Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное доказывание Для специальности 0211100 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское процессуальное... 11 1170.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономического... 4 577.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право России»... 3 496.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история национальной... 3 532.92kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения... 3 377kb.
1 Предмет и основные разделы философии. Функции философии в системе... 1 34.27kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное доказывание Для - страница №1/4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Уголовно-процессуальное доказывание

Для специальности 0211100

030501 «Юриспруденция»


Составители рабочей программы

Л.Г. Татьянина, д.ю.н., профессор ______________

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «04»сентября 2012 г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________20_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/


ИЖЕВСК


2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по дисциплине
«Уголовно-процессуальное доказывание»
Для специальности (021100)
030501.65 «Юриспруденция»
(формы обучения очная, заочная)
ИЖЕВСК
2012
Рабочая программа составлена на основании
_________________________________________________________
(название документа, дата утверждения)
Составитель рабочей программы
Д.ю.н., профессор ЛГ. Татьянина
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры 04 сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой _________________________З.З. Зинатуллин
«___»________________2012 г.
Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности
«_________» ______________ 20 г.
Председатель
методической комиссии ________________ ____________________________
(подпись) (Ф.И.О.)



Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)

по специальности (021100) - юриспруденция030501.65
1.Общие требования к образованию дипломированного специалиста:
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.



Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
2. Требования государственного образовательного стандарта

(ГОС) для специальности 12.00.11 «Юриспруденция»

по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание» - ОПД. Н - Р.02
Основные понятия и система дисциплины; уголовно-процессуальное доказывание: сущность, содержание, социальное назначение и понятие; соотношение познания и уголовно-процессуального доказывания; методологические основы уголовно-процессуального доказывания; цель, предмет и пределы доказывания; понятие, виды и содержание средств доказывания, их характеристика; понятие и виды доказательств; характеристика отдельных видов доказательств; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам; презумпции и преюдиции в уголовно-процессуальном доказывании; способы собирания доказательств, проверка и оценка доказательств; субъекты уголовно-процессуального доказывания; уголовно-процессуальное доказывание на отдельных стадиях процесса; доказывание по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц; доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних; уголовно-процессуальное доказывание по делам о применении принудительных мер медицинского характера; доказывание при оказании международной помощи по уголовным делам.
3. Требования по циклу дисциплины:
Цель спецкурса «Уголовно-процессуальное доказывание» – это углубленное изучение работы с доказательствами, формирование у студентов судебной и прокурорско-следственной специализации теоретических представлений по проблемным вопросам доказывания в уголовном процессе и навыков его практического осуществления.
Юрист должен в области уголовно-процессуального-доказывания:

  • иметь научное представление о роли уголовно-процессуального доказывания в вопросах уголовного процесса и защиты прав личности при производстве по уголовным делам;

  • знать правовую регламентацию работы с доказательствами, внутреннюю, познавательную структуру доказывания, а также значение доказательств в уголовном процессе;

  • уметь решать юридические проблемы, возникающие в процессе доказывания;

  • владеть навыками написания соответствующих процессуальных документов.


Принципы построения курса «Уголовно-процессуальное доказывание»
Данный курс является специальным курсом, направленным на углубление знаний вопросов уголовно-процессуального доказывания, что обусловлено спецификой деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Программа специального курса «Уголовно-процессуальное доказывание» предназначена для реализации государственных требований к подготовке специалистов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации для всех форм обучения.



Для успешного изучения курса студент должен знать основные проблемы уголовно-процессуального доказывания, особенности собирания, проверки и оценки доказательств; использование их на отдельных стадиях уголовного процесса; особенности доказывания в зависимости от процессуальной формы производства по уголовному делу; доказывание в отношении отдельной категории лиц.

Ядро курса составляют исследования методологии уголовно-процессуального доказывания; понятия и видов доказательств; цели доказывания; особенностей собирания, проверки и оценки доказательств.

Программа курса для студентов очной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки на базе СПО) включает 16 лекционных тем, для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные на базе высшего неюридического образования, сокращенные на базе СПО) включает 7 лекционных тем. Предмет спецкурса «Уголовно-процессуальное доказывание» дает общую характеристику доказательственного права и теории доказательств; понятие, содержания, цель, предмет и пределы доказывания; понятие, классификацию, характеристику и оценку доказательств; понятие и характеристику субъектов доказывания. Значительная часть учебного материала посвящена способам собирания и проверке доказательств, а также особенностям доказывания на отдельных стадиях уголовного процесса. Необходимо подчеркнуть, что доказательства изучаются не в тактико-криминалистическом, а в процессуально-гносеологическом аспекте.

Курс предполагает: выполнение практических заданий, связанных с решение конкретных ситуаций, решение задач, исследованием процессуальных решений, подготовкой самостоятельных решений по предложенным материалам.

При изучении спецкурса студенты могут написать курсовую работу по одной из предлагаемых тем с целью углубления знаний в области уголовно-процессуального доказывания.



