Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс (syllabus) 1 202kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины по дисциплине «Дифференциальная... 1 165.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности... 1 125.48kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономического... 4 577.49kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 1 292.02kb.
Вступление: Стоят на холме два быка старый и молодой. Мимо (под холмом) 1 27.72kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» - страница №1/1


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА

Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Дифференциальная психология»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности ________



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _______ и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.


Рецензент:


Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6

1.3.1 Лекции 6

1.3.2 Практические занятия 6

1.3.3 Интерактивные занятия 7

1.4 Самостоятельная работа 8

1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9

1.5.1 Основная литература 9

1.5.2 Дополнительная литература 9


1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формирование у студентов целостного представления о дифференциальной психологии как отдельной области психологического знания; овладение студентами системообразующими понятиями и категориями дифференциальной психологии, что обеспечивает возможность правильного понимания многих психологических явлений и процессов; развитие профессиональной компетентности в сфере дифференциальной психологии.

Программа дисциплины «Дифференциальная психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для системы психологических дисциплин.



Задачи курса:

  • показать сложность внутреннего мира человека с его индивидуальными, типологическими и групповыми различиями;

  • ознакомить с многофакторной системой индивидуальности, различиями в познавательной деятельности, особенностями природы человеческих способностей, стилевыми особенностями личности;

  • развивать коммуникативные умения, владеть навыками профессиональной и личностной рефлексии, саморазвития и раскрытия своего творческого потенциала;

  • формирование профессиональной компетентности в применении психологических знаний в решении проблемных ситуаций;

  • научить работе со справочным материалом, учебной и специальной литературой по психологии.



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление: о психологии индивидуальных различий.

Знать:

  • предмет, задачи и область применения дифференциальной психологии;

  • основные понятия дифференциальной психологии и их взаимосвязь;

  • специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;

  • основные методологические подходы к изучению дифференциальной психологии;

  • основные психологические механизмы развития человека в онтогенезе.

Уметь:

  • выполнять задания, предусмотренные программой;

  • владеть методами исследования и диагностики индивидуальных различий личности;

  • уметь использовать на практике результаты теоретических и экспериментальных исследований выдающихся психологов, внесших большой вклад в развитие психологической науки;

  • воспринимать и усваивать новую информацию.



1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

З/С

1

Дифференциальная психология как область знания: предмет, история, методы.

Предмет дифференциальной психологии. История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Этапы развития дисциплины. Методы дифференциальной психологии.

2

0,5

2

Источники индивидуальных различий. Индивид, личность, индивидуальность.

Взаимодействие среды и наследственности. Учение Л.С. Выготского. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Понятие индивидных особенностей человека. Темперамент. Способности в структуре индивидуальности. Характер в структуре индивидуальности. Акцентуации характера.

2

0,5

3

Область индивидуальных различий. Индивидуальная специфика психических процессов

Общая характеристика области индивидуальных различий. Индивидуальная специфика психических познавательных процессов. Стилевые характеристики мышления. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.

2

0,5

4

Область групповых различий. Специфика групповых характеристик

Специфика групповых различий. Расовые различия. Пол в структуре индивидуальности. Различия в социальном положении. Критерии различий между социальными группами.

2

0,5

ИТОГО:

8

2



1.3.2 Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

З/С

1

Психология пола

  1. Половые и гендерные различия, полоролевое поведение личности (маскулинность, фемининность, андрогиния).

  2. Аспекты половой дифференциации: специфика пола в пренатальный период, половая идентификация у детей, взрослых.

  3. Социальные стереотипы – мужчины и женщины.

  4. Диагностика гендерной идентичности (С. Бем, Лири).

2

1

2

Персональный познавательный стиль

  1. Стилевые особенности мыслительной деятельности.

  2. Когнитивные стили.

  3. Стили мышления.

  4. Персональный познавательный стиль.

  5. Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности.

4

2

3

Темперамент. Характер.

  1. Темперамент как свойство индивидуальности.

  2. Характеристики темперамента по теории И.П. Павлова.

  3. Диагностика эмоциональной устойчивости и экстраверсии/интроверсии: тест Г. Айзенка.

  4. Характер. Акцентуации характера.

