Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Таганрог 2004 ббк 65. 290-5я73+65. 050. 9(2р) 18 3426.07kb.
Учебное пособие спбгут санкт-петербург 2012 +658. 012. 011. 1 52.39kb.
Лекции по психотера­пии учебное пособие Ростов-на-Дону «феникс» 1997... 19 4791.02kb.
Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей... 3 746.63kb.
О. В. Шатунова информационные технологии учебное пособие для студентов... 16 1400.33kb.
Вернуться к списку публикаций ббк 75. 81 С12 Сазыкин А. М., ГлушкоА. 1 97.92kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Ббк 22. Зя72 цгаБим. Н. А 31 10214.84kb.
К. С. Исаханова просветители павлодарского прииртышья конца ХIХ начала... 3 1005.02kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Урок ( Дорогами мудрости). Издательство 8 1551.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 - страница №1/5

НОУ ВПО

«Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.»

Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами МИРТШБ.

Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), ЗАПРЕЩЕНО.
ТЕОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск

2007


2

УДК 33 (075)

ББК 65.050я7

А 86


Рецензенты: начальник отдела Управления главного конструктора

ЗАО «Авиастар СП» Н. Х. Долотказин;

директор филиала ГОУ ВПО ПАГС им. П. А. Столыпина Вахов-

ский В. В.

Утверждено редакционно-издательским советом университета в ка-

честве учебного пособия.



Арутюнова, Л. М.

А 86 Теория организации : учебное пособие / Л. М. Арутюнова,

Е. В. Пирогова. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 110 с.

ISBN 978-5-9795-

Пособие предназначено для оказания помощи студентам, обучающимся по

специальности 08050765 «М енеджмент организации» при изучении дисциплины

«Теория организации». Включает конспекты лекций, контрольные вопросы к каж-

дой лекции и библиографический список.

Работа подготовлена на кафедре «Экономика и менеджмент».

УДК 33 (075)

ББК 65.050я7

© Арутюнова Л. М., Пирогова Е. В., 2007

ISBN 978-5-9795- © Оформление3

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

Лекция 1 – Теория организации и ее место в системе научных знаний …...

Лекция 2 – Основные типы организационных теорий и их принципы ……

Лекция 3 – Социальная организация …………………………………………

Лекция 4 – Законы, регламентирующие функционирование организаций .

Лекция 5 – Организация и управление ………………………………………

Лекция 6 – Функционирование организации ………………………………..

Лекция 7 – Организационная культура ………………………………………

Лекция 8 – Проектирование организационной системы ……………………

Лекция 9 – Организации будущего: характеристические черты ………….

Заключение …………………………………………………………………….

Библиографический список …………………………………………………..

4

Введение

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с орга-

низациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся,

работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, разви-

вают науку и культуру. В рамках организаций осуществляется человеческая

деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не

приходится иметь дело с организациями.

В современных условиях развития экономики большое значение придается

организационным процессам, протекающим в многообразной деятельности ор-

ганизаций. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития,

нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваи-

вать современные технологии их деятельности.

Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике за-

коны, которым подчиняются социальные организации. Он обязан владеть тео-

ретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и

корректировки организационных систем.

Ответ на эти задачи дает «Теория организации» – наука, которая обобщает

и развивает научные достижения многих других наук.

5

Лекция 1 – Теория организации и ее место в системе научных знаний



1. Предмет и задача теории организации

Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются ин-

тересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инно-

вации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требова-

ния и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура,

традиции и репутация.

Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нель-

зя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать

современные технологии их деятельности.

Зачем нужны организации, как они создаются и развиваются, на каких

принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают,

почему их участники действуют так, а не иначе – ответы на эти вопросы при-

звана дать теория организации, опирающаяся на обобщения новейшего мирово-

го опыта.



Предметом изучения теории организации является анализ процессов,

протекающих в организационных системах, включая закономерности и про-

блемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объе-

динение в группы отдельных людей для совместной деятельности.

Каждая организация является сложной системой, состоящей из отдель-

ных элементов, звеньев, подсистем. Она осуществляет самостоятельную дея-

тельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и тактику своего поведения,

имеет свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные

подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный

социальный микроклимат, регулируемый системой управления организацией.

