Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика труда» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры... 1 227.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению... 5 1323.12kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Право Европейского Союза"... 7 1128.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению... 5 1214.52kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 4 620.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дипломатическая и консульская... 2 598.32kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Знаковым событием в процессе кропотливой работы по выстраиванию прочного... 1 91.6kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика труда» - страница №1/16



БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика труда»

«20» марта 2008 г. (Протокол № 8)

Учебно-методический комплекс рекомендован учебно-методической комиссией

социально-экономического факультета

«15» июня 2008 г. (Протокол №__ )

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета БИСТ

«30» июня 2008 г. (Протокол №__ )



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономическая теория»

для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата 1 курса


Кафедра: «Экономика труда»

Факультет: «Социально-экономический»

Уфа 2008
Экономическая теория: учебно-методический комплекс.

Сост. Кяк Н.Г. - Уфа: БИСТ БФ АТиСО, 2008.
В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Экономическая теория» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Экономическая теория», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, методические рекомендации к работе над рефератом, тесты, литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1-го курса дневной и заочной форм обучения финансового, социально-экономического и юридического факультетов.


Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда Кяк Н.Г.

Рецензенты:

Исмагилов Н.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории института коммерции и права.

Галина А.Э., канд. соц. наук., зав. кафедрой экономики труда.

© Башкирский институт социальных технологий, 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность

Актуальность курса «Экономическая теория» для образовательного процесса и для профессиональной подготовки специалиста по всем специальностям и направлениям не вызывает сомнения. Изучение экономической теории способствует формированию экономической культуры мышления и поведения в обществе, развитию широкого кругозора, выработке умения анализировать экономические события и явления, совершенствованию творческих способностей, повышению социальной устойчивости личности.

Экономическая теория выполняет роль энциклопедии первоначальных знаний по проблемам экономики на уровне общества, региона, отдельных хозяйствующих субъектов, что способствует гуманитаризации учебного процесса в целом.

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование системных представлений студентов о становлении, функционировании и взаимодействии различных частей экономической системы общества ,раскрытии сущности экономики как основного содержания жизнеобеспечения человека . ,

Задачи курса:


  • выработать у студентов творческий подход к изучению экономической теории, способность к анализу экономических явлений и процессов;

  • дать знания об экономике как науке, экономических концепциях, формах, типах и основных тенденциях развития экономических систем;

  • ознакомить студентов с основным категорийным аппаратом дисциплины.

Требования государственного образовательного стандарта

по содержанию курса

Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование. Рациональный выбор. Конкуренция, риски и неопределенность. Фактор времени, потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Теории рационального поведения потребителя и производителя Макроэкономические показатели. Макроэкономическая динам ика.Деньги и инфляция. Безработица. Государственный бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики.Недостатки рынка и государства в регулировании экономики.



Программа учебной дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов)


Вид учебной работы

Юристы

БУ, ФК

ЭТ, МО

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

ПФ

СФ

ПФ

СФ

ПФ

СФО

ПФ

СФ

ПФ

СФ

ПФ

СФ

Аудиторные занятия

40

24

10

8

34

26

12

12

34

26

14

12

Лекции

26

14

6

4

16

14

6

6

16

14

6

6

Семинары

14

10

4

4

18

12

6

6

18

12

8

6

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

Часовая нагрузка по дисциплине «Экономическая теория» по темам.

Тема 1.Предиет и метод экономической теории.

2

2

Тема 2. Основы рыночного хозяйства

4

2

Тема 3Рыночное равновесие.

4

2

Тема 4.Эластичность спроса и предложения

2

2

Тема 5. Потребительское поведение

4

4

Тема 6.Теория фирмы

4

2

Тема 7. Макроэкономическое равновесие

4

2

Тема 8.Экономическая политика государства.

2

2

ИТОГО

26

18


Программа курса по дисциплине «Экономическая теория»

Тема 1 ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ СОСТОЯНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI в.

Цель занятия: сформировать представление об экономической теории как науке, имеющей длительную историю, охарактеризовать основные этапы ее развития, основные направления: меркантилизм; классическая политэкономия и ее школы; кейнсианство, неоклассики и институционализм.

Вопросы к обсуждению

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории:

2. Главные направления современной экономической мысли:

3. Характеристика российской экономической мысли.



Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

  1. Как и когда возникла экономическая теория как наука?

  2. Считаете ли вы марксизм или современные западные экономические теории «вульгарными» и «ненаучными»?

  3. Соотношение экономической теории, экономике, политической экономии.

  4. Нобелевские лауреаты в области экономики.

  5. Неоклассический синтез в экономической науке.

