Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дипломатическая и консульская... 2 598.32kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Право Европейского Союза"... 7 1128.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению... 5 1214.52kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501. 4 620.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению... 5 1323.12kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурно-исторический и... 1 141.99kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития:... 1 266.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической - страница №1/1

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Психология кризисных состояний
Для студентов психологического факультета
Специальность 050717, квалификация специалиста

Курс 4 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 7 семестр)

Москва

2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии



(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

кандидат психологических наук, доцент Крыжановская Л.М.
Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган

Часть 1. Программа учебной дисциплины «Психология кризисных состояний».
1.0.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа соответствует всем требованиям ГОС ВПО от 31 января 2005 года № 687.
Цель: является подготовка студентов к оказанию психологической помощи людям - жертвам катастроф, насилия, переживающим горе из-за утраты близкого человека или собственную болезнь и инвалидность.

Задачи дисциплины:

изложение материала по психологии кризисных состояний личности;

формирование умений выявления и коррекции людей, находящихся в кризисных состояниях;

обеспечение студентов знаниями по психологии кризисных сотояний детей и взрослых.



Место дисциплины в профессиональной деятельности специалиста: знание курса необходимо для того, чтобы специалист (специальный психолог и др.) опираясь на изученный материал, умел:

умел находить медицинские и психологические подходы к проблеме; кризисных состояний и очертил зону своей компетенции как психолога;

связать психологическую теорию и практику психологической помощи через категорию переживания;

ориентироваться в практической работе служб кризисной психологической помощи.



Требования к уровню знаний студентов по содержанию курса: в результате учения материалов курса студенты должны:

Закрепить полученные знания по психологии кризисных состояний;

освоить основы психологии кризисных сотояний;

научиться объективно и гуманно исследовать детей, подростков и взрослых, находящихся в кризисных состояниях;

ориентироваться в разнообразных методах психодиагностики, психокоррекции и комплексной реабилитации;

иметь достаточный запас знаний и умений для проведения реабилитационных мер.



Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов:

Самостоятельная подготовка студентов включает в себя:

работу с учебной и научной литературой;

написание рефератов и контрольных работ;

подготовку к семинарам, зачету, экзамену.

1.1.CОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Проблема критической жизненной ситуации в современной психологии.
Эмпирические классификации критических жизненных ситуаций. Клинический подход к проблеме критических ситуаций: современная концепция психогений. Психологический подход к проблеме психической травмы: понятия стресса, фрустрации, конфликта, кризиса. Профессиональная позиция практического психолога: помощь личности в переживании трудной ситуации. Особенности критических ситуаций в детском возрасте.
Тема 2. Кризисные состояния, основное понятие Процессы преодоления критических ситуаций.
Психологическая защита. Совладающее поведение. Компенсация. Категория переживания и типология процессов переживания Ф.Е. Васи люка. Характеристики «удачных» и «Неудачных» процессов переживания. Представление о функциональном барьере психической адаптации. Индивидуальные особенности детей, обладающих повышенной чувствительностью к стрессу. Как вырастить защищеного от стресса ребенка.
Тема 3. Психология травматического стресса: переживание катастрофы.
Механизмы действия эмоционального стресса. Посттравматические стрессовые расстройства. Эмоциональные реакции на психическую травму. Механизмы возникновения посттравматического расстройства. Психологическая характеристика травмированной личности. Общение травмированной личности. Формы и методы психологической помощи детям, пережившим психическую травму.
Тема 4. Психология горя: переживание потери близких. Общие симптомы горя.
Фазы горя. «Работа горя». Горе «нормальное» и «патологическое». Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. Факторы, препятствующие способности печалиться о потере. Как помочь ребенку преодолеть горе.

Переживание разлуки с родителями. Психологические последствия отрыва детей от семьи. Реакция детей на разлуку. Фазы и типы адаптации детей к новым условиям жизни. Реакция детей на развод родителей. Возможности психологической помощи детям в переживании развода.


Тема 5: Психология болезни и смерти.
Переживание собственной смерти и психологическая помощь умирающим. Реакции ребенка на болезнь и госпитализацию. Представления детей о здоровье, болезни, лечении, смерти. Типы переживания болезни у детей и подростков. Реакции семьи на болезнь и смерть ребенка. Как помочь ребенку пережить болезнь и госпитализацию.
Тема 6. Психология насилия: переживания оскорбления.
Сексуальное насилие и его психологические последствия. Практика кризисной помощи женщинам, пережившим насилие. Работа с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Физическое и психологическое насилие. Жестокое обращение с детьми. Правила «отравляющей педагогики» и их последствия для развития ребенка. Профилактика жестокого обращения с детьми.
Тема 7. Психологическая помощь в критических жизненных ситуациях.
Концепция суицидального поведения А.Г. Амбрумовой. Задачи, этапы и формы психологической помощи при суицидоопасных состояниях.