Деятельность организаций сложна и многообразна. Организации – явление жи-

вое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, произ-

водственные, официальные, неофициальные. Поэтому организации относятся к

динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным

действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые от-

ражают специфику социальных организационных структур и их обособлен-

ность от естественных образований окружающего нас мира.

Со временем отношения между различными организационными систе-

мами претерпевают значительные изменения. Возникают другие механизмы

взаимодействия, создаются новые технологии работы, появляются не известные

ранее типы организаций.

На базе компьютерных технологий и сетевых телекоммуникаций проис-

ходит формирование мирового информационного пространства, в среде кото-

рого осуществляют свою деятельность все без исключения организации. В со-

ответствии с этим организация, как субъект экономической и общественной

жизни общества, активно использующий информационную среду обитания,

требует нового подхода к процессам, протекающим в организационной среде,

6

разработки новых законов, принципов и подходов к анализу закономерностей



функционирования организационных систем.

Основополагающая задача теории организации - изучение влияния, ко-

торое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование органи-

зации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной це-

ленаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

В теории организации речь идет не о технологиях производства, а об ин-

формационных технологиях управления на всех уровнях организационной дея-

тельности. Теория организации призвана использовать достижения и данные

целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социаль-

ной психологии, антропологии) для решения этих задач.

2. Связь теории организации с другими науками

Теория организации – это наука об основных закономерностях, регла-

ментирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих

объектов окружающей нас действительности.

Организации не могут быть предметом изучения только одной науки –

теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисципли-

нарного изучения.



Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из

социологии – науки, изучающей общественные структуры, их элементы, а

также социальные процессы, протекающие в этих структурах. В социологии

общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система,

представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в

число которых входят и самые разнообразные организации.

Методологические основы теории организации опираются на исследова-

ния в области социологии труда с учетом его характера и содержания. Особо

важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательно-

му труду.

Оценивая роль личности в коллективе и поведение индивидуумов в про-

цессе организационной деятельности, теория организации опирается на психо-

логию. Психология изучает поведение человека, определяет условия, способст-

вующие рациональным действиям и поступкам людей в коллективе, и дает ре-

комендации по выявлению возможностей изменения его поведения в будущем,

позволяя в какой-то мере прогнозировать его поступки в организации.

Особенно значителен вклад в теорию организации научной дисциплины –

социальной психологии. Социальная психология изучает закономерности по-

ведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных

группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп. Со-

временная социальная психология изучает закономерности и взаимодействия

людей с учетом общественных и межличностных отношений, характеристики

не только малых, но и больших социальных групп, проблемы личности, лидер-

ства, принятия групповых решений, социально-психологические аспекты

7

управления, коммуникаций. Все это является неотъемлемой частью теории ор-



ганизации.

Не менее значителен вклад кибернетики, науки об общих закономерно-

стях процессов управления и передачи информации в машинах, живых орга-

низмах и обществе.

Позже появилось самостоятельное направление кибернетики – экономи-

ческая кибернетика. Она объединяет целый комплекс различных дисциплин,

позволяющих всесторонне изучать социально-экономические организационные

системы. Это системный анализ, теория экономической информации, теория

управляющих систем в экономике, теория экономико-математического модели-

рования, экономика и другие дисциплины.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и

достижения ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Понимание организации создает основу для изучения управления, так как

«организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и

как воздействовать на объект. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне

исследовать закономерности и принципы построения организаций разных ти-

пов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности

отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей.

Управление организацией - это не что иное, как процесс переработки инфор-

мации, а принятое на уровне звена управления управленческое решение – это новая

информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается.

Предметом и результатом труда управляющей части организации явля-

ется информация. Этим объясняется неразрывная связь теории организации с

информатикой – отраслью науки, изучающей проблемы научно-технической

информации, новых информационных технологий управления.