Оценка знаний и умений студентов нормативной дневной формы обучения проводится с помощью БРС и экзамена, для студентов иных форм образования в форме экзамена.
4. Методические указания для преподавателей

по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание»
Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций
1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:


  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Уголовно-процессуальному доказыванию» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят проблемный характер, которые читаются по всем разделам курса. Первая лекция является установочной. В ходе анализа проблем уголовно-процессуального доказывания преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование возникающих проблем при применении уголовно-процессуальных норм при производстве по уголовным делам на практике и пути их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, гражданского, семейного, жилищного, трудового, гражданско-процессуального права и др.



5. Учебно-тематический план по курсу «Уголовно-процессуальное доказывание» распределение часов по темам курса и видам занятий для студентов очной нормативной формы обучения



Тема

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего

Сущность, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания

4

2

6

12

Методологические основы уголовно-процессуального доказывания

1

2

6

9

Цель, предмет и пределы доказывания

4

2

4

10

Понятие, виды и содержание средств доказывания, их характеристика

4

4

6

14

Способы собирания и проверки доказательств

2

2

4

8

Оценка доказательств

2

2

4

8

Субъекты доказывания

2

2

4

8

Доказывание на досудебных стадиях уголовного процесса

2

2

6

10

Доказывание в судебных стадиях.

3

4

8

15

Доказывание в суде присяжных

2

2

2

6

Доказывание по отдельным категориям уголовных дел

4

4

4

12

Доказывание по делам особого производства

2

2

2

6

Итого

32

30

52

114



6. Содержание курса лекционных занятий

Тема № 1 Сущность, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания

Доказательственное право и теория доказательств

Место уголовно-процессуального доказывания

Уголовно-процессуальное доказывание, его понятие и содержание

Методологические основы уголовно-процессуального доказывания


Истина как цель доказывания


Истина объективная и истина формальная, их отличие

Теория формальных доказательств, ее критика


Содержание и характер объективной истины


Структура уголовно-процессуального доказывания, ее характеристика

Криминалистическое обеспечение процесса доказывания

Основные направления совершенствования процесса доказывания

Использование частных методов познания в уголовно-процессуальном доказывании

Законы логики в уголовно-процессуальном доказывании
Тема 2. Методологические основы уголовно-процессуального доказывания

Доказывание и познание.

Принципы познания.

Методология доказывания.

Общие, и специальные методы исследования.

Психологическая структура доказывания.


Тема №3. Предмет и пределы уголовно-процессуального доказывания. Понятие, содержание и значение предмета процессуального доказывания

Структура предмета процессуального доказывания

Пределы процессуального доказывания: значение правильного определения их по делу

Роль правовых презумпций, преюдициально установленных фактов

при определении пределов доказывания

Тема № 4 Средства уголовно-процессуального доказывания

Понятие и значение средств уголовно-процессуального доказательства

Классификация доказательств, их источников и способов получения доказательств, теоретическое и практическое значение

Квазидоказательства, их понятие и значение

Относимость доказательств

Допустимость доказательств. Современное состояние научных знаний о допустимости доказательств. Критерии допустимости доказательств

Проблема недопустимых доказательств

Оценка ассиметрии правил о допустимости доказательств

Достоверность доказательств

Достаточность совокупности доказательств

Статическая ущербность материалов как основание для признания их недопустимыми доказательствами

Динамическая ущербность материалов как основание для признания их недопустимыми доказательствами


Тема № 5 Способы собирания доказательств

Понятие собирания доказательств, его содержание

Средства собирания доказательств

Информационные процессы при доказывании

Использование информации, которой обладают участники процесса

Использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности

Нетрадиционные методы получения информации о преступлении и преступниках



Тема № 6 Субъекты уголовно-процессуального доказывания

Субъекты процессуального доказывания: понятие, классификация, виды

Процессуальное положение и полномочия отдельных субъектов процессуального доказывания

Обязанность доказывания в судопроизводстве

Защитник как субъект доказывания



Тема № 7 Оценка средств уголовно-процессуального доказывания

Оценка доказательств, ее содержание


Основные принципы (правила) оценки доказательств

Внутреннее убеждение как основа и результат совокупной оценки доказательств по делу

Пробелы при исследовании отдельных видов доказательств

Пробелы в исследовании доказательств, необходимых для выяснения субъективной стороны преступления



Тема № 8 Доказывание на досудебных стадиях

Сущность и задачи доказывания в стадии возбуждения уголовного дела

Предмет и пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела


Особенности доказательств в стадии возбуждения уголовного дела


Особенности собирания и проверки доказательств

Оценка доказательств в стадии возбуждения уголовного дела

Доказывание в стадии предварительного расследования

Привлечение к уголовной ответственности в качестве обвиняемого

Характеристика предмета доказывания, способов собирания доказательств, их оценки

Доказывание фактических обстоятельств при окончании предварительного расследования: составление обвинительного заключения, прекращение дела, направление дела в суд для применения мер принудительного медицинского характера. Особенности предмета доказывания

Роль показаний обвиняемого в системе доказательств

Оценка доказательств, и ее процессуальное оформление


Тема № 9 Доказывание в судебных стадиях процесса

Проблемы доказывания на предварительном слушании

Доказывание в стадии судебного разбирательства

Общие условия доказательственной деятельности

Особенности оценки доказательств участниками судебного разбирательства

Особенности доказательственной деятельности суда

Правовое положение других субъектов доказывания

Процессуальное неравноправие сторон в доказывании

Общие условия доказательственной деятельности в суде апелляционной инстанции

Особенности доказывания в суде кассационной инстанции

Доказывание в суде надзорной инстанции


Особенности доказывания в стадии исполнения приговора

Тема № 10 Доказывание в суде присяжных

Особенности доказывания в суде присяжных

Расширение, разделение и сокращение предмета доказывания

Виды сокращения пределов доказывания

Изменение роли сторон в доказывании


Изменение роли председательствующего судьи в доказывании


Права присяжных на участие в доказывании

Тема № 11 Особенности доказывания по отдельной категории уголовных дел

Доказывание по делам частного обвинения

Доказывание по уголовным делам, рассмотренным в порядке особого производства

Доказывание по уголовным делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве.

