Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком Сергиев Посад 2006 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет главы городского поселения Сергиев Посад о результатах своей... 3 812.55kb.
Учебное пособие по растворам полимеров для студентов химического... 3 669.46kb.
Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент организации»... 11 1584.27kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Программа Учебное пособие Для студентов факультета журналистики 2 614.46kb.
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения... 5 2194.42kb.
Учебное пособие для вузов основы психологии семьи и семейного консультирования 22 4409.38kb.
Н. Г. Чернышевского история социальной педагогики учебное пособие 28 2167.33kb.
Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С. С. Шинкова. 9 1004.95kb.
Юлия Вячеславовна Безрутченко Маркетинг в социально-культурном сервисе... 7 2375.94kb.
Шашки-мультяшки 1 53.87kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком Сергиев - страница №1/8



Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ВЕТХОГО ЗАВЕТА
(Учительные книги)

Учебное пособие для студентов 4 класса

Составлено преподавателем С.М. Костюком

Сергиев Посад

2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета………………………….......6

Общее содержание учительных книг…………………………………………8
КНИГА ИОВА……………………..………………………………………….11
Основная идея книги и цель её написания………..………………………....13

Обзор содержания книги Иова…………………………………..…………...14

Главные предметы учения в книге Иова…………………………………….23

1. Учение об отношении Бога к миру и об отношении

земных благ к достоинству человека……………………………………...23

2. Учение об ангелах добрых и злых…...……………………………………25

3. Учение о человеке, о его сотворении и состоянии на земле…………….25

3.1. О состоянии души после смерти человека……………………………...25

3.2. Об искуплении грешного человека……………………………………...26

3.3. О будущем воскресении и суде………………………………………….26

Прообразовательный смысл истории Иова………………………………….26
ПСАЛТИРЬ…………………………………………………………………...29
Название книги и её разделение на псалмы…………………………………29

Авторы и время написания псалмов……...………………………………….29

Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу………32

Надписание псалмов………………………………………………………….33

Деление псалмов по содержанию……………………………………………34

Богослужебное употребление Псалтири…………………………………….35

Избранные пророчески-мессианские псалмы………………………………37

II Псалом……………………………………………………………..………..37

Толкование II псалма…………………………………………………………38

Псалом VIII……………………………………………………………..……..41

Толкование VIII псалма……………………………………………………....42

Псалом ХХI……………………………………………………………..……..45

Толкование ХХI псалма……………………………………………………....45

Псалом ХХХIХ…………………………………………………………..……51

Псалом ХLIV………………………………………………………..………...52

Псалом LXVIII………………………………………………...………………54

Псалом CVIII……………………………………………..…………………....55

Псалом CIX…………………………………………..………………………..56

Учительные псалмы………………………………..…………………………58

Псалом I………………………………………..……………………………....58

Псалом XIV……………………………...…………………………………….59

Псалом XC…………………………..………………………………………....60

Псалом CXXXVI……………………………………………………………...61

Молитвенно-утешительные псалмы…………………………….…………..63

Псалом L………………………………………………………….…….……..63

Псалом LXXXIX………………………………………………...……………64

Благодарственно-хвалебные псалмы………………………….…………….67

Псалом XXXIII…………………………………………………………..……67

Псалом CIII………………………………………………………..…………..68
Краткий очерк жизни Соломона и его писания…………………………….70
Книга притчей…………………………………………………..…………….73

Основные предметы учения в книге Притчей………………………….…..74


Книга Екклезиаста……………………………………………….…………...76

Учение о суетности………………………………………….……………......78

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности…….78
Песнь Песней…………………………………………………………..……..80
Книга Премудрости Соломона………………………………………………81
Учение о Премудрости Божией……………………………………………...83

Учение о происхождении идолопоклонства………………………………..84


Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова………………………….……85

Учение о мудрости…………………………………………………………...86

О славе Творца в творении…………………………………………………..87

Молитва Иисуса, сына Сирахова……………………………………………88


ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ ВЕТХОГО ЗАВЕТА для 4 класса

Сектора заочного обучения Московской духовной семинарии
1 билет – Понятие об учительных книгах Ветхого Завета и их число.

Особенности учительных книг по их содержанию и форме

наложения.

2 билет – Книга Иова. Название книги.

Время и место жизни Иова.

Время написания книги, её автор.

3 билет – Главная мысль книги, её форма и разделение на разделы.

Пролог книги Иова (1-2 главы).

4 билет – Первый цикл бесед (3-11 главы).

Прибавление в конце книги.

5 билет – Второй цикл бесед (12-20 главы).

Учение об ангелах добрых и злых.

6 билет – Третий цикл бесед (21-27 главы). Учение о человеке.

