Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 1 140.2kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проблема 1 240.65kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Геометрические построения... 1 184.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 283.24kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное финансовое... 2 435.4kb.
Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины 1 215.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Методика... 1 327.8kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 7 2328.35kb.
По окончании каждого образовательного модуля слушатели выполняют... 1 81.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/3



Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра прикладной лингвистики и образовательных

технологий в филологии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины



«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
ООП 050300.62 филологическое образование

Филологический факультет


Курс 1 семестр 2

Москва – 2009


УДК 811.161.1

ББК 81.411.2я73


Рекомендовано к печати

Научно-методическим советом

Составитель:

доцент Н.Л. Антонова


Заведующий кафедрой:

кандидат филологических наук, профессор В.А. Коханова


Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной

лингвистики и образовательных технологий в филологии

филологического факультета ГОУ ВПО МГПУ Н.С. Чернышова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной

лингвистики и образовательных технологий в филологии

филологического факультета ГОУ ВПО МГПУ Е.Ю. Колышева


Практикум по русскому языку: Учебно-методический комплекс дисциплины. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины. Специальность: 050300.62 «Филологическое образование». Факультет: филологический. 1 курс, 2 семестр. Очная форма обучения / Сост.: Н.Л. Антонова. – М.: МГПУ, 2009. – 30 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по русскому языку» обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии (протокол №1 от 27 августа 2009 г.), на Ученом совете филологического факультета (протокол №2 от 23 сентября 2009 г.)

© А.Н. Антонова, 2009

© ГОУ ВПО МГПУ, 2009



Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)


ПРОГРАММА

Дисциплины «Практикум по русскому языку»



подготовки бакалавра филологического образования

Программа дисциплины «Практикум по русскому языку» подготовки бакалавра разработана кафедрой прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта филологического образования.



Москва 2009 г.

Пояснительная записка
Основная образовательная программа по предмету «Практикум по русскому языку» подготовки бакалавра составлена на базе государственного образовательного стандарта по направлению «Филологическое образование».

Целью программы является подготовка бакалавров высокой квалификации, способных применять на практике знания в образовательной сфере, расширение их профессиональной компетенции.

В программе предусмотрено изучение современных орфографических и пунктуационных норм русского литературного языка, совершенствование навыков письменной речи каждого и овладения студентами абсолютного уровня грамотности.
Приоритетными образовательными задачами программы являются:


  • формирование осознания будущими филологами особой роли предмета «Русский язык» в системе школьного образования и роли самого учителя;

  • внедрение новых технологий, позволяющих профессионально преподавать русский язык;

  • ориентация на развитие творческих способностей будущих специалистов, необходимых для совершенствования профессионального мастерства с использованием новых информационных технологий;

  • подготовка профессионала, строящего практическую деятельность на основе знаний о современном состоянии русского языка, специфике каждого изучаемого раздела и «трудностей» русского языка.



Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр: 2

Количество часов на дисциплину: 57 (все занятия практические)

Цель дисциплины:
Содействовать становлению профессиональной компетентности бакалавра в области практического курса русского языка с помощью создания системы знаний о современных орфографических и пунктуационных нормах русского литературного языка.
Задачи дисциплины:


  • добиться осознания будущими филологами особой роли предмета «русский язык» в системе школьного образования и роли самого учителя, который должен обладать уровнем абсолютной грамотности

  • дать представление о современном состоянии русского языка, о специфике каждого изучаемого раздела

  • познакомить с понятиями «трудностей» русского языка и их классификацией

  • вооружить студентов теоретическими и практическими профессиональными умениями для работы в системе столичного образования

  • формировать у студентов навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, словарями и пособиями

  • научить студентов классифицировать ошибки в письменных работах и делать их анализ

  • сформировать коммуникативную компетенцию будущих учителей русского языка и литературы

  • научить безошибочным написаниям литературных терминов и понятий, знание которых необходимо каждому учителю.


Принципы отбора и организации учебного материала
Содержание курса «Практикум по русскому языку» включает в себя следующие разделы:

  1. Принципы русской орфографии. Орфографическая норма и вариантность.

  2. Принципы русской пунктуации. Норма и вариантность в пунктуации. Функции пунктуационных знаков в организации предложения и текста.

Все изучаемые разделы включают выполнение письменных заданий и контрольных работ (диктанты, тестирование, контрольные работы по компьютерной программе).


Содержание программы.

Раздел 1. Орфография.

Предмет, содержание и структура практикума по русскому языку. Роль практикума по русскому языку в профессиональной деятельности учителя.