Доказывание по уголовным делам, рассматриваемым в заочном порядке

Особенности доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

Особенности доказывания по делам о применении принудительных мер медицинского характера

Особенности доказывания по делам о групповых преступлениях

Особенности доказывание по делам о многоэпизодных преступлениях

Особенности доказывания по делам об экономических преступлениях

Лекция 1. Сущность, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания
Процесс доказывания направлен на успешное выполнение задач уголовного судопроизводства. При изучении спецкурса необходимо усвоить сущность, понятие процессуального доказывания по делу. Процессуальное доказывание включает в себя мыслительную и практическую деятельность субъекта, который его осуществляет. В основе доказывания лежит теория познания, а потому необходимо раскрыть ее содержание и реализацию. Процесс познания происходит посредством получения определенной информации, основанной на теории сигнала и свойствах высшей нервной деятельности конкретного человека. В уголовном судопроизводстве есть два типа информационных моделей: вероятностные и достоверные. Изучение поступившей информации осуществляется при помощи частных методов познания.

Познание происходит конкретной личностью, которой свойственна определенная психологическая характеристика, поэтому большое значение в достижении объективной истины имеют логика и психология. Следовательно, необходимо изучить содержание компонентов психологической структуры доказывания, законы логики и их значение.

В юридической литературе является спорным вопрос о характере познания в области судопроизводства, так как пока отсутствуют научно разработанные критерии деления познания на виды. При изучении указанного вопроса необходимо проанализировать позиции ученых по данной проблеме. Вследствие того, что в уголовном процессе происходит познание уже произошедшего события на основе информации, оставшейся на материальных объектах и в субъективном сознании ограниченного круга лиц, то необходимо рассмотреть роль и содержание следственной и судейской интуиции в процессе доказывания. Доказывание происходит не единовременно, а в течение определенного временного промежутка, поэтому оно реализуется посредством нескольких этапов: построение и динамическое развитие следственных версий; собирание доказательств и их источников; проверка собранных доказательств и их источников; оценка имеющихся средств доказывания по делу; обоснование соответствующих выводов по делу.

Доказывание осуществляется в предусмотренной уголовно-процессуальным законом процессуальной форме, которая рассматривается во взаимосвязи процессуальной формы с принципами уголовного процесса. Особое внимание следует уделить правовой регламентации и значению процессуальной формы для достижения конечной цели доказывания.

При изучении курса нужно усвоить, что процесс доказывания включает в себя возможность использования презумпций и преюдиций.
Лекция 2. Методологические основы уголовно-процессуального доказывания
Для теории доказательств, как для отрасли юридической науки, характерны и общие, и специальные методы исследования. Общеметодологической базой методов познания, используемых теорией доказательств, является диалектический материализм.

Изучая спецкурс «Уголовно-процессуальное доказывание» студенты должны усвоить задачи уголовного судопроизводства и способы их реализации, направленные на достижение конечной цели; место доказательственного права в уголовном процессе, его структуру, а также соотношение между доказательственным правом и теорией доказательств.


Лекция 3. Цель, предмет и пределы доказывания
Основной целью процесса доказывания является установление объективной истины. Проблема объективной истины является центральной в уголовном и уголовно-процессуальном праве. Понятие объективной истины не всегда одинаково трактовалось в теории доказательств. Оно, применительно к процессу доказывания, всегда будет нести в себе элемент субъективного мнения, поэтому мы должны рассмотреть различные теории. Необходимо подвергнуть анализу позиции А.Я. Вышинского, С.А. Голунского, В.С. Тадевосяна, С.В. Курылева, И.Д. Перлова по данному вопросу и показать их несостоятельность.

В предмет доказывания входят все обстоятельства и факты, познание которых необходимо для установления объективной истины. В отношении определения предмета доказывания нет единой точки зрения. А.И. Трусов предметом доказывания считает соответствующие факты, Н.В. Жогин – другие фактические обстоятельства, В.Д. Арсентьев, М.С. Строгович – факты и обстоятельства. Учитывая различные точки зрения ученых, программа спецкурса предусматривает изучение данного вопроса с его подробным анализом и с позиций действующего законодательства.

Раскрывая вопрос, необходимо охарактеризовать три группы фактов и обстоятельств, которые составляют предмет доказывания.

Средством достижения цели в процессуальном доказывании выступают его пределы, правильное понимание которых очень важно в уголовном судопроизводстве. Предмет и пределы процессуального доказывания являются взаимосвязанными, а потому необходимо определить данную взаимосвязь. В процессе доказывания необходимо отличать пределы доказывания от пределов собирания и оперирования фактическими данными в ходе производства по делу.


