Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности 031001 «Филология. Английский язык» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 238.37kb.
Рабочая программа по дисциплине основы филологии для направления/специальности... 1 200.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономического... 4 577.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное... 4 1634.57kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право России»... 3 496.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Поль Лавиолетт Лед и Огонь 23 6816.61kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности 031001 - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Филиал УдГУ в г. Воткинске


Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Культурология»


для специальности 031001 «Филология. Английский язык».

очная форма обучения

Воткинск


2008

Cоставитель УМКД:

Доцент кафедры общегуманитарных

и естественнонаучных дисциплин,

кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова

Рецензент:

кандидат наук по культурологии,

доцент кафедры культурологии

факультета искусствоведения и культурологии

Уральского государственного университета Л.Е. Добрейцина

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от

«___25___» __января_____2008_ г. протокол № 1

Зав. кафедрой ________ Н.Н. Гагарина
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» предназначен для студентов дневного отделения специальности «Филология. Английский язык». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе, тематику рефератов, характеристику основного оборудования, список основной и дополнительной литературы.

©Филиал УдГУ в г.Воткинске, 2008

©Санникова Т.О., 2008

­­­­­ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Культурология»


для специальности 031001 «Филология. Английский язык».

очная форма обучения

Курс I


Семестр I-II

Всего аудиторных часов 53

Лекции, ч. 35

Лабораторные работы, ч.--

Практические (семинарские) занятия, ч.18

Самостоятельная работа, ч. 53

Зачет (семестр) I-II
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031001 «Филология. Английский язык».

Cоставитель рабочей программы

Доцент, кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин «_18_» февраля 2008 г., протокол №2.

Зав. кафедрой ________ Н.Н. Гагарина

1.Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности – 031001 «Филология. Английский язык».

Филолог должен:



  • владеть основным изучаемым языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии;

  • знать родственные связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития;

  • знать литературу и фольклор в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;

  • понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

  • уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языках;

  • владеть методикой перевода и реферирования текста;

  • владеть навыками компьютерной обработки данных;

  • владеть методами информационного поиска (в том числе в системе Интернет);

  • иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах избранной специальности.



Требования к обязательному минимуму содержания подготовки по курсу: ГСЭ.Ф.04 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

История русской и мировой художественной куль­туры.



2. Принципы построения курса «Культурология»
Курс входит в цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, и призван повысить будущему дипломированному специалисту общую культуру, расширить кругозор в области культурологического знания.
Курс адресован студентам первого курса очного отделения специальности – 031001 «Филология. Английский язык».
Курс опирается на имеющийся блок гуманитарных дисциплин – философию, отечественную историю, историю зарубежной и отечественной литературы. Таким образом, основной целью курса для студента является осмысление культуры как специфической формы человеческого бытия и особенностей культурного процесса; а поставленными задачами: представление о культуре как объекте исследования в культурологии, исследование закономерностей развития и функционирования культуры.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать ключевые понятия культурологии, многоаспектность взаимодействия культуры с другими системами человеческого существования.



Программа курса построена с учетом особого профессионального значения этой дисциплины в подготовке филологов. Изучение культурологической проблематики способствует расширению познавательных способностей студентов в гуманитарной сфере и интенсифицирует их ценностно-ориентационную деятельность. Изучая специфику мира культуры, а также давая общую картину развития русской и мировой художественной культуры, культурология помогает понимать закономерности литературного процесса, развитие языка и связь языков с культурой народов. Курс Культурологии несет значительное воспитательное значение, формирует такие важные качества, как толерантность, уважение культуры «другого». Помогает ориентироваться в сложной современной социокультурной ситуации.
Учебный план курса включает изложение наиболее важных положений материала в лекционной части, закрепление и более детальную проработку отдельных тем в процессе семинарских занятий (на которые выносятся наиболее дискуссионные вопросы) и самостоятельной работы студентов.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.

3. Цели курса
После изучения разделов курса в объеме рабочей программы студент должен:
иметь представление:

  • о специфике культуры как формы человеческого бытия;

  • об аспектах взаимодействия культуры с другими системами человеческого существования;

  • о месте и роли России в мировой культуре;



знать:

  • методы культурологических исследований;

  • основные понятия культурологии;

  • особенности становления и развития культуры;

  • основные исторические типы культуры.


уметь:


  • применять для анализа теоретических проблем материал истории культуры;

  • выделять типологические черты культур;

  • обосновывать свою точку зрения в трактовке закономерностей развития и функционирования культуры;


4. Структура курса
Курс «Культурология» формируется из 3 блоков-разделов, включающих 27 тем. Первый раздел является теоретической базой курса. Второй – представляет особенности типологического деления культуры и основные этапы развития мировой культуры и культуры России. Третий блок освещает актуальные проблемы современной социокультурной ситуации. Блоки изучаются последовательно друг за другом.


  1. Учебно-тематический план курса





Название разделов и тем

Количество часов

лекции

семинары

самостоят.

работа


1.


Раздел I. Теоретические основы культурологии

Культура как предмет теоретического исследования


2



2


2.

Культура – природа – общество

2




2

3.

Культура и человек




2

2

4.

Категории культуры

2




2

5.

Межкультурная коммуникация




2




6.

Теоретическая и прикладная культурология

2



2


7.

Методы культурологических исследований



2

2


8.

Художественная культура как специфическая сфера деятельности человека

2





2


9.