Новые понятия и категории

Экономика, политэкономия, экономике, теоретическая экономика, меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржиналисты, классическая политическая экономия, марксизм, кейнсианство, институционально-социологическое направление, политика протекционизма, математические школы, теория социально ориентируемого рыночного хозяйства, экономис­ты-глобалисты, оплата труда «по заделию», русский анархизм, теория «общин­ного социализма», народники, теория империализма, теория о государствен­но-монополистическом капитализме, теория нэпа, теория экономических циклов (длинных волн), теория семейно-крестьянского хозяйства.



Тема 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ

Цель занятия: сформировать представление о предмете экономичес­кой теории, изучить ее методы, раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели; определить место экономической теории в си­стеме социально-экономических наук

Вопросы к обсуждению

  1. Определение предмета экономической теории.

  2. Структура, функции и метод экономической теории в системе общественных, социальных, экономических, естественных наук.

  3. Использование экономической теории в хозяйственной практике.

  4. Методология экономической теории.

Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

  1. Зачем нужна экономическая теория?

  2. Как вы полагаете, чему скорее всего вас научит курс экономической теории? Сопоставьте ваши рассуждения с тем, что вы узнаете в конце учебного года.

  3. Какова роль экономической теории (политической экономии) в экономической подготовке специалистов РЭА имени Г. В. Плеханова?

Задачи и проблемные ситуации

1. В чем вы видите различие и сходство предмета политической экономии, экономике и экономической теории?

2. В чем заключается единство законов природы и общества.

3. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги, длительны. Можно ли заменить их экономико-математическими моделями?

4. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскрой те содержание метода научной абстракции, приведите примеры.

Новые понятия и категории

Предмет экономической теории, производственные отношения, богатство, редкость, ограниченность ресурсов, микро-, макро-, мезо-, супер-макроэкономика, сфера, объект, субъект исследования экономической теории, основная задача экономической теории, экономическая политика, методология. Вопросы для самоконтроля



  1. Что является предметом экономической теории?

  2. Какова связь экономической теории с общественными, экономическими, социальными и естественными науками?

  3. Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

  4. Что вы знаете о методологии?



Тема З ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Цель занятия: раскрыть понятие «хозяйственная жизнь»; показать единство ее форм; сформировать представление о типах экономических систем, о факторах производства; раскрыть с помощью кривой производ­ственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убы­вающей производительности факторов производства.

Вопросы к обсуждению

1. Общая характеристика хозяйственной деятельности и общественного производства: сущность, формы, категории, структура.

2. Экономическая и социальная среда жизнедеятельности человека и ее влияние на хозяйственную деятельность.

3. Экономическая система общества и критерии ее развития в нашей и зарубежной литературе.

4. Сущность понятия «цивилизация» и ее типы. Процесс цивилизации и возрастание роли человека.

Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

1. Современные представления о содержании и формах хозяйственной деятельности и общественного производства, их взаимодействие и развитие.

2. Три простых элемента всякого производства, их развитие в условиях НТР.

3. Каково место технологии, энергии и информации в общественном производстве? Можно ли считать их самостоятельными факторами производства?

4. Характеристика и отличительные черты процесса труда и процесса воспроизводства.

Задачи и проблемные ситуации


  1. Ряд исследований показывает, что для большинства людей более важным будет не величина их абсолютного дохода, а соотношение между их доходами и доходами окружающих. Не может ли этот факт сократить значение экономического роста как средства борьбы с бедностью?

  2. Дайте критическую оценку русского легального марксиста М. И. Туган-Барановского: «Лошадь, которая тащит плуг, нисколько не меньше участвует в создании меновой ценности земледельческого продукта... чем рабочий, который идет за плугом. Точно так же ткацкая машина, замещающая ручного ткача, создает не менее меновой стоимости... чем вытесненный ею речной ткач» (цитата по книге: «История русской экономической мысли». М„ 1977. Т. З.С. 1-309).

3.В чем единство и различие четырех общественных систем — «капитализма», «лейбористского социализма», «фашизма» и «марксистского коммунизма»? Можете ли вы возразить П. Самуэльсону? (см.: Самуэльсон П. Экономикс. М.: Прогресс, 1964.4.1.)

Новые понятия и категории

Хозяйственная деятельность, хозяйственные блага, производство, распределение, обмен, потребление, естественная и социальная среда, экономическая система, производительные силы, факторы производства, производственные возможности, вмененные издержки, рыночная и смешанная экономика, критерии классификации рыночных систем.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?

  2. В чем сущность учения об экономической и социальной среде жизнедеятельности человека?

  3. В чем единство и различие производства, распределения, обмена и
    потребления?