  5. Соотношение характера и темперамента.

  6. Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.

2

1

ИТОГО:

8

4



1.3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

З/С

1

Персональный познавательный стиль

Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности

4

2

ИТОГО:

4

2



1.4 Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов З/С

Форма контр.

1

Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария

14

16

отчет

2

Составление опорных схем к темам дисциплины

16

10

отчет

3

Обзор периодических публикаций по проблемам дифференциальной психологии

14

6

отчет

4

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах дифференциальной психологии

6

4

отчет

5

Провести анализ понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» в различных научных школах психологии.

10

6

отчет

6

Написание реферата

18

20

отчет

7

Подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления

4

4

отчет

ИТОГО:

84

66








1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

2

Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология личности. – СПб.: РЕЧЬ, 2004.

3

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001.

4

Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001.

5

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

6

Индивидуальные и стилевые особенности личности/ Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. Ростов на/Д: ЮРГИ, 2002.

7

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

8

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

9

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2006.

10

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

11

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: Флинта, 2003.

12

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002.

13

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 1995.

14

Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004.

16

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004.

17

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1983.



1.5.2 Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993.

2

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Акдемия», 2007.

3

Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. – Спб., 2004.

4

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000.

5

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

7

Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1995.

8

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

9

Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.

10

Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

11

Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

12

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

13

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

14

Юнг К. Психологические типы. М., 1992.



1.5.3 Информационно-методическое обеспечение


п/п

Перечень

1

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

2

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

3

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

4

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

5

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»

6

http://www. ihtik.lib.ru / – Библиотека Ихтика



2. лекционные занятия


2.1 План и содержание лекционных занятий

Содержание дисциплины.

Дисциплина посвящена изучению психологических познавательных процессов: внимания и памяти. В ней рассматриваются подходы к данным феноменам в рамках отечественной и зарубежной психологии. Дисциплина поможет психологам и др. специалистам в их профессиональной деятельности, покажет, как в реальных жизненных ситуациях можно оптимизировать собственную познавательную деятельность.

Содержание дисциплины составляет 1 модуль: внимание и память. В данном модуле рассматриваются основные подходы к изучению внимания и памяти в отечественной и зарубежной литературе, раскрывается специфика содержания внимания и памяти и их функций. Также в модуле дается анализ видов внимания и памяти. Рассматриваются методы диагностики внимания и памяти.
Теория. Лекции.

Лекция 1. Дифференциальная психология как область знания: предмет, история, методы.

Предмет дифференциальной психологии.

История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Этапы развития дисциплины: 1. Допсихологический (хиромантия, астрология, физиогномика; Платон, Аристотель, Гиппократ и др.). 2. Основание дифференциальной психологии, психодиагностики (19-20в.) (Ф. Гальтон, А. Бине, В. Анри, Т. Симон и др.). 3. Дифференциальная психология как самостоятельная научная дисциплина (нач. 20 в. – наст. время) (У. Штерн, Р. Кеттел, А. Анастази). 4. Исследования в дифференциальной психологии отечественными психологами (А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов, В.М. Русалов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.). 5. Современные направления исследований дифференциальной психологии.

Методы дифференциальной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, близнецовый метод, архивный метод. Выделение психологических черт на основании их семантического сходства. Ассоциативный эксперимент. Метод классификации («сортировки»). Метод субъективного шкалирования. Метод семантического дифференциала. Метод личностных конструктов Дж. Келли. Факторно-аналитическое выделение психологических черт.


Лекция 2. Источники индивидуальных различий. Индивид, личность, индивидуальность.

Взаимодействие среды и наследственности. Учение Л.С. Выготского. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Понятие индивидных особенностей человека. Темперамент. Теории темперамента (Гиппократ, Гален; Э. Кречмер, У. Шелдон; И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин; К. Юнг).

Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли и др.). Психология черт личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.).

Теории индивидуально-психологических различий (Н. Мак-Вильямс, Э. Шпрангера, Я. Стреляу и др.).

Характер в структуре индивидуальности. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).


Лекция 3. Область индивидуальных различий. Индивидуальная специфика психических процессов.

Общая характеристика области индивидуальных различий.

