Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов всех специальностей очной и заочной форм обучения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2011 г. Механизмы нефтехимических реакций учебно-методический комплекс. 1 217.89kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 1 244.02kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Рабочая программа для студентов направления 020500. 62География и... 1 286.62kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... 2 266.95kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 344.64kb.
Кафедра программного обеспечения 1 236.43kb.
История экономики 5 831.82kb.
2. Ещё Две Концептуализации по логике прочитанной лекции (не менее... 3 543.54kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов всех специальностей - страница №1/2



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов всех специальностей

очной и заочной форм обучения

"ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ":
Авторы работы ________________________________________________/Ю.В. Ларин, А.В. Павлов, С.М. Халин, М.Н. Щербинин, Е. Н. Яркова/

10 апреля 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры философии от 12.04.2011 (протокол № 3). Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

"РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ":

Объем 35 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/М. Н. Щербинин/

13 апреля 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04.2011 (протокол № 1).

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

"СОГЛАСОВАНО":

Председатель УМК ________________________/Е. В. Тумакова/

22 апреля 2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________ М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии

Ларин Юрий Викторович, Павлов Александр Валентинович, Халин Сергей Михайлович, Щербинин Михаил Николаевич, Яркова Елена Николаевна


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очная форма обучения


Тюменский государственный университет

2011

Ларин Юрий Викторович, Павлов Александр Валентинович, Халин Сергей Михайлович, Щербинин Михаил Николаевич, Яркова Елена Николаевна. История и философия науки. Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очная форма обучения.- Тюмень, 2011, 35 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История и философия науки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: докт. филос. наук, профессор М.Н. Щербинин заведующий кафедрой философии ИГН

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Ю.В.Ларин, А.В.Павлов, С.М.Халин, М.Н.Щербинин, Е.Н.Яркова, 2011.
1. Пояснительная записка
В качестве предмета курса «История и философия науки» науки» выступает наука как сфера общественного сознания и форма культуры, сложившиеся в истории науки формы научной рациональности, теория научного метода, научный рационализм как способ познания мира, теория научного метода.

1.1. Цели и задачи дисциплины «История и философия науки»:

- освоение философских оснований науки, выявление природы научного знания, определение специфики науки как формы культуры, социального института, вида деятельности;

- выявление основных моделей историографии науки;

- выработка представлений о научном рационализме как способе познания мира, элементах, этапах уровнях научного познания;

- формирование фундаментальных представлений об исторических типах научного рационализма, механизмах роста научного знания;

- изучение теоретико-методологического потенциала науки, общелогических, общенаучных, конкретно-научных и дисциплинарных методов и подходов;

- овладение технологией научного исследования.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры Учебная дисциплина «История и философия науки», согласно государственному образовательному стандарту, включена в цикл «Основные профессиональные дисциплины, федеральный цикл» для аспирантов всех специальностей.

Учебная дисциплина «История и философия науки» логически и содержательно связана с такими, изучаемыми в магистратуре дисциплинами как «История и методология науки», «Философские проблемы конкретных наук». Дисциплина «История и философия науки» задает теоретически ориентиры для работы над диссертационным исследованием.



1.3. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: владеть философскими основаниями науки; уметь квалифицированно организовывать процесс научного исследования, обоснованно конструировать его теоретические основания, профессионально излагать результаты научных исследований; приобрести навыки научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.

    2.Трудоемкость дисциплины

    Таблица 1

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры







    1

    2

    Аудиторные занятия (всего)

    90

    32

    58

    В том числе:

    -

    -

    -

    Лекции

    40

    14

    26

    Практические занятия (ПЗ)










    Семинары (С)

    50

    18

    32

    Лабораторные работы (ЛР)










    Самостоятельная работа (всего)

    90

    40

    50

    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)










    Общая трудоемкость час

    зач. ед.