Вклад «антропологии» в теорию организации обусловлен тем, что дан-

ная отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общест-

ва, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансля-

ции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами

сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объектив-

ной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для

их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. Исследо-

вания отношений собственности, рыночного и государственного регулирова-

ния, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хо-

зяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, метод экономического

стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации

организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридиче-



ской наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные ас-

пекты правоприменительной деятельности. Большое влияние на формирование

организационных процессов оказывают такие отрасли юридической науки, как

гражданское, трудовое и хозяйственное право, административное право, корпо-

ративное право.

8

Научные дисциплины Изучаемые аспекты

Рисунок 1. – Система наук об организации

Теория организации

Социология

Теория управления

Психология

Антропология

Социальная психология

Сущность, типы, цели, миссия, среда

Структуры, коммуникации

Механизм функционирования

Адаптация, проектирование

Динамика организации

Обучение, тренировка, мотивация

Личность, восприятие, удовлетворение

работой, оценка действий

Отношение к труду, формы поведения

Групповая динамика, нормы, роли

Статус, власть, конфликты,

бюрократия, организационная культу-

ра, социализация

Изменение поведения, позиции,

групповые процессы

Сравнительные ценности, нормы,

позиции, этнические особенности

Субъекты и объекты управления

Стимулирование и мотивация

Принятие и реализация решений

Подготовка и качество руководителей

Руководство

Линейное и функциональное

управление

Информатика

Юридические науки

Экономические науки

Информационные потоки

Обоснование решений

Информационные технологии

Телекоммуникации

Регулирование, рыночные отноше-

ния, эффективность, экономическая

стратегия

Законодательная регламентация,

правила и нормативы, ответственность, санк-

ции


9

Необходимо также отметить непосредственную связь теории организации

с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках специализации «Ме-

неджмент организации». Это организационное поведение, управление персона-

лом, исследование систем управления, разработка управленческого решения,

стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный

менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, ло-

гистика и другие дисциплины данной специализации.

Связь теории организации с системой наук об организации представлена

на рис. 1.



Таким образом, тесная связь теории организации с другими отрасля-

ми знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет,

обобщающий и развивающий научные достижения и дающий практиче-

ские рекомендации деятельности на основании общих законов развития

организаций.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает теория организации?

2. Каким образом теория организации сформировалась в качестве само-

стоятельной дисциплины?

3. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

4. Какая связь между организацией и обществом?

5. Каковы особенности работы организации в условиях формирования но-

вых рыночных отношений в России?



Лекция 2 – Основные типы организационных теорий и их принципы

1. Понятие и сущность организации

Термин «организация» существует во многих науках: философии, социо-

логии, биологии, кибернетики и других. В биологических системах синонимом

организации является термин «организм» – живое целое существо или расте-

ние с согласованной организацией деятельности всех органов.

В это же время термин «организация» можно встретить в таких словосоче-

таниях, как общественные объединения: бюджетные и коммерческие, государ-

ственные и негосударственные учреждения: профсоюзная организация, пар-

тийная, научная, промышленная, торговая, строительная, обслуживающая,

спортивная и т. д.

Термин «организация» используется и в таких словосочетаниях, как ор-

ганизация производства, организация управления финансовыми ресурсами, ин-

10

формационного обеспечения, организация технологического процесса, органи-



зация движения и др.

«Организация» может быть и как организация системы отопления, водо-

снабжения, электрической сети, коммуникаций и т. д.

Иначе говоря, термин «организация» можно рассматривать в трех раз-

личных смыслах: как объект (явление), как процесс управления, как воздейст-

вие или действие (накапливание чего-либо).



Организация как объект – это искусственное объединение людей, яв-

ляющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее оп-

ределенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к

таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти,

учреждения, добровольные союзы.

Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечи-

вающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования.

Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между чле-

нами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за ис-

полнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распре-

деление материальных и денежных фондов. В этом смысле организация пред-

ставляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т. е.

«организовывание».



Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание

действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это

может быть организация водоснабжения, газоснабжения, тепловой системы

и т. д.


В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина

«организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объек-

тов, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллекти-

вом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных

структур.