Система психосоциальной поддержки молодежи: концепция и возможные организационные формы. Молодежный телефон доверия как форма работы практического психолога. Привлекательность телефонной помощи для молодежи. Особенности телефонной психотерапии. Организационные и деонтологические принципы работы ТД. Категории запросов и типы звонков.


1.2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Анцыферова Л.И.. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический

журнал, 1994 Т. 15, №1.

2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 8-49

3.Развитие личности в условиях психической депривации/ Под ред. И.В. Дубровиной.М., 1991

4. Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980

5.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. М., 2000

Дополнительная:


  1. Крыжановская Л.М. Психология развития. Тверь,1993

  2. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков . М.,2007

  3. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации.М.,2005

  4. Тарабрина Н.В. Практикум по посттравмическому стрессу.- М., 2001

  5. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М., 1997. С. 38-59

1.3.Материально-техническое обеспечение.

Видеофильм «Депрессивные состояния подростков» Министерства образования России



Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Психология кризисных состояний» для заочной формы обучения

Форма обучения-заочная

Лекции-10 часов


Самостоятельная работа студентов-50 часов

Всего-60 часов

Зачет-7 семестр
2.0.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




Наименование разделов и тем

Всего часов

Переаттес

тация



Самостоят. работа

Аудит.

занятия


1

Проблема критической жизненной ситуации в современной психологии.

10




10




2

Кризисные состояния, основное понятие Процессы преодоления критических ситуаций.

10




10




3

Психология травматического стресса:

12




10

2

4

Психология горя:

8




4

4

5

Психология болезни и смерти:

8




6

2

6

Психология насилия

2







2

7

Психологическая помощь в критических жизненных ситуациях.

10




10







Всего:

60




50

10




Итоговая отчетность

Зачет






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
2.1ЛЕКЦИИ
Тема 1. Психология травматического стресса: переживание катастрофы.
Механизмы действия эмоционального стресса. Посттравматические стрессовые расстройства. Эмоциональные реакции на психическую травму. Механизмы возникновения посттравматического расстройства. Психологическая характеристика травмированной личности. Общение травмированной личности. Формы и методы психологической помощи детям, пережившим психическую травму.

Рекомендуемая литература:

1.Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.. 1997. С. 5-37, 80-93.

2.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996. С. 49-54.


  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов- на Дону, 1997. С. 22-235.

3.Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.. 1992.

4.Масгутова С.К. Психологическая реабилитация детей, переживших железнодорожную катастрофу //Вопросы психологии, 1990 №1.

5.Тарабрина Н.В. Практикум по посттравмическому стрессу.- М., 2001
Тема 2: Психология болезни и смерти.
Переживание собственной смерти и психологическая помощь умирающим. Реакции ребенка на болезнь и госпитализацию. Представления детей о здоровье, болезни, лечении, смерти. Типы переживания болезни у детей и подростков. Реакции семьи на болезнь и смерть ребенка. Как помочь ребенку пережить болезнь и госпитализацию.

Рекомендуемая литература:

1.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб, 1996. С.321-396.

2.Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент//Вопросы психологии. 1990, № 5.

3.Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. СПб, 1997. С.175-194.

4.Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. СПб, 1995.

5.Ф. Арьес. Человек перед лицом смерти.- М., 1990.

6.И. Ялом. Экзистенциальная психотерапия.- М., 1999.

7.Коржова Е.Ю. Человек болеющий.- СПб., 1994. С. 34-125.



Тема 3. Психология насилия: переживания оскорбления.
Сексуальное насилие и его психологические последствия. Практика кризисной помощи женщинам, пережившим насилие. Работа с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Физическое и психологическое насилие. Жестокое обращение с детьми. Правила «отравляющей педагогики» и их последствия для развития ребенка. Профилактика жестокого обращения с детьми.

Рекомендуемая литература:

1.Черепанова Е.М. Психологический стресс. С.60-80.

2.Сафонова Т.Я. и др. Жестокое обращение с детьми. М.,1993.

3.Как создавать кризисный центр для женщин?- М., 1998.