Социологические исследования по проблемам культуры



2

2

10.


Раздел II. Типология культур

Типология культур: понятие и виды


2




2


11.

Элитарная и массовая культура




2

2

12.

Архаические культуры

2




2

13.

Традиционные культуры Востока

2




2

14.

Античность как тип культуры

2




2

15.

Культура западноевропейского средневековья

2




2


16.

Культура арабского мира

2




2

17.

Роль религии и религиозно-философских систем в развитии мировых цивилизаций


2

2


18.

Культура эпохи Возрождения

2




2

19.

Культура народов Северной, Центральной и Южной Америки



2

2


20.

Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XVIII вв.)

2




2


21.

Западноевропейская культура Нового времени (XIX в.)

2




2


22.

Западная культура ХХ в.

2




2

23.

Восточный и западный тип культуры: сравнительный анализ



2

2

24.

Место и роль России в мировой культуре

2




2

25.

Типологические черты русской культуры




2

2

26.


Раздел III. Актуальные проблемы современной культуры

Основные тенденции развития современной культуры


2



2


27.

Культура и глобальные проблемы современности

1




1





Всего:


35


18


53



6. Содержание курса лекционных занятий

Раздел I. Теоретические основы культурологии

Тема 1. Культура как предмет теоретического исследования

Введение. Науки о культуре и их специфика. Культурология как комплексная научная дисциплина. Предмет, задачи и методы культурологии. Место культурологии в современной системе образования, ее взаимосвязь с другими науками (история, антропология, социология, политология, философия, искусствознание). Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Понимание культуры мыслителями прошлого, современные культурологические школы.

Проблема сущности культуры. Множественность определений культуры и их классификация. Основные подходы к изучению культуры: культура как совокупность способов деятельности, культура как совокупность знаковых систем, культура как система норм, и др. Проблема культурогенеза и динамика культуры. Закономерности движения культуры, функции культуры. Морфология культуры.

Литература

Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СП., 1996.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Философия культуры: становление и развитие. СПб,1998.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.



Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.
Тема 2. Культура – природа – общество

Культура, природа, общество: соотношение понятий. Система «природа – общество–человек» как стержень теоретического анализа сущности культуры. Единство и противоречие природы и культуры. Основные уровни взаимодействия культуры и природы. Исторические типы отношения человека и природы. Взаимоотношения общественного и культурного бытия. Основные функции культуры в обществе. Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Понятие цивилизации, основные подходы к проблеме сущности цивилизации. Социодинамика культуры.

Феномены культуры. Понятие «феномен культуры». Роль отдельных феноменов в культуре. Культура и религия, культура и наука, культура и искусство, культура и мораль. Исторические формы взаимодействия феноменов культуры.

Литература



Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.



Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.



Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

Тема 4. Категории культуры

Пространство и время в культуре. Понятия физического и социального пространства. Пространство культуры как освоенное пространство. Культура и время. Время в культуре. Культура как сфера вечности. Понятие «актуальная культура».

Вечные проблемы культуры: жизнь и смерть, судьба как аксиологическое понятие. Проблема свободы и творчества в культуре. Культура как сфера свободы.

Культура как саморазвивающаяся система. Понимание культуры как информационно-семиотической системы. Знак и символ в культуре. Культура как текст. Рождение культурного смысла в системе «текст– подтекст – контекст». Многообразие языков культуры. Культурные коды.

Проблема диалогичности в культуре. Диалог в культуре и диалог культур. Традиция и новация в культуре.

Литература



Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1994.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. В четвертом измерении. Нижневартовск, 1994.

Коган Л.Н. Вечность: преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург, 1994.



Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1984.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.

Лотман Ю.М. О семиосфере. Феномен культуры. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992-1993.

Петров М.К. Язык, зна5к, культура. М., 1991.



Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.


Тема 6. Теоретическая и прикладная культурология

Культурология и методы философского социогуманитарногоо познания. Общенаучные методы и методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии. Методы культурологических исследований.

Прикладные проблемы социологии культуры. Специфика методики и техники социологических исследований культуры. Понятие культурной коммуникации и структура коммуникативного акта. Производитель и потребитель культурной ценности как объекты изучения социологии культуры. Институциональный и личностный подходы к рассмотрению социологических проблем. Понятие субкультуры и возможности изучения субкультур в рамках социологии культуры. Монографические и полифонические исследования. Роль анкетных опросов и интервью. Культурные потребности, культурная деятельность, культурная среда. Социальная и культурная группы. Прогностическая и регулятивная функции социологии культуры.

Литература



Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М., 1981.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Методология изучения общественного мнения: зарубежный опыт. М., 1989.



Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.
Тема 8. Художественная культура как специфическая сфера деятельности человека

Искусство и художественный образ. Познание, ценностное осмысление и проектирование реальности в творческой деятельности. Функции художественной культуры.

Искусство и общество. Народность в искусстве, взаимоотношения художественного творчества и народа. Национальное и общенациональное, общечеловеческое в искусстве. Понятие публики. Шедевр и его критерии. Творчество и репродуцирование. Красота, добро, истина в искусстве. Виды и жанры искусства. Синтез искусств.

Проблема сохранения художественной культуры. Известные мировые музеи и их коллекции.

Литература

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

Каган М.С., Холостова Т.В. Культура – философия – искусство: Диалог. М., 1988.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Раздел II. Типология культур.

