Учебно-методический комплекс по дисциплине " разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий " - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине 9 1760.07kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии... 1 194.08kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору дв2 «логическое... 1 351.89kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс (syllabus) 1 202kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Информатика и икт»10... 1 205.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. 6» «Технология разработки... 6 858.93kb.
Основы компьютерного проектирования и моделирования радиоэлектронных... 18 2167.21kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 1 333.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория экономического... 4 577.49kb.
Активное включение классных руководителей в научно-методическую,... 1 29.4kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине " разработка и стандартизация программных - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № от ” ”


Зав. кафедрой___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

" РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "

(Институт прикладной информатики, математики и физики)

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

для специальности

"ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ"

(заочное отделение)
Форма отчетности: 5,5 зачет 3семестр

4 семестр экзамен

Программа составлена

Доц. Давиденко А.Н.


Армавир 2012 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс «РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» нацелен на формирование у будущих учителей информатики умения реализовать, в первую очередь, педагогический потенциал компьютера.

В данном курсе изучаются такие разделы как: Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ. Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры. Организация проектирования программного обеспечения (ПО); этапы процесса проектирования.

Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения. Основные направления интеллектуализации ПО.

Стандартизация и метрология в разработке программного обеспечения. Стандартизация информационных технологий; действующие стандарты и проблемы программных интерфейсов. Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения. Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения. Оценка эффективности программных средств. Сертификация программного обеспечения. Понятие рынка программных средств

Бурный прогресс в области разработки программного обеспечения за последние два десятилетия привел к тому, что на мировом рынке сформировался новый сектор – сектор программных продуктов.



Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала, как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

В результате изучения дисциплины студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”:


  • иметь представление об этапах создания программного продукта в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 12207: 1995;

  • владеть методами и технологиями проектирования программного обеспечения;

  • владеть навыками структурного подхода при проектировании программного обеспечения;

  • знать основные методы документирования программного обеспечения;

  • знать стандарты и ГОСТы на проектирование, оформление проектной документации;

  • знать о требованиях по сертификации программных продуктов, приводить программные продукты к требованиям действующих стандартов;

  • создавать интерфейсы для информационных систем, использующие стандарты.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы с изучение методики применения стандартов (международных и национальных) и получение навыков при разработке программных средств (ПС). Определить целесообразность создания и рациональность затрат на проектирование ПС. Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Порядок его проведения и выносимые вопросы сообщаются студентам заблаговременно, в соответствии с требованиями нормативных документов и деканата факультета.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

Задачи курса. Разработка процессов жизненного цикла (ЖЦ) ПС по принципу структурной стандартизации ЖЦ в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Создание программной документации ПС в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:2000. Использование современных методологий для обеспечения качества и надежности сложных ПС. Техника тестирования ПС.

Данный курс базируется на знаниях дисциплин: «Информатика», «БД», «ИТ», «Программирование».

Теоретические основы курса излагаются в лекциях, методических указаниях. Практические навыки приобретаются на лабораторных занятиях и закрепляются при самостоятельной работе студентов.

Знания, приобретенные в данном курсе, будут использованы студентами при дипломном проектировании.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование разделов и тем

Всего часов

В т. ч. аудиторных, час

Смост. работа







Всего аудит.

Из них







Лекции

Лабораторные







1

2

3

4

5

6

7







1

Тема 1.

20

8

4

4

12

Разработка программного обеспечения

2

Тема 1.1.

10

4

2

2

6

Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.

3

Тема 1.2.

10

4

2

2

6

Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.

4

Тема 2.

42

14

10

4

38

Проектирование программного обеспечения.

5

Тема 2.1

10

4

2

2

6

Конструирования пакетов программ сложной структуры

6

Тема 2.2.

10

4

2

2

6

Организация проектирования программного обеспечения (ПО);

7

Тема 2.3.

8

2

2

0

6

Этапы процесса проектирования.

8

Тема 2.4

12

2

2

0

10

Типы проектирования программного обеспечения.

