Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством», специализации «Управл - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности... 2 577.82kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
2011 г. Механизмы нефтехимических реакций учебно-методический комплекс. 1 217.89kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебное пособие представляет собой изложение методологии управления... 1 80.09kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 1 244.02kb.
Методические указания для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм... 1 202.36kb.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... 2 266.95kb.
Рабочая программа для студентов специальности 080508. 65 «Информационный... 1 465.54kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 238.37kb.
Семинарского занятия 1 294.08kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 220501. - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. ВОЛОСНИКОВА

«_____» ________________ 2013 г.
Управление качеством в правовой системе

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» , специализации «Управление качеством в социально-экономических системах»

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы:

___________________ Ю.С.Рычков

«_____» ____________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры математических методов. информационных технологий и систем управления в экономике

«_____» _____________ 2013 г., протокол № _____.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _____ стр.

Зав. кафедрой ______________ В.В. Зыков

«_____» _____________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института

«_____» ____________ 2013 г., протокол № _____.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________________ Е.С. Корчемкина

«_____» _____________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ ___________________ Е.А. Ульянова

«_____» _____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ И.Ю. Фарафонова

«_____» _____________2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический институт


Кафедра математических методов, информационных технологий

и систем управления в экономике

Ю. С. Рычков

Управление качеством в правовой системе

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством», специализации «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2013


Юрий Степанович Рычков. Управление качеством в правовой системе: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» Финансово-экономического института. Тюмень, 2013, 26 стр.

Программа ориентирует слушателей на понимание роли управления качеством в правовых системах, изучение основных элементов, позволяющих повышать качество при разработке, принятии и выполнении решений во всех ветвях органов власти В рабочей программе приведены темы занятий, почасовая разбивка, список рекомендуемой литературы, вопросы для самостоятельной подготовки студентов.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Управление качеством в правовой системе [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры ММИТиСУЭ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. зав. кафедрой ММИТиСУЭ, д-р. соц.н., профессор В.В. Зыков
©Тюменский государственный университет, 2013

© Ю.С.Рычков, 2013



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………………….

4

Тематический план изучения дисциплины………………………………

5

Содержание дисциплины...…………………………………………………

10

Раздел I Правовые системы: общие понятия

10


Раздел II. Проблемы управления качеством на государственной службе

10


Раздел III. Система мероприятий по проведению административной реформы

11

Раздел IV.Механизм реализации административной реформы

11


Раздел V Органы государственной власти Р.Ф.

12


Раздел VI. Предоставление органами власти государственных услуг

12


Содержание практических занятий……………………………………….

13

Самостоятельная работа студентов……………………………………...

14

Контрольные вопросы к зачету и экзамену...……………………………

15

Рекомендуемая литература……………………..…………………………

17


1.Пояснительная записка
Дисциплина «Управление качеством в правовой системе» входит в блок дисциплин специализации «Управление качеством в социально-экономических системах» является логическим продолжением основных положений теории разработки общих положений процесса управления качеством.

Профессиональные функции специалиста «Управления качеством» связаны с вопросами планирования и управления производственными процессами, долгосрочного и краткосрочного управления экономикой качества, поиском улучшений в отношении сокращения затрат.

Выполнение этих функций определено требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ ТО 10014-2005 Руководство по управлению экономикой качества.

В программе дисциплины рассматриваются теоретические вопросы управления качеством при разработке стратегии в правовом поле страны; анализируется работа по прогнозированию и планированию в разных сферах человеческой деятельности, сокращения негативных процессов в системе государственного регулирования.

Программой предусмотрена практическая направленность и изучение курса в тесной взаимосвязи с другими специальными дисциплинами.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения следующих дисциплин: стратегический менеджмент, технология организации производства продукции и услуг; управление процессами; средства и методы управления качеством; всеобщее управление качеством, управление качеством при производстве промышленной продукции и др. Последующими дисциплинами являются: система сбалансированных показателей; сертификация предприятий пищевой промышленности по безопасности и экологичности; технология менеджмента качества и охрана окружающей среды и др.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен – 9 семестр
2.Тематический план для очной формы обучения

Таблица 1



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа*







1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1. Введение в управление качеством в правовых системах

1.1.

Правовые системы: общие понятия

1-2

6

6




10

18

0-15

1.2.

