Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения... 3 328.39kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 1 333.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия Направление подготовки... 8 2503.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Физиология Направление... 13 3300.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 2» «Информационные... 1 446.44kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... 1 441.94kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 191.19kb.
2011г. Теория вероятностей и математическая статистика учебно-методический... 1 281.63kb.
Рабочая программа для студентов направления 0301300. 62 «Журналистика»... 1 236.46kb.
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 «Физика»,... 1 299.81kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 031900. 1 230.73kb.
План дополнительных мероприятий по реализации государственной политики... 1 133.39kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки - страница №1/4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.
ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

«Педагогическое образование»,

профиль «Музыка», очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________________ /Овсянникова О.А./

«______» мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры музыкального образования 20.05.2011, протокол № 10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 43 стр.

Зав. кафедрой ____________________/Емельянов В.В./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики ______ 2011, протокол № _____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования


О.А. Овсянникова
ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

«Педагогическое образование»,

профиль «Музыка», очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011



Овсянникова О.А. Психология детского творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 43 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология детского творчества. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.


Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования Емельянов В.В., канд. пед. наук.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Овсянникова О.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

1.1.

Цель дисциплины: рассмотрение научных исследований, касающихся психологических аспектов творческой деятельности людей, в частности – личности творца, самого процесса творчества, влияния результатов творчества как на творца, так и на других людей, которые пользуются продуктами его творческой деятельности.

Задачи дисциплины:

  • оснащение педагогов-музыкантов специальными профессионально ориентированными психологическими знаниями, открывающими психологическую сущность музыки, знаковую природу сознания и самосознания «человека музыкального», особенности целостного музыкального опыта и передачи этого опыта в музыкальной педагогике, условия музыкально-творческой деятельности и самоактуализации одаренной личности, развития индивидуальности и способностей каждого ребенка в музыкальной деятельности;

  • раскрытие психологического значения музыки в становлении человеческого сознания в истории и онтогенезе личности, чтобы осмыслить скрытые движущие силы музыкального развития, процессов музыкального творчества, функционирования психологических систем музыкальной деятельности;

  • рассмотрение социально-психологических проблем создания, функционирования и распада творческих коллективов;

  • психологические и педагогические аспекты рассмотрения детского музыкального творчества;

  • выявление оптимальных способов музыкального воспитания и обучения с учетом музыкально-психического развития личности.



1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Психология детского творчества» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б3.Б.3. 05.).

При изучении психологии детского творчества используются знания следующих дисциплин: общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, методики музыкального образования.

Учебный материал по предмету «Психология детского творчества» является фундаментом для изучения таких важнейших профессиональных дисциплин будущих учителей музыки как «Методика подготовки выпускной квалификационной работы», «Основы научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта». Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям учебной и производственной практики, использовать полученные знания при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.



1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

Владеет критериями диагностики и оценки музыкальных знаний и способностей учащихся (СК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • сущность музыкально-психологического подхода к изучению сознания;

  • особенности детского музыкального творчества, способы его развития у детей;

  • основные музыкально-психологические понятия;

  • особенности проявления эмоционально-волевой сферы психики в музыкальной деятельности;

  • закономерности музыкально-познавательных процессов психики человека;

  • психологические особенности музыкального развития учащихся различных возрастных групп;

  • психологические принципы музыкально-педагогической работы, психологические особенности организации урока музыки как урока искусства.

Уметь:

  • определять индивидуальные особенности проявления музыкальности учащихся, уровень развития их творческих музыкальных способностей;

  • оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения и становления их личности;

  • аргументировать личностно-профессиональную позицию в вопросах психологии детского творчества.

Владеть:

  • навыками организации музыкально-творческого процесса на уроке музыки с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся и их музыкально-психического развития;

  • навыками самостоятельного ориентирования в разнообразных проблемных психолого-педагогических ситуациях, критически их оценивать и находить пути разрешения возникающих противоречий.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации экзамен (2 контрольные). Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
3. Тематический план.

Таблица 1.




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Введение в предмет






















1.1.

Понятие музыкального творчества. Детское музыкальное творчество в аспекте психологии.

1

2

2

4

8




0-2

1.2.

Методы исследований.

2

2

2

4

8




0-5

2.

Основы психологии музыкального сознания.






















2.1.

«Музыкальное сознание»: понятие, структура, уровни функционирования.

3

2

2

4

8

2

0-7

3.

Музыкально-познавательные процессы психики личности.






















3.1.

Внимание в деятельности музыканта-исполнителя. Способы его развития.

4

2

2

4

8




0-2

3.2.

Музыкально-слуховые ощущения. Основные стадии формирования музыкального восприятия.

5

2

2

4

8

2

0-6

3.3.

Проблемы музыкального мышления и его развития. Типы художественного мышления.

6

2

2

4

8

2

0-8




Всего




12

12

24

48

6

0-30




Модуль 2






















3.4

Развитие музыкальной памяти.

1

2

2

4

8

2

0-3

3.5.

Развитие музыкального воображения. Влияние музыки на развитие воображения.

2

2

2

4

8




0-5

4.

Индивидуально-психологические свойства личности музыканта.






















4.1.

Музыкальные способности, музыкальная одаренность, их взаимосвязь. Музыкальная одаренность как система.

3

2

2

4

8

2

0-7

4.2.

Проявления темперамента и характера в творческой деятельности музыканта.