Индивидуальная специфика психических познавательных процессов: восприятие, мышление и речь, внимание, представления и память, воображение. Специфика ментальной реальности. Стилевые характеристики мышления.

Паттерны эмоционального взаимодействия. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.


Лекция 4. Область групповых различий. Специфика групповых характеристик.

Специфика групповых различий. Расовые признаки, пол и социальное положение как факторы индивидуальных различий.

Расовые различия. Расы и этносы. Кросс-культурные исследования. Этническое самосознание. Национальный характер.

Пол в структуре индивидуальности. Психологические характеристики, различающиеся у женщин и мужчин. Основные теории формирования половых различий.

Различия в социальном положении. Критерии различий между социальными группами.

3. Практические занятия

3.1 Планы и содержание семинарских занятий


Занятие 1. Психология пола.

  1. Половые и гендерные различия, полоролевое поведение личности (маскулинность, фемининность, андрогиния).

  2. Аспекты половой дифференциации: специфика пола в пренатальный период, половая идентификация у детей, взрослых.

  3. Социальные стереотипы – мужчины и женщины.

  4. Диагностика гендерной идентичности (С. Бем, Лири).

Занятие 2. Персональный познавательный стиль.

  1. Стилевые особенности мыслительной деятельности.

  2. Когнитивные стили.

  3. Стили мышления.

  4. Персональный познавательный стиль.

  5. Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности.

Занятие 3. Темперамент. Характер.

  1. Темперамент как свойство индивидуальности.

  2. Характеристики темперамента по теории И.П. Павлова.

  3. Диагностика эмоциональной устойчивости и экстраверсии/интроверсии: тест Г. Айзенка.

  4. Характер. Акцентуации характера.

  5. Соотношение характера и темперамента.

  6. Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.

3.2 План и содержание практических занятий



3.3 План и содержание интерактивных практических занятий

Занятие 1. Эмпирическое исследования персонального познавательного стиля.

Использование психологических методик для исследования особенностей мыслительной деятельности.



Цель занятия: овладение методиками диагностики стиля мыслительной деятельности.

4. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

1. Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата.

Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4).

2. Диагностика персонального познавательного стиля.

Общенаучные компетенции (ОК):

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).


4.2 Перечень тем учебных проектов

  1. Роль наследственности и среды в интеллектуальных различиях.

  2. Понятие толерантности в психологии.

  3. Одаренность, талант, гениальность.

  4. Социально-экономическое положение и интеллект.

  5. Семейные исследования. Близнецовый метод.

  6. «Национальный характер» миф или реальность?

  7. Проблема стиля в психологии.

  8. Когнитивные стили как метакогнитивные способности.

  9. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения.

  10. Организм – телесный фактор индивидуальности.

  11. Личность – психологический носитель социальных свойств.

  12. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

  13. Индивидуальные, типологические и групповые различия.

  14. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили

  15. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах.

  16. Паттерны эмоционального взаимодействия.

  17. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.

  18. Стили речи: как мы говорим?

  19. Темперамент как физиологический фактор поведения.

  20. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

  21. Стиль человека: способ взаимодействия с миром.

  22. Саморегуляция – настойчивость – воля.

  23. Личность и индивидуальность.

  24. Биологические часы – генетически детерминированные паттерны индивидуального развития.

  25. Социальные часы – этапы освоения действительности.

  26. Половые различия и полоролевое поведение.

  27. Социоэкономический статус индивидуальности.

  28. Социокультурная координата индивидуальности.

  29. Воспитание в контексте культуры.

  30. Семья – друзья – школа: влияние референтной группы.

  31. Профессиональная компетентность и жизненная успешность.

  32. Выбор профессии и тип личности.

  33. Успешные и неуспешные: поведенческий портрет.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов

Методические рекомендации к написанию реферата по курсу*

* Материалы взяты из метод. пособ. «Порядок выполнения рефератов и курсовых работ психолого-педагогического цикла. Методические рекомендации/ Мареев В.И., Мисиров Д.Н., Коваленко И.В. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2004)..

Рефераты – это первое, с чем приходится сталкиваться студенту в первые годы учебы в вузе. Реферат (от лат. refero – сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы.