9

Тема 2.5.

12

2

2

0

10

Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения.

10

Тема 3.

56

6

6

0

50

Стандартизация и метрология в разработке программного обеспечения.

11

Тема 3.1

12

2

2

0

10

Стандартизация информационных технологий.

12

Тема 3.2

12

2

2

0

10

Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

13

Тема 3.3

12

2

2

0

10

Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения.




Всего по дисциплине

128

28

20

8

100




























3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



3.1. Краткое содержание лекций.
Лекция №1. Раздел № 1.1. Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.

Содержание:



  1. Типы прикладных программ.

  2. Управление прикладными программами.

  3. Примеры прикладных программ с высокой степенью автоматизации управления.

Лекция №2. Раздел № 1.2. Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.

Содержание:


  1. Состав систем программирования.

  2. Методы проектирования программ сложной структуры.

  3. График работ при создании сложных работ.

Лекция №3. Раздел № 2.1. Конструирования пакетов программ сложной структуры

Содержание:



  1. Определение пакета программ.

  2. Организация работ по конструированию.

  3. Сроки и состав разработчиков программ сложной структуры.

Лекция №4. Раздел № 2.2: Организация проектирования программного обеспечения (ПО)

Содержание:


  1. Базовый стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Модели жизненного цикла ПС.

  2. Основные процессы жизненного цикла ПС.

  3. Организационные процессы жизненного цикла ПС.

Лекция №5. Раздел № 2.3 Этапы процесса проектирования.

Содержание:


  1. Этапы проектирования.

  2. Базовый стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.

  3. Модели жизненного цикла ПС.

Лекция №6. Раздел № 2.4 Типы проектирования программного обеспечения

Содержание:


  1. Типы проектирования

  2. Требования к структуре модуля и взаимодействию модулей между собой.

  3. Модульный принцип построения и проектирования ПО.

Лекция №7. Раздел № 2.5 Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения.

Содержание:


  1. Понятие экспертной системы.

  2. Структура экспертной системы.

  3. Языки программирования используемые для проектирования экспертных систем.

Лекция №8. Раздел № 3.1 Стандартизация информационных технологий.

Содержание:


  1. Стандарты документирования ПС

  2. Единая система программной документации (ЕСПД)

  3. Стандарты документирования ПС.

Лекция №9. Раздел № 3.2 Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения.

Содержание:


  1. Международные стандарты ISO

  2. Качество ПО

  3. Требования к проектируемому ПО.

Лекция №10. Раздел № 3.3 Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения.

Содержание:


  1. Надежность по ISO

  2. Показатели качества ПО

  3. Другие критерии ПО (дружелюбность, переносимость, простота).



3.2. Краткое содержание лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. (раздел 1.1). Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ.
Цель работы: Изучение прикладных программ, а также систем и сред программирования.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №1

Учебно-методическое пособие “Лабораторные работы по курсу РСИТ”


  1. В каталоге «Технология_Программирования» создайте свой каталог.

  2. Составьте спецификацию для задачи в соответствии с вариантом.

Откройте документ «Форма_Пост_Задачи.Doc» и заполните предложенные формы. Результирующий документ запишите в свой каталог.

  1. Постройте функциональную диаграмму и диаграмму потоков данных для задачи в соответствии с вариантом.

Результат поместите в документ «Форма_Пост_Задачи.Doc». Сохраните результат в своем каталоге.
Выполнить практическую работу №1

Разработать программный комплекс по примерному варианту:

Разработать программный комплекс, который представляет собой подсистему, обслуживающую учебную часть Вуза. Программная подсистема позволяет получать информацию по проведению занятий на первом курсе факультета N: выдает названия предметов, которые ведет преподаватель с фамилией Fam; определяет количество занятий в неделю по каждому из предметов; выводит названия предметов, занятия по которым проводятся в заданный день (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота).

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Создание программ на Delphi и Pascal.

  3. Отладка сложных программ.