    Реферат, экзамен

    -

    Реферат, экзамен

    5

    2

    3



    3. Тематический план

    1 семестр

    Таблица 2



      Тема


      Всего часов

      виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    1. из них в интерактивной форме

      Формы контроля

      лекции*

      семинарские (практические) занятия*

      лабораторные занятия*

      самостоятельная работа*

      1

      2

      3

      4

      5

      8

      6

      7

      8

      1

    История и философия науки: предметная сфера, круг проблем, функции.

    10

    2

    2




    6

    2

    опрос

    2

    Генезис научной рациональности. Традиционная культура и протонаука. Рационализм в культуре Древней Греции и Древнего Рима.

    10

    2

    2




    6

    2

    опрос, дискуссия

    3

    Рационализм Средневековья и Возрождения

    11

    2

    2




    7

    2

    опрос, дискуссия

    4

    Классический этап развития научной рациональности

    13

    2

    4




    7

    2

    деловая игра

    5

    Неклассический этап развития научной рациональности

    15

    4

    4




    7

    2

    конференция

    6

    Постнеклассический этап развития научной рациональности

      13

      2

      4



      7

      2

      Круглый стол




    Итого:

    72

    14

    18




    40

    12

    тестиро-вание




    из них часов в интерактивной форме




    2

    10







    12






    2 семестр

    Таблица 2 а





    Тема


    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции*

    семинарские (практические) занятия*

    лабораторные занятия*

    самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    6

    7

    8

    1

Основные элементы научного познания.

7

2

2




3

2

опрос

  1. 2

Основные этапы научного познания.

7

2

2




3

2

опрос, дискуссия

3

Методология научного познания. Структура научного метода.

10

2

4




4

2

опрос, дискуссия

4

Герменевтика как методология социально- гуманитарных исследований

8

2

2




4

2

деловая игра

5

Натурализм как методология социально-гуманитарных исследований

8

2

2




4

2

конфе-ренция

6

Прагматизм как парадигма социально-гуманитарного познания

8

2

2




4

2

    Круглый стол

7

Феноменология как парадигма социально-гуманитарного познания

8

2

2




4

2

тестиро-вание

8

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как парадигмы социально-гуманитарного познания

10

2

4




4

2

опрос

9

Структурализм, постструктурализм как парадигмы социально-гуманитарного познания

10

2

4




4

2

опрос, дискуссия

10

Структурный функционализм как парадигма социально-гуманитарного познания

8

2

2




4

2

опрос, дискуссия

11

Культурно-исторический, цивилизационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания

8

2

2




4

2

деловая игра

12

Эволюционизм, формационный подход как парадигмы социально-гуманитарного познания

8

2

2




4

2

конферен-ция

13

Теория самоорганизации (синергетика) как парадигма социально-гуманитарного познания

    8

    2

    2



    4

    2

    Круглый стол




Итого:

108

26

32




50

26

экзамен, реферат




из них часов в интерактивной форме



6

20







26







Всего по дисциплине.

180

40

50




90

38

экзамен, реферат




    4. Планирование самостоятельной работы аспирантов

    1 семестр


Таблица3.



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

История и методология науки и производства: предметная сфера, круг проблем, функции

Подготовка к опросу

Анализ учебной литературы

6

2

Генезис научной рациональности. Традиционная культура и протонаука. Рационализм в культуре Древней Греции и Древнего Рима.

Подготовка к опросу и дискуссии.

Пробное тестирование

6

3

Рационализм Средневековья и Возрождения

Подготовка к опросу и дискуссии

Пробное тестирование.

7

4

Классический этап развития научной рациональности

Подготовка к деловой игре.

Конструирование модели классической науки.

7

5

Неклассический этап развития научной рациональности

Подготовка к конференции.

Конструирование модели неклассической науки. -

7

6

Постнеклассический этап развития научной рациональности

    Поготовка к Круглому столу

Конструирование модели постнеклассической науки.

7




Итого







40


2 семестр

Таблица 3а.



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Основные элементы научного познания.

Подготовка к опросу.

Анализ учебной литературы

3

2

Основные этапы научного познания.