Лекция 4-6. Понятие, виды и классификация средств доказывания, их характеристика
Понятие доказательств принадлежит к числу основных в теории доказательств и доказательственном праве. В науке до настоящего времени понятие доказательства трактуется по-разному. На основе изучения различных концепций, выдвигаемых М.А. Чельцовым, М.С. Строговичем, А.Я. Вышинским и др., с учетом действующего уголовно-процессуального законодательства студенты должны сформировать свое представление по данному вопросу и обосновать его. Необходимо рассмотреть структуру доказательства, ее значение.

Доказательственная информация не существует абстрактно, она может быть реализована в уголовном процессе через конкретный носитель информации, который выступает в качестве источника доказательств. При рассмотрении данного вопроса необходимо изучить формирование и структуру источника доказательств.



Основные категории доказательств - допустимость и относимость, являющиеся необходимыми условиями их использования по делу. Раскрывая понятие допустимости, необходимо рассмотреть ее как признак самого доказательства, так и его источника, процессуальное значение допустимости и последствия ее нарушения. Следует внимательно изучить условия допустимости фактической информации, собираемой по делу, и выведенные правила допустимости. На основе анализа условий допустимости необходимо усвоить, какие именно доказательства и их источники могут быть допущены в целом к процессу доказывания. Практика идет по пути возможности «исправления» нарушенной процессуальной формы доказательств, допустимость которых поставлена под сомнение. В связи с этим студенты должны знать способы восполнения доказательств, а также условия, при которых доказательство, полученное с нарушением процессуальных правил, будет допущено к процессу доказывания.

Второй категорией доказательств является ее относимость. Необходимо определить ее понятие, значение и цели, для которых она может быть использована в уголовном судопроизводстве. В процессе изучения данного вопроса следует показать неразрывную зависимость между кругом имеющихся по делу версий и относимостью доказательств. В ходе исследования материалов уголовного дела происходит изменение предварительной оценки относимости конкретных доказательств, т. к. по мере проверки версий изменяются знания о расследуемом событии, поэтому нужно рассмотреть особенности оценки доказательств на всех стадиях уголовного процесса.

При изучении доказательств останавливаемся на их классификации, т.к. она способствует систематизации накопленных знаний, обеспечивает правильное использование понятий и терминов. Все доказательства различны по своему происхождению, имеют различную структуру и неодинаковые функции в процессе доказывания, поэтому их классификация построена по шести основаниям.



Личные и вещественные (предметные) доказательства и их источники выделяются на основе различия видов фактических данных, механизма их формирования и использования. По данному вопросу необходимо раскрыть содержание личного доказательства и его источника, определить три группы личных доказательств, а также вещественных (предметных) и дать им оценку. Вещественные доказательства подразделяются на виды на основе характера связи между предметом, используемым в качестве доказательства, и событием.

Первоначальные и производные доказательства и их источники. Основанием данного деления служит наличие или отсутствие промежуточного носителя доказательственной информации. Следует дать их характеристику, рассмотреть условия использования производных доказательств.

Прямые и косвенные доказательства подразделяются на основе различия в структуре процесса обоснования доказываемого обстоятельства. Необходимо усвоить следующее: структуру косвенного доказательства, ее особенности и отличия от структуры прямого доказательства; понятие и формы связи, обнаруживаемые при анализе практики доказывания с помощью косвенных доказательств, их характеристика; особенности использования косвенных доказательств в процессе доказывания; условия их применения и их характеристика. Имеются следующие разновидности косвенных доказательств: негативные обстоятельства; вспомогательные (оценочные) доказательства; ориентирующие доказательства; их понятие и значение.

Обвинительные и оправдательные доказательства классифицируются с учетом их отношения к версии обвинения и противостоящим ей версиям. Необходимо рассматривать данную классификацию доказательств как частный случай более общего их деления: на доказательства, подтверждающие выдвинутое утверждение - аргументы, и доказательства, опровергающие это утверждение - противоаргументы.

Показания свидетелей и потерпевших

Первоначально следует рассмотреть понятие и значение показаний потерпевшего и свидетеля, их процессуальную природу. Предмет допроса свидетеля определяется ст. 56 УПК РФ. В качестве потерпевшего допрашивается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст.42 УПК РФ). Необходимо разграничить предмет показаний потерпевшего и предмет показаний свидетеля.

Рассматривая данный вопрос, необходимо остановиться на особых случаях дачи свидетельских показаний лицами, в отношении которых возникают сомнения в процессуальном положении допрашиваемого. К указанным лицам относятся понятые, специалисты, оперативные работники, представители общественности, ревизоры, инспекторы и другие лица, проводившие проверочные действия, материалы которых были представлены в качестве доказательств, должностные лица, принимавшие участие в расследовании и судебном разбирательстве дела.

При изучении данной темы необходимо научиться отличать показания потерпевшего от его заявлений и объяснений, а также показания свидетеля от его объяснений, так как последние не могут заменить такие доказательства, как показания указанных лиц. Показания свидетеля могут быть как прямыми, так и косвенными, как первоначальными, так и производными.

