Учебно-методический комплекс по дисциплине "высокоуровневые методы информатики и программирования" (фпииИТ) для специальности - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономического... 4 577.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине выбору «Информационная... 2 597.08kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право России»... 3 496.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное... 4 1634.57kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история национальной... 3 532.92kb.
При заключении трудового договора с иностранным гражданином работодатели... 1 100.01kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине "высокоуровневые методы информатики и - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Утверждено на заседании кафедры информатики.


Протокол № 1 от ”29”августа 2011 года
Зав. кафедрой___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

по дисциплине "ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И

ПРОГРАММИРОВАНИЯ"

(ФПИиИТ)


для специальности

"ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ"

(для студентов заочного отделения Усть-Лабинского филиала)
Форма отчетности: экзамен

4 курс, 7 семестр

составлен

ст. преподавателем кафедры

информатики Голодовым Е.А.

2011


АННОТАЦИЯ
Курс направлен на изучение следующих тем: «Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование и программирование.

Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты.

Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки; система окон разработки; система меню. Отладка и тестирование программ. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов».



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы: «Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование и программирование.

Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты.

Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки; система окон разработки; система меню. Отладка и тестирование программ. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов».


Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

После прослушивания лекций и проведения самостоятельной работы студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы со средой программирования Delphi.

Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.



Текущий контроль осуществляется при проведении всех видов занятий в форме устного опроса, письменной “летучки”, тестов, сообщений или докладов. Могут применяться также формы контроля по усмотрению преподавателя.

Предусматривается проведение промежуточного контроля в форме.



Итоговый контроль в 7 семестре проводится в форме экзамена.
2. Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе аудиторных

Самосто-ятельная работа

Всего аудиторных

Лекций

Практических

Лабораторных



Новейшие направления в области создания технологий программирования

4













4



Создание модульных программ

6













6



Объектно-ориентированное проектирование и программирование

6

1

1







5



Объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм;

7

1

1







6



Объектно-ориентированное программирование: классы и объекты

6

2

2







4



Конструкторы и деструкторы.

6

2

2







4



Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

6

2

2







4



Среда разработки; система окон разработки; система меню.

7

3

1




2

4



Отладка и тестирование программ.

9

2

0




2

7



Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов

9

3

1




2

6




ИТОГО

66

16

10




6

50



3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Содержание ЛЕКЦИОННОГО учебного материала

1. Реализация объектно-ориентированного подхода в языке программирования Delphi



  1. Синтаксис описания объектов в Delphi

  2. Свойства

  3. Методы

  4. Конструкторы, деструкторы

2. Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки



  1. Пользовательский интерфейс

  2. Типы интерфейсов.

  3. Этапы разработки пользовательского интерфейса.

  4. Примеры алгоритмов (блок-схем) простых интерфейсов

3. Пользовательская и программная модели интерфейса



  1. Пользовательская модель интерфейса

  2. Критерии оценки интерфейса пользователем

  3. Программная модель интерфейса

  4. Классификации диалогов и общие принципы их разработки

  5. Типы диалога

  6. Формы диалога

  7. Разработка диалогов

4. Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов



  1. Окна

  2. Пиктограммы

  3. Прямое манипулирование изображением

  4. Компоненты ввода-вывода

  5. Реализация диалогов в графическом пользовательском интерфейсе

  6. Реализация диалогов, управляемых пользователем

  7. Реализация диалогов, управляемых системой

  8. Пользовательские интерфейсы прямого манипулирования

  9. и их проектирование.

5. Контроль качества программного обеспечения. Структурное тестирование.



  1. Формирование тестовых наборов.

  2. Ручной контроль программного обеспечения

  3. Инспекции исходного текста.

  4. Сквозные просмотры.

  5. Проверка за столом

  6. Оценка программ.

  7. Структурное тестирование

  8. Покрытие операторов.

  9. Покрытие решений (переходов)

  10. Покрытие условий.

  11. Покрытие решений/условий.

  12. Комбинаторное покрытие условий.

6. Функциональное тестирование



  1. Эквивалентное разбиение.

  2. Анализ граничных значений

  3. Анализ причинно-следственных связей.

  4. Предположение об ошибке.



3.3. Содержание учебного материала ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа № 1. Знакомство со средой Delphi. Изменение свойств Формы. Сохранение приложений. Подробное знакомство с компонентами Form, Button, Label.
Практические задания

Вариант 1.
Создать проект следующего вида:


При щелчке мышью по кнопке «ВВЕРХ» (метод OnClick) надпись «Delphi - это сила!» должна перемещаться вверх на 10 пискелей (свойство Top) , а при щелчке по кнопке «ВНИЗ» - на 10 пикселей вниз. При наведении курсора мышки на надпись (метод OnMouseMove) она должна стать невидимой (свойство Visible).
:

Вариант 2.
Создать проект следующего вида:


При щелчке мышью по кнопке «ВЛЕВО» (метод OnClick) надпись «Я люблю Delphi!» должна перемещаться влево на 10 пискелей (свойство Left), а при щелчке по кнопке «ВПРАВО» - на 10 пикселей вправо. При наведении курсора мышки на надпись (метод OnMouseMove) она должна поменять цвет на красный (свойство Font.color).
Работа № 2. Компонент Edit.
Задание 1.