В данном курсе основное внимание направлено на понятие «организа-

ция», которая занимается производственной и экономической деятельностью,

которую принято называть «деловой организацией». Это предприятия, фирмы,

финансовые и другие учреждения, работающие в условиях новых рыночных

отношений, характерных для современных условий России. Основой их суще-

ствования является не только «коммерческая идея», т. е. получение прибыли,

но и решение социально-значимых задач.

2. Теоретические основы построения организаций

Теоретические основы построения организаций разрабатывались на сты-

ке разных отраслей знаний: менеджмент, социология, антропология, психоло-

гия, юриспруденция и др. Изменения объективных условий функционирования

организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взгля-

11

дов, научных концепций. Рост крупных организаций, развитие точных наук о



человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям,

принципам и методам управления ими. Это вызвало к жизни множество науч-

ных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их ос-

новные черты и стимулы функционирования – формальные и неформальные

организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функ-

ций и ответственности, принятие управленческих решений, математический

аппарат процессов управления.

Для решения вопросов о том, какая схема организации является опти-

мальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание

различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Тео-

рии, которые утверждают, что существует единственный рациональный спо-

соб построения организации, называются универсальными. Теории, соглас-

но которым оптимальная схема построения организации может различаться от

ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение техноло-

гии и внешней среды, называются ситуационными.

Существующие теории построения организации различаются также и по

способу их разработки. Одни схемы организации являются результатом логиче-

ской функции, другие – сформулированы на основе исследовательских разра-

боток. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для

описания организаций, другие – пытаются описать «лучшую» организацию.

Есть теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рас-

сматриваемых в качестве важнейшей основы анализа; и теории, которые пыта-

ются анализировать организацию в целом. Иначе говоря, на сегодняшний день

существуют значительные различия в подходах и предмете анализа при разра-

ботке общей теории формирования организаций.

В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие типы

организационных теорий:

– классическая организационная теория;

– неклассическая организационная теория;

– системная организационная теория;

– ситуационная организационная теория;

– неомодернизационная организационная теория.



3. Типы организационных теорий

Классическая организационная теория характеризуется следующими

признаками:

– она строится для достаточно узкого диапазона объективных условий;

12

– в ней доминируют формальные характеристики;



– она предполагает стабильность целей, технологий управления, внешней

среды.


Основной концептуальный управленческий принцип данной теории – ра-

бота. Классический подход основан на детальной спецификации функций в со-

ответствии с целями и стратегией, на группировке работ по секторам, отделам,

подразделениям и т. д., т. е. тяготеет к делегированию полномочий, четкому

определению ответственности и правил формальных взаимоотношений, к орга-

низации в деталях работы непосредственных исполнителей.

Основателями классической теории организации являются: Ф. У. Тейлор,

Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Л. Гантт, X. Эмерсон, М. Л. Кук, А. Файоль, М. Ве-

бер и др.

В центре внимания – вся организация, а не просто работа, производимая

отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы прин-

ципы организации, критерии формирования организационных структур, созда-

ния системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав

и ответственности. Значительным вкладом в развитие классической теории

явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в

трудах Макса Вебера.

Неклассическая организационная теория обращает особое внимание

на главный элемент организации – персонал.

Характеризуется следующими признаками:

– организация понимается как система взаимосвязанного поведения мно-

гих людей;

– учитывается нестабильность технологий, внешней среды, высокая сте-

пень риска.

Основной концептуальный управленческий принцип данной теории –

роль. Неклассический подход стремится повысить эффективность организации

на основе мотивации, особенностей группового поведения, типов лидерства,

участия, полномочий, властных отношений, определения ответственности

и т. п.


Системная организационная теория рассматривает организацию и

внешнюю среду, в которой она функционирует, как _____4 целое, т. е. ищет оптималь-

ный способ существования организации в условиях высокой неопределенности.

Характеризуется следующими признаками:

– принимаются решения в условиях разнообразия интересов всех, кто

вовлечен в этот процесс;

– уделяется внимание способам функционирования «центров решения»;

– выявляются неизбежные точки напряжения, проблемы;

– специально налаживаются информационные потоки и циклы;

– предполагается самонастройка;

– она проектируется как познающая и обучающаяся система;

13

– признается неопределенность и локальная, «ограниченная» рацио-



нальность.