В данной теме обратите внимание на психологию потерпевших и свидетелей, а также на процесс формирования их показаний, который состоит из нескольких последовательных этапов, на особенности усвоения и переработки информации указанными лицами.

УПК РФ предусматривает возможность дополнительных допросов потерпевших и свидетелей. Необходимо рассмотреть особенности дачи информации при последующих допросах, ее оценки с позиций доказывания. Для малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших характерна особенная психология, соответственно восприятие произошедшего события и дача его оценки.

В аспекте этой темы необходимо отдельно рассмотреть особенности процесса доказывания с участием свидетелей и потерпевших, страдающих психическими аномалиями, которые не лишают их возможности правильно воспринимать произошедшие события, оценки показаний данных лиц.

Изучая данный вопрос, следует остановиться на процессуально правовых гарантиях полноты и достоверности показаний свидетелей и потерпевших, которая обеспечивается наличием уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, определяющих права и обязанности указанных лиц.

Проверка показаний свидетелей и потерпевших проводится в связи с необходимостью их оценки с точки зрения объективной достоверности и реализуется посредством проведения очных ставок, следственных экспериментов, других следственных действий, а также возможности использования средств криминалистической техники в процессе доказывания при проведении следственных действий с указанными участниками процесса.

Показания подозреваемых и обвиняемых

Показания подозреваемого представляют собой использование лицом, подозреваемым в совершении преступления, права дать показания о действиях и событиях, при которых он присутствовал, либо принимал участие. Прежде всего определяют основную цель допроса, его предмет и содержание, а также особенности получения информации от подозреваемого и ее оценку. Далее необходимо рассмотреть проблему получения показаний подозреваемых, которая вытекает из самого понятия «подозреваемый», закрепленного в УПК РФ, дать ей оценку с позиций доказывания, найти возможные решения этой проблемы.

В данной теме необходимо изучить понятие и значение показаний обвиняемого (подсудимого), остановиться на их предмете и содержании, а также процессуальных документах, которые предшествуют получению этих показаний. Необходимо выделить предмет показаний подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), учитывая, что эти показания касаются более широкого круга обстоятельств, нежели показания потерпевшего и свидетеля.

Показания подозреваемого и обвиняемого рассматриваются наряду с иными доказательствами, но при этом должны учитываться особенности процессуального положения данных лиц. В связи с этим при раскрытии данной темы нужно остановиться на системе гарантий, обеспечивающих полноту и точность показаний подозреваемого, обвиняемого и подсудимого.

Рассматривая значение показаний подозреваемого и обвиняемого, необходимо обратить внимание на их разновидности: признание (сознание), отрицание своей вины, показания обвиняемого в отношении других лиц (оговор) и дать им характеристику. Здесь же рассмотреть позицию А.Я. Вышинского считавшего, что по делам о государственных преступлениях «объяснения обвиняемых неизбежно приобретают характер и значение основных доказательств», и позицию М.П. Шаламова говорившего, что «сознание обвиняемого не является доказательством». Обосновать несостоятельность обеих.

Оценка показаний подозреваемого, обвиняемого и подсудимого как доказательств имеет свою специфику, которая определяется очевидной заинтересованностью данных лиц в исходе дела и освобождением данных лиц от обязанности доказывания своей невиновности. В раскрытии данного вопроса необходимо остановиться на способах проверки их показаний для дальнейшего использования в процессе доказывания. Необходимо рассмотреть психологические особенности показаний обвиняемого на стадии предварительного расследования и показаний подсудимого в суде.


Вещественные доказательства

Одним из доказательств, которые несут на себе следы произошедшего преступления, являются вещественные доказательства. Рассматривая данный вопрос необходимо остановиться на определении понятия и значения вещественных доказательств. Используя вещественные доказательства в процессе доказывания, необходимо учитывать, что информация, которая содержится в них, в дальнейшем подлежит расшифровке.

Вещественные доказательства могут иметь самые различные значения по делу, поэтому необходимо исследовать их в полном объеме в целях установления объективной истины по делу. Для этого рассматриваются основания, позволяющие отнести материальный объект к числу вещественных доказательств.

Для более полного и глубокого усвоения понятия «вещественное доказательство» необходимо изучить классификацию, определив характеристику каждой группы вещественных доказательств.

Одним из важных является вопрос о первоначальных и производных вещественных доказательствах. Необходимо знать их различия, а также рассмотреть случаи, когда можно использовать производные вещественные доказательства (копии), способы их получения, цель и значение.

Значительный теоретический и практический интерес представляют вопросы использования при доказывании образцов для сравнительного исследования.

Далее необходимо остановиться на особенностях собирания и проверки вещественных доказательств, значении правил процессуального регулирования, которые определяют работу с ними, а также возможные процессуально-правовые последствия при нарушении данных правил.

Необходимо обратить внимание на получение предметов, которые могут использоваться в качестве вещественных доказательств на стадии возбуждения уголовного дела, а также на особенностях собирания вещественных доказательств посредством проведения следственных действий: обыска, выемки, осмотров, следственных экспериментов, проверки показаний на месте, предъявления для опознания, экспертных исследований.

При изучении необходимо остановиться на значении предварительных исследований, особенностях их правовой регламентации и субъектах, которые могут проводить данные исследования, закреплении проведенных исследований.