Тема 10. Типология культур: понятие и виды

Понятие и проблема типологии культур. Типы культур и их основания. Этническая и национальная культура. Элитарная и массовая культура. Взаимодействие типов культуры.

Историческая типология культуры. Параметры культурологической типологии: диахрония – синхрония и линейность – дискретность. Закономерности культурно-исторического развития: линейная (эволюционная), циклическая, векторная концепции истории культуры. Культурно-исторические типы и их характеристика. Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Типология цивилизаций и ковариантная модель К. Ясперса. Понятие «генотипа» и «архетипа» в выделении типологических черт культуры.

Литература



Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 1991.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.



Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и постижение истории. М., 1994.

Тема 12. Архаические культуры

Понятие «первобытность» и «архаика». Становление культуры. Человек и культура в первобытном обществе. Виды, особенности и версии происхождения первобытной культуры. Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры. Язык как генетическая основа культуры. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм как способы постижения мира.

Происхождение искусства. Культурно-художественный синкретизм первобытного общества. Миропонимание первобытного человека. Архаичный духовный мир. Мифологическая картина мира. Функции мифа. Исследование особенностей мифа на основе записей мифов народов Африки, Австралии и Океании в XIX – XX в.

Литература


Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2ч. Саранск, 1996.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.



Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
Тема 13. Традиционные культуры Востока

«Неолитическая революция» и первые «речные» цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира.

Природная ниша восточных цивилизаций и ее влияние на характер государства, тип власти, структуры общества, менталитета. Государство на Востоке и его исторические перипетии. Роль религии и религиозно-философских систем в развитии восточных цивилизаций. Вклад культуры Междуречьяречья и Древнего Египта в мировую культуру. Культура Древней Индии и Китая. Индия, Китай, Япония в период средневековья и нового времени характеристика художественной культуры. Тенденции развития современного Востока.

Литература



Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Искусство Китая. М., 1988.



Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Япония: идеология, культура, литература. М., 1989.
Тема 14. Античность как тип культуры

Античность как основание западноевропейской цивилизации. Понятие античности и основные этапы развития античного Средиземноморья. Роль природно-географического фактора в формировании античной культуры. Периодизации культуры античности. Особенности греческой культуры. Миф в культуре древних греков. Эллинистическая культура как синтез восточной и греческой культур. Культура Древнего Рима. Система ценностей и идеалов римского общества. Проявление кризиса духовной культуры Рима и его причины. Художественная культура Древней Греции и Рима (театр, архитектура, скульптура, музыка). Развитие науки в античном мире.

Значение античности для развития европейской и мировой культуры.

Литература



Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 кн. М., 1992.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 2000.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.


Тема 15. Культура западноевропейского средневековья

Особенности западноевропейской средневековой культуры. Геополитическая характеристика. Историческое наследие западноевропейской цивилизации. Варварское наследие. Христианство как стержень западноевропейской культуры. Понятие «средние века». Цивилизационные регионы Средневековья. Периодизация культуры.

Место религии, философии, науки в духовной жизни. Культура средневековья как система субкультур: культура духовенства, культура рыцарства, культура города, культура крестьян. «Вертикализм» сознания. Религиозная и светская культура. Специфика городской культуры. Средневековая школа, университеты и наука. Народное искусство и фольклор. Карнавальная культура. Средневековый синтез искусств. Художественные стили. Взаимодействие культур Востока и Запада.

Литература



Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Васильев А.А. История средних веков. М., 1993.



Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Иоаннисян О.М. Программа курса «История средневековой культуры»: учебно-методическое пособие. СПб., 2002.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.1.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1993.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.


Тема 16. Культура арабского мира

Понятие арабской культуры. Распространение арабской культуры в средневековье: арабизация, ислам, арабский язык. Религиозный контекст арабского мира: основные принципы мусульманства.

Арабская культура как торговая культура: взаимодействие с внешним миром, потребность в развитии прикладных наук. Культ знания: его причины и последствия, научные достижения. Культура арабского города. Художественные традиции. Религия и ее влияние на искусство. Расцвет орнаментики. Арабский фольклор. Развитие поэзии в арабском мире.

Основные этапы развития арабской культуры: средневековый расцвет и стагнация нового времени, взаимодействие с европейскими традициями в XIX – XX вв. Культура современного Ближнего Востока.

Литература

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1976.
Тема 18. Культура эпохи Возрождения

Зарождение ренессансной культуры. Предпосылки и основные черты итальянского Возрождения. Периодизация Ренессанса. Гуманизм – духовный фундамент эпохи. Наука и техника. Противоречия и основные периоды развития итальянского Возрождения. Выдающиеся гуманисты. Искусство итальянского Ренессанса. Титаны Высокого Возрождения. Становление национальных европейских культур. Причины кризиса гуманистических идеалов в эпоху Позднего Возрождения.

Феномен Северного Возрождения. Протестантизм как обновленное христианство. Люди и идеи Реформации. Художественная культура стран Северного Возрождения и выдающиеся деятели.

Литература



Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV веков. М., 1977.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.
Тема 20. Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Особенности и периодизация европейской культуры Нового времени. Научная революция XVII в. и секуляризация культуры. Рационализм и его проявления. Художественные стили. Культура стран Западной Европы.

Особенности культуры Просвещения. Идеи Просвещения в художественной культуре Западной Европы. Проблема реализма в искусстве. Просвещение в литературе. Западноевропейское искусство Нового времени: музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура. Характеристика стилей эпохи: классицизм, барокко, рококо, сентиментализм.