7 билет – Речь праведного Иова (28-31 главы). О будущем воскресении

и суде.

8 билет – Речь Елиуя (32-37 главы). Прообразовательное



значение жизни Иова.

9 билет – Речи Бога (38-42,8 главы). Эпилог (42,9-42,17 главы).

10 билет – Нравоучительное значение книги Иова.

Учение об ангелах добрых и злых. Учение о человеке.

11 билет – Автор и время написания книги Псалтирь.

Надписание псалмов. Богослужебное употребление книги

Псалтирь в Ветхом и Новом Завете.

12 билет – Музыкальное сопровождение пения псалмов.

Разделение псалмов по содержанию (на пророческие,

благодарственно-хвалебные).

13 билет – Псалом 2 (наизусть) – надписание, повод к написанию,

содержание.

14 билет – Псалом 8 (наизусть 3 стих).

15 билет – Псалом 21 (2 и 19 стихи наизусть).

16 билет – Псалом 39 (7-9 стихи наизусть).

17 билет – Псалом 44 (7-9 стихи наизусть).

18 билет – Псалом 68 (10 и 22 стихи наизусть).

19 билет – Псалом 108 (8, 24-25 стихи наизусть).

20 билет – Псалом 109 (наизусть).

21 билет – Псалом 1 – надписание, повод к написанию, содержание.

22 билет – Псалом 14 – “ –

23 билет – Псалом 90 – “ –

24 билет – Псалом 136 –

25 билет – Псалом 50 –

26 билет – Псалом 89 –

27 билет – Псалом 33 –

28 билет – Псалом 103 –

29 билет – Краткий очерк жизни Соломона и его Священные Писания.

Книга Притчей. Название книги.

Составитель книги и время её происхождения.

Богослужебное употребление книги.

30 билет – Основные места в книге Притчей:

а) учение о мудрости (1 глава);

б) учение об Ипостасной Премудрости (2 глава);

в) учение о Царстве Небесном, устроенном

Премудростью Божией (9 глава).

31 билет – Книга Екклезиаст. Название книги.

Главный предмет книги и цель её написания.

Разделение на части и обзор содержания.

32 билет – Основные места в книге Екклезиаст:

а) учение о суетности (1-2 главы);

б) учение о добродетели, о памятовании смерти

и о Богопознании (11-12 главы);

33 билет – Книга Песнь Песней. Название книги.

Писатель, время и цель написания книги.

Подлинность и каноническое достоинство.

Обзор содержания и истинный смысл книги.
Понятие об учительных книгах Ветхого Завета
Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода LXX имеется семь. Из них 5 книг – канонических: Иова, Псалтырь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – неканонические.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко – чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. «Се благочестие есть премудрость, а еже удаляется от зла, есть ведение», - говорится в книге Иова (28, 28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1,7). Таким образом, благоговейный страх является основным началом в богословствовании ветхозаветных писателей.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литератур-ного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но, прежде всего – результат Божественного откровения (вдохновления). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер.

По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтыри, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий гений писателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился таким образом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь и на притчу (по-еврейски - «машал»).

Песнью называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов – краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанемен-том музыкального инструмента (например, псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (например, псалом 29, 9 – 17 о винограднике Божием, или Екклезиаст, 12, 1–7). Форма притчи – посло-вицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Еккле-зиаста, Иисуса, сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высоко-торжественной исторической поэмы книги «Иова», а песни с пророческим характером – для книги «Песнь Песней».

Главным содержанием законоположительных книг Ветхого Завета является изложение того закона, который был дан еврейскому народу Богом для устройства им своей жизни согласно общим и частным предписаниям. Изложение этого закона со всеми его многочисленными правилами устройства религиозно-нравственной общественной, семейной и политической жизни составляет главный предмет содержания этих книг. Главным действующим лицом в них является Бог и Его Закон.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе внешнюю историю жизни еврейского народа со времени выхода его из Египта. Они посвящают свое содержание изложению фактов политической, семейной и общественной жизни евреев. Главным действующим лицом здесь является весь народ, его типичные представители.

Исторические книги дополняются пророческими. В исторических книгах жизнь еврейского народа изображается с внешней стороны, в пророческих же – с внутренней, со стороны высоты чистоты его религиозно – нравственных воззрений. В тех и других книгах жизнь еврейского народа рассматривается со стороны соответствия её тому закону, который был дан Богом .

Учительные книги значительно отличаются от законоположитель-ных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, истори-ческих и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он даётся от Бога, как непреложная истина для уяснения и выполнения её людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь – как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблю-дениях над жизнью и природой (например, книга Иова и Екклезиаста).

Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей; авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение, сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются так же от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чём повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации не принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро – и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.


Общее содержание учительных книг
Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжёлые испытания – страдания Иова. Иову было непонятно, зачем родится и живёт человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания (3 глава). По воззрениям Иова, жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (7 глава). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (7, 20; 9, 2I). Перед ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания?

Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и бесчестием.

Иов принуждает друзей молчаливого согласия с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством внешним положением человека на земле не соответствует действительности (9, 24). Если это так, то как же тогда объяснить всё это с понятием о боге как о благом Промыслителем мира и праведном Судии? Ответ на него даётся в речи Бога и Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становиться ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицании его ведёт к пагубным последствиям в духовном совершен-ствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека богу и следование Его заповедям награждается и здесь, на земле.

Итак, особенности содержания книги Иова:

1) предмет её – господства Промысла Божия в мире;

2) постижение его – путём рассудочным, на основании данных опыта;

3) решение вопроса ведёт человека к сознательному подчинению своей воли водительству Божию.

Содержание псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встреча-ются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в псалтири даётся, с одной стороны, изображения Бога, как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога – жалкое существование; а жизнь в Боге и с Богом – условие душевного мира и благополучия. Всё содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувств писателя – отличительная черта всей Псалтири.

Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божей над человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный пут жизни, направляет его и приближает к Богу; человеческие мудрования через проповедь удовлет-ворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под премудростью разумеется Бог и Его закон данный через Моисея.

Книга Екклезиаста путём рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченность человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается. Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средства подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной.

Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причём под женихом разумеется Бог под невестой – Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему.

Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превос-ходства Премудрости Божией перед человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа, освоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписаний житейного характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли.
Вопросы к пройденному материалу:
Дать определение учительных книг Ветхого Завета; их число и наименование.

В чём состоит особенность учительных книг по содержанию и по форме изложения?


Литература

1. Афанасьев Д. П. Учебное руководство по предмету священного писания (книги учительные Священного Писания Ветхого Завета).

2. Вигуру Ф. Руководство к чтению и изречению Библии. Ветхий Завет. Том 2.

3. Гавриловский В. Учительные книги Ветхого Завета.

4. Лопухин А.Н. Толковая Библия. Том 4.

КНИГА ИОВА
Свое название книга Иова получила от ее главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в художественном повествовании быт и нравы ветхозаветного праведника, а также в форме разговоров действующих лиц выясняет вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Книга Иова рассказывает о необычной картине страданий благочестивого мужа древности. Все исследователи единодушно признают, что книга Иова является выдающимся литературным произведением. По словам Ф. Вигуру, «это совершеннейшая поэма по своему плану, величественная по своему выполнению. Она представляет одно из величайших поэтических произведений мира».

Существовало три мнения о характере книги Иова:

1) она представляет собой чистый вымысел;

2) смесь вымысла и истины;

3) имеет вполне исторический характер.

Иудейское и христианское предание не давало точных указаний о писателе. Одни считали автором Моисея, другие – Соломона. Наши отечественные библеисты во главе с авторитетным богословом Москов-ским митрополитом Филаретом считают, что первоначальным писателем книги Иова был сам праведный идумеянин по имени Иов. Указание на авторство Иова можно увидеть в самой книге. Во время страданий Иов высказывал желание записать все то, что с ним произошло: «О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, -на вечное время на камне вырезаны были!» (ХIХ, 23-24).

После выздоровления праведный Иов записал историю своих страданий и верований. Эта мысль подтверждается тем, что речи Иова и его друзей изложены в книге очень подробно.

Вышеприведённые свидетельства являются доказательством исторического характера книги, ибо в согласии с ними находится и содержание книги, и видеть в писателе книги главное действующее лицо у нас есть основания. Что Иов был исторической личностью, об этом мы находим свидетельство в Священном Писании, например, у пророка Иезекииля (14, 14-20). Пророк упоминает об Иове наряду с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом не допуская ни малейшего колебания мысли против историчности личности Иова. Апостол Иаков (5, 2), утешая христиан в постигшем их бедствии, обращает их внимание на страдания праведного Иова, как величайший образец терпения и призывает их к подражанию этому величайшему ветхозаветному праведнику. Историю страданий Иова апостол называет общеизвестной. Православная Церковь установила день празднования памяти праведному многострадальному Иову 6 мая. Какие ещё нужны доказательства?

Патриарх Иов жил позднее Авраама и Исава, потому что два его друга – Елифаз и Вилдад происходили от Авраама. Сам же Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским (Иов, 42, неканони-ческое прибавление). Продолжительность его жизни 248 лет.