Это научно-исследовательская работа, в которой студент раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также излагает собственные позиции и взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным, а излагаемый материал – носить проблемно-тематический характер.

Тематика рефератов по «Общей психологии» обычно определяется преподавателем, ведущим курс. В определении темы студент может проявить инициативу, предложив преподавателю свой вариант, однако в любом случае тема должна быть согласована с преподавателем. Для выбора темы реферата, студенту в первую очередь необходимо определить круг своих интересов, выяснить, какова та проблема, над которой он хотел бы работать, более глубоко изучать. Главное, что важно помнить, - тематика реферата должна быть актуальной, содержание – отвечать современным требованиям науки.

Этапы работы над рефератом


  1. Формулирование темы (которая должна быть актуальной, оригинальной, интересной по содержанию).

  2. Подбор и изучение основных источников по теме (при разработке реферата, как правило, используется от 1 до 10 источников).

  3. Составление библиографии.

  4. Обработка и систематизация информации.

  5. Разработка плана реферата.

  6. Написание реферата.

  7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата

Компонентами в структуре реферата являются:



  • титульный лист;

  • оглавление, в котором последовательно излагаются названия пунктов плана реферата с указанием страниц;

  • введение, в котором формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяются значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы;

  • основная часть: каждый ее раздел (в котором раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон) является логическим продолжением следующего; здесь могут быть представлены таблицы, схемы графики;

  • заключение, в котором подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата; могут быть предложены какие-либо рекомендации;

  • список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может варьировать от 10 до 15 печатных страниц (приложения к работе не входят в ее объем). Реферат должен быть выполнен грамотно, соблюдением культуры изложения. Необходимо обязательно давать ссылки на используемую литературу.

Список литературы в конце реферата должен оформляться в алфавитном порядке, например:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. М., 1995.

При формулировке цели работы во введении следует использовать такие глаголы, как, например: «изучить», «выявить», «рассмотреть», «определить», «дать характеристику», «доказать».

Начинать каждый раздел реферативной работы целесообразно начинать с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными, например: «Проблема (ее название) рассматривалась в работах многих психологов, …», «При изучении проблемы (ее название) выделяют следующие основные понятия, …» и т.п.

В тексте должно быть ссылки на авторов и их работы, на которые студент опирается. Например, «как показано в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, процесс… является…», «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова …», «Исследования В.В.Давыдова показали, что …», «П.Я.Гальперин считает, что…» и т.п.

Для сравнения точек зрения разных авторов, при ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, при выражении к ним своего отношения, при анализе источников студент может использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, одобряет, отмечает, определяет, пишет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет мнение, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, соглашается, сомневается, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и т.п..

При создании текста реферата необходимо соблюдать определенные правила цитирования. Когда используется прямое цитирование, текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без каких-либо изменений («…»). Когда цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы (кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы). Если цитата воспроизводит лишь часть предложения цитируемого текста, то тогда после открывающих кавычек ставится отточие (…).

В тексте реферата могут использоваться два варианта оформления цитат:

1) цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст следует после двоеточия.

Например:

Л.С.Выготский писал: «Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности» (…).

2) цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в его состав.

Например:

Как отмечал А.Р.Лурия, «нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием» […].

После кавычек, завершающих воспроизведение чужой мысли, в скобках ( (…),[…] ) указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.

В случае, если косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль (классификацию, фактическую информацию, точку зрения), цитата не заключается в кавычки. Однако после завершения цитирования необходимо обязательно указать источник, из которого она взята. Если цитируемая информация отражается на конкретных страницах источника, важно указать номера страниц.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Грамотность написания.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Объем списка литературы не менее 10 источников


5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Составление опорных схем по темам дисциплины предполагает схематичное и структурированное конспектирование основной информации, позволяющее раскрыть тему учебной дисциплины.

Пример опорной схемы: «Предмет, объект, задачи и функции психологии».



5.3 Варианты контрольных работ

1. Написание реферата по заданной теме.



2. Составьте опорные схемы по следующим темам:

      • Дифференциальная психология как область знания: предмет, методы.

      • Дифференциальная психология как область знания: история.

      • Источники индивидуальных различий. Индивид, личность, индивидуальность.

