Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 184.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности... 1 440.23kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности... 1 379.45kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... 2 619.15kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 1 333.18kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности 1 165.99kb.
2011 г. Механизмы нефтехимических реакций учебно-методический комплекс. 1 217.89kb.
Рабочая программа для студентов специальности 080508. 65 «Информационный... 1 465.54kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 191.19kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... 2 266.95kb.
1. Современная зарубежная литература: Учебное пособие / Доп. 1 46.32kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001. - страница №1/1



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Н.А. Рогачева
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 031001.65 Филология.

Форма обучения – заочная

Тюмень


2009
Рогачева Н. А.: Введение в литературоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 21 с.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО по специальности 031001.65 Филология (заочная форма обучения) и отражает опыт преподавания теоретико-литературных и специальных дисциплин сотрудниками кафедры русской литературы Тюменского государственного университета.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Введение в литературоведение [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронной печати Учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор,

зав.кафедрой русской литературы

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

© Н. А. Рогачева, 2009




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины. Курс введения в литературоведение имеет определяющее значение в процессе освоения студентом-филологом теоретико-литературных понятий. Он дает представление об искусстве слова в истории и динамике социокультурной жизни, о коммуникативной природе искусства слова, о художественном произведении как системно-целостном единстве, исторических фазах развития литературы, о путях и методах понимания и анализа литературных явлений.

цель курса: освоение ключевых понятий, терминов, категорий и принципов теоретической поэтики (общей и частной), осмысление эстетической сущности искусства слова, овладение первичными навыками системно-целостного анализа художественного произведения.

Задачи курса:

а) обеспечить усвоение основ теоретической поэтики, знание общих свойств художественной литературы как вида искусства, ее роли и места в социокультурной жизни;

б) показать эстетические возможности понимания и анализа литературных явлений с учетом их жанровой специфики;

в) обучить методикам анализа литературного произведения;

г) познакомить студентов с основными фазами историко-литературного процесса;

д) подготовить студентов к усвоению историко-литературных дисциплин, сформировав навыки грамотного владения литературоведческой терминологией.



Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Введение в литературоведение» является базовым в подготовке к усвоению материала ряда дисциплин: «Истории русской литературы» (система филологических терминов и понятий), «Методики преподавания литературы» (методика анализа и пути интерпретации литературного произведения в вузе и школе), «Современного русского языка» (соотношение функциональных стилей и поэтического языка, лингвистический и литературоведческий анализ текста), «Теории литературы», в рамках которой играет роль вводной дисциплины.


Требования ГОС

Курс «Введение в литературоведение» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности направления 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. В нем отражены следующие требования к уровню подготовки студента: усвоение знаний об «основных понятиях науки о литературе», о «месте литературоведения в структуре гуманитарного знания»; овладение навыками «анализа литературного произведения»; формирование умений применения теоретических сведений в процессе изучения истории русской и зарубежной литературы.



Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

2

2.

Практические занятия

4

3.

Самостоятельная работа

94

4.

Экзамен







Всего

100


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Тематика занятий

Лекции (кол-во часов)

Практ. и семин. занятия (кол-во часов)

Индив. и сам. работа студ. (кол-во часов)

Формы контроля

1.

Специфика дисциплины. Структура курса. Теория литературы как система дисциплин.

1




4

Консультац. по самостоятельной подготовке

2.

Эстетическая природа литературы







4

Собеседование

3.

Категория художественности. Художественный образ







6

Проверка конспектов

4.

Коммуникативная природа литературы. Структура художественного текста: уровни структуры






6

Проверка конспектов

5.

Содержание литературного произведения

Содержательность художественной формы






1

12

Проверка исследов. работ (собеседование)

6.

Художественный мир литературного произведения (сюжет, система персонажей, предметно-вещный мир)




1

12

Самостоятельная работа

7.

Категория автора в литературоведении.

Художественный автор и повествователь. Типы повествователя



1




10

Проверка конспектов Контрольная работа

8.