Проблемы управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации

3-4

6

6




10

16

0-15




Всего по модулю 1




12

12




20

34

0-30




Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России.

2.1.

Система мероприятий по проведению административной реформы

5-6

4

4




14

24

0-15

2.2.

Механизм реализации административной Реформы в Российской Федерации

7-8

6

6




12

26

0-15

2.3.

Органы государственной власти в Российской Федерации.

9

6

6




10

25

0-20

2.4.

Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.

10

6

6




10

25

0-20




Всего по модулю 2




22

22




46

100

0-70




ВСЕГО




34

34




66

134

0-100


Тематический план для заочной формы обучения

Таблица 2



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

лекции

семинарские занятия

Самостоятельная работа



Правовая система.

2




8

8



Проблема управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации.

2




6

8



Концепция административной реформы в Российской Федерации.

2

1

8

11



Система мероприятий по проведению административной реформы.

2

1

8

11



Механизм реализации административной Реформы в Российской Федерации.

2

1

8

10



Государственные услуги.

2

1

8

11



Органы государственной власти в Российской Федерации.







28

28



Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.







26

26



Управление качеством законодательства.







20

20




ИТОГО

12

4

118

134


Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторные занятия

доклад

контрольная работа

Тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

другие формы




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13




Модуль 1. Введение в управление качеством в правовых системах

1.1

0-10




0-5

























0-15

1.2




0-5







0-5













0-5




0-15

Всего

0-10

0-5

0-5




0-5













0-5




0-30




Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России

2.1




0-5

0-10

























0-15

2.2

0-5

























0-10




0-15

2.3

0-15































0-15

2.4







0-10







0-10










0-5




0-25

Всего

0-20

0-5

0-20







0-10










0-15




0-70

Итого

0-30

0-10

0-25




0-5

0-10










0-20




0 – 100


Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Таблица 4



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополни-тельные

Модуль 1. Основы качества

1.1

Правовые системы

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

1,2

14

0-15

1.2

Проблема управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

3,4

14

0-15




Всего по модулю 1:

28

0-30

Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России

2.1

Система мероприятий по проведению административной реформы

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

5-6

8

0-15

2.2

Механизм реализации административной Реформы в Российской Федерации

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

7-8

10

0-15

2.3

Органы государственной власти в Российской Федерации.

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

9

10

0-20

2.4

Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.

Коллоквиум, собеседование, ответы на семинаре, контрольная работа

Тест, эссе, комплексные ситуационные задания

10

10

0-20




Всего по модулю 2:

38

0-40




Итого

66

0-100


Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Таблица 5



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополни-тельные

Модуль 1. Основы качества

1.1

Правовые системы

контрольная работа




30

1.2

Проблема управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации

коллоквиум

эссе

30




Всего по модулю 1:

60

Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России

2.1

Система мероприятий по проведению административной реформы

контрольная работа

комплексные ситуационные задания

16

2.2

Механизм реализации административной Реформы в Российской Федерации




эссе

16

2.3

Органы государственной власти в Российской Федерации.

коллоквиум

комплексные ситуационные задания

13

2.4

Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.

контрольная работа

Тест

13




Всего по модулю 2:







58




Итого







118



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Введение в управление качеством в правовых системах

Тема 1.1. Правовая система.

Понятие правовой системы. Основные характеристики и особенности. Правовые системы современности. Англо-саксонская правовая система. Романо-германская правовая система. Мусульманская правовая система. Система обычного права. Отличие понятия правовой системы от понятий системы права и системы законодательства.



Тема 1.2. Проблема управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации.

Определение государственной гражданской службы в Российской Федерации. Иные виды государственной службы в Российской Федерации. Законодательство о государственной гражданской службе в Российской Федерации. Государственная должность. Общие принципы поведения государственных гражданских служащих в Российской Федерации. Требования, предъявляемые к должности государственной гражданской службы. Гарантии государственных гражданских служащих. Меры по повышению профессионального уровня управленческих кадров и правовому просвещению.



Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России.

Тема 2.1. Концепция административной реформы в Российской Федерации.

Причины необходимости разработки и внедрения административной реформы в Российской Федерации. Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы её реализации. Проведение административной реформы в 2006 году. Проведение административной реформы в 2007 году. Проведение административной реформы в 2008 году. Направления проведения административной реформы в 2009-2010 годах. Состояние реализации административной реформы в Тюменской области.