Литература



Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.



Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.
Тема 21. Западноевропейская культура Нового времени (XIX в.)

Основные черты XIX в. Достижение науки и техники. Социокультурная ситуация ХIХ в. Французская революция и ее влияние на культуру. Интеллектуализация, секуляризация, индивидуализм в европейской культуре ХIХ в.

Романтизм как новое направление в культуре. Разнонаправленность романтических исканий. Литература романтиков. Идеи романтизма в музыкальном искусстве, живописи и театре.

Критический реализм как отражение динамики общественного развития. Художественная культура и выдающиеся деятели. Реализм и романтизм: соотношение художественных методов.

Художественный поиск и направления в искусстве второй половины ХIХ в.

Литература



Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.



Радугин А.А. Культурология. – М., 1996.

Тема 22. Западная культура ХХ в.

Контрастное начало века. Основные идеи, концепции, ценности. Этапы развития западной культуры ХХ в.

Мозаичность направлений в культуре ХХ в. и ее истоки. Характеристика основных направлений и их представителей. Скоротечность течений в искусстве и политическое развитие страны. Новые формы и материалы в художественной культуре. Изобразительное искусство и архитектура. Поиски и находки литературы и театра (Брехт и новая драматургия, театр абсурда и др.). Кино и его мастера. От джаза к року: особенности развития музыки ХХ в.

Художественная практика второй половины века. Взаимоотношение традиционной и современной культуры. Перенос и трансформация европейских черт в культуре США. Типологические черты западной культуры. Распространение ценностей западной культуры в мире. Проблема культурной унификации на современном Западе.

Литература

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т.СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

Тема 24. Место и роль России в мировой культуре

Особенности и характерные черты русской культуры. Дискуссии о сущности и путях развития русской культуры. Западническая и славянофильская интерпретация своеобразия русской культуры. Особый тип русской культуры в трактовке «евразийства».

Основные этапы развития русской культуры. Культура Древней и средневековой Руси. Синтез язычества и христианства. Монголо-татрское нашествие и проблема «обрыва» естественного историко-культурного процесса в русских землях. Трактовка смены цивилизаций в концепции Л.Н. Гумилев. Система ценностных ориентаций в русской культуре ХIV-XVI вв. Место идеи самодержавия в культуре Московского царства.

Русская культура в период нового времени. Смена внешних культурных ориентиров. Переходный характер русской культуры XVII в. Проблема культурного заимствования и адаптации иной культурной традиции в XVIII в. Противоречивость процесса европеизации. Расцвет русской культуры в XIX веке: европейские и традиционные элементы в культуре. Национальные черты в художественной культуре XIX – нач.ХХ вв..

Октябрьская революция и судьбы российской культуры. Вклад культуры русской эмиграции в мировое наследие. Культура советского общества: достижения и потери.

История русской и мировой художественной культуры. Противоречивость современного культурного процесса. Россия в общемировом культурном диалоге.

Литература

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. М., 2002.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Х-ХХ вв.: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2002.

Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры. Ижевск, 2001.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2. СПб., 2003.

Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д.С. Об интеллигенции. Сб. статей. СПб, 1997.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

Российская цивилизация: учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Странности динамики культуры и цивилизации в современной России.


СПб, 2002.

Раздел III. Актуальные проблемы современной культуры

Тема 26. Основные тенденции развития современной культуры

Современная социокультурная ситуация как итог развития культуры в ХХ веке. Воинственность ХХ века. Мировые войны и крушение гуманистических идеалов. Развитие техники – развитие возможностей человека и революция в мышлении. Ускорение событий, оперативность информации и влияние на культуру человечества. Современные отечественные и западные мыслители о современной культуре.

Социально-психологические и философские предпосылки формирования интегративного типа культуры ХХ в.: множественность культур, направлений, школ, стилей, течений. Современная художественная культура. Постмодернизм: понятие и содержание.

«Информационная» цивилизация: глобальный кризис или новый этап в развитии. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Место человека в современной культуре.

Литература

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.



Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2. СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.
Тема 27. Культура и глобальные проблемы современности

Проблема выживания земной цивилизации: экология природы и экология человека. Экономический рост и его пределы. Неравномерность развития на основе индустриализации.

Цена научно-технического прогресса. Экологический риск и дестабилизация мирового сообщества. Эра информационного общества и ее противоречия. Политический, экономический дисбаланс современного мира в условиях глобализации и проблема международного терроризма.

Формирование новой социально-культурной стратификации населения и господство общих стереотипов и параметров поведения.

Современная цивилизация и судьбы мировой культуры. Глобальные проблемы человечества и глобальные проблемы в самом человеке. Трансформация индивидуальной культуры, проблема «нового гуманизма». Преодоление раскола культур, столкновения цивилизаций.

Литература



Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн.2.– СПб., 2003.

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.

Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999.
7. Программа практических (семинарских) занятий

На семинарские занятия выносятся темы особо актуальные в современной социокультурной ситуации. Поэтому занятия проходят в форме дискуссии, в ходе которой обсуждаются вынесенные на практическое занятие вопросы. В конце занятий проводится работа по анализу проблемных ситуаций по ведущим сюжетам. Два практических занятия (темы 7,9) проходят в форме организации студенческих исследований и анализа проделанной работы.


Тема 3. Культура и человек

План занятия:

1. Человек как творение и творец культуры.