Подготовка к опросу, дискуссии

Анализ учебной литературы

3

3

Методология научного познания. Структура научного метода.

Подготовка к опросу, дискуссии

Анализ учебной литературы

4

4

Герменевтика как парадигма социально- гуманитарного познания

Подготовка к деловой игре

Конструирование модели парадигмы

4

5

Натурализм как парадигма социально-гуманитарного познания

Подготовка к конференции.

Конструирование модели парадигмы

4

6

Прагматизм как парадигма социально-гуманитарного познания

    Подготовка к Круглому столу.

Конструирование модели парадигмы

4

7

Феноменология как парадигма социально-гуманитарного познания

Подготовка к тестированию

Конструирование модели парадигмы

4

8

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как парадигмы социально-гуманитарного познания

Подготовка к опросу.

Конструирование модели парадигмы

4

9

Структурализм, постструктурализм как парадигмы социально-гуманитарного познания

Подготовка опрос, дискуссии

Конструирование модели парадигмы

4

10

Структурный функционализм как парадигма социально-гуманитарного познания

Подготовка к опросу, дискуссии

Конструирование модели парадигмы

4

11

Культурно-исторический, цивилизационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания

Подготовка к деловой игре

Конструирование модели парадигмы

4

12

Эволюционизм, формационный подход как парадигмы социально-гуманитарного познания

Подготовка к конференции.

Конструирование модели парадигмы

4

13

Теория самоорганизации (синергетика) как парадигма социально-гуманитарного познания

    Подготовка к Круглому столу.

Конструирование модели парадигмы

4




Итого







50




Всего по дисциплине








90


5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

1 семестр

Таблица 4

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Работа над диссертационным исследованием

+

+

+

+

+

+


2семестр

Таблица 4а

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Работа над диссертационным исследованием

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



6. Содержание дисциплины
1 семестр
Тема 1

История и методология науки и производства: предметная сфера, круг проблем, функции


  1. История и философия науки как раздел философского знания.

  2. Понятие науки. Наука в онтологическом (бытийном) аспекте.

  3. Наука в гносеологическом (познавательном) аспекте.

  4. Наука в аксиологическом измерении.

  5. Наука в деонтологическом измерении.

  6. Наука в социальном измерении. Наука и производство. Наука и техника

  7. Круг проблем и функции истории и философии науки.


Тема 2

Генезис научной рациональности. Традиционная культура и протонаука. Рационализм в культуре Древней Греции

и Древнего Рима


  1. Периодизация истории формирования научной рационализации. Социокультурные предпосылки формирования рационалистической познавательной стратегии. Традиционная культура и протонаука. Утилитаризм и рационализм. Понятие «осевое время».

  2. Социокультурные предпосылки формирования рационализма в Древней Греции. Теоретическое знание в его разновидностях матема, эпистема, софия и опыт, практические ремесла – техне. Греческая пайдейя как модель образования и воспитания. Динамика древнегреческого рационализма: Пифагорейский союз, софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

  3. Рационализм в Древнем Риме. Ориентация на практически-утилитарные цели и ценности. Прагматизация знания и его сращивание с образованием. Знание как дисциплина. Формирование дисциплинарного образа науки.


Тема 3

Рационализм Средневековья и Возрождения


  1. Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию.

  2. Проблема соотношения разума и веры.

  3. Средневековый университет как образовательный и научный институт. Нормы средневековой учености.

  4. Специфика средневекового рационализма.

  5. Метаморфозы рациональности в культуре Возрождения. Критика интеллектуальной культуры Средневековья и новые креативные идеалы знания.

  6. Рационализм и гуманизм. Демократизация знания.

  7. Реформация и рационализм.



Тема 4

Классический этап развития научной рациональности


  1. Основные модели историографии науки: кумулятивизм – антикумулятивизм, интернализм – экстернализм.

  2. Основные этапы развития и основные исторические формы научной рациональности.