Тема 2.2. Система мероприятий и механизм реализации административной реформы в Российской Федерации.

Управление по результатам. Стандартизация и регламентация. Обеспечение проведения административной реформы. Административный регламент. Меры, направленные на повышение качества государственного регулирования в экономике. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей управления качеством в правовой системе. Мониторинг результативности административной реформы и информирование общественности по вопросам административной реформы.

Система управления реализацией мероприятий административной реформы. Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Координационные органы (советы). Финансирование мероприятий административной реформы. Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд. Система аутсорсинга административно-управленческих процессов. Повышение эффективности мер, направленных на преодоление административных барьеров.

Тема 2.3. Органы государственной власти в Российской Федерации.

Понятие государственной власти. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Органы местного самоуправления в Российской Федерации. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции. Региональная антикоррупционная программа. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти. Электронное правительство.



Тема 2.4. Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.

Понятие государственной услуги. Разработка проекта федерального закона о стандартах государственных услуг. Разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти. Предоставление государственных услуг базе многофункциональных центров. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме. Международные стандарты в области предоставления государственных услуг.




  1. Содержание практических занятий.


Модуль 1. Введение в управление качеством в правовой системе

1. Правовая система.

2.Содержание понятия, виды правовых систем.

3.Проблема управления качеством на государственной гражданской службе в Российской Федерации.



Модуль 2. Административная реформа и государственные услуги в Российской Федерации в свете улучшения управления качеством в правовой системе России.

1.Концепция административной реформы в Российской Федерации.

2.Система мероприятий по проведению административной реформы.

3.Механизм реализации административной Реформы в Российской Федерации.

4.Органы государственной власти в Российской Федерации.

5.Предоставление органами исполнительной власти государственных услуг.

6. Управление качеством законодательства.

5. Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины. Рекомендуется самостоятельное изучение доступной учебной и научной литературы, нормативно-технических документов, законодательства РФ. Студенты имеют возможность глубоко и всесторонне изучить теоретическую часть дисциплины и научиться применять полученные знания на практике. Основными видами самостоятельной работы являются: изучение теоретического материала, ответы на вопросы для самопроверки, выполнение практических заданий.

С целью итогового контроля знаний проводится зачёт, который является заключительной формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. Зачёт включает проведение тестирования. Задания по тестированию включают вопросы по всем разделам программы дисциплины. Допуск к зачёту проводится после выполнения практических заданий и промежуточных форм контроля: контрольных работ и тестов в соответствии с календарно-тематическим планом.

Самостоятельно изученный студентом теоретический материал оформляется в виде контрольной работы. Контрольная работа проводится с целью текущего контроля знаний. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно с учётом того, чтобы у каждого студента были разные темы.

Структурными элементами контрольной работы являются: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Титульный лист является первым листом контрольной работы и служит источником информации, необходимой для обработки, хранения и поиска работы. Содержание (оглавление) включает заголовки всех разделов и параграфов с указанием их наименования и номера страницы.



Введение к контрольной работе должно содержать: актуальность, новизну и практическую значимость заданной темы; цель работы; задачи, объект, пути и методы исследования. Основная часть контрольной работы включает две или три главы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведённого исследования. Список использованной литературы должен включать литературу, изученную автором работы в следующей последовательности: Законы РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Думы Правительства РФ, официальные материалы Министерств и ведомств РФ; монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия, периодические издания и другая литература.

Список литературы должен содержать не менее 8 источников, оформленных в алфавитном порядке. В качестве источников литературы рекомендуется использовать информацию из периодических, научно-практических, аналитических и экспертных изданий. В списке использованной литературы указываются: фамилия, инициалы автора, наименование работы, место издания, издательство, год издания и страницы текста, относящиеся к теме работы.

Оформление контрольной работы проводится согласно общепринятым требованиям. Текст контрольной работы должен быть представлен в формате А4, объёмом 10-15 страниц, с соблюдением следующих размеров полей: левое и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм. На странице должно быть 30 строк. Каждая глава, введение и заключение работы должны начинаться с новой страницы. Параграфы внутри главы отделяются друг от друга двумя пробелами. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы указывается в правом верхнем углу.