2. Ценностная природа культуры. Культура как система ценностей. Культурные ценности и нормы, культурные традиции.

3. Человек как субъект культуры. Диалектика общечеловеческого, национально-этнического и индивидуального в культуре.

4. Культурная картина мира и культурная самоидентичность. Проблема культурной модернизации.

5. Культура и личность. Понятия «социализация» и «инкультурация». Роль социальных институтов культуры. Проблема личностного начала в динамике культуры.



Цель занятия: Составить представление о взаимодействии культуры и человека на различных уровнях его бытия.

Задачи:

1)проанализировать понятия творчество, выявить его сущностные критерии в и значимость в культуре;

2)рассмотреть природу ценностей, соотнести ценности, нормы и традиции в культуре;

3)проанализировать многоуровневость бытия человека как субъекта культуры;

4)рассмотреть проблему личностного начала в культуре, роль общественной среды и самоидентичности.
Литература

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1989.

Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д, 2003.



Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.



Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
Тема 5. Межкультурная коммуникация

План занятия:

  1. Понятие и основные теории межкультурной коммуникации. Взгляды этнопсихолингвистики на проблемы межкультурной коммуникации.

  2. Виды межкультурной коммуникации. Особенности акта коммуникации.

  3. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Соотношение языка и культуры.

  4. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Межкультурная толерантность.


Цель занятия: Определить особенности межкультурной коммуникации и ее роли в развитии общества и культуры.

Задачи:

1)рассмотреть историю возникновения межкультурной коммуникации как научного направления;

2)выявить основные характеристики и проблемы межкультурной коммуникации;

3)рассмотреть проблемы взаимодействия языка и культуры в процессе межкультурной коммуникации.

Литература

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуациии контакта культур). М., 1994.

Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб, 2000.

Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997.



Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

Оболенская Ю.Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М., 2006.

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1992. – №2-5.

Современные проблемы межкультурных коммуникаций.


Сб. ст. СПб., 2005.

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.



Тема 7. Методы культурологических исследований

План занятия:

В начале занятия студенты получают задание, на основе изученного на лекции материала о специфике методики и техники социологических исследований культуры, составить план собственного исследования: сформулировать тему, обозначить объект исследования, цель, задачи, гипотезу, методы исследования и составить опросник. Студенты делятся на группы (2-3 человека), получают примерный список тем для социсследований культуры:

1. Интересы и предпочтения воткинских студентов (преподавателей, школьников старших классов, пенсионеров и т.д. – по выбору студента) в культуре.

2. Материально-техническая оснащенность труда воткинских библиотекарей (преподавателей вузов, учителей …и т.д. – по выбору).

3. Культурный уровень воткинских студентов (учителей, библиотечных работников … и т.д. – по выбору).

4. Проблемы национальной культуры в зеркале прессы (по материалам контент-анализа публикаций газеты «Комсомольская правда», «Труд», «Воткинские вести» … и т.д. – по выбору).

5. Молодой рабочий: вчера, сегодня (сравнительный анализ культурной жизни в дни молодости старых рабочих и молодых, работающих на ГПО «Воткинский завод»).

6. Кино и зритель (на конкретном примере; напр., «Современный японский триллер и восприятие его студенческой аудиторией).

7. Степень распространения среди современной молодежи различных суеверий и мистики.

8. Кинопотребности современной молодежи.

9. Влияние пропаганды секса и насилия в современной России на детей (подростков).

10. Культурная группа (по выбору студента): генезис, сущность, признаки.

11. Социальный портрет работников культуры и образования (преподавателей, культработников, художников, музыкантов и т.д. – по выбору).

12. Спрос и предложение в книжном магазине.

13. Отдел критики в научном (или художественном) журнале. Опыт контент-анализа.

14. Актуальная культура группы (по выбору студента).

15. Интернет в системе культуры.

16. Кинорепертуар и зрительская аудитория кинофильмов в г. Воткинске.

17. Проблемы культуры на страницах журнала «…» (по выбору). Опыт контент-анализа.

Список тем составлялся с таким расчетом, чтобы студенты могли проявить максимальную самостоятельность, овладевая навыками научного поиска и представить результаты для обсуждения на семинарском занятии. Данный список является примерным и может варьироваться с учетом реальной культурной ситуации в регионе, а также с учетом интересов самих студентов.

В конце занятия студенты предъявляют результаты своей работы для просмотра, и далее должны будут осуществлять свои исследования на практике (в зависимости от выбранного объекта исследования).

Цель занятия: На практике рассмотреть проблемное поле и методику социсследований культуры.

Задачи:

1)ознакомиться с возможностями социсследований культуры и особенностями сбора информации для социокультурного анализа;

2)научиться составлять вопросы для исследования, работающие на раскрытие темы, учитывающие специфику социсследований культуры.

Литература:



Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М., 1981.



Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Методология изучения общественного мнения: зарубежный опыт. М., 1989.



Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.

Тема 9. Социологические исследования по проблемам культуры

План занятия: На данном практическом занятии студенты выступают с результатами проведенных социсследований, озвучивая все этапы осуществленной работы и акцентируя внимание на выводы своего исследования. Затем проводится коллективное обсуждение каждой групповой работы. Выявляются плюсы и минусы, раскрытость темы, спорные вопросы.

В конце занятия подводятся итоги, актуальность обозначенной тематики.



Цель занятия: На основе анализа собранного материала получить представление о специфике социсследований культуры и современной социокультурной ситуации, на примере выбранных тем.

