Учебное пособие Таганрог 2004 ббк 65. 290-5я73+65. 050. 9(2р)2я73 я 73 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Учебное пособие спбгут санкт-петербург 2012 +658. 012. 011. 1 52.39kb.
Учебное пособие Расчеты на прочность при переменных нагрузках Салават... 1 321.86kb.
К. С. Исаханова просветители павлодарского прииртышья конца ХIХ начала... 3 1005.02kb.
Лекции по психотера­пии учебное пособие Ростов-на-Дону «феникс» 1997... 19 4791.02kb.
Вернуться к списку публикаций ббк 75. 81 С12 Сазыкин А. М., ГлушкоА. 1 97.92kb.
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Ббк 22. Зя72 цгаБим. Н. А 31 10214.84kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Учебник для вузов. М.: Юнити, 1999. 551 с. Бабосов Е. М. Конфликтология... 1 60.23kb.
— Зачем я написал эту книгу. — Новелла о мужике и свинье. Космическое... 10 2316.82kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебное пособие Таганрог 2004 ббк 65. 290-5я73+65. 050. 9(2р)2я73 я 73 - страница №1/18

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г.Я. Гольдштейн


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ





Учебное пособие




Таганрог 2004


УДК 338.242: 339.92

ББК 65.290-5я73+65.050.9(2р)2я73

Я 73

Гольдштейн Г.Я.

Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.  267 с.


В учебном пособии изложены концептуальные основы и анализ практики стратегического инновационного менеджмента в условиях глобальной конкуренции. Основное внимание уделено роли инноваций в условиях глобализации экономики, управлению знаниями как стратегическим ресурсом фирмы, стратегии и организации НИОКР, учету неопределенностей в процессе НИОКР и при оценке инноваций, стратегической роли подготовки серийного производства на основе инноваций.

Учебное пособие рассчитано на аспирантов, магистрантов всех направлений, в которых существенную роль играет инновационная деятельность, особенно направлений, связанных с использованием наукоемких технологий. Пособие может быть использовано студентами экономических специальностей, изучающими дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», а также научными работниками и менеджерами в сфере стратегического инновационного менеджмента.

Адрес электронной версии пособия: http://www.aup.ru/books/m92/

Табл. 61. Ил. 72. Библиогр.: 56 назв.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Рецензенты:


Кафедра менеджмента и прикладной информатики Ростовского государственного экономического университета (зав. кафедрой, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор экономических наук В.А. Долятовский)

Зав. кафедрой экономики фирмы ГУ-ВШЭ, профессор, доктор экономических наук И.В. Липсиц.










 Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2004

 Гольдштейн Г. Я., 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 5

1. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 12



1.1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента 12

2.1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики 14

3.1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции 22

4.1.4. Инновации и теория фирмы 29

2. ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФИРМЫ 32



5.2.1.Характеристики знания как орудия в конкуренции 32

6.2.2. Связь знания – стратегия 33

7.2.3.Схема стратегии знания 37

8.2.4.Управление знаниями при выполнении НИОКР 40

9.2.5. Проблемы внедрения знания в действия фирм 45

3. Инновационная деятельность в промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента 48



10.3.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления 48

11.3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента 49

4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА 53



12.4.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 53

13.4.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 54

14.4.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 54

15.4.4. Фильтрация идей 57

16.4.5. Проверка концепции и экономический анализ 57

17.4.6. Разработка и испытание нового продукта 58

18.4.7. Пробный маркетинг 59

19.4.8. Итоговые выводы по главе 4 60

5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций 62



20.5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения 62

21.5.2. Обзор рынка маркетинговой информации 67

22.5.3. Организация маркетинговых исследований 70

23.5.4. Основные группы потребителей 78

24.5.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем 83

25.5.6. Выбор целевого рынка 84

26.5.7. Маркетинговое исследование инновационных проектов 87

6. СТРАТЕГИЯ НИОКР 91



27.6.1. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка 91

28.6.2. Включение менеджмента знаний в стратегический менеджмент инноваций 93

29.6.3. Общие подходы к стратегии НИОКР 94

30.6.4. Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик» 100

7. ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ НИОКР 102



31.7.1. Содержание и процедура оценки и отбора 102

32.7.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации 104

33.7.3. Маркетинговые критерии 105

34.7.4. Научно-технические критерии 107

35.7.5. Производственные критерии 108

36.7.6. Организация оценки проекта 109

8. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 112



37.8.1. Финансовые критерии оценки проектов 112

38.8.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР 112

39.8.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР 114

40.8.4. Финансовая оптимизация структуры НИОКР 120

9. ПРОБЛЕМЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 127



41.9.1. Роль неопределенности в задаче оптимизации управления предпринимательскими проектами 127