Основной концептуальный управленческий принцип данной теории –



решение. Системный подход стремится к рефлексии целей организации; опре-

делению подсистем или основных областей принятия решений; выявлению по-

требностей в информации, снижающей неопределенности при принятии реше-

ний, проектированию информационных каналов; группировке областей приня-

тия решений; матричному управлению и управлению по проектам.

Ситуационная организационная теория утверждает, что лучший спо-

соб построения организаций зависит от ситуации, т. е. внутренних и внешних

обстоятельств, в которых «оказывается» организация. Характеризуется сле-

дующими признаками:

– теория рассматривается только как «рамочная» модель, внутри кото-

рой организация живет как «анастомотик ретикулум»;

– подсистемы рассматриваются как конфигурации неопределенностей;

– природа организации понимается как многовариантная;

– учитывается фаза развития организации;

– преимущественное значение получает матричное управление и

управление по проектам.

Основной концептуальный управленческий принцип данной теории –



проект. Ситуационный подход стремится избежать неоправданного напряже-

ния и стрессовых состояний у исполнителей. Внимание концентрируется не на

поиске лучшего образа действия, а на обнаружении и выборе приемлемого, ис-

ходя из сложившихся условий, варианта. Это требуется определенной децен-

трализации и действий по эвристикам, а не по алгоритмам.

Неомодернизационная организационная теория, ничего не утверждая

как единственно надежное, моделирует ситуацию «организация без структу-

ры», «горизонтальная организация». Характеризуется следующими признака-

ми:


– организация как «постоянно размороженная система»;

– для нее характерно скрытое волнение, ни одна процедура не превра-

щается в рутину;

– поступающая извне информация обрабатывается не по заранее уста-

новленной форме, а спонтанно и импровизированно, в самоорганизующемся

процессе.

Основной концептуальный управленческий принцип данной теории – са-

моорганизация, развитие персонала.

Неомодернизационный подход позволяет всем членам организации рабо-

тать преимущественно автономно. Это значит, что каждый способен олицетво-

рить организацию в целом. Связи возникают временно, когда какое-либо реше-

ние или действие требует участия команды, каждая задача решается по-новому.

Организационная структура отсутствует в каком-либо явном виде, кроме вре-

14

менных творческих соглашений. Эта теория рассматривает те возможности, ко-



торые дает координация управления на базе личной ответственности: отказ от

иерархических уровней и структурных подразделений, акцент на устные ком-

муникации и профилирование самоуправляемых групп.

Современные направления теоретических разработок включают сле-

дующие концепции:

– реинжиниринг, или перестройка на современной информационной и

технологической основе организации производства и управления. Это и теория,

и методы комплексного оздоровления корпораций, реконструкции всех без ис-

ключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов.

Управленческий механизм настраивается на овладение рынком;

– анализ емкости рынка, организация сбыта товаров, способы

стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг;

– концепция внутренних рынков корпорации (или организационных

рынков), характеризуется перенесением закономерностей и принципов ры-

ночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Все подраз-

деления становятся автономными звеньями, которые покупают и продают

товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте,

объединяются едиными информационными сетями, финансовыми

системами и предпринимательской культурой. Подразделения, имеющие

широкую экономическую самостоятельность внутри предприятия, могут

оперативно вносить изменения в производство товаров, в предоставление ус-

луг, во всю систему отношений с потребителями. На этой основе с использо-

ванием информационных технологий формируются сетевые организации с

распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные кор-

порации;

– теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления).

Осуществляются интеграционные процессы управления, ориентированные на

более эффективное использование всех ресурсов, что приводит к появлению

многообразных форм горизонтального объединения организаций. Это не только

так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы,

различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйст-

венных ассоциаций и групп;

– концепция «экологически осознанного руководства» предприятием. Ее

основой является рассмотрение предприятия как экологической субсистемы и,

следовательно, как части природного кругооборота. В центре внимания оказы-

ваются экологические процессы.