Задачи:

1)ознакомиться с полученными, в ходе социсследований культуры, результами;

2)проанализировать полученную информацию и причины, сложившейся в ходе исследований, социокультурной картины;

3)оценить возможность регулятивных мер в отношении сложившейся социокультурной картины исследований, перспективы применения полученных результатов.


Тема 11. Элитарная и массовая культура

План занятия:

  1. Понятие элитарной культуры, ее сущность.

  2. Основные черты и функции массовой культуры. Соотношение понятий: народная, популярная, массовая культура.

  3. Мифологемы массовой культуры (культурный герой в кино и рекламе, проблема имиджа).

  4. Уровни массовой культуры. «Бульварная литература»: понятие и содержание. Китч в искусстве: его границы и проявление.

  5. Взаимодействие массовой и элитарной культур.

Цель занятия: Составить представление об особенностях элитарной и массовой культур, и их соотношении в современной социокультурной ситуации.

Задачи:

1)ознакомиться с историей феноменов массовой и элитарных культур;

2)проанализировать основные черты и функции массовой и элитарной культуры;

3)выявить возможные пути пересечения этих культур и перспективы их дальнейшего развития.

Литература

Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // http://www.roerich.com/aipe/russian/ims

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая // http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.



Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Ортега - и- Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

Шестаков В.В. Мифология ХХ века. М., 1988.

Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.



Тема 17. Роль религии и религиозно-философских систем в развитии мировых цивилизаций

План занятия:

  1. Содержание религиозных культов и представлений о мире и месте человека в культуре Древнего Китая и Древней Индии. Даосистско-конфунцианский тип культуры. Индо-буддийский тип культуры.

  2. Духовные ценности христианской культуры. Библия как памятник культуры.

  3. Ислам и культура мусульманства. Социально-этические принципы ислама. Коран.

  4. Международные религиозные организации. Новые религиозно-мистические движения и культы. Причины возникновения и современное состояние.

Цель занятия: Определить характер и особенности влияния религии на развитие цивилизаций.

Задачи:

1)проанализировать различные религиозные системы и типы культуры, сложившиеся под их влиянием;

2)ознакомиться с основными религиозными ценностями и соотнести их с развитием цивилизаций;

3)рассмотреть новые религиозные направления и оценить их роль в современной культуре и возможные перспективы развития.

Литература

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Библейская энциклопедия. М., 1992.

Библия.

Буддизм: Словарь. М., 1992.



Васильев Л. В. История религий Востока. М., 1988.

Колосницын В. И., Медведев А. В. Личность в истории религии. Создатели мировых религий. Свердловск, 1991.

Коран.


Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.



Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Малюга Ю.Я. Культурология. М, 1999.

Очерки по истории мировой культуры.



Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Тема 19. Культура народов Северной, Центральной и Южной Америки

План занятия:

  1. Освоение Американского континента. Народы Северной Америки, характеристика образа жизни, социальной структуры, мифологической картины мира.

  2. Цивилизации Мезоамерики. Специфические черты и общие с античным миром и Древним Востоком. Характеристика культуры майя и ацтеков.

  3. Культура Южной Америки. Цивилизация инков.

  4. Судьба цивилизаций Нового Света.


Цель занятия: Составить представление о своеобразии культур Американского континента и особенностях их развития.

Задачи:

1)рассмотреть основные культурные «очаги» Северной, Центральной и Южной Америки;

2)ознакомиться с особенностями цивилизаций Нового Света;

3)проанализировать судьбу рассмотренных цивилизаций, оценить столкновение цивилизаций Старого и Нового Света.

Литература

Ацтеки: империя крови и величия. М., 1997.



Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй. М., 1998.

Березкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л., 1991

Варшавский А. Колумбы каменного века. М., 1985.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М., 1987.

Исторические судьбы американских индейцев. М., 1985.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Ламбер-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.
Тема 23. Восточный и западный тип культуры: сравнительный анализ

План занятия:


  1. Природные ниши восточных и западных цивилизаций. Геополитическая ситуация. Отношение к природным факторам.

  2. Государственные структуры на Востоке и Западе. Человек и социальные институты.

  3. Преобладающая хозяйственная деятельность и ее влияние на типологические черты восточных и западных обществ.

  4. Менталитет. Типы сознания и их характеристика. Религиозный фактор.


Цель занятия: Определить особенности и их причины восточного и западного типа культуры.

Задачи:

1)рассмотреть природные, политические и социальные факторы, повлиявшие на характер западного и восточного типов культур;

2)проанализировать особенности духовной жизни, характер ментальности и религиозную специфику;

3)соотнести восточный и западный тип между собой. Обсудить проблему: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» (Р.Киплинг). Так ли это?

Литература

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избраное. М., 2006.

Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.



Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема Запад Восток в культурологии: взаимодействие художественных культур. М., 1994.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.



Малюга Ю.Я. Культурология. М, 1999.

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.



Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Запад и Восток // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Stoljarov/

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

Тема 25. Типологические черты русской культуры

План занятия:


  1. Природная ниша и ее влияние на картину мира восточных славян. Время и пространство в русской культуре.

  2. Геополитическая ситуация и ее последствия для русской культуры.

  3. Хозяйственная деятельность, социальная стратификация и особенности русской культуры.

  4. Язычество и христианство в русской культуре.

5. Русский национальный характер.