42.9.2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами 129

43.9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса 131

44.9.4. Системы оценок риска проекта с высоким уровнем неопределенности 140

10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 143



45.10.1. Виды НИР и их основные этапы 143

46.10.2. Информационное обеспечение прикладной НИР 145

47.10.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР 145

11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР 149



48.11.1. Основные задачи и этапы ОКР 149

49.11.2. Философия и логика проектирования 150

50.11.3. Интегральный технический показатель качества изделия 153

51.11.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность 156

52.11.5. Управление эффективностью разработки 158

53.11.6. Итоговые выводы по главе 11 160

12. ПРИМЕРЫ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР 161



54.12.1. Общность практики в больших и малых фирмах 161

55.12.2. Опыт организации НИОКР в глобальных японских компаниях 168

12.2.1. Основные подходы 168

12.2.2. Управление НИОКР в МЕ 170

12.2.3. Основные тенденции управления НИОКР в фирме Sony 174



56.12.3. Особенности организации и управления виртуальными предприятиями 177

57.12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии 184

58.12.5. Практические организационные структуры сферы НИОКР в России 194

59.12.6. Проблема оптимального управления потоком НИОКР 199

13. Основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента 204



60.13.1. Инновационная практика глобальных фирм 204

61.13.2. Анализ практики глобального стратегического менеджмента НИОКР 208

14. Стратегическая роль и содержание научно-технической подготовки производства 216



62.14.1. Структура жизненного цикла изделия 216

63.14.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства 218

64.14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции 219

65.14.4. Технологическая подготовка производства (ТПП) 220

66.14.5. Организационная подготовка производства (ОПП) 223

67.14.6. Итоговые выводы по главе 14 226

15. Экономическая разведка – неотъемлемая часть инновационного менеджмента 228



68.15.1. Место информации в НИОКР 228

69.15.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы 229

70.15.3. Основные источники и каналы информации 230

71.15.4. Организация службы информации фирмы 232

72.15.5. Итоговые выводы по главе 15 234

16. Проблемы организации и функционирования рынка новшеств 235

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 238

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Основной 241

Дополнительный 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблицы оценки рисков по факторам системы STAR [6] 245

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Таблицы оценки факторов успешности НИОКР
(по методу подкомитета IRI по управлению портфелем НИОКР [42]) 259

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР «Комплексная навигационная система для морских судов» 265

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


УПРОЩЕННЫЙ АГРЕГИРОВАННЫЙ СЕТЕВОЙ ГРАФ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ 276

У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты.



Питер Друкер


ВВЕДЕНИЕ

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:



  • как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;

  • как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Портера [1] прямо указывается: "Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы... После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений... Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций".

В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса, как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирм, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителями. Как правило, причины такого положения: ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Часто это объясняется отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР.

Россия в силу геополитических факторов вынуждена и должна формировать автономное поведение в мирохозяйственных процессах, опираясь на конкурентоспособность своей экономики. Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Масштабы и темпы развития отечественной науки и инновационной сферы должны обеспечить соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического прогресса.

Важнейшим условием эффективной реализации государственной научно-технической политики в создавшихся условиях является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники (на реализующих их программах и проектах). В целом требуется разработка перспективной инновационной стратегии как центрального звена социально-экономической и научно-технической политики на федеральном и региональном уровнях, а также стратегии предприятий, банков, других финансовых институтов.

В специфических условиях России, когда до сих пор практически вся наука и научное обеспечение управляются государством, а сфера производства, как область внедрения научных достижений, в основном денационализирована, особое значение приобретает координация деятельности в триединой сущности «образование – наука – производство». Основой такого единства является получение и использование новых знаний, в том числе и в области наукоемких технологий, а, следовательно, и управление этими знаниями на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. В области образования это означает необходимость развития инновационного образования. К основным признакам такого образования следует отнести:

– доминирование неклассической и постклассической модели научной рациональности;

– междисциплинарная организация обучения;

– культура системного мышления;

– содержание и методы обучения, ориентированные на творческую созидательную деятельность индивидуума с задачей формирования его инновационной способности.