Современное правописание: нормы и традиции.

1.Правописание гласных:

- безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые

ударением;



  • чередование гласных в корне;

  • гласные после шипящих и Ц;

  • буквы Е – Э.

2.Правописание согласных:

  • звонкие и глухие согласные;

  • непроизносимые согласные;

  • двойные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня;

3.Правописание приставок:

  • приставки ПРЕ и ПРИ;

  • приставки на З – С;

  • гласные Ы – И после приставок.

4. Буквы Ъ и Ь:

  • разделительные Ъ и Ь;

  • Ь после шипящих;

  • употребление Ь для обозначения мягкости согласных на письме.

5.Употребление прописных букв.
6..Имя существительное:

  • правописание падежных окончаний.

  • правописание суффиксов (ек-ик, ец-иц, ечк-ичк, енк-инк и др.);

  • Н и НН в существительных;

  • сложные имена существительные ( слитное и дефисное написание, слова с ПОЛ).

7..Имя прилагательное:

  • правописание падежных окончаний;

  • правописание суффиксов (лив-чив, к-ск, чат-щат, ив-ев и др.);

  • Н и НН в суффиксах прилагательных ( полных и кратких);

  • сложные имена прилагательные ( слитное и дефисное написание, отличие сложных прилагательных от свободного сочетания слов).

8..Имя числительное:

  • склонение количественных числительных;

  • правописание числительных ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА в косвенных падежах;

  • варианты смешанного типа.

9..Местоимение:

  • правописание неопределенных и отрицательных местоимений;

  • различие написаний НЕ КТО ИНОЙ, НЕ ЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, НИЧТО ИНОЕ.

10..Глагол:

  • правописание безударных личных окончаний глагола;

  • правописание суффиксов глаголов (ОВА-ЕВА, ЫВА-ИВА, суффиксы И-Е в глаголах с приставками ОБЕЗ-ОБЕС, гласные перед суффиксом Л);

  • ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах;

  • Различие окончаний ИТЕ-ЕТЕ в изъявительном и повелительном наклонении глаголов.

11..Причастие:

- правописание окончаний причастий;



  • правописание суффиксов УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ЕНН, НН+А, Я);

  • Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

12..Наречие:

  • основные случаи написания наречий ( суффиксы О и А, НЕ и НИ, Н и НН, Ь после шипящих, О-Е после шипящих;

  • слитное, дефисное и раздельное написание наречий;

  • отличие наречий от других частей речи;

  • Н и НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

13..Предлоги:

  • правописание производных предлогов В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ,

В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, НАВСТРЕЧУ и др.; их отличие от других частей речи;

  • написание слов ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИЕЗДЕ,

ПО ВОЗВРАЩЕНИИ, В ОТЛИЧИЕ и др.

14..Союзы:



  • правописание союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ,

ОТТОГО, ПОТОМУ и др.; их отличие от других частей речи.

15.Частицы:



  • раздельное и дефисное написание частиц;

  • значение и употребление частицы НЕ;

  • значение и употребление частицы НИ;

  • различение частиц НЕ и НИ на письме.

16.Правописание НЕ с различными частями речи:

  • НЕ с именами существительными и прилагательными;

  • НЕ с глаголами и деепричастиями; (различие глаголов с НЕДО и НЕ + ДО);

  • НЕ с полными и краткими причастиями;

  • НЕ с наречиями.

17.Орфографическая норма и вариантность.

18.Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов.

19.Классификация орфограмм. Трудные и спорные орфограммы.
Раздел 2. Пунктуация.

Особенности русской пунктуации, ее назначение. Системность пунктуации, взаимодействие принципов (структурного, смыслового, интонационного). Нормативность пунктуации. Норма и вариативность употребления знаков препинания.


1.Простое предложение:

  • тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении;

  • знаки препинания в предложениях с однородными членами; обобщающие слова;

  • однородные и неоднородные определения;

  • знаки препинания в предложениях с вводными словами; слова ОДНАКО, НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ КОНЦОВ и др. в конструкциях, где они являются вводными и не являются вводными,

  • вводные предложения и вставные конструкции; запятая, скобки и тире;

  • сравнительный оборот, знаки препинания; постановка и непостановка запятых в оборотах с союзом КАК, ЧЕМ;

  • обособленные члены предложения, знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями, уточняющими членами предложения, пояснительными и присоединительными.