Стих и проза. Системы русского стихосложения




1

10

Проверка карточек

9.

Стиль художественного текста. Поэтический язык




1

10

Проверка карточек,

тесты


10.

Роды и жанры литературы







10

Контрольная работа

11.

Литературный процесс







10

Собеседование, проверка конспектов




Экзамен
















Всего

2

4

94






3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1. Специфика дисциплины. Структура курса. Теория литературы как система дисциплин.

Теория литературы, ее цели и задачи, область теоретико-литературных исследований. Основные подходы к изучению литературных фактов: социологический, герменевтический, структурный.

История литературы как теоретическая проблема: типы связей между литературными явлениями и их интерпретация. Поэтика общая и частная: содержание категорий, область исследования. Историческая поэтика, ее концепции и задачи.

Литературная критика, ее специфика.

Вспомогательные дисциплины: библиография, источниковедение, текстология, комментирование. Типы комментариев.

Тема 2. Эстетическая природа литературы

Эстетика и теория литературы: соотношение дисциплин. Эстетическое отношение. Эстетические эмоции. Эстетический вкус. Художественная литература как вид искусства. Поэтика и эстетика. Исторические концепции искусства. Литература в системе искусств.

Литературное произведение как «эстетический объект» (М.М. Бахтин).



Тема 3. Категория художественности. Художественный образ

Эстетическое и художественное. Художественность как способ познания. Законы художественности. Типы художественности как «род целостности» литературного произведения. Тип художественности и поэтика. Модусы художественности. Пафос и модус художественности.

Художественный образ как категория эстетики. Свойства образа. Различие понятия и художественного образа.

Тема 4. Коммуникативная природа литературы. Структура художественного текста: уровни структуры

Коммуникативная природа искусства. Произведение и текст. Текст – сложно построенный смысл. Понятие знака. Текст как знаковая система. Уровневая структура художественного текста: фонологический, морфологический, лексический, синтаксический уровни. Структура как закон, определяющий соотношение элементов текста. Структура художественного текста и структура национального языка. Задачи и методы структурного анализа текста.



Тема 5. Содержание литературного произведения

Содержательность художественной формы

Целостность литературного произведения. Содержание и форма литературного произведения: их разграничение. Онтология и аксиология художественного произведения. Исторические типы художественного единства. Функции формы. Внешняя и внутренняя форма (А.А. Потебня). Эстетический объект как «оформленное содержание» (М.М. Бахтин). Категория содержательной формы.

Тема 6. Художественный мир литературного произведения (сюжет, система персонажей, предметно-вещный мир)

Основные параметры художественной картины мира как содержательного и формальног единства. Ценностное содержание художественного мира. Проблема выражения непространственных представлений в пространственно-временной форме. Картина мира и язык литературного произведения.



Модель мира, ее характеристики.

Персонаж – герой – действующее лицо в литературном произведении. Персонаж и тип. Персонаж и характер. Структура персонажа. Статическая и динамическая характеристика героя (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами). Поведение персонажа. Система персонажей и конфликт. Автор и герой. Персонаж как субъект и объект изображения.

Событие в художественном тексте. Сюжетное и бессюжетное повествование. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Сюжетные мотивы. Система мотивов. Типы сюжетов.

Пространственные особенности текста. Пространство и образ мира. Физическая точка зрения (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Особенности пейзажа (интерьера). Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

Временные особенности текста. Время действия и время рассказывания. Типы художественного времени, значение временных образов. Лексика с временным значением. Основные хронотопы текста. Пространство и время автора и героя, их принципиальное отличие.


Тема 7. Категория автора в литературоведении.

Художественный автор и повествователь. Типы повествователя

Автор биографический и автор художественный, их принципиальное отличие и нераздельность. Историчность категорий биографического и художественного автора. «Смерть автора» как категория литературы постмодернизма.

Автор и повествователь. Тип повествователя, его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя. Речь повествователя, приемы художественной изобразительности. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.