Цель занятия: Определить особенности русского типа культуры.

Задачи:

1) рассмотреть природные, политические и социальные факторы, повлиявшие на характер русского типа культуры;

2)проанализировать особенности духовной жизни, характер ментальности, роль язычества и православия в русской культуре;

3)соотнести русский тип культуры с восточным и западным, насколько он является самобытным, срединным или склоняющимся в ту или иную сторону.

Литература

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.



Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. М., 2002.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Х-ХХ вв.: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2002.

История культуры России. М., 1993.



Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология: теория и история культуры. М., 1998.

Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. М., 2002.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Российская цивилизация: учебное пособие для вузов. / Под ред. М.П.Мчедлова. М., 2003.

Русская интеллигенция о русском характере // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/russkharakter

Россия глазами русского. Сб.ст. М., 1990.



Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

8. Программа самостоятельной работы студента

Контрольные вопросы для дополнительного анализа изучаемого материала:

  1. В чем состоят социально-исторические, духовные и внутринаучные предпосылки возникновения культурологии как научной дисциплины?

  2. Какова специфика анализ культуры в системе философских категорий: культурное бытие, пространство и время культуры?

  3. История культуры как история материально-практического взаимодействия с природой.

  4. Современная парадигма отношения к природе.

  5. Специфика представлений о природе в различных феноменах культуры.

  6. В чем особенность социоцентрических концепций культуры?

  7. Как вы трактуете понятия «культурное» и «общественное» бытие?

  8. В чем особенность антропологических концепций культуры?

  9. Специфика диалога в различных феноменах культуры.

  10. Чем, на ваш взгляд, объясняется многообразие языков культур?

  11. Какие дисциплины занимаются изучением проблемы межкультурной коммуникации?

  12. Какие модели коммуникации вы знаете?

  13. Что вы можете рассказать о связи проблем межкультурной коммуникации с практикой преподавания и изучения иностранного языка?

  14. По каким основаниям происходит выделение типов культуры?

  15. Общая характеристика первобытного искусства и знания.

  16. Шумеро-вавилонская культура.

  17. Миропонимание и художественная практика древневосточных цивилизаций (Месопотамия, Египет).

  18. Художественная практика древнекитайской культуры.

  19. Художественная практика древнеиндийской культуры.

  20. Буддизм и его культурное влияние.

  21. Миропонимание и художественная практика в исламской культуре.

  22. Каковы, на ваш взгляд, точки соприкосновения западного и восточного типов культуры?

  23. Боги в жизни греков античного мира.

  24. Почему именно в условиях классической Греции формируется понятие человек-гражданин?

  25. Сравните культуру Древней Греции и Рима, выявив общие и особенные черты.

  26. Материальные, социальные и духовные основы культуры западноевропейского средневековья.

  27. Европейские университеты средневековья и их роль в западноевропейской культуре.

  28. Гуманистические идеи эпохи итальянского Возрождения.

  29. Идеологи Северного Возрождения.

  30. От чего зависит выживание цивилизации?

  31. Могли ли выжить цивилизации Нового Света в столкновении с европейцами?

  32. Знания, литература и художественная культура Западной Европы XVII в.

  33. Идеология и идеологи западноевропейского Просвещения.

  34. Художественная культура Западной Европы первой половины XIX в.

  35. Художественная культура Западной Европы второй половины XIX – начала ХХ в.

  36. Социокультурная ситуация Западной Европы ХХ в.

  37. Выдающиеся деятели западной художественной культуры ХХ в.

  38. Культура Древней и Средневековой Руси.

  39. Культура Византии и ее влияние на культурные традиции Руси.

  40. Русская культура в начале нового времени.

  41. Русская культура первой половины XIX в.

  42. Русская культура второй половины XIX – начала ХХ в.

  43. Идеологические задачи и художественно творчество 1920-х годов.

  44. Культура русской пореволюционной эмиграции.

  45. Социалистический реализм и его реализация в культуре 1930-1950-х гг.

  46. Официальное и неофициальное пространство советской культуры 1950-1980-х гг.

  47. Поиск смысла и новой функции культуры в современном российском обществе.

  48. Исторический путь православия в России.

  49. Русский тип культуры, на ваш взгляд, несет в себе больше черт восточного или западного типа культуры? Или он самобытен?

  50. Социокультурный кризис – явление современной России или общемировая ситуация?

  51. Тоталитаризм и культура.

  52. Традиционная культура и культура современных цивилизованных стран.

  53. Как вам видится решение современной проблемы столкновения цивилизаций?

  54. Современные западные культурологические теории.

  55. Культурологические теории в России XIX – ХХ вв.


9. Темы контрольных работ

Предложенные темы могут корректироваться с учетом интересов студентов.



  1. Культура и язык.

  2. Многообразие языков культуры.

  3. Основные формы коммуникации.

  4. Коммуникация и культура.

  5. Культурный компонент содержания языковых единиц.

  6. Лингвокультурология как научная дисциплина.

  7. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения (на примере русского или др. языков).

  8. Слово и межкультурная коммуникация: национально-культурная обусловленность значения слова.

  9. Время и вечность как проблема культуры.

  10. Межкультурные конфликты и пути их преодоления.

  11. Классика как проявление диалога культур.

  12. Миф и художественная литература.

  13. Шекспир и мировая культура.

  14. Пушкин и русская культура.

  15. Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры ХХ в.

  16. Молодежная субкультура и языковая среда.



