информативного взрыва качественно новые и все более высокие требования к коммуникативной квалификации педагога), общее повышение психологической напряженности социальной жизни, ее невротизация, неизбежно сказывающаяся на способности людей продуктивно общаться и взаимодействовать между собой.

С другой стороны, развитие наук, изучающих человека (философии, социологии, психологии, педагогики и др.), способствовало накоплению «критической массы» идей, отражающих представление об общении как о таком важном феномене, без целенаправленного научного изучения которого становится затруднительным дальнейшее глубокое постижение природы человека. Так, все более утверждалось представление об общении как об особой деятельностной сфере (коммуникативной), в которой происходит и зарождение первых ростков будущей личности, и развертывание, обогащение, появление новых духовных качеств растущего и развивающегося ребенка, и актуализация притязаний, ценностных ориентаций, знаний и умений взрослого человека.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Проблема общения — проблема комплексная, и рассматривая ее с разных точек зрения, можно видеть ее отнесенность к различным отраслям сегодняшней науки о человеке.


1.1.2. «Общение» и «коммуникация»


В философских словарях слово «коммуникация» имеет два значения: 1) то же, что общение; процессы социального взаимодействия, взятые в знаковом аспекте; 2) категория современной философии, главным образом экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии [27].

В лингвистике под коммуникацией понимают «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется, главным образом, функционированием языка» [18].

Психологический словарь дает такое определение: «коммуникация — понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1) для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры внутригруппового общения ее участников; 2) для характеристики обмена информацией в человеческом обществе вообще. В последнем случае коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения — информационная» [26].

Таким образом, термин «коммуникация» выступает в двух значениях: широком и узком. В широком смысле слова понятие «коммуникация» выражает «смысловой» аспект социального взаимодействия и направлена прежде всего на достижение «социальной общности», реализуя также управленческие, информативные (передача сведений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фатические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функций. Анализ определений показывает, что употребляемый в этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение».

Для педагогики понятие «коммуникация» достаточно новое, чаще всего в педагогической литературе употребляется слово «общение».
В современной науке нет единого решения проблемы соотношения этих понятий. Нетождественность их смысловых значений ощущалась многими исследователями, философами, психологами, педагогами: А.А.Брудным, М.С.Каганом, Е.С.Кузьминым, А.А.Леонтьевым и др.

Коммуникация — более широкое по объему понятие, составной частью которого является общение. Такое соотношение определяется особенностями процесса коммуникации. Коммуникация может иметь как двусторонний характер, так и односторонний. Общение же является взаимным обменом сообщениями, внутренним психическим содержанием, то есть всегда двусторонним процессом. Коммуникация имеет место как в природе, так и в обществе, она возможна между одушевленными и неодушевленными существами. Общение возможно только между одушевленными существами. По словам К.К.Платонова, человек может общаться с животными, но выражение «общение человека с ЭВМ» надо признать только образным и научно неверным, подменяющим понятие «коммуникативные связи».

В.Д.Ширшов придерживается мнения, что коммуникация — понятие более широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей. Общение — это только частный случай более широкого круга взаимодействий [25].

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что самым общим понятием будет «коммуникация» (всеобщая связь между явлениями), менее широким — «социальная коммуникация» (взаимодействие людей в обществе) и наиболее узким — «общение» (взаимодействие людей на вербальном уровне).



Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга.

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.


1.1.3. Функции общения


В центре общения всегда стоял и стоит человек, что позволяет говорить о значимости общения в воздействии на него, особенно в период интенсивного развития и становления как личности. Общение — сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Как известно, общение выполняет различные жизненно значимые функции:

  • сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы;

  • передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие;

  • воздействие на сознание и поведение людей;

  • предпосылка и сопровождение деятельности;

  • способ взаимодействия;

  • фактор поведения;

  • форма самопознания личности;

  • процесс узнавания себя в другом и другого в себе;

  • условие регламентации межличностных отношений и др.

1.1.4. Виды общения


А.А.Леонтьев понимает общение — особый вид деятельности — как коммуникативную деятельность или деятельность общения, которая играет самостоятельную роль в жизни человека на определенных этапах его развития. Причем необходимым условием общения он называет общественную потребность, общественную необходимость.

В связи с этим условием А.А.Леонтьев выделяет специфические виды общения, где общественная необходимость и общественная потребность наиболее ярко проявляются: 1) социально-ориентированное общение (урок, лекция, доклад, телевизионное выступление и т.д.), в котором непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социально-психологическое взаимодействие и решается определенная социальная задача; 2) групповое предметно ориентированное общение, которое реализуется с помощью определенных приемов и навыков в конкретном коллективном труде и помогает решить производственные задачи; 3) личностно ориентированное общение — общение одного человека с другим, которое в свою очередь может быть диктальным (совпадающее с предметно ориентированным, деловым общение) и модальным (общение по «выяснению отношений»).


1.1.5. Мотивы общения


Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.

Понятие мотива тесно связано с понятием потребности. В мотивах общения опредмечиваются потребности человека, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы или мотивы общения с другими людьми на познавательные темы (этим мотивом является другой человек как источник сведений и как организатор новых впечатлений); потребность в активном функционировании — деловые мотивы общения (этим мотивом является другой человек как партнер по совместной практической деятельности); потребность в признании и поддержке — личностные мотивы общения (этим мотивом является другой человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы).

В реальной жизненной практике все 3 группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой.

1.1.6. Средства общения


А.Н.Леонтьев под средствами общения понимает те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. [17]

Можно выделить 3 основных категории средств общения. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.



Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С.Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» [25]. А.А.Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Вопросы для самопроверки

  1. Какова роль общения в жизни человека?

  2. Что общего и в чем различие понятий «общение» и «коммуникация»?

  3. Перечислите основные функции общения.

  4. Какие существуют виды общения? Приведите конкретные примеры.

  5. Назовите основные мотивы общения.

  6. Охарактеризуйте основные категории средств обучения.
Литература для самообразования

  1. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений / М.С.Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 37 с.

  2. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

  3. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. — М.: Знание, 1979. — 46 с.

  4. Марисова, Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л.И.Марисова. — Берлин, 1978. — 69 с.

  5. Добрович, А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей / А.В.Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.

следующая страница >>


izumzum.ru