Субъектная организация в прозаическом и поэтическом тексте. Лирический субъект, его типология.

Тема 8. Стих и проза. Системы русского стихосложения

Поэзия и проза как два типа художественной речи. Их историческое соотношение. Ритм как конструктивный принцип стиха.

Поэтический текст, его специфика. Ритм и метр, особенности стиховой композиции. Народный и молитвословный стих. История русского стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая системы, верлибр). Ритмика и строфика. Звуковая организация поэтического текста. История русской рифмы.



Тема 9. Стиль художественного текста. Поэтический язык

Категория стиля в литературоведении. Стилевые системы и индивидуальные стили. Двумерность стиля. Специфика художественного стиля. Различие литературного и поэтического языка.

Проза и поэзия. Семантика грамматических категорий в поэтическом тексте. Лексическое значение слова в языке и поэтическом тексте, роль контекстных связей. Виды тропов. Фигуры речи в художественном стиле. Слово и образ. Картина мира в поэтическом тексте: пространство, время, состояние.

Произведение как открытая система. Контекст как ключ к интерпретации художественного текста (подтекст). Основание для установления контекстных связей. Типы контекста. Интертекст. Проблема референции художественного текста. Интерсубъективность и интертекстуальность. «Чужое слово», типы чужого слова. Виды интертекста. Методика контекстного и интертекстуального анализа литературного текста.



Тема 10. Роды и жанры литературы

Различие родов и жанров литературы в истории эстетики. Литературный род как «естественный» тип литературных произведений. Параметры различения литературных родов в современной теории. Историческая конкретность жанра.



Эпос, его специфика: предмет изображения, соотношение изображения и повествования, характер событийности. Лирика как род литературы: соотношение изображенной и изображающей речи, лирическое событие. Драма как род литературы: понятие театральности.

Жанровое членение литературы: жанровая модель. Историческое содержание категории жанра. Жанровые системы в истории литературы. Индивидуальные жанровые системы.



Тема 11. Литературный процесс

Синхронный и диахронный подход в литературоведении. Динамика и стабильность истории литературы. Топика. Стадиальность и системность литературного процесса. Смена литературных систем. Литературные направления, течения, школы. Литературные манифесты. Стилевые системы. Стиль эпохи.
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Принятые сокращения:

Чернец: Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.

Чернец 2004: Введение в литературоведение: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

Бахтин, Тынянов и др. без указания источника: Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 1988.

Поспелов: Введение в литературоведение /Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988.

Занятие № 1. Содержание и форма художественного произведения

Вопросы для обсуждения

  1. Содержание и форма как две стороны литературного произведения.

Диалектика содержания и формы:

Гегель С. 67 – 71;

Гегель. 138 – 140

Гегель. 202 – 204

Есин. С. 25 – 31


Бахтин 204 – 205


Проверка конспектов (тезисы)

  1. Содержательный аспект художественного произведения

Тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Внешняя и внутренняя тема. Методика тематического анализа: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы, авторские рассуждения. Рамочные компоненты текста, их функции. Типы проблематики. Художественная идея.

    1. Тематика

Есин. С. 34 – 40.

Поспелов. 73 – 77.

И.А. Виноградов. 254 – 263.

    1. Проблематика

Есин. С. 43 – 56.

    1. Идейно-эмоциональная оценка

Есин. С. 58 – 64.

    1. Пафос, его виды

Есин. 64 – 72.

    1. Модусы художественности (сообщение)

Задание

Составить словарь основных понятий (терминов) для описания содержательной стороны литературного произведения.

Контрольная работа: литературоведческий диктант.

Все примеры приводить из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».



  1. Понятие «содержательной формы», его смысл и границы.

Гачев, Кожинов 205 – 208


Есин. 31 – 34

Занятие № 2. Художественный мир литературного произведения

Вопросы для обсуждения

  1. Художественное произведение как система.