4.Жестокое обращение с детьми /Под ред. Асановой.- М., 1999.
2.2 ТЕМЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задание 1.Психотерапия посттравматического стрессового расстройства

Цель: освоение стратегий психотерапии

1.Поддержка адаптивных навыков

2.Формирование позитивного отношения к симптомам

3.Снижение избегания

4.Изменение атрибуции смысла


Задание 2: Провести элементы различных психотехник

Рекомендуемая литература:

1.Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.,1985

2.Фанти С. Микропсихоанализ. М., 2000

3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия.М.,1993


Задание 3. Конспекты

1.Проконспектировать следующие труды:

1.Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997

2.Шапиро Ф.Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз:Основные принципы, протоколы и процедуры/ пер.с англ.М., 1998


Задание 4. Психологическая диагностика ПТСР

Освоить следующие методики:

1.Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий (Котенев, 1996)

2.Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (Тарабрина, Н.В.,2001)



Рекомендуемая литература:. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.,2005
Задание 5.Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения
1.Определить последствия психологического насилия для развития и здоровья ребенка

Цель:ориентировка в организации специальной психологической помощи ребеку

Содержание:

- Где можно проконсультировать ребенка, имеющего те или иные проблемы?

-эмоциональное состояние ребенка: выявление таких характеристик, как: низкая самооценка,сниженный эмоциональный фон, подавленное состояние, беспокойство, тревожность;

- поведение: оппозиционное, заискивающее, несоответствующее возрасту ответственность,делинквентное;

- интеллект: задержка интеллектуального развития, низкая успеваемость,трудности при концентрации внимания;

- взаимоотношения со сверстниками: замкнутость, стремление к уединению, агрессивность;

- физическое состояние: маленький рост,недостаточный вес, гигиеническая запущенногсть, неопрятный вид

- другое: сексуализированное поведение



2.Правила беседы с ребенком

- организационный момент беседы: как вы будете фиксировать слова ребенка,

как вы представитесь ребенку,

подготовка помещения (бумага, карандаши, куклы и т.д.);

- каких правил вы будете придерживаться, опишите их подробно.

Рекомендуемая литература: Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям/Под ред. Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М.,2001
Задание 6. Психологический дебрифинг

Цель: Освоить Дебрифинг-метод работы с групповой психической травмой (Бадхен, 2001, Ромек идр. 2004)

Содержание:представить план применения различных методик дебрифинга по направлениям:

- «проработка» впечатлений, реакций, чувств;

- когнитивная организация переживаемого опыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;

- уменьшение индивидуального и группового напряжения;

- уменьшение ощущения уникальности и ненормальности собственных реакций;

- мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания.( вариативные методики)

Рекомендуемая литература:. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.,2005
Задание 7. Музыкотерапия

Цель: Применение элементарных сложных техник музыкальной импровизации (джаз, блюз, свободная импровизация).

Содержание:

1.Составить программу вариативных техник работы с клиентов невротического и психического расстройств;

2. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;использования музыки при работе с детьми с отклонениями в развитии;

3.Музыка в лечение химических зависимостей.



Рекомендуемая литература:

1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Под ред. Е.А. Медведевой. М.,2001

2. Крыжановская Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005

Рекомендации по изучению тем

Контрольные вопросы:

1. Особенности логической организации психокоррекционной помощи людям, находящимся в кризисном состоянии.
Анализ многочисленной современной литературы по организации психологической помощи (в рамках консультирования и терапии) показывает, что нет практически ни одной области человеческой жизни, в которой бы человек оставался без помощи. При этом на психокоррекционную работу – направление, возникшее на стыке медицины и чистой психологии, падает двойная нагрузка. Из множества областей, где работают психологи, навыки психокоррекционной деятельности особенно необходимы:

Проблематика психического и личностного здоровья. Традиционная превентивная и текущая помощь при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, пограничными состояниями и т.п.

Экзистенциальные и личностные проблемы развивающегося человека: в детстве (помощь в преодолении комплексов раннего детства и определении личностной идентичности), в подростковом и юношеском возрасте (чувство неполноценности, сексуальные проблемы и т.п.), во взрослом (проблемы социальных ролей и социального статуса и, чаще всего, коррекция того негативного опыта, что был набран прежде) и пожилом возрасте.


  1. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: внезапная смерть близких, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы и т.п.

  2. Проблемы межличностных взаимодействий. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, отношения в семье. Конфликты, связанные с профессиональными коммуникациями (психологические конфликты на работе) и т.д.