Вещественные доказательства, являясь объектами материального мира, обладающими определенными свойствами, могут подвергаться различным изменениям, поэтому необходимо остановиться на вопросах хранения вещественных доказательств, а также способах их проверки и оценки. Рассмотреть наличие процессуальных норм и нормативных актов, регулирующих правила работы с вещественными доказательствами, а также возможные процессуально-правовые последствия нарушения этих правил.

Протоколы следственных и судебных действий. Иные документы

В уголовном процессе имеется несколько точек зрения на определение понятия документа. Студент должен рассмотреть различные позиции ученых: М.А. Чельцова, Т.Л. Сергеевой, А.В. Кузнецова, Р.Д. Рахунова, М.М. Выдря, М.А. Селиванова, прийти к определенному выводу и обосновать его. Уголовно-процессуальный закон определяет наличие доказательственного значения только тех документов, которые обладают совокупностью определенных признаков. Студенты должны их изучить и раскрыть.

В уголовном судопроизводстве понятие документов как доказательств дается в отношении двух групп: протоколов следственных и судебных действий и иных документов. Кроме того, студентам необходимо усвоить классификации документов по цели, порядку и условиям составления; по происхождению; по способу фиксации сведений. Необходимо проанализировать соотношение понятий документа и вещественного доказательства, определить признаки их различия.

Особое внимание при изучении данной темы уделяется протоколам следственных и судебных действий, их понятию, значению и наличию специфической задачи, а также процессуальным гарантиям их полноты и достоверности. Студенты должны знать основания для выделения протоколов судебных и следственных действий в качестве самостоятельной разновидности документов.

Теоретический и практический интерес представляет вопрос о доказательственном значении приложений к протоколам, поэтому особо следует остановиться на содержании протоколов следственных и судебных действий.

При изучении данной темы необходимо остановиться на иных документах как разновидности доказательств. Они подразделяются на три группы, которые должны знать студенты. Необходимо усвоить отличие иных документов от протоколов. Особенность иных документов в том, что большая их часть носит производный характер. Отдельного рассмотрения требует вопрос о доказательственном значении документов, полученных в результате проверочных действий.

При кассационном и надзорном рассмотрении дела представляются новые материалы, важно определить цель их представления, поскольку они занимают своеобразное положение в системе доказательств по уголовному делу. При этом следует отграничить новые материалы, от материалов, которые собираются при расследовании вновь открывшихся обстоятельств.

Отмечая особенности оценки протоколов следственных и судебных действий и иных документов, рассматриваются содержание и методы проверки документов и их анализа.



Заключение и показания эксперта. Заключение и показания специалиста

При изучении данной темы необходимо определить понятие «заключение эксперта» как доказательства, его основные признаки, а также основания для назначения первоначальной, дополнительной и повторной экспертиз. Статья 79 УПК РФ четко определяет круг оснований, когда производство экспертиз обязательно. Необходимо, проведя анализ предмета доказывания по отдельным категориям дел, определить случаи, не подпадающие под положения указанной статьи, но в которых производство экспертизы также является обязательным.

Далее нужно рассмотреть, в чем различие между экспертом и специалистом, дать характеристику с позиций процесса доказывания участию специалиста в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства.

Изучая данную тему, необходимо обратить внимание на компетенцию эксперта и пределы экспертного исследования, определить предмет экспертизы с учетом состояния объектов, направляемых на экспертизу, и уровня развития науки. В связи с этим рассмотреть проблему вероятных заключений эксперта и пути ее решения в процессе доказывания. С учетом развития новых направлений в науке, разработки новых методов исследования нужно рассмотреть доказательственное значение комплексных экспертиз.

Проведение экспертизы в уголовном процессе регламентировано определенными процессуальными нормами, гарантирующими полноту и достоверность заключения эксперта. Студенты должны изучить данные процессуальные гарантии, дать им характеристику. Необходимо рассмотреть проблемные вопросы назначения экспертиз, сроки их проведения, негативные последствия, вытекающие из неразрешенности данных проблем, их влияние на процесс доказывания, а также права участников процесса при производстве экспертиз.

Заключение эксперта как любой источник доказательств подлежит оценке. С учетом специфики данного доказательства его оценка имеет ряд особенностей: анализ соблюдения процессуального порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы и последствия его нарушения, если они имели место; анализ соответствия заключения эксперта заданию; анализ полноты заключения; оценку научной обоснованности заключения; оценку содержащихся в заключение эксперта фактических данных с точки зрения их относимости к делу и места в системе доказательств, которые необходимо раскрыть с позиций процессуального доказывания. Доказательственное значение заключения эксперта определяется его обоснованностью, полнотой, убедительностью, которые необходимо раскрыть.



Лекция 7. Способы собирания и проверки доказательств

Для уяснения данного понятия рассматривается характеристика самого понятия, его содержание и значение. Необходимо раскрыть содержание обязательных элементов каждого процессуального способа собирания и проверки доказательств как особого сочетания приемов и операций, предназначенных для получения и передачи доказательственной информации.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть классификацию способов получения и использования доказательств на следственные и иные процессуальные, которая проводится в зависимости от характера образующих их действий.