  3. Социокультурный контекст становления классической науки. Классическая научная картина мира. Модернизация и наука. Индустриализация и наука.

  4. Основные принципы классического рационализма: рациоцентризм, гносеологический оптимизм, прогрессизм, механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, гносеологический объективизм, теоретическая гомогенность знания, сциентизм.

  5. Философия классической науки – Ф. Бэкон, Р. Декарт.


Тема 5

Неклассический этап развития научной рациональности


  1. Социокультурный контекст становления неклассической рациональности. Наука и постмодерн.

  2. Кризис классического рационализма. Формирование неклассической научной картины мира.

  3. Основные положения и принципы неклассического рационализма: идея «мир – сложная система», принцип антиномичности объекта, принцип субъективированного объекта, идея «личностного знания, принцип дополнительности, идея статистического детерминизма, принцип теоретической гетерогенности и методологического плюрализма, идея автономии научной рациональности социально-гуманитарного типа, популяционизм.

  4. Формы институциализации научного знания.

  5. Философия неклассической науки: от позитивизма к нео - и постпозитивизму.


Тема 6

Постнеклассический этап развития научной рациональности

  1. Социокультурный контекст становления постнеклассической рациональности.

  2. Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм».

  3. Основные положения и принципы постнеклассического рационализма: принцип органицизма, антропный принцип, принцип теоретического и методологического универсализма, принцип диалогизма, принцип субъективированного объекта и объективированного субъекта, принцип социокультурной детерминации знания, принцип синтеза идей детерминизма и стохастичности, принцип синтетичности научного знания.

  4. Философия постнеклассической науки – синергетика как модель развития научного знания.


2 семестр
Тема 1
Основные элементы и этапы научного познания


  1. Субъект научного познания.

  2. Объект и предмет научного познания.

  3. Научная картина мира.

  4. Понятие метода научного познания.

  5. Научная истина как главная познавательная цель. Заблуждение и ложь.


Тема 2

Основные этапы научного познания


  1. Основные этапы научного познания. Постановка проблемы как этап научного познания.

  2. Выдвижение гипотезы как этап научного познания.

  3. Конструирование теории как этап научного познания. Научный закон. Понятия «редукционизм», «детерминизм».

  4. Формирование парадигмы как этап научного познания.


Тема 3

Методология научного познания. Структура научного метода


  1. Методология как система методов и как учение о методе.

  2. Структура научного метода.

  3. Философско-гносеологический уровень научной методологии.

  4. Общелогические методы познания.

  5. Общенаучные эмпирические и теоретические методы познания.

  6. Частнонаучный уровень методологии. Методология социально-гуманитарного познания как система дуальных оппозиций.

  7. Дисциплинарные методы и подходы.

  8. Функции научного метода


Тема 4

Герменевтика как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры герменевтического метода: понятия «смысл» и «текст», основные процедуры герменевтического анализа – понимание и интерпретация, принцип дихотомии естественных наук и наук о человеке, обществе, культуре, соответственно, методов объяснения и понимания, принцип диалогического характера понимания, принцип «лучшего понимания», метод герменевтического круга, проблема интерпретационного произвола и критерии научности и истинности понимания.

  3. История герменевтического метода в персоналиях: Августин Аврелий, Гуго Гроций, Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, Мартин Хайдеггер, Ганс Георг Гадамер, Поль Рикер, Бахтин Михаил Михайлович, Шпет Густав Густавович, Эмилио Бетти, Макс Вебер.



Тема 5

Натурализм

как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение натурализма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры натуралистического подхода: принцип натуроцентризма, принцип натуралистического редукционизма, принцип синкрезиса естественных и социально-гуманитарных наук, принцип элиминации «метафизических идей», нивелирования субъективного аспекта объекта социально-гуманитарного познания, принцип многообразия форм натурализма.

  3. Исторически сложившиеся формы натурализма: механистический, расово-антропологический, географический, экологический, социал-дарвинистский, психоаналитический, этологический, бихевиористский, антропокосмистский подходы.