Чернец. 153 – 176 (краткий конспект для проверки). Можно ориентироваться на следующие вопросы.

Онтология художественного произведения: компоненты заглавия и их функции: название произведения; имя автора; жанровый подзаголовок; связь произведения с другими произведениями: типологические свойства произведения; «чужое» (готовое) слово; двойная рамка (внешняя и внутренняя); единство произведения, его обусловленность личностью автора.

Аксиологический подход к проблеме единства художественного произведения. Что определяет оценку художественности (целостности) произведения на протяжении истории литературы? Историческая изменчивость представления о целостности литературного произведения.


  1. Анализ формы и интерпретация содержания литературного произведения

Потебня. С. 170 – 173.

Потебня 173

Скафтымов 173 – 178.

Скафтымов. 181 – 185.

Бушмин. 185 – 189.

Гуковский. 181 – 185

Лихачев 194 – 198, 198 – 199.

  1. Мир литературного произведения.

Чернец. С. 191 – 202

Занятие 3. Стих и проза. Основы стихосложения

Вопросы для обсуждения

  1. Метр и ритм, их различие.

  2. Системы русского стихосложения.

  3. Силлабо-тоническая система: понятие стопы, виды стоп и размеров, методики определения стихового размера, смешанные размеры.

  4. Тоническая система стихосложения: дольник, тактовик, акцентный стих.

  5. Рифма, ее виды.

  6. Строфа, разновидности строф.

  7. Верлибр как система минус-приемов.

Литература

Чернец. 364–381.

Поспелов. 293–325

Задание

Тестирование: определение стихотворного размера в предложенных текстах.

Занятие 4. Язык художественного произведения

Вопросы для обсуждения

1. Поэтический язык, его отличие от литературного языка



Чернец. 512–528: собеседование по основным положениям статьи (конспект для проверки).

2. Поэтические тропы.



Задание. Карточки с примерами видов художественной иносказательности (на материале творчества одного автора).

Тесты: определение вида тропа и объяснения способа его образования.

Чернец. 336–350.

Поспелов. 245–273 (для справок).

3. Фигуры речи в поэтическом произведении.



Поспелов. 273–293 (для справок).

Чернец. 442–446.

Задание

Особенности поэтического языка в стихотворении О. Мандельштама «В игольчатых чумных бокалах…» (контрольная работа).




  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема 1. Специфика дисциплины. Структура курса. Теория литературы как система дисциплин.

    1. Аннотация энциклопедической статьи (по выбору)

    2. Библиографическое описание 3 источников (на карточках)

Тема 2. Эстетическая природа литературы

  1. Собеседование материалу лекции

  2. Собеседование по конспектам: Гегель, 67-71; Буров, 96-97; Поспелов, 97-101.

Тема 3. Категория художественности. Художественный образ

Конспект статьи В.И. Тюпы «Художественность» (Чернец. 463–482).



  1. Подобрать примеры к каждому типу модуса художественности.

  2. Коллоквиум. Сообщение по одному из разделов статьи: устный анализ одного произведения в рамках модуса художественности (на выбор).

Тема 4. Коммуникативная природа литературы. Структура художественного текста: уровни структуры

  1. Тестирование по основной терминологии

  2. Анализ фонетического уровня художественной структуры текста

Тема 5. Содержание литературного произведения. Содержательность художественной формы

1) Контрольная работа на знание основных терминов по теме.



Тема 6. Художественный мир литературного произведения (сюжет, система персонажей, предметно-вещный мир)

  1. Конспект статьи Д.С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения (Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74–87).

  2. Конспект главы «О специфике художественного мира» в книге Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста» (М., 1970. С. 296–304).

  3. Коллоквиум «Картина и модель мира в художественном произведении».

  4. Контрольная работа по основным терминам.

Тема 7. Категория автора в литературоведении. Художественный автор и повествователь. Типы повествователя

  1. Анализ повествовательной структуры рассказа А. П. Чехова «Человек».