Различные организационные теории не должны рассматриваться как ис-

торические этапы, сменяющие друг друга. Это интерпретация, поиск более эф-

фективного осуществления государственных функций, более успешного бизне-

са. При проектировании организации необходимо как бы «примерить» различ-

15

ные теории и посмотреть, какие из них помогут более успешно двигаться к дос-



тижению целей.

Организационные теории и создаваемые на их основе модели организа-

ции противоречивы. Каждая из них обладает недостатками и достоинствами, а

их совокупность представляет «сеть» возможных решений. Поэтому организа-

ции, выбирая свой путь в определенных условиях внешней среды, очень много-

образны и неповторимы.



Контрольные вопросы:

1. Что такое организация?

2. Каковы основные особенности понятий организации как объекта и как

процесса?

3. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организа-

ции?


4. Что такое внешняя среда организации?

5. Каковы основные черты классической и неклассической теории органи-

зации?

Лекция 3 – Социальная организация

1. Понятие «социальная организация»

Теория организации ориентирована, главным образом, на социальные ор-

ганизации, сформированные из объединения людей, стремящихся достичь оп-

ределенной цели. Общность цели обусловливает концентрацию дотоле разроз-

ненных усилий, их слаженность и эффективность.

Чтобы изучать организационные системы и сознательно влиять на дея-

тельность социальных организаций, необходимо прежде всего разобраться в

том, что подразумевается под этим определением в теории организации.

Понятие «социальная организация» неразрывно связано с понятием

«коллектив». Состав коллектива и направления его деятельности, определяе-

мые стремлением к достижению единой цели, регулируются административно-

управленческим аппаратом, а также правовыми и этическими нормами, приня-

тыми в данной организации и обществе в целом. Указанные нормы в большин-

стве своем не зависят от конкретного персонального состава коллектива и по-

этому являются обезличенными.

В то же время деятельность организации во многом определяется фор-

мально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность коллек-

тива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их

деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на деятель-

ность организации.

16

Понятие «социальная организация» и «коллектив_______» взаимосвязаны, но не



тождественны. Коллектив – это объединение всех работников организации,

осуществляющих совместную трудовую деятельность. Коллектив является ос-

новой организации, без которого она не может существовать. Деятельность ор-

ганизации во многом зависит от состава и настроения коллектива. Коллектив

может быть заменен, а организация продолжит свое существование. Поэтому

связь организации с коллективом можно охарактеризовать следующей зависи-

мостью:

Организация = коллектив U МТБ U Ф U П U ИС U ... , (1)

где МТБ – материально-техническая база организации; Ф – финансы;

П – производство; ИС – информационная система обеспечения деятельности

организации; U – символ объединения понятий.

Иначе говоря, организация, кроме коллектива, включает и другие состав-

ляющие элементы, без которых она тоже не может существовать.

В теории организации к социальным организациям относятся такие, ко-

торые занимаются производственной и экономической деятельностью и кото-

рые называют «деловыми организациями». Это предприятия, фирмы, финансо-

вые и другие учреждения, работающие в условиях рыночных отношений. К их

числу относятся предприятия, фирмы, магазины, обслуживающие и медицин-

ские учреждения, учебные заведения, армия, различные общественные органи-

зации и т. д.

2. Причины создания организаций

Основой создания организаций, как целенаправленных объединений лю-

дей, является мотивация. Мотивация, это тот фактор, который побуждает лю-

дей объединяться, так как путем сотрудничества можно достичь более высоких

результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом.

В качестве мотивации и потребности объединения людей в организации

выделяются следующие:

– внутренние вознаграждения – достижение желаемого результата, со-

держание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т. п.;

– внешние вознаграждения – зарплата, дополнительные выплаты, про-

движение по службе, награды, похвала, признание и т. д.

Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к

деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Актуальные

мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потреб-



ность – это состояние человека, определяемое необходимостью в чем-либо.

Потребности разделяют на первичные (физиологические потребности организ-

ма) и вторичные (проявления психологического характера). Деньги – это не по-

требность, а лишь средство для удовлетворения потребностей.