Тема 6

Аксиология

как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры аксиологического метода: ценности как конституирующая основа общества, культуры, принцип определения культуры и общественной жизни как совокупности объектов или благ, в которых воплощены те или иные ценности, принцип разнообразия представлений о природе ценностей - трансцендентные абсолютные и имманентные относительные ценности, принцип демаркации наук о природе и наук о культуре, основные процедуры метода «отнесения к ценности», метод идеального типизирования как модификация методологии «отнесения ценности», принцип разведения метода «отнесения к ценности» и оценочных суждений.

  3. История аксилогии в персоналиях: Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Эрнст Кассирер, Герман Коген, Макс Вебер, Сорокин Питирим Александрович, Эрнст Трельч.


Тема 7

Прагматизм

как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры прагматистского подхода: представление о мире как многообразной, изменяющейся и усложняющейся реальности и культуре как стратегии деятельности человека в нестабильном мире, понятия «человеческое действие», «человеческий опыт», принцип релятивизма, принцип номинализма, метод реконструкции опыта как универсальный метод жизнедеятельности и научного исследования, основные этапы реконструкции опыта, процедура абдукции, понятие «прагматистская максима», концепция мелиоризма, принцип «малых дел».

  3. История прагматизма в персоналиях: логический прагматицизм Чарльза Сандерса Пирса, радикальный эмпиризм Уильяма Джемса, инструментализм Джона Дьюи, натуралистический прагматизм Сиднея Хука, концептуальный прагматизм Кларенса Ирвинга Льюиса, неопрагматизм Ричарда Рорти.



Тема 8

Феноменология

как парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры феноменологического метода: утверждение в качестве предельного основания общества, культуры, человека духа как бытия в себе и для себя, понятие «феномен», феноменологическая редукция как основной метод исследования духовных основ культуры, как метод сведения фактуального знания к знанию чистому, принцип исследования интенциональной структуры сознания, понятия «ноэма», «ноэзис», категории «естественная установка», «феноменологическая установка», принцип интерсубъективности.

  3. История феноменологии в персоналиях: Эдмунд Гуссерль, Макс Шелер, Эдит Штейн, Рудольф Отто, Карл Густав Юнг, Йохан Хейзинга, Хосе Ортега-и-Гассет, Альфред Шюц, Мирче Элиаде, Густав Густавович Шпет.

Тема 9

Позитивизм, неопозитивизм постпозитивизм как парадигмы социально-гуманитарного познания


  1. Основные принципы и исследовательские процедуры первого позитивизма: принцип антиметафизичности, принцип эмпиризма, принцип индуктивизма, принцип антикаузализма, принцип номинализма, идея утверждения в качестве идеала научного знания естественнонаучное знание, принцип сциентизма, идея прогрессизма. Первый позитивизм в персоналиях: Клод Анри Сен-Симон, Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер

  2. Второй позитивизм. Махизм как методологическая концепция, базирующаяся на двух основных принципах – принципе «экономии мышления» и принципе «описательной науки»; конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию. Второй позитивизм в персоналиях: Эрнст Мах, Жюль Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем

  3. Основные принципы и исследовательские процедуры неопозитивистского метода: представление о науке как системе предложений, постулат логического эмпиризма, понятие «протокольное предложение», принципы редукции к протокольным предложениям, верификации, методологического монизма и эссенциализма, размежевания с экзистенциальными, герменевтическими течениями, антиметафизическая направленность. История неопозитивизма в персоналиях: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Карл Густав Гемпель, Курт Гедель.

  4. Основные принципы и исследовательские процедуры постпозитивистского метода: принцип эволюционного объяснения содержания научного знания, принцип антикумулятивизма, принцип методологического плюрализма, принцип единства теоретически построенной истории науки и исторически обоснованной методологии науки, гипотетико-дедуктивный метод как основание постпозитивистской методологической парадигмы, антропологическая и социологическая ориентации эпистемологии. Постпозитивизм в персоналиях: Карл Раймунд Поппер, Майкл Полани, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин, Томас Сэмюэл Кун, Имре Лакатос, Джеральд Холтон.