Тема 8. Стих и проза. Системы русского стихосложения

  1. Конспект главы «Поэзия и проза» в книге Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста» (С. 120–132).

  2. Карточки с примерами к терминам: силлабический стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон, дольник, тактовик, акцентный стих, рифма: точная, неточная, бедная, богатая, мужская, женская, дактилическая, смежная, перекрестная, кольцевая; белый стих, верлибр.

Тема 9. Стиль художественного текста. Поэтический язык

  1. Карточки с примерами к терминам: сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, эвфемизм, гипербола, литота, ирония; параллелизм, инверсия, анафора, эпифора, стык, эллипсис, бессоюзие, многосоюзие.

  2. Литературоведческий диктант по основным терминам: виды контекста, чужое слово, цитата, реминисценция, аллюзия, пародия, эпиграф, метатекст, гипертекст.

Тема 10. Роды и жанры литературы

  1. Контрольные работы (см. тематику работ).

  2. Коллоквиум «Специфика анализа драматургического произведения»

Тема 11. Литературный процесс

Реферат одной статьи раздела «Язык писателя и литературное направление» (Введение в литературоведение: Хрестоматия. М., 1988. С. 317–329).




  1. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Анализ эпического произведения. Тексты на выбор: А. П. Чехов. Мальчики; И. А. Бунин. Холодная осень; В. П. Драгунский. Девочка на шаре.

План анализа эпического произведения

  1. Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы, авторские рассуждения). Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

  2. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Покажите, какое из событий является сюжетообразующим, то есть изменяет картину мира в произведении, определяет ход действия. Какое значение имеет событие для понимания позиции автора? Назовите основные сюжетные мотивы. Как они соотносятся (система мотивов)?

  3. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

  4. Предметные детали в произведении. Отметьте наиболее важные предметные образы. Покажите, какое они имеют значение, как связаны с героями и повествователем.

  5. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени? Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.

  6. Система персонажей и основной конфликт. Найдите главного героя, покажите, из чего складывается его образ, статическая и динамическая характеристика (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами). Как соотносится образ главного героя с другими персонажами произведения? Как выражено отношение к нему автора?

  7. Повествователь в тексте. Определите тип повествователя, покажите, как изменяется его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя (можно показать на одном фрагменте текста). Охарактеризуйте речь повествователя, найдите в ней приемы художественной изобразительности. Покажите значение тропов (метафор, символов, эпитетов и др.). Отметьте особенности построения предложений. Если есть, покажите ритмическую организацию текста. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.

  8. Соотношение повествователя и автора в тексте. Попробуйте логически определить специфику структуры данного текста.




  1. Анализ лирического произведения. Тексты на выбор: А. С. Пушкин. Когда за городом, задумчив, я брожу…; А. Блок. Сусальный ангел; А. Ахматова. Последняя роза.

План анализа лирического текста

  1. Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы). Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

2. Композиция стихотворения.

    1. Принципы членения текста: метрико-ритмическое членение, синтаксическое, тематическое. Покажите, как соотносятся части текста.

    2. Особенности стиховой композиции.

    3. Звуковая организация текста.

    4. Грамматический уровень поэтического текста.

    5. Лексический уровень.

  1. Образ мира в поэтическом тексте.

    1. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

    2. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени? Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.

  2. Лирический субъект в поэтическом тексте. Определите тип лирического субъекта. Покажите, как изменяется его состояние. Стихотворение как метафора состояния лирического субъекта.

  3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ




  1. Место художественной литературы в ряду других видов искусства.

  2. Художественный образ. Особенности его оформления и представления. Виды словесных образов.

  3. Функции искусства. Специфика литературы как искусства слова.

  4. Поэтика. Ее основные категории.

  5. Художественное произведение как эстетическое целое. Художественное содержание и художественная форма. Их взаимосвязь.

  6. Пафос литературного произведения и его разновидности. Модусы художественности.

  7. Литературные роды. Принципы их выделения.