Полагают, что праведный Иов сделал первоначальную запись на арабском языке, которая позднее была переведена на еврейский язык. Можно думать, что переводчик придал оригиналу более изящную форму, т. е. обработал его в высокохудожественное священное произведение и приблизил к библейским ветхозаветным воззрениям. Таким образом, при участии Божественного вдохновения писатель составил каноническую книгу Иова.

Есть мнение, что книга Иова вошла в Библию во времена Давида или Соломона, который возможно и является богодухновенным редактором книги. По своему содержанию и некоторым выражениям книга Иова во многом сходна с книгой Притчей Соломоновых (сравните, например, изображение Премудрости в книге Иова (глава 28, стих 12-28) и Притчей (глава 8) и Екклезиаста (сходство по вопросу о земном счастье).

Время написания книги Иова относится к патриархальному периоду. Это можно подтвердить теми фактами, которые изложены в книге .

1. По обычаю патриархального времени Иов, как глава семейства, изображается жрецом в своей семье, он приносит жертвы за детей (Иов, 1,5).

2. Иов изображается судьёй как над своими домочадцами, так и над всеми соплеменниками (Иов, 29, 7-17).

3. Иов – князь и военачальник не в своём только роде, но, можно думать, и во всём племени (Иов, 29, 20-25). Отсюда видно, что в лице Иова совместились три служения – первосвященника, судьи и военачальника. Указанная черта (совмещение трёх служений в одном лице) составляет характерную особенность патриархальной эпохи. (Сравн. Ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака и Иакова, Быт. 14, 15, 16, 21, 22, 25. Здесь, как и у Иова, в раках Авраама, Исаака и Иакова сосредотачивается вся власть управления и главенства над своим родом).

4. В книге Иова говориться о самом древнем виде идолопоклонства – служении солнцу и луне с обрядом целования своей руки (31, 26-27).

5. Когда Иов выздоровел, пришедшие к нему родные и близкие принесли в дар каждый по кесите (Иов, 13, 2). «Кесита» - монета, употреблявшаяся только во времена патриархальные (Быт. 33, 19). Всё это подтверждает мысль о том, что Иов жил во времена ветхозаветных патриархов.

По свидетельству самой книги Иов жил в земле Уц (1,1). Где именно находилась данная местность, мнения экзегетов расходятся. Одни полагают, что земля Уц находилась – в Сирии, другие – в Месопотамии, третьи – в Идумеи. В самой же книге Иова (в греческом, славянском и русском (1956, 1968 гг.) изданиях, в неканоническом прибавлении (13), есть указание, что страна Уц находилась на границе Идумеи и Аравии. Блаженный Иероним и большинство новейших исследователей пришли к выводу, что земля Уц была расположена в северной части Аравии. Её занял, очевидно, потомок Сима по имени Уц (Быт. 10, 23). Содержание же самой книги изображает нам картины, свойственные скорее жителям оазисов и пустынь, а не Палестины. Учитывается так же значительное отличие языка книги по своей арабской окраске от других библейских писаний, с уверенностью можно утверждать, что писатель книги Иова не принадлежал к евреям.

Спрашивается, допустимо ли в Библии произведение иностранного писателя? Да, потому, что Бог не есть Бог одних иудеев, но Бог всего человечества. Авраам был избран, чтобы в нём благословились «все племена земные» (Быт. 12, 3). Храня в избранном роде семя истины для спасения людей, Господь не оставлял своим Промыслом и другие племена на их пути духовного усовершенствования. Ткем более не оставлял Господь, отдельных высокодуховных людей, светочами поднимавшихся среди язычников. Таковыми были Мелхисидек в Ханаане, Валаам в Месопотамии.

Иов и его друзья, живя в языческой Аравии, имели понятие о едином Боге. Это было отголоском древнего монотеизма, Бывшего до определённого времени всеобщей религией. Чистая вера и благочестие Иова делали возможным для него таинственное, душевное общение Богом и получение от Него непосредственных откровений.

В греческой Библии перевода Семидесяти и, следовательно, в славянской, имеется добавление в конце книги (42, 17), считающиеся неканоническими, где говориться, что Иов происходил от Исава, в пятом поколении от Авраама. Он был царём Идумеи, и есть тот самый Иов, о котором говориться в книге Бытия (36, 33), что он жил в земле Авситидийской, расположенной в пределах Идумеи и Аравии. Это добавление заимствовано из «Сирийской книги». Поскольку это добавление заимствованно из какого-то малоизвестного источника, то оно не имеет авторитета духновенности, но по своей несомненной древности (относится ко второму христианскому веку) имеет значение древнего предания о времени Иова.

следующая страница >>


izumzum.ru