Предлагаемое учебное пособие должно обеспечить такой подход к подготовке специалистов прежде всего в области наукоемких технологий. В настоящее время в государственных общеобразовательных стандартах (ГОС) для большинства технических специальностей предусмотрена дисциплина «Технико-экономическое проектирование». Такая постановка проблемы сводит все к оценке потенциальной прибыльности проекта, обычно без учета стратегических аспектов развития фирм, их капитализации, динамики потребительских требований и т.д.

Безусловно, этого недостаточно для специалиста, действующего в условиях глобального, остродинамичного рынка 21 века. Поэтому назрела острая необходимость введения в ГОС инженерных специальностей дисциплины «Стратегический инновационный менеджмент», основные направления которой соответствуют содержанию пособия. Это обеспечит стратегическое упреждающее развитие области образования в соответствии с замыслом формирования национальной инновационной системы, подходы к которому разрабатываются сейчас специальной комиссией, созданной под эгидой Президента Российской Федерации.

Формирование национальной инновационной системы является начальной стадией построения экономики страны, основанной на получении и использовании новых знаний в области наукоемких технологий - основного фактора развития высокорентабельного промышленного производства и главного стратегического ресурса Российской Федерации.



Цель создания национальной инновационной системы – формирование с позиций государственной инновационной политики благоприятных правовых (регулирование обращения объектов интеллектуальной собственности), организационных (малые и средние инновационные предприятия) и экономических (налоговые льготы для инвестиций, связанное финансирование, налоговые кредиты, кооперативные исследования) условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений.

Задачи национальной инновационной системы:

– освоение в производстве и создание рыночных предпосылок реализации высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);

– создание условий для динамичного и эффективного обновления морально и физически изношенных основных фондов в сфере создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);

– создание условий для формирования интегрированной триады «наука – образование – промышленное производство» в интересах развития инновационного потенциала.



Основные функции национальной инновационной системы – обеспечение устойчивого экономического развития страны и повышение качества жизни населения за счет:

– создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг;

– увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции;

– повышения образовательного уровня населения страны;

– решения национальных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий.

Основные составляющие национальной инновационной системы:

– подсистема нормативно-правового обеспечения инновационной сферы;

– подсистема долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и комплексного программирования научно-технического и инновационного развития, своевременной смены поколений технологий и техники;

– подсистема выбора стратегических приоритетов инновационно-технологического развития страны;

– подсистема воспроизводства знаний – совокупность организаций, выполняющих ориентированные фундаментальные и поисковые исследования, прикладные исследования и разработки, а также образовательных учреждений и учреждений профессиональной подготовки;

– совокупность инновационно-активных крупных промышленных производств и предприятий;

– инновационная инфраструктура (бизнес-инновационные, информационно-телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, интеллектуальные биржи, финансовые структуры и др.);

– подсистема подготовки (переподготовки) специалистов в инновационной сфере, включая технологический менеджмент (менеджмент инновационного бизнеса);

– подсистема межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества;

– подсистема информационно-аналитического, информационно-справочного и маркетингового обеспечения.



Исходные данные для формирования национальной инновационной системы:

– макроэкономический прогноз социально-экономического развития государства;

– состояние и направления развития нормативного правового обеспечения инновационной сферы;

– обусловленные формы прямого (включая единый государственный заказ в научно-технологической сфере) и опосредованного государственного регулирования инновационной сферы;

– состояние и направления развития научно-технологического и промышленного потенциала страны;

– состояние и прогноз развития внутреннего товарного рынка и рынка труда.

Важнейшие условия формирования национальной инновационной системы:

– государство является основным заинтересованным инициатором создания национальной инновационной системы и всесторонне обеспечивает ее развитие ресурсами на основе ежегодного выбора приоритетных направлений инновационной деятельности;

– ориентированные фундаментальные и поисковые исследования финансируются за счет федерального бюджета;

– прикладные исследования финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств;

– освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг) обеспечивается в основном собственными ресурсами негосударственного сектора экономики (собственниками промышленных предприятий).