2.Сложные предложения:



  • знаки препинания в сложносочиненном предложении (запятая,

точка с запятой, тире;). Непостановка знаков препинания в сложносочиненном предложении. Отличие сложносочиненных предложений, части которых включают односоставные предложения, от простых предложений с однородными членами;

  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Запятая на

стыке двух союзов, при повторяющихся союзах, при сложных союзах. Знаки препинания при однородных придаточных;

  • бессоюзное сложное предложение: запятая, точка с запятой, двоеточие

и тире. Вариативность постановки двоеточия и тире;

  • сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания.

3.Прямая речь:



  • знаки препинания в предложениях с прямой речью;

  • цитаты, их оформление на письме;

  • диалог, знаки препинания.

4.Обращение, знаки препинания в предложениях с обращением.


5.Понятие об авторской пунктуации, знаки препинания.
6.Функции пунктуационных знаков в организации предложения и текста.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (основной)
1. Бушуева М.М. Русский язык. Орфография. М., 1994.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М., 1994.

3. Вахрушева Т.В., Ким Н.М., Попова Е.В. Полный справочник по орфографии и пунктуации. М., 1999.

4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 1998.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. М., 1998.

5. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 1999.

6. Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. М., 1995.

7. Жестерева Е.В. Русский язык для поступающих в высшие учебные заведения. М., 2005.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. М., 2001.

9. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебное пособие. М., 2001.

10. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М., 2004.

11. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Пособие. Репетитор по русскому языку. М, 2003.

12. Борисковская Е.Н. Русский язык и литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

13. Российская академия наук. Русский орфографический словарь. М, 1999.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(дополнительной)
1. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. М.: Дрофа, 2003.

2. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Сборник заданий. М.: Просвещение*ЭКСМО, 2006.

3. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ. Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение*ЭКСМО, 2006.

4. Влодавская Е.А., Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. М., 2007.

5. Капинос В.И., Львова С.И. и др. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2002.

6. Лиркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы, тесты. М.: «Русское слово», 2005.

7. Быкова Н.Г. Русский язык с тестами. Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: ЭКСМО, 2005.

8. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ. Русский язык. Репетитор. М.: Просвещение*ЭКСМО, 2007.


Часть II. Методические рекомендации и план усвоения учебной дисциплины «Практикум по русскому языку»
Форма обучения: очная

Курс: 1 (бакалавриат)

Количество часов по учебному плану: 57 (все занятия практические), самостоятельная работа – 57 часов.

Зачет (2 семестр)

Всего часов по учебному плану: 114.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Практикум по русскому языку» состоит из следующих компонентов:


  • программа учебной дисциплины

  • виды учебной работы

  • тематический план курса на семестр

  • темы и формы самостоятельной работы студентов

  • требования к зачету

  • список рекомендуемой литературы – основной и дополнительный

  • тесты для самоконтроля по всему курсу ( в электронном виде)

  • компьютерные презентации по ключевым темам орфографии и пунктуации

  • технологическая карта дисциплины



Тематика практических занятий




Тематика занятий.

Раздел.

Ауд.

часы

пр.з.

Самостоятельная

работа

Кол.

час.

1.

Орфография. Принципы русской орфографии. Орфографическая норма и вариантность. Безударные гласные в корне слова ( пров. и не пров. ударением)

2

Чередование гласных в корне слова (Е-И, О –А, раст-рос, равн-ровн и др.)

2

2.

Правописание согласных в корне слова ( непроизносимые, удвон.)

Диагностический диктант

2

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Словарные слова

(работа с орфогр. словарем)



2

3.

Разделительные Ъ и Ь.

Ь в других формах. Буквы Е – Э.



2

Гласные после Ц. Выполнение заданий по УМКД.

1

4.

Буквы О – Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях.

Компьютерная презентация.

2

Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях.

2

5.

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Приставки на З – С. Гласные Ы – И после приставок.

2

Безударные гласные в приставках. Приставки, оканчивающиеся на согласную.

1

6.

Употребление прописных букв.

Обобщение изученного по орфографии.



Контрольный словарный диктант.

2

Индивидуальные задания на употребление прописных букв.

Составление словарных диктантов по основным темам орфографии.



3

7.

Имя существительное. Правописание падежных окончаний и суффиксов. Н и НН в сущ-х.

2

Окончания существительных после суффиксов. Выполнение заданий по УМКД.

2

8.

Имя прилагательное. Н и НН в прил. Правописание сложных существ. и прилагательных

2

Правописание суффиксов и окончаний прилагательных.

Сложные слова с соединительной гласной и без.



3

9.

НЕ с существительными и прилагательными. Особенности склонения количественных числительных.