Создать проект для суммирования двух чисел:




Edit1



Label4

Edit2

Label1

Label2

Label3

Button1

Button2

Выполнение задания:



  1. Разместить на форме указанные компоненты. Для компонента Label4 очистить значение свойства Caption. Для компонентов Edit1 и Edit2 очистить значение свойства Text.

  2. Запрограммировать щелчок мышью по кнопке Расчет (Button1):

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var x,y:real;

k1, k2:integer;

st:string;

begin


val(edit1.Text,x,k1);

val(edit2.Text,y,k2);

If (k1<>0) or (k2<>0) then label4.caption:='Неверный ввод данных!'

Else begin str(x+y:10:6,st); label4.caption:=st; end;

end;


  1. Запрограммировать щелчок мышью по кнопке Очистить (Button2):

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

edit1.Text:='';



edit2.Text:='';

label4.Caption:='';

end;
Задание 2

Составить проект программы калькулятора, выполняющего четыре арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление). Предусмотреть блокировку деления на ноль с выводом соответствующего сообщения в окне результата.


Работа № 3. Компонент RadioGroup.
Задание 1.

Создать проект для вычисления значений тригонометрических функций:






Выполнение задания:

  1. Разместить на форме указанные компоненты. Для компонента Label4 очистить значение свойства Caption. Для компонента Edit12 очистить значение свойства Text.

  2. Запрограммировать щелчок мышью по кнопке Вычислить (Button1):

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

x,y:real;



k,n:integer;

sy:string;

begin

n:=RadioGroup1.ItemIndex;



if n=-1 then label4.Caption:='Не выбрана функция!'

else begin

val(edit1.Text,x,k);

if k=0 then

begin

case n of



0: y:=sin(x);

1: y:=cos(x);

2: y:=sin(x)/cos(x);

3: y:=cos(x)/sin(x);

end;

str(y:8:6,sy);



label3.Caption:=sy;

end


else label4.Caption:='Неверный ввод данных!';

end;


end;

  1. Запрограммировать щелчок мышью по кнопке Очистить (Button2):

Задание 2.

Дополнить предыдущий проект возможностью задания аргумента в градусах или в радианах. Предусмотреть блокировку при вычислении tg и ctg при недопустимом значении аргумента с выводом соответствующего сообщения.
4. Содержание И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Рекомендации к самостоятельной работе с лабораторными работами:
Рекомендации к Лаб. работе №

* Изучить литературу: [10], [8], [7];

Использовать материалы из методического пособия

Трудоемкость – 4 часа
Рекомендации к Лаб. работе №

* Изучить литературу: [10], [7],[8], [5];

Использовать материалы из методического пособия

Трудоемкость – 4 часа
Рекомендации к Лаб. работе №

* Изучить литературу: [10], [7], [8], [6];

Использовать материалы из методического пособия

Трудоемкость – 4 часа
1) Проработка лекционного материала. Трудоемкость – 5 часов
2) Работа с литературой:

к лекции № 1 [1], [6], [8]; Трудоемкость – 7 часов

к лекции № 2 [10], [5], [8]; Трудоемкость – 7 часов

к лекции № 3 [3], [7], [11]; Трудоемкость – 7 часов

к лекции № 4 [3], [5], [8]; Трудоемкость – 7 часов

к лекции № 5 [2], [7], [3]; Трудоемкость – 7 часов




    1. Список рекомендуемой литературы в библиотеке АГПУ
      с указанием места хранения

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Ш-96 (Читальный зал)


Шумаков В.П.
Delphi 3 и разработка приложений баз данных. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. А-87 (Абонемент)


Архангельский А.Я.
Интегрированная среда разработки Delphi. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. А-87 (Абонемент)


Архангельский А.Я.
Разработка прикладных программ для Windows в Delphi 5. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Б-12 (Абонемент)


Баас Р. и др.
Delphi 5 для пользователя. 2000

УДК 518 ББK 32.81 а.з. Б-69 (Научный отдел)


Блинова Е.Е., Спицына Л.Г.
Практикум по объектно-ориентированному программированию (в среде Delphi). Учебно-методическое пособие. 2003

УДК 518 ББK 32.81 а.з. Б-69 (Читальный зал)


Блинова Е.Е., Спицына Л.Г.
Практикум по объектно-ориентированному программированию (в среде Delphi). Учебно-методическое пособие. 2003

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. К-80 (Абонемент)