Основными критериями оценки контрольной работы являются: актуальность и экономическое обоснование проблемы, научность и логичность изложения теоретического материала, соответствие содержания контрольной работы теории и методологии исследования проблем качества, использование современных методов исследования и их результативность, связь с современным производством, наличие положительных отзывов от специалистов.



5.1. Тематика контрольных работ


  1. Правовые системы современности.

  2. Концепция административной реформы.

  3. Противодействие коррупции.

  4. Меры, направленные на улучшение качества управления в системе государственной власти.

  5. Электронное правительство.

  6. Стандарты государственных услуг в России.

  7. Показатели результативности управления качеством в правовой системе.

  8. Система стандартизации и регламентации в органах исполнительной власти.

  9. Административный регламент.

  10. Понятие государственной власти.

  11. Государственная гражданская служба в Российской Федерации.

  12. Органы государственной власти в Российской Федерации.

  13. Меры, направленные на повышение качества государственного регулирования в экономике.

  14. Управление качеством законодательства.

5.2 Тематика докладов

1. Историческая классификация правовых систем.

2. Понятие государственной услуги.

3. Методы повышения качества деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.

4. Развитие государственной гражданской службы.

5. Меры по повышению качества государственного регулирования экономики.

6. Зарубежный опыт повышения эффективности системы закупок для государственных нужд.

7. Текущий набор услуг на сайте gosuslugi.ru

8. Профессиональный уровень управленческих кадров Тюменской области.

9. Состояние реализации административной реформы в Российской Федерации в Тюменской области.



10. Основы проведения административной реформы в муниципальных образованиях.

6. Контрольные вопросы к экзамену


  1. Понятие правовой системы.

  2. Классификация правовых систем современности.

  3. Структура органов государственной власти Российской Федерации.

  4. Структура органов государственной власти в Тюменской области.

  5. Органы местного самоуправления. Проблема управления качеством применительно к местной власти.

  6. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

  7. Понятие правовой услуги. Соотношение с государственной услугой.

  8. Повышения качества деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.

  9. Государственная гражданская служба.

  10. Общие принципы поведения государственных служащих в Российской Федерации

  11. Концепция административной реформы в Российской Федерации в свете улучшения качества управления в правой системе России.

  12. Цели и задачи административной реформы в Российской Федерации.

  13. Сроки и этапы реализации административной реформы в Российской Федерации.

  14. Система мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации.

  15. Механизм реализации административной реформы в Российской Федерации.

  16. Меры, направленные на повышение качества государственного регулирования в экономике.

  17. Административный регламент.

  18. Национальный план противодействия коррупции как комплекс принимаемых мер, направленных на повышение управления качеством в правовой системе Российской Федерации.

  19. Региональная антикоррупционная программа.

  20. Система аутсорсинга административно-управленческих процессов.

  21. Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд.

  22. Меры по повышению профессионального уровня управленческих кадров и правовому просвещению.

  23. Оптимизация функций органов исполнительной власти.

  24. Меры, направленные на улучшение качества управления в системе государственной власти Российской Федерации

  25. Меры, направленные на улучшение качества управления в системе органов государственной власти Тюменской области.

  26. Состояние реализации административной реформы в Российской Федерации в Тюменской области.

  27. Повышение эффективности мер, направленных на преодоление административных барьеров.

  28. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей управления качеством в правовой системе.

  29. Разработка проекта федерального закона о стандартах государственных услуг.

  30. Разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти.

  31. Разработка стандартов государственных услуг, предоставляемыми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Тюменской области.

  32. Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров.

  33. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме.

  34. Электронное правительство.

  35. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

  36. Обеспечение проведения административной реформы на уровне Российской Федерации.

  37. Обеспечение проведения административной реформы на уровне субъектов Российской Федерации.

  38. Разработка основ проведения административной реформы в муниципальных образованиях.

  39. Мониторинг результативности административной реформы и информирование общественности по вопросам административной реформы.

  40. Международные стандарты в области управления качеством в правовой системе.

7. Рекомендуемая литература

7.1 Основная литература

1. Рычков Ю.С. Управление качеством в строительстве – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. - 212с.



7.2 Дополнительная литература
1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 735 с.

2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005г. № 1789-р).

Рычков Юрий Степанович
Управление качеством в правовой системе

Учебно-методический комплекс



Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности 220501.65 «Управление качеством», специализации «Управление качеством в социально-экономических системах»