В вопросе о способах собирания и проверки доказательств нужно усвоить, что указанное понятие является более узким, чем понятие способов познания по уголовному делу. Необходимо разграничить понятие способа собирания и проверки доказательств и следственного (судебного) действия, рассмотреть их содержание.

Проведение судебных и следственных действий регламентируется уголовно-процессуальным законом. Следственные действия являются основными в системе способов собирания и проверки доказательств в уголовном процессе. Изучая данный вопрос, необходимо раскрыть: структуру следственных действий и их значение; особенности производства отдельных видов следственных действий; производство следственных действий по поручению следователя либо проведение следственных действий органом дознания, или сотрудником, входящим в состав следственно-оперативной группы, а также процессуально - правовые последствия, которые возникнут в связи с несоблюдением норм уголовно-процессуального законодательства.

Иные способы собирания и проверки доказательств - получение объяснений, истребование материалов, производство ревизий и аудиторских проверок регламентированы не уголовно-процессуальными нормативными актами, а законами «Об оперативно-розыскной деятельности, «О полиции», Кодексом об административных правонарушениях РФ и др. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность использования информации, полученной иными способами в качестве доказательственной по уголовному делу. Обратить особое внимание на использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

Изучая данную тему, следует обратить особое внимание на познавательные методы, которые используются при собирании и проверке доказательств, являющихся составной частью структуры процессуального доказывания. Всеобщим методом познания является диалектический материализм, а остальные методы по отношению к нему носят подчинительный характер, так как не имеют всеобъемлющего характера. В процессе доказывания используются также методы: частные - наблюдение, описание, измерение и вычисление, сравнение, эксперимент; специальные - использование криминалистической техники при производстве следственных действий, судебной фотографии, баллистики, а также методы моделирования, физические, химические и другие методы общественных, естественных и технических наук; методы познания. Для уяснения темы необходимо рассмотреть использование в процессе доказывания указанных методов познания, полномочия субъектов применения специальных методов познания.

Для изучения темы необходимо рассмотреть вопросы выдвижения версий и основанном на них планирования расследований, а также понятие этих действий и их значение в процессуальном доказывании. Версия имеет несколько классификаций: по объему знания – общие и частные, по субъекту выдвижения – судебные и следственные. Качественные признаки версии – обоснованность и реальность. Проверка версий проходит последовательно несколько этапов, для каждого определены соответствующие задачи. Необходимо последовательно раскрыть сущность и значение каждого из них.


Лекция 8. Оценка доказательств
Оценка доказательств является необходимым условием расследования и рассмотрения уголовного дела, принятия законного и обоснованного процессуального решения, правильного применения уголовного закона. Следует иметь в виду, что в юридической литературе сущность оценки доказательств определяется по-разному. Н.А. Чечина рассматривает ее как определенное суждение, М.А. Чельцов - как сугубо мыслительную деятельность, Г.С. Мосесян - как правовую, регламентированную законом деятельность. П.А. Лупинская и З.З. Зинатуллин - как мыслительную и удостоверительную деятельность.

Рассматривая проблему оценки доказательств следует учитывать и систему формальных доказательств, ее развитие и использование в процессе, и негативные моменты ее применения, а также развитие принципа свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей, его содержание и использование в уголовном процессе. В начале ХХ века многие процессуалисты и криминалисты поддерживали теорию «объективизации» уголовного процесса.

Изучая данную тему, нужно усвоить, что содержание процесса оценки доказательств включает в себя определение их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Необходимо рассмотреть роль презумпций, анализа, синтеза и аналогии при оценке относимости доказательств. Студентам следует раскрыть содержание оценки доказательств с точки зрения их допустимости, критерии допустимости. Оценка допустимости доказательств является необходимым условием их достоверности. Студенты должны знать содержание понятия достоверности, его значения, последовательно раскрыть процесс оценки достоверности доказательств, дать анализ при раскрытии темы понятию достаточности доказательств и ее критериям. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности оценки отдельных видов средств процессуального доказывания.

Рассматривая вопросы оценки доказательств, необходимо особо отметить, что за ее пределами находится анализ вспомогательной ориентирующей информации, собранной в связи с расследованием уголовного дела. Данный анализ осуществляется в связи с выдвижением и разработкой версий, планированием расследования, но при этом не входит в оценку доказательств.

Проводите различие между оценкой доказательств и их проверкой. Изучая оценку доказательств, необходимо рассмотреть ее логическую структуру.

Спорным в науке является проблема внутреннего убеждения при оценке доказательств. Ученые по-разному рассматривают его. Одни определяют внутреннее убеждение как метод, другие - как способ или принцип, третьи - как критерий оценки доказательств либо как результат, часть авторов рассматривают внутреннее убеждение как единство всех или некоторых перечисленных аспектов.


Лекция 9. Субъекты доказывания
Доказывание осуществляется только конкретными органами и лицами, на которых возложено его осуществление.