Основные организационно-технические требования к национальной инновационной системе:

– формирование национальной инновационной системы должно базироваться в основном на отечественных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсах;

– национальная инновационная система должна базироваться на интегрированных региональных инновационных подсистемах, сформированных на основе согласованных региональных и федеральных приоритетов и с учетом специфических условий территорий Российской Федерации;

– повышение конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции (услуг) в первую очередь должно достигаться на внутреннем рынке;

– основным механизмом реализации государственной инновационной политики являются важнейшие инновационные проекты государственного значения, формируемые на основе стратегических приоритетов инновационно-технологического развития страны;

– программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя и повышение конкурентоспособности продукции (услуг), а также важнейшие инновационные проекты государственного значения должны основываться только на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств;

– прямая государственная поддержка должна иметь адресный характер и может осуществляться посредством капитальных вложений, либо путем передачи прав на интеллектуальную собственность.

Практическому решению поставленных задач должно способствовать настоящее учебное пособие. Крайне важно, чтобы пользователи этого пособия применяли его идеи к своей конкретной профессиональной деятельности, а не являлись пассивными слушателями отвлеченных лекционных курсов, что обычно малоэффективно.

Стратегический инновационный менеджмент объединяет такие аспекты, как:

– разработка стратегий фирм на основе использования инновационных закономерностей;

– введение в систему менеджмента управления знаниями;

– разработка и реализация сквозных программ «знания – инновации – производство – коммерциализация»;

– инновационное образование;

– обеспечение национальных интересов страны.

Такая многоаспектность наложила определенный отпечаток на предлагаемое пособие, делая его некой промежуточной сущностью между научной монографией и стандартным учебником для высшего образования. Кроме учебных целей, он может использоваться и для знакомства специалистами с отдельными проблемами реализации стратегического инновационного менеджмента.

Так топ-менеджменту фирмы можно рекомендовать разделы:

– роль инноваций в эпоху глобализации мировой экономики;

– знания как стратегический ресурс фирмы;

– инновационная деятельность в промышленности;

– мировая практика организации НИОКР;

– основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента;

– проблемы организации и функционирования рынка новшеств.

Руководителям сферы НИОКР в фирме (R&DVP), главным конструкторам и научным руководителям работ рекомендуется знакомство со следующими разделами:

– маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара;

– стратегия НИОКР;

– отбор и оценка проектов НИОКР;

– финансовая оценка научно-технических проектов;

– проблемы неопределенности и риски при выполнении инновационных проектов;

– организация и порядок выполнения НИР;

– организация и порядок выполнения ОКР;

– стратегическая роль научно-технической подготовки производства;

– экономическая разведка – неотъемлемая часть инновационного менеджмента.

Методы оценок рисков в НИОКР (приложения 1, 2) будут практически полезны в подготовке конкретных решений при отборе и оценке альтернативных проектов и формировании портфеля работ.

Очевидно, что центральным ядром стратегического менеджмента является управление знаниями (Knowledge Management/KM). Суммарная рыночная капитализация 500 компаний, контролирующих 70% фондового рынка США, в 1995 г. оценивалась в $ 4,6 трлн, притом, что их активы стоили только $ 1,2 трлн. В 1997 г. соотношение рыночной и балансовой стоимостей всех компаний, входящих в индекс Доу-Джонса, составило 5,3, а у многих высокотехнологичных фирм превосходило 10. По прогнозу Meta Group в 2003 году 75% из 2000 крупнейших компаний мира станут применять методы КМ, а уже сегодня по подсчетам ведущих консалтинговых фирм годовые потери 500 ведущих фирм США из-за неэффективного использования КМ составляют $ 12 млрд. Наиболее эффективно КМ используется в следующих областях управления:

– коллективная работа;

– управление с использованием интрасетей;

– управление интеллектуальными активами;

– отношения с клиентами;

– данные о конкурентах;

– НИОКР и т.д.

При этом широко используются следующие технологии:

– Интернет (93% фирм);

– интрасети (78%);

– хранилища данных и средства интеллектуального анализа (63%);

– управление документооборотом (61%);

– системы поддержки принятия решений (49%);

– обеспечение коллективной работы (43%).

Все это свидетельствует о нарастающей роли интеллектуального капитала в деятельности корпораций и, следовательно, необходимости реформирования образования в России с выбором в качестве приоритетного направления стратегического инновационного менеджмента.

следующая страница >>


izumzum.ru