2. Процесс психологической помощи людям в кризисном состоянии.

Процесс оказания психологической помощи начинается со встречи. Именно первые 4 минуты трудны для обеих партнеров, именно за это время происходит выработка неосознаваемых, но важных в дальнейшем решений, относительно партнера, оценки его личности и прогнозированию дальнейших отношений. Как показывает опыт, физически привлекательные психологи клиентами воспринимаются более положительно. Люди также склонны доверять больше профессионалам, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) сходны с их собственными. Многие люди также обращают внимание на степень соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии» и т.п.).

В задачи начальной консультационной беседы входит: расположение клиента к себе и снятие напряжения, установление контакта, поощрение обсуждения проблематики клиента, предоставление необходимой информации о себе и своем профессиональном статусе.

Среди коммуникативных техник, призванных облегчить протекание первой встречи, можно выделить: молчание (наиболее тягостная вещь для неопытного специалиста, но оно порой помогает клиенту осмыслить свои проблемы и немного успокоиться), эмпатическое слушание (психолог внимательно слушает клиента, выражая вербально и невербально свое согласие и поддержку мыслям и чувствам клиента), прояснение и интерпретация (раскрытие для клиента смысла его собственных действий), самораскрытие (подтверждение переживаний клиента собственными, в этой технике начинающему психологу важно не переусердствовать), конфронтация (обнажение противоречий), подведение итогов (наиболее предпочитаемая техника завершения первой встречи).


3.Поэтапность оказания психологической помощи людям в кризисном состоянии.

Процесс психологической коррекции, даже если он занимает всего один сеанс, насчитывает несколько этапов:

Начальный этап. Вхождение в ситуацию психологической помощи. Сюда входит ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений. Принятие решения о прохождении соответствующего курса консультирования или терапии. Определение места, времени и порядка проведения сеансов и порядок оплаты.

Этап действования и проживания ситуации психологической помощи. Часто эта работа связана с осознанием клиентом реальных причин его переживаний, переживанием и проработкой негативного прошлого опыта (иногда методами инсайта и катарсиса), прорабатыванием и символическим удовлетворением тех или иных фрустрированных потребностей, анализом при необходимости явлений переноса и контрпереноса.

Этап вхождения в новый опыт. Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения клиента к новому способу проживания жизни. Задачи психолога: выработка программы положительного будущего у клиента, эмоциональная и экзистенциальная поддержка личностных и поведенческих изменений клиента.

Этап вхождения клиента, обогащенного новым опытом, в повседневную жизнь. При длительной психотерапии это достаточно трудный этап, для клиента – это прекращение эмоционально насыщенных отношений с психологом и вхождение в «реальную жизнь», где у человека порой нет никакой поддержки. Освободить жизненной пространство клиента от себя – одна из профессионально важных задач для психолога на этом этапе.

Практика отечественных специалистов свидетельствует, что в наших условиях процесс психологической коррекции занимает от 1 до 40 часов.
4. Психоаналитическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда.

Большинство нервных и психических расстройств обусловлены конфликтами между Я, ОНО и СВЕРХ-Я. Это всевозможные конфликты между безусловным «хочу» нашего подсознания, жаждущего удовлетворения своих основных инстинктов; реальностью, осознаваемой нашим Я, которая существует далеко не только для нашего удовольствия (хочу, но не могу - конфликт); и Сверх-Я, нашими моральными и нравственными ограничениями (хочу, но это нехорошо, некрасиво, стыдно - конфликт).

Психотеника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.

Метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в полулежачем или лежачем положении, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами терапевта.

Толкование сновидений хорошо отражено в популярной работе З. Фрейда с одноименным названием. При толковании сновидений большую роль играет знание психологом скрытого значения символики сновидений (преимущественно сексуального характера), а также свободные ассоциации, подбираемые клиентом к содержанию сна, и которые раскрывают подлинный смысл его переживаний.

Интерпретация – толкование, объяснение клиенту того, что с ним происходит. В психоанализе важно не само по себе знание (например, сообщенное психологом клиенту), а самостоятельное осознание этого факта клиентом, как реальности своей жизни. Поэтому интерпретация психолога должна заключаться не в том, чтобы рассказать клиенту почему и отчего это с ним происходит, а ненавязчиво подталкивать его к самостоятельному формулированию причин своих проблем.