  4. Тестирование ПО.

  5. Трансляция программы.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить свой вариант и оформить работу в тетради и в электронном виде.



Лабораторная работа № 2. (раздел 1.1). Проектирования программ сложной структуры. Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры.
Цель работы: Научиться работать над проектом в коллективе разработчиков. Научиться применять модульный подход к проектированию и программированию при разработке ПО сложной структуры.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №3

Учебно-методическое пособие “Лабораторные работы по курсу РСИТ”



  1. Организуйтесь в бригады разработчиков в соответствии с полученным на первой лабораторной работе задании. Разработка учебной программы потребует бригады в размере 3 … 5 человек.

  2. Выберите тип коллективной разработки и распределите роли в бригаде.

  3. Обсудите свои предыдущие работы и придите к общему подходу при разработке программы. Обратите внимание на декомпозицию проекта и на составленное описание структур данных. Пусть руководитель проекта примет решение о том, чья работа ляжет в основу дальнейшей разработки. Если требуется, откорректируйте файл «Форма_Пост_Задачи.doc» и запишите его в каталог бригады, предварительно созданный на диске.

  4. Проведите совместно второй этап декомпозиции. Определите модули второго, третьего и т.д. уровней. Четко сформулируйте интерфейсы модулей (входные и выходные данные, способ передачи информации, глобальные переменные).

Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.

Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить модульный подход к разработке сложных программ.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Лабораторная работа № 3. (раздел 2.1). Конструирования пакетов программ сложной структуры.
Цель работы: Научиться работать над проектом в коллективе разработчиков. Научиться конструировать пакеты программ сложной структуры.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №3

Учебно-методическое пособие “Лабораторные работы по курсу РСИТ”



  1. Определитесь со стилем программирования.

  2. Составьте план работы. Распределите между собой работу по алгоритмизации и программированию модулей программы. Выберите способ подключения модулей к программе.

  3. Составьте схемы алгоритмов и программы, реализующие функции модулей.

  4. Организуйте тестирование модулей, подключая их последовательно к управляющей программе.

  5. Составьте спецификацию модулей в соответствии с документом «Спецификация_Модуля.Htm».

  6. Схемы, программы и спецификации запишите в каталог бригады.

.
Выполнить практическую работу №3

Познакомьтесь с работой учебной программы «Деканат» (промежуточный вариант), которая расположена в каталоге и имеет название Kompl0.pas.



Содержание работы:


  1. Проработка лекционного материала на практике.

  2. Спланировать работу и распределить обязанности при разработке ПО при бригадном подходе;

  3. Изучить конструирование пакетов программ сложной структуры.


Форма представления отчета:

Студент должен выполнить и оформить работу в тетради и в электронном виде в виде спецификаций.


Лабораторная работа № 4. (раздел 2.2). Организация проектирования программного обеспечения (ПО);.
Цель работы: Изучить на практическом примере процесс кодирования при нисходящей разработке ПО.

.
Рекомендации к самостоятельной работе:

Изучить материалы работы №2

Учебно-методическое пособие “Лабораторные работы по курсу РСИТ”



  1. На основании составленной на лабораторной работе №1 спецификации к разработке программного комплекса, функциональной диаграмме и диаграмме потока данных составьте описание структур данных и программу на Турбо Паскале, реализующую обращение к подчиненном модулям.

В соответствии с принятым стилем в программах необходимо:

  • использовать вводные и пояснительные комментарии;

  • делать пропуск строк для разделения групп логически связанных операторов;

  • делать пробелы для улучшения читаемости программы;

  • для переменных задавать имена «со смыслом»;

  • при размещении делать одинаковые отступы в строке для связанных операторов.

  1. Проверьте работоспособность программы. Программу поместите в свой каталог.

.
Выполнить практическую работу №2

Выполнить работу в соответствии с требованиями:

Учебно-методическое пособие “Лабораторные работы по курсу РСИТ”

следующая страница >>


izumzum.ru