  8. Жанр как литературоведческая категория.

  9. Эпическое произведение. Эпос как литературный род. Эстетика эпических жанров. Эпопея. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла. Очерк.

  10. Объектный и субъектный уровни эпического произведения. Автор и субъект речи. Формы речи в эпическом произведении. Их функции.

  11. Персонаж. Характер. Тип и характер. Принципы создания характера. Система персонажей.

  12. Сюжет. Фабула. Композиция сюжета. Сюжет и конфликт. Типы сюжета. Виды конфликта. Сюжетообразующее событие.

  13. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп в трудах М.М. Бахтина.

  14. Предметно-вещный мир в литературном произведении.

  15. Психологизм и его формы в литературном произведении.

  16. Мотив. Лейтмотив. Мотивная структура. Теория мотива.

  17. Категория автора в литературоведении. Автор биографический и художественный.

  18. Повествователь в эпическом произведении. Аукториальный и неаукториальный повествователь.

  19. Текст, контекст, интертекст. Виды интертекстуальных связей.

  20. Лирика как литературный род. Лирические жанры, их историческое изменение.

  21. Субъектная организация лирического произведения. Автор, лирическое «Я», лирический герой, герой ролевой лирики.

  22. Композиция. Ее элементы. Типы композиционных связей. Стиховая композиция.

  23. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе. Ритм и метр.

  24. Системы стихосложения.

  25. Ритмико-интонационные особенности русского народного стиха.

  26. Особенности силлабической системы стихосложения, происхождение и принципы.

  27. Силлабо-тоническая система стихосложения. Ее ритмико-мелодическая структура, метрика.

  28. Тоническая система стихосложения: дольник, тактовик, акцентный стих.

  29. Верлибр, типы свободного стиха.

  30. Рифма и ее типы.

  31. Строфа и ее разновидности.

  32. Особенности звуковой организации стиха. Эвфония. Ассонанс. Аллитерация. Консонанс и диссонанс.

  33. Драма как литературный род. Жанры драмы. Поэтика драматургического произведения.

  34. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие.

  35. Система выразительных средств (тропы). Метафора. Метонимия. Олицетворение. Эпитет и сравнение. Эмблема. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Гротеск. Ирония.

  36. Фигуры речи. Антитеза. Оксюморон. Катахреза. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия.

  37. Жизнь литературного произведения в «большом времени». Историко-функциональное изучение литературы.

  38. Литературные направления и течения. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.

  39. Сентиментализм как творческий метод. Сентиментальность как творческий пафос.

  40. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.

  41. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.

  42. Реализм как творческий метод и направление в литературе.

  43. Модернизм. Постмодернизм.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Бройтман С.Н. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электронный ресурс] // kaftip.narod.ru/AHT.html

3. Магомедова Д.М. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электронный ресурс] // http:// kaftip.narod.ru/AHT.html
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Основы литературоведения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Рус. яз. и литература» / ред. В.П. Мещеряков. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.


Прозоров В. В. Введение в литературоведение: учеб. пособие по напр. 032700 "Филология"/ В. В. Прозоров, Е. Г. Елина. – М.: Флинта: Наука, 2012. - 224 с.
Дополнительная литература

Введение в литературоведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению подготовки «Филология» / ред. Л. В. Чернец. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. - 720 с.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. "Филология", спец. "Филология" и "Литературоведение". – М.: Аспект Пресс, 2002. – 334 с.


  1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Тесты по основным темам курса.

  2. Электронный учебник: Тюпа В.И. Художественный дискурс: Введение в теорию литературы [Электронный ресурс]. Тверь, 2002.




  1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Тесты по основным темам курса.

  2. Электронный учебник: Тюпа В.И. Художественный дискурс: Введение в теорию литературы [Электронный ресурс]. Тверь, 2002.

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры русской литературы «08» октября 2012 года, протокол № 3.



Заведующий кафедрой Е.Н. Эртнер





izumzum.ru