Анализ сопротивлений. Эго клиента сопротивляется знанию реальных причин своих проблем, потому что по каким-то причинам находит их неприемлемыми для себя. Поэтому человек часто защищается от этой информации с помощью какого-либо защитного механизма (рационализации, отрицания, регрессии, вытеснения, проекции, интроекции, замещения, сублимации и т.д.). приведем несколько примеров защит. Рационализация – человек объясняет свои действия более привлекательными причинами, мать, испытывающая патологический страх за своего ребенка, объясняет это беззащитностью ребенка, плохими друзьями; хотя на самом деле причина ее страха залегает глубже и связана с комплексом вины за то, что во время ношения плода она делала попытки прервать беременность (убить своего ребенка).
5. Особенности индивидуальной психологии А. Адлера.

По Адлеру, человек – это сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути к самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого и состоит личностное развитие. Комплекс неполноценности прежде всего относится к телесной сфере, неполноценности того или иного органа (невысокий рост, наличие хромоты и т.п.). На основе неполноценности органа у индивидуума формируется комплекс личностной неполноценности, который может приводить к развитию в качестве компенсации стремления к собственной значимости и превосходству над другими людьми.

Другое известное положение Адлера – человеческое поведение целенаправленно и направлено на воплощение в жизнь «плана жизни», который формируется на протяжении первых шести лет жизни.

Адлерианская психотерапия исходит из убеждения, что удовлетворенность жизнью зависит от «социального интереса как основы человеческого существования». Цель психотерапии по Адлеру – снижение чувства неполноценности, развитие социального интереса (направленности на общество, общественную пользу, социальное развитие), коррекция целей и мотивов человека в соответствии с его жизненным планом и перспективами реализации этого плана. Техники психокоррекционной работы данного направления включают в себя следующие процедуры: установление правильных психотерапевтических отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, поощрение развития самопознания (инсайта) и помощь в переориентации.



2.3.ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Тема 1. Приемы психокоррекционной деятельности у З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера.

Тема 2. Гуманистическая парадигма в психологии.

Тема 3. Гештальт-терапия и экзистенциальная терапия и консультирование. Ф. Перлз и гештальт - терапия. Экзистенциальный подход в психологии. Терапия смыслов В. Франкла.

Тема 4. Психосинтез Р. Ассаджоли. Реальное Я и истинное Я. Психосинтез и психоанализ. Стадии терапевтического процесса.

Тема 5. Психокоррекционные приемы гештальт – терапии и психосинтеза.

Тема 6. Трансперсональная психотерапия и концепция С Грофа. Понятие транперсонального. Дородовые воздействия: 4 базовые перинатальные матрицы и болезни, порождаемые фиксацией на них.

Тема 7. психологический стресс и его последствия. Теория стресса и дистресса Г. Селье. Стадии стресса. Травматический стресс и его последствия.

Тема 8. Психологические причины возникновения психосоматических заболеваний. Понятие психосоматического заболевания. Семь основных психологических причин возникновения соматического заболевания.

Тема 9. Особенности психологической коррекции зависимостей и созависимостей. Психологическая зависимость. Навязчивое поведение. Вредные привычки. Психологические причины появления вредной привычки.

Тема 10. Установление причин психосоматических нарушений и вредных привычек методами поведенческой терапии.
2.4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
11.Категория переживания

2.Критические ситуции в жизни ребенка

3.Посттравматические стрессовые расстройства

4.Психология горя (симптомы,фазы,работа горя и т.д.)

5.Как помочь ребенку преодолеть горе

6.Психология насилия (определение,факторы психотравмы, последствия)

7.Кризисная помощь женщинам, пострадавшим от насилия

8.Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения

9.Концепция суицидального поведения

10.Задачи, этапы и формы кризисно психологической помощи

11.Принципы работы телефона доверия

12.Психологический портрет террориста

13.Психологический портрет жертвы террора

14.Психологический портрет жертвы деструктивной секты

15.Измененное психическое состояние (общее представление)

16.Социальная и психологическая работа с кризисными состояниями

17.Особенности психодиагностики кризисной личности

18.Особенности коррекции и реабилитации кризисной личности

19.Применение психотерапии в кризисных центрах

22.Правила для сотрудников спасательных служб

23. Меры безопасности при угрозе теракта

24.Психологические портреты террориста и его жертвы

25.Физическое и психологическое насилие в семье

26.Сексуальное насилие

27.Проблемы психологического консультирования детей, подвергшихся сексуальному насилию

28.Система психосоциальной поддержки молодежи: концепция и возможные организационные формы

29. Молодежный телефон доверия как форма работы практического психолога.

