Учебно-методический комплекс по дисциплине История экономических учений - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс История политических учений, для студентов... 3 931.7kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по«Истории... 4 646.37kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного 4 1533.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс (syllabus) 1 202kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история национальной... 3 532.92kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Жизнь и творчество Джеймса Олдриджа 1 153.96kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине История экономических учений - страница №1/4



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра экономики


Учебно-методический комплекс по дисциплине


История экономических учений


Основная образовательная программа 080100 «Экономика»

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой _________



Автор-составитель:

Коновалова Л.В. к.э.н.

доцент кафедры экономики



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине История экономических учений

По направлению подготовки 080100 « Экономика»


Курс 1

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра экономики

Архангельск, 2012



1. Цель и задачи освоения дисциплины
1. Цель курса:

Курс «История экономических учений» закладывает фундамент мировоззрения будущего экономиста, так как специалист, знакомый с историей науки, глубже оценивает конкретную ситуацию.

Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории.
2. Задачи курса:

— дать возможность студентам проследить развитие экономической мысли, пути поиска и выбора рациональных экономических решений;

— ознакомить студентов с историей возникновения, расцвета и смены экономических идей, систематизированных в экономические учения;

— представить студентам экономические взгляды в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники:

— выработать у студентов логику экономического анализа и понимание причин, определявших появление различных экономических взглядов.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика». Дисциплина «История экономических учений» относится к профессиональному циклу – базовая (общепрофессиональная) часть. Она рассчитана на слушателей, изучивших вводные курсы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, являющиеся для нее базовыми.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

ОК-№1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-№3

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать

  1. место истории экономических учений в системе экономических наук;

  2. основные этапы развития экономической мысли, начиная с древнейших времен и до современности, и теоретические особенности основных научных школ;

  3. основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.


Уметь

  1. свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории;

  2. применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.

  3. использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.


Владеть

1. логикой развития экономического анализа, объясняющего причины, определявшие появление различных экономических взглядов;

2. основными экономическими теориями в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники;

3. творческими навыками, позволяющими свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.




Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

34




В том числе:







Лекции (Л)

18




Практические занятия (ПЗ)

16




Семинары (С)

-




Самостоятельная работа (всего)

38




Зачет







Общая трудоемкость (час.)


72






5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3




У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.


Тема 1. Экономическая мысль древнего мира и феодального общества

Экономическая мысль Древнего мира. Экономическая мысль Древнего Востока в Древнем Египте, Вавилонии, Древнем Китае, Древней Индии, Древней Палестине. Экономическая мысль Древней Греции, представленная трудами Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима: Катон Старший, Варрон, Колумелла.

Экономические учения феодального общества

Экономическая мысль Востока в средние века. Средневековый Китай. Экономическая мысль арабских стран раннего средневековья. Экономическая мысль средневековой Европы. Канонисты. Экономическая мысль россии периода феодализма.



Тема 2. Социальные утопии. Меркантилизм – первая научная школа.

Социальные утопии. Идеи первых социалистов-утопистов Томас Мор. Томазо Кампанелла. Особенности меркантилизма как экономической идеи. Испанский меркантилизм. Французский меркантилизм, “кольбертизм”, Антуан Монкретьен. Английский меркантилизм. Томас Мэн. Особенности русского меркантилизма. Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич, Иван Тихонович Посошков.






Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Тема 3. Классическая буржуазная политэкономия

1. Возникновение классической буржуазной политэкономии в Англии и во Франции. Экономическое учение физиократов. Франсуа Кенэ и его "Экономическая таблица". Жак Тюрго.

2. Политэкономия Адама Смита и Давида Рикардо.

3. Завершающий этап развития классической школы.

Жан Батист Сэй и теория 3-х факторов производства. Фредерик Бастиа. Томас Роберт Мальтус - "Опыт о законе народонаселения". Джон Стюарт Милль.

Тема 4. Критическое направление экономической мысли

Общая характеристика мелкобуржуазной политэкономии. Условия возникновения утопического социализма в западной Европе начала XIX века и его общая характеристика. Основоположники марксизма – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Исторические условия возникновения марксизма. Историческое направление в Германии.






Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.


Тема 5. Маржиналистская революция и появление австрийской школы. Неоклассическое направление экономической мысли.

Австрийская школа Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген Бём-Баверк. Неоклассическое направление экономической мысли. Альфред Маршалл, Артур Пигу. Кембриджская школа. Американская школа. Джон Бейтс Кларк. Лозанская школа (школа общего равновесного анализа). Леон Вальрас, Вильфредо Парето.



Тема 6. Экономическая мысль начала 20-го века. Теории монополии и конкуренции. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли. Американский институционализм

Й. Шумпетер и его "новатор". Теория монополистической конкуренции Эдуарда Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон.

Исторические условия становления американского

институционализма. Т. Веблен – основоположник институционального направления. «Теория праздного класса», Социально-правовой институционализм Д. Коммонса. Коньюктурно-статистический институционализм У. Митчелла.