Тема 10

Структурализм и постструктурализм как парадигмы социально-гуманитарного познания


  1. Основные принципы и исследовательские процедуры структуралистского подхода: представление об универсальных инвариантных, бессознательных ментальных структур, организующих и упорядочивающих жизнедеятельность человека и общества; постулат - бессознательные структуры объективируются в символические формы; принцип строгой научности социально-гуманитарного и культурологического знания, квалификации естественнонаучного знания как методологического эталона науки; принцип дегуманизации науки; выявление и научное познание бессознательных мыслительных структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем как основные исследовательские процедуры.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры постструктуралистского подхода: принципы деструктурации, децентрации, пантекстуализма, специфика постструктуралистского подхода к анализу текста, идеи дереализации, деуниверсализации, метод деконструкции.

  3. История структурализма и постструктурализма в персоналиях: Фердинанд де Соссюр, Пражский лингвистический кружок, Копенгагенский лингвистический кружок, Клод Леви Стросс, Тартусско-московская школа, Лотман Юрий Михайлович, Жак Лакан, Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Жан-Франсуа Лиотар, Юлия Кристева, Жан Бодрийяр.


Тема 11

Структурный функционализм как парадигмы социально-гуманитарного познания


  1. Определение структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма: принцип универсальной функциональности и теория потребностей; понятие социального действия, социального и культурного института, социальной и культурной систем, социальной структуры и социальной организации; учение о моральных нормах; представление о социальной дифференциации как процессе.

  3. История структурного функционализма в персоналиях: Эмиль Дюркгейм, Бронислав Каспер Малиновский, Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун, Толкотт Парсонс, Роберт Кинг Мертон, Льюис Альфред Козер.


Тема 12

Культурно-исторический, цивилизационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение культурно-исторического, цивилизационного подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры культурно-исторического, цивилизационного подхода: принципы культурного плюрализма, органицизма, циклизма, изоляционизма, соотношение понятий культуры и цивилизации, основные процедуры культурно-исторического метода.

  3. История культурно-исторического (цивилизационного) подхода в персоналиях: Джамбаттиста Вико, Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев, Освальд Шпенглер, Арнольд Джозеф Тойнби, Мелвилл Жан Херсковиц.


Тема 12

Эволюционизм, формационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение эволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры эволюционистского, формационного и неоэволюционистского подходов: понятия культуры, эволюции; принципы монокультурализма, прогрессизма, движения от простоты к сложности, ускорения эволюционного процесса, закономерности социального и культурного развития; типы эволюционных концепций, основные исследовательские процедуры.

  3. Формационный подход как разновидность эволюционизма. Основные положения неоэволюционизма, концепция «пределов роста» как форма критики эволюционизма.

  4. История эволюционистского, формационного, неоэволю-ционистского подходов в персоналиях: Герберт Спенсер, Эдуард Барнет Тейлор, Джеймс Джордж Фрезер, Льюис Генри Морган, Адольф Бастиан, Лесли А. Уайт, Толкотт Парсонс, Карл Генрих Маркс.


Тема 13

Теория самоорганизации (синергетика) как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение синергетики как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода: представление о системном характере бытия, принципы самоорганизации, нелинейности и необратимости развития сложных систем; понятия: «диссипация», «энтропия», «открытая система», «неравновесие»; механизмы негэнтропийной работы; понятия «аттрактор», «бифуркация»; представление об обратных связях как механизме подстегивания самоорганизации; понимание самоорганизации как постоянного отбора более совершенных способов организации и отбраковки контрпродуктивных; принцип диалогизма; проблема моделирования самоорганизации социокультурных систем.

  3. Синергетика в персоналиях: Герман Хакен, Илья Романович Пригожин, Никита Николаевич Моисеев, Моисей Самойлович Каган.