Проверочная работа.

2

Составление таблицы Н и НН в прилагательных. Склонение дробных числительных.

2

10.

Правописание местоимений. Различие на письме выражений НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НИКТО ИНОЙ; НИЧТО ИНОЕ.

Глагол. Правописание безударных личных окончаний.



2

Буква Ь в глагольных формах.

Выполнение заданий по УМКД.



2

11.

Правописание суффиксов глаголов, ИТЕ-ЕТЕ, ТСЯ и ТЬСЯ.

НЕ с глаголами и деепричастиями.



2

Гласные перед суф. Л прош. времени глагола. Образование причастий и деепричастий.

2

12.

Правописание суффиксов причастий УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ; ЕНН, А,Я + НН. НЕ с причастиями.

2

Правописание окончаний причастий. Составление компьютерной презентации.

2

13.

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Наречие. Основные случаи написания наречий ( Суф. О-А, НЕ и НИ, Ь и др.)



Тестирование.

2

Способы образования наречий.

Н и НН в наречиях.

Выполнение заданий по УМКД.


3

14.

Слитное, раздельное и дефисное образование наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.

Компьютерная презентация.

2

Составление таблицы « НЕ с различными частями речи».

Примеры трудных случаев написания наречий из художественного текста.



3

15.

Н и НН в кратких прилаг-х, кратких причас-х и наречиях.

Правописание производных предлогов ( в течение, вследствие, в продолжение и других).



2

Непроизводные предлоги. Отличие производных предлогов от других частей речи.

1

16.

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ и других. Значение и употребление частиц НЕ и НИ, их различие на письме.

2

Отличие союзов от других частей речи. Правописание частиц КА, ТАКИ.


2

17.

Обобщение изученного по орфографии и написанию частей речи. Контрольный диктант

2

Выполнение заданий по УМКД

2

18.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации ( структурный, смысловой, интонационный). Нормы и вариантность.

Тире в простом и неполном предложении.



2

Употребление знаков препинания в современной практике печати. Знаки препинания в конце и в начале предложения.

2

19.

Знаки препинания при однородных членах предложения

( запятая; обобщающие слова)

Вводные слова.


2

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях.

2

20.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

Объяснительный диктант.

2

Знаки препинания при обращении.

1

21.

Сравнительный оборот, знаки препинания. Постановка и напостановка запятой перед КАК.

Знаки препинания при обособленных определениях.



2

Употребление кавычек.

Употребление абзаца.



1

22.

Знаки препинания при обособленных приложениях, обстоятельствах и дополнениях.

Компьютерная презентация.

2

Знаки препинания при междометиях, вопросительно- восклицательных словах.

Выполнение заданий по УМКД.



3

23.

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Уточняющие члены предложения, знаки препинания.

Контрольный диктант.

2

Знаки препинания при пояснительных и присоединительных членах.

1

24.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Вариантность знаков препинания.

2

Точка с запятой и тире в сложносочиненном предложении.

Сочетание знаков препинания и последовательность в их расположении.



2

25.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложении с несколькими придаточными. Вариантность знаков препинания.

2

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными частями.

Составление компьютерной презентации.



3

26.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ( запятая, точка с запятой, двоеточие и тире). Вариантность постановки двоеточия и тире.

Компьютерная презентация.

Сложные синтаксические конструкции, знаки препинания.



2

Знаки препинания при диалоге.

Выполнение заданий по УМКД.



2

27.

Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

Понятие авторской пунктуации.



Итоговая контрольная работа

2

Знаки препинания в текстах русских писателей, их сочетание.

2

28.

Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

2

Составление текстов с использованием различных знаков препинания на заданную тематику.

Выполнение заданий по УМКД



3

29.

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации. Обобщение изученного.

1








Самостоятельная работа студентов

( выполнение заданий по разделам, освоение теоретического материала)

ОРФОГРАФИЯ
Из приведенных заданий №№ 2,3,7, 10, 12,14, 16,18,25, 27,29 отрабатываются самостоятельно. Упражнения № 1, 4, 5, 8, 11, 15, 20, 21, 24 выполняются в начале занятия по изучаемой теме. Задания № 6, 9, 13, 17, 19, 22, 23, 26,28,30 сдаются на проверку в письменном виде.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Написание безударных гласных подчиняется морфологическому принципу: гласные пишутся единообразно в ударной и безударной позициях.

Чтобы проверить гласную ударением, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, н.: рябило в глазах – рябь.


следующая страница >>


izumzum.ru