10. Учебно-методические материалы

Основная литература:

Культурология. / Под ред. Проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2003.



Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.
Дополнительная литература:

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. М., 2002.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Х-ХХ вв.: Учебное пособие для студ. вузов. М., 2002.

Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры. Ижевск, 2001.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. СПб., 2003.

Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2001.

Культурология. ХХ век: антология. М.,1995.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.,1998.



Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д.С. Об интеллигенции. Сб. статей. СПб, 1997.

Лотман Ю.М. Избран.ст. в 3-х т. Таллин,1992-93.

Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1999.

Маньковская Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1989.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

Оболенская Ю.Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М., 2006.

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Постмодернизм и культура. М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.,1991.

Словарь культуры ХХ века. М.,1997.



Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

Российская цивилизация: учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.



Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004

Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

Странности динамики культуры и цивилизации в современной России.


СПб, 2002.

Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999.

Философия культуры: становление и развитие. СПб,1998.



Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.
Интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library – Библиотека электронных текстов, где можно найти классические работы, таких авторов как М.М. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса), Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере, Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс, и др., так и работы современных авторов по анализу культуры ХХ века (Бычков В.В., Бычкова Л. ХХ век: предельные метаморфозы культуры; Бычков В.В. Художественная культура XX века Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). Там же можно посмотреть «Культурологический словарь» и электронную версию 2-х т.: Культурология. ХХ век: Энциклопедия.

http://yanko.lib.ru – в разделе библиотеки – «культурология»: тексты учебников по культурологии и литература.

ido.edu.ru/ffec/ (Культурология) – электронный учебник по курсу «Культурология» (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования.

countries.ru – сайт «Библиотека по культурологии». Библиотека содержит культуроведческий справочник по теории и истории культуры, биографии культурологов, религиоведов и социологов, тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Рассматриваются также вопросы, касающиеся самой науки культурологии.

http://kulturolog.narod.ru/ – научно-популярный сайт о культуре. Публикации статей на актуальные проблемы и темы современной культуры.

ortlib.narod.ru – страничка «Теория и история культуры в персоналиях» на сайте "Православный библиотекарь". Сведения о более чем 200 персоналиях.

artclassic.edu.ru – коллекция материалов по теме «Мировая художественная культура»  на Российском общеобразовательном портале.

http://www.hischool.ru – сайт Высшей школы культурологии Московского госуд. ун-та культуры и искусств (раздел – Наши публикации ( работы современных культурологов).
kultura-portal.ru  "Культура-Портал" – актуальная информация о значительных событиях в культурной жизни общества. Там же см. электронную версию газеты "Культура" – свежий номер, архив (1998-2006), поиск.

allru.net  – Каталог ресурсов (Архитектура, История, Литература, Фотография, Философия, Студии, Искусство, Музеи, Живопись, Новости, Театры, Поэзия, Библиотеки, Религия, Мода). 
11. Контролирующие материалы
В соответствие с учебным планом по дисциплине «Культурология» итоговым контролем знаний и умений студентов является зачет.
Текущий контроль проводится в форме устных и письменных опросов студентов по пройденному материалу, бесед и дискуссий на семинарских занятиях.
Зачет считается сданным, если студент понимает специфику культурологического знания, разбирается в сущности культуры, закономерностях ее развития и функционирования; знает основные понятия культурологии, исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке.

Зачетные вопросы по курсу «Культурология»





  1. Культурология в системе гуманитарного знания.

  2. Теоретическая и прикладная культурология.

  3. Методы культурологических исследований.

  4. Культура, ее структура и функции.

  5. Культура и природа: проблема единства и противоречия.

  6. Система «культура – общество».

  7. Культура и цивилизация. Основные подходы к проблеме.

  8. Культура и личность.

  9. Человек как субъект культуры.

  10. Морфология и функции культуры.

  11. Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры.

  12. Традиции и новации в культуре.

  13. Диалогическая природа культуры

  14. Актуальная культура.

  15. Культура как информационно-семиотическая система.

  16. Межкультурная коммуникация.

  17. Роль языка в происхождении и развитии культуры.

  18. Художественная культура и ее специфика.

  19. Типология культур.

  20. Этническая и национальная культура.

  21. Элитарная и массовая культура: многоообразие подходов.

  22. Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры.

  23. Особенности первобытной культуры.

  24. Общая характеристика культуры древневосточных цивилизаций.

  25. Арабская культура и ее своеобразие.

  26. Античность как тип культуры.

  27. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения.

  28. Культура народов Северной, Центральной и Южной Америки.

  29. Западноевропейская культура в период Нового времени (XVII-XVIIIв.).

  30. Западноевропейская культура в период Нового времени (XIX в. ).

  31. Западная культура ХХ в.: общая характеристика, основные направления в художественной культуре.

  32. Восточный тип культуры.

  33. Западный тип культуры.

  34. Культура Древней и Средневековой Руси.

  35. Русская культура XVII– XVIII вв.

  36. Русская культура XIX – нач. ХХ в.

  37. Культура советского общества: основные этапы и их характеристика.

  38. Место и роль России в мировой культуре.

  39. Особенности и противоречия современной культуры.

  40. Культура и глобальные проблемы современности.

12. Основное оборудование по дисциплине.

Курс предполагает использование видео- и аудиозаписей в виде мультимедиа презентаций. Необходимое оборудование – мультимедиа проектор, экран, ноутбук.






izumzum.ru