4

2

2

4

8

2

0-8

5.

Особенности творческого процесса.






















5.1.

Психологические особенности творческого процесса композитора. Уровни творческого процесса.

5

2

2

4

8




0-5

5.2.

Концепции творческого процесса композитора. Классификация творческого процесса композитора.

6

2

2

4

8

2

0-5




Всего




12

12

24

48

8

0-33




Модуль 3






















6.

Музыкально-педагогическая психология.






















6.1.

Психология музыкально-педагогического общения.

1

2

2

4

8

2

0-6

6.2.

Психологический ракурс ведущих отечественных и зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.

2

2

2

4

8

2

0-3

6.3.

Личность музыканта-исполнителя и педагога.

3

2

2

4

8

2

0-6

6.4.

Принципы развивающего обучения музыке. Эффективные и неэффективные методы обучения.

4

2

2

4

8

2

0-6

6.5.

Методы и приемы развития детского творчества на уроке музыки в различных видах деятельности.

5

2

2

4

8




0-10

6.6.

Проблемы и недочеты в массовой практике преподавания музыки.

6

2

2

4

8

2

0-6




Всего




12

12

24

48

10

0-37




Итого (часов, баллов):




36

36

72

144

24

0 – 100




Из них в интерактивной форме




10

12

2










Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

Устное сообщение

Участие в круглом столе

ответ на вопросы

Проработка лекций

Подготовка конспектов

тест

Контрольная работа

Письменное. задание

Знакомство с содержанием электронных источников

Модуль 1

1.1.










0-2
















0- 2

1.2.










0-2













0-3

0- 5

2.1.

0-2

0-3




0-2
















0-7

3.1.










0-2
















0-2

3.2.







0-3




0-3













0-6

3.3.




0-3










0-5










0-8

Всего

0-2

0-6

0-3

0-8

0-3

0-5







0-3

0-30

Модуль 2

3.4.







0-3



















0-3

3.5.






















0-5




0-5

4.1.

0-2













0-5










0-7

4.2.
















0-5







0-3

0-8

5.1.
















0-5










0-5

5.2.
















0-5










0-5

Всего

0-2




0-3







0-20




0-5

0-3

0-33

Модуль 3

6.1.




0-3



















0-3

0-6

6.2.



















0-3







0-3

6.3.




0-3



















0-3

0-6

6.4.




0-3

0-3



















0-6

6.5.

0-2

0-3








0-5










0-10

6.6.







0-3










0-3







0-6

Всего

0-2

0-12

0-6







0-5

0-6




0-6

0-37

Итого

0-6

0-18

0-12

0-8

0-3

0-30

0-6

0-5

0-12

0 – 100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Понятие музыкального творчества. Детское музыкальное творчество в аспекте психологии.

Проработка лекций




1

4

0-2

1.2

Методы исследований.

Проработка лекций

Знакомство с содержанием электронных источников

2

4

0-5

2.1.

«Музыкальное сознание»: понятие, структура, уровни функционирования.

Проработка лекций, круглый стол

Устное сообщение

3

4

0-7

3.1.

Внимание в деятельности музыканта-исполнителя. Способы его развития.

Проработка лекций




4

4

0-2

3.2.

Музыкально-слуховые ощущения. Основные стадии формирования музыкального восприятия.

Подготовка конспектов, ответы на вопросы




5

4

0-6

3.3.

Проблемы музыкального мышления и его развития. Типы художественного мышления.

Тест, круглый стол




6

4

0-8




Всего по модулю 1:

24

0-30

Модуль 2
















3.4.

Развитие музыкальной памяти.

Ответы на вопросы




1

4

0-3

3.5.

Развитие музыкального воображения. Влияние музыки на развитие воображения.

Письменное задание




2

4

0-5

4.1.

Музыкальные способности, музыкальная одаренность, их взаимосвязь. Музыкальная одаренность как система.

Тест

Устное сообщение

3

4

0-7

4.2.

Проявления темперамента и характера в творческой деятельности музыканта.

Тест

Знакомство с содержанием электронных источников

4

4

0-8

5.1.

Психологические особенности творческого процесса композитора. Уровни творческого процесса.

Тест




5

4

0-5

5.2.

Концепции творческого процесса композитора. Классификация творческого процесса композитора.

Тест




6

4

0-5




Всего по модулю 2:

24

0-33

Модуль 3
















6.1.

Психология музыкально-педагогического общения.

Круглый стол

Знакомство с содержанием электронных источников

1

4

0-6

6.2.

Психологический ракурс ведущих отечественных и зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.

Контр. работа




2

4

0-3

6.3.

Личность музыканта-исполнителя и педагога.

Круглый стол

Знакомство с содержанием электронных источников

3

4

0-6

6.4.

Принципы развивающего обучения музыке. Эффективные и неэффективные методы обучения.

Круглый стол, ответы на вопросы




4

4

0-6

6.5.

Методы и приемы развития детского творчества на уроке музыки в различных видах деятельности.

Тест, круглый стол

Устное сообщение

5

4

0-10

6.6.

Проблемы и недочеты в массовой практике преподавания музыки.

Ответы на вопросы, контр. работа




6

4

0-6




Всего по модулю 3:

24

0-37




ИТОГО:

72

0-100


4.   Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.2.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

4.1.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

1.

Методика подготовки ВКР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Основы НИД педагога-музыканта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.  Содержание дисциплины.

следующая страница >>


izumzum.ru