  4. Критерии развития экономических систем.

Тема 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ (ТОВАРНОЙ) ЭКОНОМИКИ

Цель занятия: определить отличительные черты натурального и товарного производства; охарактеризовать формы товарного производства; определить взаимосвязь и соотношение между товарным производством и рыночной экономикой; выяснить экономические цели рыночной экономики.

Вопросы к обсуждению

  1. Натуральная форма общественного хозяйства, основные черты, генезис и роль в экономическом развитии.

  2. Товарное производство: содержание, условия возникновения, основные признаки и функции.

  3. Роль первоначального накопления капитала в развитии товарной формы.

Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

  1. Что составляет объективную основу натуральной формы общественного хозяйства и в чем причина относительной устойчивости последней?

  2. Содержание и обусловленность воздействия натуральной формы на экономическое развитие общества.

  3. Какова роль товарной организации в развитии общественного производства?

Задачи и проблемные ситуации

1. Разграничьте субъекты и объекты рыночной экономики:

а) предприниматель;

б) акционер;

в) яблоки;

2. Укажите характерные признаки товарного производства неразвитого рынка, товарного производства свободного, регулируемого и деформированного рынков:

а) наличие наемного труда;

б) наличие общественного разделения труда;

в) частная собственность на средства производства;

г) почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь.



Новые понятия и категории

Натуральная форма хозяйства, товарное (рыночное) хозяйство, простое и развитое товарное производство, модели натурального и товарного хозяйства, планово-директивная, планово-нормативная модели, община, «задруга», общественные формы хозяйства, первоначальное накопление капитала, цели рыночной системы хозяйства.



Вопросы для самоконтроля

1. Главное отличие натурального хозяйства от товарного.

2. Какие модели натурального хозяйства вы знаете?

3. Почему натуральное хозяйство сохранилось до наших дней?



Тема 5 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Цель занятия: выяснить способ решения основных проблем экономики рынком; установить степень влияния конкуренции и монополии на рыночный механизм; определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение»; выявить факторы, влияющие на них; объяснить механизм ценообразования на рынке; оценить графическое изображение спроса, предложения и рыночного равновесия.

Вопросы к обсуждению

  1. Рыночный механизм и его элементы. Законы рынка, их взаимодействие.

  2. Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма.

  3. Спрос и факторы, определяющие его изменения.

  4. Предложение товара и его кривая.

  5. Теория цены товара. Равновесные цены.


Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

  1. Что собой представляет хозяйственный механизм? Каково место рыночного механизма в хозяйственном механизме экономики?

  1. Взаимосвязь конкуренции и научно-технического прогресса.

  1. Каково место акционерной формы собственности в рыночном механизме?

  2. Спрос и факторы, на него влияющие, особенности спроса в современных условиях.

  1. Формирование цены и законы рынка.

Задачи и проблемные ситуации

1. Упражнение — тренинг 1-1 «Определение равновесной цены». Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. Их спрос и предложение приведены:



Цена за 1 кг, долл.

Общее количество, на которое есть спрос, кг

Общее количество предложенного товара, кг

5

2500

15000

4

5000

12500

3

8500

8500

2

14000

5000

1

20000

1000

Найти равновесную цену.



  1. Конкуренция побуждает предпринимателя снизить издержки производства. Однако сильные профсоюзы активно препятствуют снижению заработной платы. Каков выход из положения?

  1. На рынке продаются три вида товара А, В, С. При снижении цены каждого из этих товаров вдвое количество проданного товара А увеличивается в 3 раза, В — в 2 раза и С — в 1,5 раза. Определите эластичность каждого товара.

  2. Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков.

Определите перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

8. Предложение товара описывается уравнением Qs = 0,4 Р. Изменится ли эластичность предложения, если цена товара изменится с 50 до 100 тыс. руб.?



Вопросы для самоконтроля

  1. Модели олигополии: картель, лидерство в ценах, ломаная кривая спроса, теория игр, модель Курно и др.

  2. Несовершенная конкуренция и общественная эффективность.

Тема 6: Основные макроэкономические показатели и их измерение

Цель занятия: раскрыть суть понятий: «общественный продукт», «ВНП», «ЧНП» и других показателей национального производства; выяснить проблему двойного счета; раскрыть два метода подсчета ВНП и струк­туру доходов и расходов общества; показать различие между номинальным и реальным ВНП.



Вопросы к обсуждению

Экономическая природа и функциональная роль общественного продукта.

Основные показатели результатов общественного воспроизводства, их содержание, взаимосвязь и способы измерения.

Валовой национальный продукт и его влияние на экономический потенциал народного хозяйства страны.