Тема 7. Кейнсианство

Экономическое учение Дж. М. Кейнса. "Общая теория занятости, процента и денег". Кейнсианское "открытие" государства. Теория мультипликатора. Неравновесная теория занятости.



Тема 8. Неолиберализм и монетаризм

Экономические идеи родоначальника неолиберализма - Л.Мизеса. Неолиберализм в Германии. Л. Эрхард: путь к "социальному рыночному хозяйству". Неолиберальная методология Ойкена. Экономические воззрения Ф. Хайека. Современный монетаризм. Чикагская школа. Учение М. Фридмена.



Тема 9. Теоретические разработки экономистов России

Итоги и опыт революционных преобразований в России. Практика нерыночного хозяйствования. Экономические взгляды В. И. Ленина

Михаил Иванович Туган-Барановский, Школа А. В. Чаянова

Исследование проблем экономической динамики Н. Д. Кондратьевым

Экономико-математическая школа в России. Владимир Карпович Дмитриев, Евгений Евгеньевич Слуцкий, метод линейного программирования Леонида Витальевича Канторовича, Виктор Валентинович Новожилов.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

4

4










8

16




Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

6

6










12

24




Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.

8

6










18

32



6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)




Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Деловая игра «Первые экономические школы»


4




Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления.

Разбор ситуационных вопросов

4

Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

24%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

2

Классическая буржуазная политэкономия. Критическое направление экономической мысли

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

3

Современные направления экономической мысли и развитие экономической мысли в России.

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)

- письменные (выполнение тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач, написание истории болезни).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Форма промежуточной аттестации - зачет
Этапы проведения зачета:

1. Этап - активность на практических занятиях

2. Этап - контрольная работа

3. Этап- тестирование

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература


  1. Гусейнов Р.М. История эконом. учений. М.: ИНФРА М., 2000

  2. История экономических учений. Учебное пособие (под ред. В. Автономова, О. Ананьиной, Н. Макашевой;).- М.: ИНФРА- М, 2009.-784с.-(Серия "Высшее образование")

  3. История экономической мысли / Под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахонова. – СПб.: Питер, 2008. -240с.

  4. Подкидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений.: Учебное пособие.- М.:Инфра – М, 2008.-271с.

  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М., 2009г. -480с.

9.2. Дополнительная литература

  1. Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

  3. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.

  4. История экономических учений: Учеб.пособие / под ред. Г.А.Шмарловской. – 2-е изд.испр. – Мн.: Новое знание. 2001.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://setstolica.ru:8080/index.php/История_экономических_учений

  2. Галерея экономистов собрание электронных материалов по истории экономической мысли. [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://gallery.economicus.ru/

  3. История экономических учений, вопросы и ответы [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://ufadengi.ru/ru/economics/467-histec.html

  4. История экономических учений [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/istoriya-et.html

  5. Титова Н. История экономических учений. Курс лекций [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Titova/index.php

  6. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций

  7. Таганрог: ТРТУ, 2004 [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.aup.ru/books/m172/


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные аудитории, компьютерные средства обучения, наглядные пособия – фотографии экономистов в альбомах и на сайте «Галереи экономистов».



Календарно-тематический план лекций
Учебная дисциплина – История экономических учений

Направление подготовки – 080100 « Экономика»

Семестр – 2

Курс – 1


Место проведения занятий - ауд.

Преподаватель – Коновалова Л.В.




№ лекции

Тема лекции



Всего

часов


1

Экономическая мысль древнего мира и феодального общества

2

2

Социальные утопии. Меркантилизм – первая научная школа

2

3

Классическая буржуазная политэкономия.

2

4

Критическое направление экономической мысли

2

5

Маржиналистская революция и появление австрийской школы. Неоклассическое направление экономической мысли.

2

6

Экономическая мысль начала 20-го века. Теории монополии и конкуренции. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли. Американский институционализм.

2

7

Кейнсианство.

2

8

Неолиберализм и монетаризм.

2

9

Теоретические разработки экономистов России

2

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)



Календарно-тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – История экономических учений

Направление подготовки – 080100 « Экономика»

Семестр – 2

Сроки проведения курса, цикла – семестр

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 34 час.

Курс – 2


Группа –

Место проведения занятий – ауд.

Преподаватель – Коновалова Л.В.


№ занятия

Тема занятия



Всего

часов


1

У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

2

2

Деловая игра «Первые научные школы».

4

3

Критическое направление экономической мысли

2

4

Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления.

4

5

Экономическая мысль начала 20-го века. Теории монополии и конкуренции. Экономическое учение Дж.М. Кейнса

2

6

Неолиберальное направление. Монетаризм.

2

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

2012 г.


Занятие №1

1. Тема занятия, его цели и задачи

1. У истоков экономической мысли. Развитие экономической мысли в докапиталистических обществах.

Цель: Анализ развития экономической мысли в докапиталистических обществах.

Задачи:


  • Обсудить материал занятия
следующая страница >>