Мотивация – это комплекс мотивов, определяющих расположенность

человека к определенным действиям и поступкам.

17

Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно разде-



лить на две группы (рис. 2):

�� достижение общих целей через достижение индивидуальных целей;

�� достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.

Рисунок 2. – М отивы объединения людей в организации



Первый тип мотивации характерен для организаций делового типа –

фирм, предприятий, финансовых учреждений и т. д.

Например, человек, устраивающийся на работу на крупное торговое

предприятие, в сферу услуг, предполагает трудиться ради удовлетворения сво-

их личных потребностей (зарплаты, продвижения по служебной лестнице, реа-

лизация своих способностей и т. д.), и это для него главное. При правильной

организации труда суммарные усилия всех сотрудников организации приведут

к успешному достижению общей цели - увеличение дохода, обеспечение насе-

ления необходимыми товарами или услугами.

Второй тип мотивации характерен для организаций общественного типа

– партий, союзов и т. д.

Единомышленники объединяются в партии и решают определенные об-

щественно значимые проблемы.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, определение одно-

го типа мотиваций для отдельной личности очень затруднительно, т. к. каждый

работник вынужден постоянно соизмерять свою деятельность и с ее влиянием

на работу всей организации, т. е. он вынужден правильно осознавать общую

цель организации, но и работать ради ее достижения. Это означает, что совре-

менный менеджер должен руководствоваться одновременно двумя планами мо-

тиваций.

Таким образом, в условиях рыночной экономики организация ус-

пешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей

осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей

всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется

с учетом интересов всей организации.

Мотивы объединения

Достижение личных целей

через достижение общих

целей


общественные организации

Достижение общих целей

через достижение личных

целей


деловые организации

18

3. Виды и типы социальных организаций

Существует большое количество социальных организаций, решающих

самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, рели-

гиозные и т. д.

Для различных типов организаций используются разные методы изуче-

ния их деятельности, т. к. многие организации ставят перед собой существенно

отличающиеся цели.

Организации можно разбить на следующие категории:

– правительственные и неправительственные;

– коммерческие и некоммерческие;

– бюджетные и внебюджетные;

– общественные и хозяйственные;

– формальные и неформальные организации.

Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принад-

лежности:

– транспорт;

– промышленность;

– торговля;

производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Различают организации по типу решаемых ими социальных задач:

– экономические;

– финансовые;

– политические;

– медицинские;

– образовательные.

Принято выделять три основных вида социальных организаций:

– деловые;

– общественные;

– ассоциативные.



Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.). Целевой уста-

новкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой – спо-

соб получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, кол-

лективами или социальными институтами: государством, местной властью, ак-

ционерными обществами и т. д. Деловые организации могут быть государст-

венными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации полу-

чает доход в виде заработной платы и других выплат. Регулирование деятель-

ности организации осуществляется административно-управленческим аппара-

том.

Общественные организации представляют союз индивидуальных уча-

стников, объединенных общественно значимой целью. Они занимаются реше-

нием социальных проблем общества и проблем членов своих организаций. Ре-

19

гулирование деятельности осуществляется принятием устава и соблюдением



принципа выборности руководства.

Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий,

взаимной привязанности, общих интересов – это семья, круг друзей, знакомых,

студенческая компания, неформальные группы и объединения.

В некоторых случаях решение о принадлежности конкретной организа-

ции к тому или иному классу сопряжено с определенными трудностями.

Например, акционерное общество. По характеру своей деятельности –

это деловая организация. Но деятельность осуществляется по уставу и системе

выборности руководящих органов, как в общественной организации.

Необходимо отметить, что коммерческая деятельность рассматривается

не как цель, а как основа целевой установки деловой организации.

В соответствии с функциональными и целевыми назначениями

все деловые организации подразделяются на два основных класса: обособлен-



ные и корпоративные. Основное внимание в курсе теория организации уделя-

ется обособленным организациям, к числу которых относятся хозяйственные

организации и учреждения.

Отметим три особенности деловых организаций.