Калверт Ч.
Базы данных в Delphi 4. Руководство разработчика. 1999

УДК 518 ББK 22.19 а.з. К-78 (Абонемент)


Калверт Ч.
Delphi 4. Самоучитель. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. К-77 (Абонемент)


Калверт Ч.
Delphi 4. Энциклопедия пользователя. 1998

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Е-52 (Учетная карточка)


Елманова Н. и др.
Delphi 6 и технология COM (+ CD). 2002

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Е-52 (Абонемент)


Елманова Н. и др.
Delphi 6 и технология COM (+ CD). 2002

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Е-52 (Техфак)


Елманова Н. и др.
Delphi 6 и технология COM (+ CD). 2002

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Е-52 (Читальный зал)


Елманова Н. и др.
Delphi 6 и технология COM (+ CD). 2002

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. К-98 (Кабинет информатики)


Кэнту М.
Delphi 4 для профессионалов. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Б-72 (Абонемент)


Бобровский С.И.
Delphi 7 учеб. курс. 2004

5. Вопросы к экзамену

  1. Введение. Системы программирования. Обзор подходов к программированию. Системы программирования.

  2. Современные средства создания программ. Основные системы программирования

  3. Основные подходы к созданию программ. Алгоритмическое программирование

  4. Структурное программирование

  5. Объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм

  6. Программирование как вид деятельности. Экономические аспекты программирования. Этапы разработки программ. Период разработки ПО

  7. Реализация объектно-ориентированного подхода в языке программирования Delphi. Синтаксис описания объектов в Delphi

  8. Реализация объектно-ориентированного подхода в языке программирования Delphi. Синтаксис описания объектов в Delphi. Свойства

  9. Реализация объектно-ориентированного подхода в языке программирования Delphi. Синтаксис описания объектов в Delphi. Методы

  10. Реализация объектно-ориентированного подхода в языке программирования Delphi. Синтаксис описания объектов в Delphi. Конструкторы, деструкторы

  11. Понятие пользовательского интерфейса. Типы интерфейсов.

  12. Этапы разработки пользовательского интерфейса. Примеры алгоритмов (блок-схем) простых интерфейсов

  13. Окна для вывода сообщений и ввода информации

  14. Типы диалогов. Формы диалогов. Разработка диалогов

  15. Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов. Окна

  16. Основные компоненты графических пользовательских интерфейсов. Кнопки

  17. Компонент класса TEdit. Основные свойства

  18. Компонент класса Tlabel Основные свойства

  19. Компонент класса TShape Основные свойства

  20. Компоненты для работы со списками.

  21. Компоненты для работы с графикой

  22. Тип данных Tstring Основные свойства

  23. Компонент класса TPageControl Основные свойства

  24. Компонент класса ТRadioGroup Основные свойства

  25. Компонент класса ТTimer Основные свойства

  26. Компонент класса MainMenu Основные свойства

  27. Компонент класса PopupMenu Основные свойства

  28. Компонент класса ТStringGrid Основные свойства



6. ЛИТЕРАТУРА


  1. Фейсон Тэд Объективно-ориентированное программирование на Borland C++ 4.5:Пеp. с англ.-4-е изд.-Киев:Диалектика,1996.-544 с.:ил.-ISBN 0-672-30605-0 (англ);5-7707-9255-8

  2. Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированного программирования на языке Си++.-М.:Радио и связь; Горячая линия-Телеком,1999.-208 с.:ил.-ISBN 5-256-01449-8

  3. Дж. Макконнелл Основы современных алгоритмов. 2-е дополненное издание Москва: Техносфера, 2004. - 368с. ISBN 5-94836-005-9

  4. Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

  5. Информатика. Учебник./Под.ред. С.В. Симоновича.

  6. А.Н. Наумов, А.М. Вендров. Сиситемы управления базами данных и знаний. М.: Финансы и статистика, 2001.

  7. Архангельский А.Я. Разработка прикладных программ для Windows в Delphi 5.-Москва: ЗАО, Бином, 1999. -256C.

  8. Блинова Е.Е., Спицына Л.Г. Практикум по объектно-ориентированному программированию (в среде Delphi). Учебно-методическое пособие.-Армавир: , 2003. -68C.

  9. Бобровский С.И. Delphi 7 учеб. курс.-Санкт - Петербург: Питер, 2004. -736C

  10. Гутман Г.Н. Учебные мини - проекты на Delphi.-Москва: Чистые пруды, 2005. -32C.

  11. Елманова Н. и др. Delphi 6 и технология COM (+ CD).-Санкт-Петербург: Питер, 2002. -640C.

  12. Калверт Ч. Базы данных в DELPHI 5. Руководство разработчика. К.: “ДиаСофт”. 2003.

  13. Карпова Т. Базы данных. Модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

  14. Шумаков П.В. Delphi 6 и разработка приложений баз данных. М.: “Нолидж”, 2004.





izumzum.ru