В процессуальной литературе проблема обязанности доказывания распадается на два связанных между собой вопроса: какие органы и лица и в каком объеме несут эту обязанность; какие участники процесса не являются субъектами обязанности доказывания. Студентам следует знать полномочия всех субъектов доказывания, а также субъектов уголовно-процессуальной деятельности, которые не несут обязанности доказывания. Необходимо рассмотреть реализацию правоотношений, которые возникают в связи с исполнением обязанности доказывания органом расследования, прокурором и судом, а также способы ее обеспечения, усвоить особенности участия органа дознания, следователя, прокурора и суда в процессе доказывания по делу. Следует проанализипровать особенности доказывания следователем и руководителем следственного органа, с учетом определения законодателем их правоотношений.

В аспекте изучаемой темы следует рассмотреть вопросы особенностей процессуального доказывания на стадии возбуждения уголовного дела и доказывания на стадии предварительного расследования.Говоря о роли суда в доказывании, особое внимание нужно уделить вопросу доказывания в стадии подготовки дела к судебному разбирательству суду. Основной процесс доказывания происходит в стадии судебного разбирательства. Следует раскрыть особенности участия суда в процессе доказывания в различных судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Лекция 10. Особенности доказывания в досудебных стадиях уголовного процесса
Дискуссионность вопроса о доказывании в стадии возбуждения уголовного дела. Проверочные действия по наличию основания для возбуждения уголовного дела. Следственные действия, возможные до постановления о возбуждении уголовного дела.

Формы предварительного расследования. Предварительное следствие и дознание. Следственные действия как способ собирания и исследования доказательств. Особенности из производства.

Характер уголовно-процессуального доказывания до формирования первоначального обвинения. Содержание знаний об обстоятельствах уголовного дела при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Характер уголовно-процессуального доказывания после предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

Содержание знаний об основаниях для приостановления, прекращения уголовного дела при окончании предварительного расследования. Обвинительное заключение, обвинительный акт, их утверждение прокурором.


Лекция 11-12. Доказывание в предварительном слушании и судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции
Действия судьи по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (обвинительным актом) и принятие решения.

Особенности доказывания в предварительном слушании с участием участников стороны обвинения и защиты. Постановления, выносимые судьей по итогам проведения предварительного слушания.

Уголовно-процессуальное доказывание в отдельных частях судебного разбирательства по уголовному делу. Роль участников стороны обвинения и стороны защиты в исследовании доказательств. Дискуссия о роли суда в исследовании доказательств. Пассивная, активная деятельность суда в уголовно-процессуальном доказывании. Позитивное, негативное. Характер использования доказательств в речах участников стороны обвинения и стороны защиты во время судебных прений.

Оценка судом (судьей) средств доказывания при постановлении судебного приговора. Доказательственная основа законности, обоснованности и справедливости судебного приговора.

Особенности доказывания в стадиях апелляционного, кассационного, надзорного производства.
Лекция 13. Особенности уголовно-процессуального доказывания в суде присяжных
Англо-американская модель суда присяжный и ее «имплантирование» в современном российском уголовном процессе. Особенности предмета и пределов доказывания; особенности использования средств доказывания; особенности процессуального положения субъектов доказывания.

Особенности процесса (процедуры) уголовно-процессуального доказывания в условиях состязательной конструкции суда присяжных. Ступени доказывания: утверждение о фактах, представление доказательств, исследование доказательств, оценка доказательств. Вердикт присяжных – понятие, виды, основание, доказательственное значение. Особенности судебного разбирательства после вердикта присяжных. Судебное следствие, судебные прения, приговор.


Лекция 14-15. Особенности доказывания по отдельным категориям уголовных дел
Доказывание по делам, рассматриваемым в заочном порядке. Установление оснований для применения заочного порядка судебного разбирательства. Пределы доказывания по делам, рассматриваемым в заочном порядке. Исследование показаний обвиняемого при рассмотрении дела в заочном порядке.

Доказывание по делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание при принятии решения о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание в стадии предварительного расследования при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание в судебных стадиях при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве.

Особенности доказывания по делам о насильственных преступлениях. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам об убийствах и изнасилованиях. Использование данных о личности подозреваемых, обвиняемых, потерпевших в уголовно-процессуальном доказывании. Виктимное поведение потерпевших. Следственные действия в уголовно-процессуальном доказывании.

Особенности доказывания по делам об имущественных преступлениях. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о кражах, грабежах, разбойных нападениях, присвоении, растрате, мошенничестве и вымогательстве.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам об экономических преступлениях: незаконное занятие предпринимательской деятельностью, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита, изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, злостное уклонение от уплаты налогов и т.д. «График» преступного пути. Особенности доказывания отдельных этапов преступной деятельности.

Особенности доказывания в судебных стадиях уголовного процесса.


Лекция 16. Доказывание по делам особого производства (1 час)

Следует рассмотреть вопросы, связанные с исследованием доказывания при решении вопросов о применении мер пресечения, применяемых судом. Обратить внимание на особенности доказывания сторонами и участие в доказывании судом при принятии решения.



Проанализировать вопросы доказывания при рассмотрении судом жалоб граждан, поданных в порядке ст. 125 УПК РФ. Раскрыть влияние судебных решений, постановленных в порядке ст. 125 УПК РФ, их влияние на процесс доказывания по уголовному делу.
Основное оборудование по дисциплине


п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)

1

Экран с проектором

1

312 аудитория 4 корпуса

2

Компьютер

30

408 аудитория 6 корпуса



следующая страница >>


izumzum.ru