Совокупные личные доходы и сбережения.

Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

Национальное богатство в широком и узком смысле слова.

Взаимосвязь роста общественного продукта и национального богатства.

Различие между конечным и промежуточным продуктом. Проблема двойного счета.

Два метода расчета ВНП и структура расходов и доходов общества.

Основные показатели, измеряющие доходы общества.



Задачи и проблемные ситуации

В чем отличие показателя чистого экономического благосостояния общества от показателя чистого национального продукта (ЧИП)?

Возможна ли ситуация, когда абсолютное сокращение объема ВНП будет сопровождаться ростом благосостояния народа?

Существует ли в ВНП повторный счет и следует ли от него избавляться?

При каких условиях высокие темпы роста ВНП будут положительными?

5. Выберите правильные ответы:

Макроэкономическими показателями являются:

а) чистое экономическое благосостояние;

б) национальное богатство страны;

в) издержки производства фирмы;

г) валовой национальный продукт;

д) располагаемый доход;

ж) национальный доход.

6. Рассчитайте стоимость конечного и промежуточного продуктов по данным табл. 2.1.



Стадия движения продукта

Продажная цена материалов или продуктов

Добавленная стоимость денежной единицы

Фирма А, овцеводческая

60

60

Фирма Б, шерстеперерабатывающее предприятие

100

40

Фирма В, произвожитель костюмов

125

25

Фирма Г, оптовый продавец одежды

175

50

Фирма Д, розничный продавец одежды

250

75

7. ВНП = 5000 денежных единиц. Потребительские расходы = 3200 денежных единиц. Государственные расходы = 900 денежных единиц. Чистый экспорт = 80 денежных единиц. Экспорт = 350 денежных единиц. Сумма амортизации =150 денежных единиц.

Определите величину валовых частных инвестиций, объем импорта, национальный продукт.



Новые понятия и категории

Национальное богатство, конечный национальный продукт, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), двойной счет, промежуточный продукт, национальное счетоводство, добавленная стоимость, дефлятор.



Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие реального ВНП от номинального?

2 Что такое дефлятор и как его рассчитать?

5 Что такое двойной счет?

4 ВНП — точный измеритель благосостояния населения?

4. Национальное счетоводства как инструмент познания прошлого, экономической политики и планирования.

5. Институциональные секторы в системе национального счетоводства (СНС).

6. Национальные счета в системе национального счетоводства.

7. Национальное счетоводство в современной России.

Задачи и проблемные ситуации

1. Разберитесь в ситуации. Известно, что в первом десятилетии XX в. Отечественные ученые добились приоритета перед своими западными коллегами в области экономико-математических исследований, или эконометрики.

Одним из достижений была разработка концепции межотраслевого баланса народного хозяйства, над которым трудились П.И.Потапов, Л.Н.Литощенко и др. Работа советских ученых привлекла внимание выходца из России американского ученого В.В.Леонтьева, который продолжил работу по составлению межотраслевого баланса. Однако в СССР построение баланса тормозилось.

2. К источникам личных доходов можно отнести:

а) доходы от собственности;

б) доходы от сданного в аренду жилья;

в) трансфертные платежи;

г) заработную плату, доходы от собственности, рентные платежи, трансфертные платежи.

3. На основе приведенных в табл. 2.2 данных определите величину добавленной стоимости и заполните соответствующий столбец.

Таблица 2.2


Стадия производства

Выручка от реализации продукции

Добавленная стоимость

Овцеводческое предприятие

50




Шерстеперерабатывающее предприятие

100




Швейное предприятие по пошиву шерстяной одежды

250




Предприятие по розничной продаже одежды

300




Общая стоимость продажи

910



4. Валовые частные внутренние инвестиции — это:

а) затраты на средства производства;

б) затраты на средства производства, предназначенные на возмещение стоимости потребленного основного капитала;

в) затрать: на средства производства, предназначенные на возмещение потребленного капитала и его прирост.

Новые понятия и категории

Национальное счетоводство, стандартная система национальных сче­тов, система баланса народного хозяйства, личный доход, располагаемый доход. Функции системы национальных счетов (СНС), сводная экономиче­ская таблица (СЭТ). статистический межотраслевой баланс (МОБ), операции национального счетоводства, резиденты, территориальные и экстерриториальные анклавы, институциональные единицы и сектора.



Вопросы для самоконтроля

Что вы можете рассказать об истории возникновения национального счетоводства?

Назовите имена ученых-экономистов, внесших наибольший вклад в развитие национального счетоводства?

Чем отличается система баланса народного хозяйства от системы национальных счетов?

Что такое национальные счета и какова их структура?