7. Планы семинарских занятий
1 семестр
Тема 1

История и методология науки и производства: предметная сфера, круг проблем, функции

  1. Понятие науки. Наука в онтологическом (бытийном) аспекте.

  2. Наука в гносеологическом (познавательном) аспекте.

  3. Наука в аксиологическом измерении.

  4. Наука в деонтологическом измерении.

  5. Наука в социальном измерении. Наука и производство. Наука и техника

  6. Круг проблем и функции истории и философии науки.


Тема 2

Генезис научной рациональности. Традиционная культура и протонаука. Рационализм в культуре Древней Греции

и Древнего Рима

  1. Периодизация истории формирования научной рационализации. Социокультурные предпосылки формирования рационалистической познавательной стратегии. Традиционная культура и протонаука. Утилитаризм и рационализм. Понятие «осевое время».

  2. Социокультурные предпосылки формирования рационализма в Древней Греции. Динамика древнегреческого рационализма.

  3. Рационализм в Древнем Риме. Ориентация на практически-утилитарные цели и ценности. Формирование дисциплинарного образа науки.


Тема 3

Рационализм Средневековья и Возрождения

  1. Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию.

  2. Проблема соотношения разума и веры.

  3. Средневековый университет как образовательный и научный институт. Нормы средневековой учености.

  4. Специфика средневекового рационализма.

  5. Метаморфозы рациональности в культуре Возрождения.

  6. Рационализм и гуманизм. Демократизация знания.

  7. Реформация и рационализм.



Тема 4

Классический этап развития научной рациональности

  1. Основные модели историографии науки: кумулятивизм – антикумулятивизм, интернализм – экстернализм.

  2. Основные этапы развития и основные исторические формы научной рациональности.

  3. Социокультурный контекст становления классической науки. Классическая научная картина мира. Модернизация и наука. Индустриализация и наука.

  4. Основные принципы классического рационализма.

  5. Философия классической науки – Ф. Бэкон, Р. Декарт.


Тема 5

Неклассический этап развития научной рациональности

  1. Социокультурный контекст становления неклассической рациональности. Наука и постмодерн.

  2. Кризис классического рационализма. Формирование неклассической научной картины мира.

  3. Основные положения и принципы неклассического рационализма. Формы институциализации научного знания.

  4. Философия неклассической науки: от позитивизма к нео - и постпозитивизму.


Тема 6

Постнеклассический этап развития научной рациональности


  1. Социокультурный контекст становления постнеклассической рациональности.

  2. Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм».

  3. Основные положения и принципы постнеклассического рационализма.

  4. Философия постнеклассической науки – синергетика как модель развития научного знания.


2 семестр
Тема 1

Основные элементы и этапы научного познания

  1. Субъект научного познания.

  2. Объект и предмет научного познания.

  3. Научная картина мира.

  4. Понятие метода научного познания.

  5. Научная истина как главная познавательная цель. Заблуждение и ложь.


Тема 2

Основные этапы научного познания

  1. Основные этапы научного познания. Постановка проблемы как этап научного познания.

  2. Выдвижение гипотезы как этап научного познания.

  3. Конструирование теории как этап научного познания. Научный закон. Понятия «редукционизм», «детерминизм».

  4. Формирование парадигмы как этап научного познания.


Тема 3

Методология научного познания. Структура научного метода

  1. Методология как система методов и как учение о методе.

  2. Структура научного метода.

  3. Философско-гносеологический уровень научной методологии.

  4. Общелогические методы познания.

  5. Общенаучные эмпирические и теоретические методы познания.

  6. Частнонаучный уровень методологии. Методология социально-гуманитарного познания как система дуальных оппозиций.

  7. Дисциплинарные методы и подходы.

  8. Функции научного метода


Тема 4

Герменевтика как парадигма социально-гуманитарного познания


  1. Определение герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры герменевтического метода.

  3. История герменевтического метода в персоналиях.


Тема 5

Натурализм

парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение натурализма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры натуралистического подхода.