      • Темперамент в структуре индивидуальности.

      • Характер в структуре индивидуальности.

      • Способности в структуре индивидуальности.

      • Индивидуальная специфика психических процессов.

      • Персональный познавательный стиль.

      • Специфика групповых различий.


5.4 Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература

        1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

        2. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология личности. – СПб.: РЕЧЬ, 2004.

        3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001.

        4. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001.

        5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

        6. Индивидуальные и стилевые особенности личности/ Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. Ростов на/Д: ЮРГИ, 2002.

        7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

        8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

        9. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2006.

        10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

        11. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: Флинта, 2003.

        12. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002.

        13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 1995.

        14. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004.

        15. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004.

        16. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1983.

Дополнительная литература

          1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993.

          2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Акдемия», 2007.

          3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. – Спб., 2004

          4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000.

          5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

          6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

          7. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1995.

          8. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

          9. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.

          10. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

          11. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

          12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

          13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

          14. Юнг К. Психологические типы. М., 1992.

6. самостоятельная работа студентов


6.1 План и содержание самостоятельной работы

1. Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария.


6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Составление психологического глоссария

Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор – наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения. [БЭС,с.345] Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Здесь необходимо отметить следующее. Изначально, глоссарий понимается как собрание глосс - непонятных слов и выражений. Такое понимание позволяет развести ведение глоссария и словаря, как сходных, но не однозначных видов учебных заданий. Например, глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведение словаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когда раскрываются, например, иные значения тех или иных терминов (апперцепция у Г.В. Лейбница и современной теории восприятия).

Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер. В дальнейшем мы не будем подчёркивать сходство словаря и глоссария.

Предметный словарь составляется студентом, по какой - либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса. Например «Психологи античности»

Именной словарь (или словарь персоналий) должен представлять собой указатель персоналий психологов, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой и т.д. Конкретный критерий даёт преподаватель при выдаче учебного задания.

Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию (например, «Гештальтпсихология», «Психоанализ» и т.д.).

Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:

-соответствие терминов заданной направленности словаря;

-полнота словаря;

-наличие альтернативных толкований того или иного термина.


Контрольные вопросы по дисциплине


  1. Дифференциальная психология как область психологического знания: основные понятия.

  2. Предмет дифференциальной психологии.

  3. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин.

  4. Возникновение дифференциальной психологии как самостоятельной области знания.

  5. Направление исследований в современной дифференциальной психологии.

  6. Индивидуальные, типологические и групповые различия.

  7. Психодиагностические измерения человеческих различий.

  8. Индивидуальная специфика психических познавательных процессов: ощущения, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение.

  9. Индивидуальная специфика психических эмоциональных процессов.

  10. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.

  11. Роль наследственности и среды в интеллектуальных различиях.

  12. Темперамент в структуре индивидуальных свойств. Типологии темпераментов.

  13. Характер в структуре индивидуальных свойств.

  14. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

  15. Способности в структуре индивидуальных свойств.

  16. Типология стилей человека. Стиль человека: способы взаимодействия с миром.

  17. Персональный познавательный стиль.

  18. Одаренность, талант, гениальность.

  19. Личность: дифференциально-психологический аспект. Концепции личностных черт.

  20. Иерархическая модель индивидуальности человека.

  21. Индивид, личность, индивидуальность.

  22. Человек в группе: групповые различия;

  23. Ментальные, биологические, социальные часы.

  24. Половые различия и полоролевое поведение.

  25. Гендерные различия и социальные стереотипы.

  26. Расы и этносы в структуре дифференциальной психологии.

  27. Дифференциальная психотерапия.

  28. Понятие индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).

  29. Дифференциальная клиническая психология.

  30. Исследовательская деятельность Ф. Гальтона, В. Штерна.

Контактная информация преподавателя




Фамилия, имя, отчество:

Молохина Галина Анатольевна

Ученая степень:

К.пс.н.

Должность:

доцент

Кабинет:

301

Телефон:

8-908-191-18-71

e-mail:

molokhina@yandex.ru

Приложение А


Образец оформления титульного листа контрольной работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501



(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)

Ростов-на-Дону



2011




izumzum.ru