Первая заключается в том, что основу целевых установок деловых орга-

низаций составляет коммерческая идея. В своей деятельности они ориентиру-

ются на достижение конечного результата, который выражается в денежном

или вещественном эквиваленте.



Вторая особенность – в системах управления деловых организаций чаще

всего используется жесткая иерархическая структура.



Третья особенность – преобразование материальных или информацион-

ных ресурсов при осуществлении деятельности и получении прибыли при ре-

шении социально значимых задач.

В качестве целей деловые организации могут использовать не одну цель,

а набор целей или подцелей, что дает возможность повысить выживание орга-

низации в условиях острой конкуренции. Для этого предприятия осуществляют

параллельные виды деятельности для возможности безболезненного переклю-

чения с одного вида на другой. Подобные стратегии носят название диверси-



фикации.

Диверсификация позволяет уменьшить риск фирмы посредством рас-

пределения ресурсов и инвестиций между несколькими направлениями дея-

тельности: производством разнородных изделий и оказанием различных услуг

населению.

20

Рисунок 3. – Типы деловых организаций



4. Организация как система

Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается

с помощью использования системного подхода. Система – это набор взаимо-

связанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который

позволяет воспроизвести целое. Каждая система характеризуется как диффе-

ренциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные спе-

циализированные функции. Каждая часть системы выполняет свои функции.

Для поддержания единого целого системы в ней осуществляется интеграция,

для чего используются различные средства, такие как координация уровней ие-

рархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры. Каждая часть

системы является подсистемой в рамках более крупной системы.

21

Применительно к социальной организации система – это искусственно



созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем,

предназначенный для достижения определенной цели. К социальной орга-

низации полностью применим системный подход, представляющий _______методоло-

гию познания составных частей через целое и целого через составные части.

Организации свойственны все признаки системы:

– множество элементов;

– единство главной цели для всех элементов;

– относительная самостоятельность элементов;

– наличие связей между элементами;

– целостность и единство элементов структуры;

– четко выраженное управление.

Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоя-

тельные задачи, между которыми устанавливается функциональное и информа-

ционное воздействие. Следовательно, организация представляет собой слож-

ную систему. С другой стороны, организация является элементом обществен-

ной системы.

Различаются системы открытые и закрытые. Открытая система призна-

ет взаимодействие с окружающим миром.

Организация получает сырье, человеческие ресурсы из окружающего ми-

ра. Они зависят от клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки

активно взаимодействуют с внешней средой, открывают депозиты, обращают

их в кредиты и инвестиции, прибыль используют для своего развития, выплаты

дивидендов и уплаты налогов. Все это говорит о том, что организация может

быть представлена как открытая система.

Разграничения систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и

навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если кон-

такты с окружением сокращаются со временем.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход.

В процессе своей жизнедеятельности любая организация взаимодействует

со многими другими организациями. Одни получают сырье, энергию, инфор-

мацию, другие – ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отхо-

ды. Таким образом, как самостоятельная единица общественной системы орга-

низация имеет определенный набор связей с внешней средой.

К внешней среде относятся все люди и организации, с которыми рас-

сматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей дея-

тельности. Сюда следует так же отнести факторы общественной жизни и явле-

ния природы, оказывающие влияние на функционирование организации. В чис-

ло объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестици-

онные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, об-

щественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты,

потребители, клиенты и т. д.

22

Рисунок 4. – Промышленная организация как открытая система



Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы

и явления внешней среды, к которым относятся:

– политические факторы, предопределяющие стабильность политической

обстановки в стране;

– международные факторы, определяющие поведение организаций на

мировом рынке;

– социально-экономические факторы, характеризующие структуру эко-

номики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;

– правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодей-

ствия организаций;

– научно-технические факторы, влияющие на использование новых тех-

нологий в управлении и производстве товаров;

– природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды

товаров и услуг;

– культурные факторы;

– форс-мажорные обстоятельства.

Организация как элемент общественной системы имеет собственный кол-

лектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою

внутреннюю жизнь и свои интересы. Иначе говоря, каждая организация, кроме

внешней среды, имеет внутреннюю среду.


следующая страница >>


izumzum.ru