  3. Исторически сложившиеся формы натурализма: механистический, расово-антропологический, географический, экологический, социал-дарвинистский, психоаналитический, этологический, бихевиористский, антропокосмистский подходы.


Тема 6

Аксиология

парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры аксиологического метода.

  3. История аксилогии в персоналиях.


Тема 7

Прагматизм

парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры прагматистского подхода.

  3. История прагматизма в персоналиях.



Тема 8

Феноменология

парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры феноменологического метода.

  3. История феноменологии в персоналиях.



Тема 9

Позитивизм, неопозитивизм постпозитивизм как парадигмы социально-гуманитарного познания

  1. Основные принципы и исследовательские процедуры первого позитивизма. Первый позитивизм в персоналиях.

  2. Второй позитивизм – основные принципы. Второй позитивизм в персоналиях.

  3. Основные принципы и исследовательские процедуры неопозитивистского метода.

  4. Основные принципы и исследовательские процедуры постпозитивистского метода. Постпозитивизм в персоналиях.


Тема 10

Структурализм и постструктурализм как парадигмы социально-гуманитарного познания

  1. Основные принципы и исследовательские процедуры структуралистского подхода.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры постструктуралистского подхода: принципы деструктурации, децентрации, пантекстуализма, специфика постструктуралистского подхода к анализу текста, идеи дереализации, деуниверсализации, метод деконструкции.

  3. История структурализма и постструктурализма в персоналиях.


Тема 11

Структурный функционализм как парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма.

  3. История структурного функционализма в персоналиях.


Тема 12

Культурно-исторический, цивилизационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение культурно-исторического, цивилизационного подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры культурно-исторического, цивилизационного подхода.

  3. История культурно-исторического (цивилизационного) подхода в персоналиях.


Тема 12

Эволюционизм, формационный подход как парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение эволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры эволюционистского, формационного и неоэволюционистского подходов.

  3. Формационный подход как разновидность эволюционизма. Основные положения неоэволюционизма, концепция «пределов роста» как форма критики эволюционизма.

  4. История эволюционистского, формационного, неоэволюционистского подходов в персоналиях.


Тема 13

Теория самоорганизации (синергетика) как парадигма социально-гуманитарного познания

  1. Определение синергетики как методологии социально-гуманитарного познания.

  2. Основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода.

  3. Синергетика в персоналиях. Герман Хакен, Илья Романович Пригожин, Никита Николаевич Моисеев, Моисей Самойлович Каган.


8. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
8.1. Примерная тематика рефератов:

  1. Философские проблемы постнеклассической науки.

  2. Проблема демаркации «наук о природе» и «наук о культуре».

  3. Концепция структуры науки Т.С. Куна.

  4. Эпистемологический плюрализм П. Фейерабенда.

  5. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  6. Концепция личностного знания М. Полани.

  7. Критический рационализм и фальсификационизм К. Поппера.

  8. Основные модели эволюции науки.

  9. Проблема соотношения науки и религии.

  10. Проблема соотношения науки и политики.

  11. Проблема соотношения науки и экономики.

  12. Концепция научного этоса Мертона.

  13. Философские проблемы неклассической науки.

  14. Концепция научного этоса Богуслава.

  15. Синергетика как парадигма постнеклассической науки.

  16. Концепция научного этоса Митрофа.

  17. Экологическая этика.

  18. Проблема демаркации науки и паранауки, псевдонауки, лженауки.

  19. Проблема синтеза естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии – методов объяснения и понимания.

  20. Научное знание в Древних цивилизациях.

  21. Научное знание в Древней Греции и Древнем Риме.

  22. Научное знание в Средневековье.

  23. Научное знание в эпоху Возрождения.

  24. Философские проблемы классической науки.

  25. Трансгуманизм как социокультурный феномен.

  26. Концепция Глубинной экологии.


8.2. Вопросы к экзамену
следующая страница >>