Тема 7 ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель занятия: понять сущность и факторы экономического равновесия и экономического роста.

Вопросы к обсуждению

Теория макроэкономического равновесия.

Важнейшие характеристики экономического роста.

Факторы экономического роста и их классификация.



Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

Деформация экономического равновесия в современной России и пути его восстановления.

Выбор оптимальной для России модели экономического роста.

Источники экономического роста в России.



Задачи и проблемные ситуации

Ниже представлены данные, характеризующие совокупное предложение



Уровень цен

250

225

200

175

150

125

125

125

Произведенный ВНП в реальном выражении

2000

2000

1900

1700

1400

1000

500

0

Определите:

В каких пределах изменится объем реального ВНП на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения?

В каких пределах изменится уровень цен и объем реального ВНП на классическом отрезке кривой совокупного предложения-

В каких пределах изменится объем реального ВНП на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения?

Новые понятия и категории

Агрегирование, совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие; классический, кейнсианский промежуточный отрезки кривой совокупного предложения, общее равновесие, частичное равновесие, равновесие на рынках товаров и услуг, денег и рабочей силы; экономико-математические модели равновесия, модель Вальраса, межотраслевой баланс.



Вопросы для самоконтроля

1.Какая из перечисленных ниже стран достигла в послевоенный период наиболее высоких темпов экономического роста и каковы были факторы этого роста?

а) Великобритания; б) Италия; в) Япония; г) ФРГ; д) США.

Какие факторы экономического роста отсутствуют или неэффективно и неполно используются в России?

Если объем равновесного ВНП оказывается больше его потенциального уровня, то:

а) уровень цен повысится:

б) уровень безработицы повысится:

в) появится дефляционный разрыв:

г) автоматически увеличится совокупное предложение;

д) автоматически увеличится совокупный спрос.



Вопросы к обсуждению

Общая характеристика потребления, сбережений, инвестиций.

Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория мультипликатора.

Графический анализ в теории мультипликатора.

4 Принцип акселерации. Теория мультипликатора-акселератора.

5. Особенности действия мультипликатора-акселератора в России.



Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

Кейнсианская модель совокупных расходов и эффект мультипликатора.

Роль потребления и сбережений в рыночной экономике. Функция потребления. Мотивация и формы сбережений населения.

Мультиплицированное воздействие инвестиций на национальный доход. Роль инвестиций в экономической активности.

Принцип акселерации и его воздействие с мультипликатором.

Новые понятия и категории

Потребление, сбережения, инвестиции, средняя склонность к потреблению, предельная склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к сбережению, мультипликатор, парадокс бережливости, акселератор.



Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между средней и предельной склонностью к потреблению? В чем разница между средней и предельной склонностью к сбережению?

Назовите основные факторы, влияющие на уровень потребления и сбережений.

Объясните связь между потреблением, сбережением и инвестициями.


Тема 8 ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Цель занятия: выяснить объективную основу для вмешательства государства в экономику; определить пределы допустимого регулирования государством рынка; охарактеризовать экономические функции государства; дать сравнительную характеристику взглядам кейнсианцев и монетаристов на место государства в экономике.

Вопросы к обсуждению

  1. Экономическая целесообразность вмешательства государства в экономику. Основные функции государства.

  2. Государственное регулирование экономики в свете кейнсианства и неоклассических теорий.

  1. Государственный сектор в экономике.

Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов

  1. Практика государственного регулирования в экономике развитых стран.

  2. Государство в шведской и американской моделях рынка.

  3. Государство в рыночной экономике и централизованной регулируемой (плановой).

  4. Современная экономика и социальное рыночное хозяйство.

Задачи и проблемные ситуации

  1. Государственное производство благ часто оправдывает тем, что эти блага имеют особую значимость для общества и обеспечение ими нельзя возложить на «капризный» рынок. Но в таком случае, почему парки и библиотеки, как правило, принадлежат государству, а еда обеспечивается посредством рынка?

  2. Роль государства в странах с переходной экономикой возрастает, снижается или остается неизменной? Объясните, почему вы так считаете?

3. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

а) законотворческая деятельность;

б) поддержание конкурентной среды;

в) установление цен на продукцию частного сектора;

г) антициклическое регулирование экономики. Выберите правильный ответ.

Вопросы для самоконтроля


  1. Раскройте сущность кейнсианской и неоклассической теорий по вопросу роли государства в рыночной экономике. Назовите имена представителей этих теорий.

  2. Как вы понимаете эффективность экономики?

  3. Раскройте понятие справедливости. Есть ли различие в понимании справедливости у народов различных государств?

  4. Как вы понимаете стабильность экономики?

следующая страница >>