30.Особенности телефонной психотерапии.

31. Категории запросов и типы звонков.

32.Переживание собственной смерти и психологическая помощь умирающим.

33. Реакции ребенка на болезнь и госпитализацию.

34. Представления детей о здоровье, болезни, лечении, смерти.

35.Как помочь ребенку пережить болезнь и госпитализацию.

Фазы горя. «Работа горя».

36.Горе «нормальное» и «патологическое». Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников.

37. Факторы, препятствующие способности печалиться о потере. Как помочь ребенку преодолеть горе.

38.Переживание разлуки с родителями.

39. Психологические последствия отрыва детей от семьи.

40.Реакция детей на разлуку.

41. Фазы и типы адаптации детей к новым условиям жизни.

42. Реакция детей на развод родителей. Возможности психологической помощи детям в переживании развода.

43.Механизмы действия эмоционального стресса.

44. Посттравматические стрессовые расстройства.

45.Эмоциональные реакции на психическую травму.

46.Механизмы возникновения посттравматического расстройства. 47.Психологическая характеристика травмированной личности.

48.Общение травмированной личности.

49.Формы и методы психологической помощи детям, пережившим психическую травму.

50.Эмпирические классификации критических жизненных ситуаций. 51.Клинический подход к проблеме критических ситуаций: современная концепция психогений.

52. Психологический подход к проблеме психической травмы: понятия стресса, фрустрации, конфликта, кризиса.

53.Профессиональная позиция практического психолога: помощь личности в переживании трудной ситуации. 54.Особенности критических ситуаций в детском возрасте.

55.Психологическая защита.

56. Совладающее поведение.

57.Компенсация.

58.Категория переживания и типология процессов переживания Ф.Е. Васи люка.

59. Характеристики «удачных» и «неудачных» процессов переживания

60. Представление о функциональном барьере психической адаптации. 61.Индивидуальные особенности детей, обладающих повышенной чувствительностью к стрессу.

62.Как вырастить защищенного от стресса ребенка.
2.5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:

1.Анцыферова. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический

журнал, 1994 Т. 15, №1.

2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 8-49.

3.Тарабрина Н.В. Практикум по посттравмическому стрессу.- М., 2001
Дополнительная:

1.Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М.,2003

2.Крыжановская Л.М. Психология развития. Тверь,1993

3.Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков . М.,2007

4.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации.М.,2005

5. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия. М., 2006

6.Черепанова Е.М. Психологический стресс. М., 1997. С. 38-59

7. Э.Эриксон Идентичность: юность и кризис. М.,2006

8. К.-Г. Юнг Проблемы души нашего времени.М.
2.6.ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Острый эмоциональный шок имеет продолжительность:

А) от 3 до 5 часов

Б) от10 до 24 часов

В) от 0 до 10 часов

Г) от 2до7 суток

2. Основные признаки ступора:

А) снижение внимания

Б) снижение памяти

В) снижение мыслительнойдеятельности

Г) резкое снижение или отсутствие произвольности движений и речи

3. Основными признаками агрессии являются:

А) раздражение, недовольство, гнев

Б) обида, мстительность

В) страх, растерянность

Г) неприязнь, антипатия

4. Состояние индивида в толпе характеризуется:

А) снижением интеллекта

Б) снижением памяти

В) снижением внимания

Г) все ответы верны

5. Посттравматическое стрессовое расстройство характеризуется:

А) бессонницей

Б) беспокойным сном

В) сонливостью

Г) все ответы верны

6. Теории агрессии и подражания принадлежат следующим авторам:

А) К.Роджерсу и А.Маслоу

Б) Н.Миллеру,Д. Долларду иА. Бандуре

В) Хомансу и С.Ашу

Г) все ответы верны

7. Г. Селье выделяет основные стадии развития стресса, из них:

А) Первая стадия-стадия тревоги

Б) Первая стадия-стадия резистентности

В) Первая стадия-стадия истощения

Г) все ответы верны

8. Кризисное состояние горя имеет несколько фаз, вторая фаза-фаза страдания идезорганизации продолжается до:

А) до 6-7 недель

Б) до 1 года

В) до 40 дней

Г) до 3 лет

9. Существуют три теории, объясняющие природу агрессивности:

А) теория влечений

Б) этология

В) фрустрационная модель

Г) все ответы верны

10. Существует теория жизненных кризисов, укажите автора:

А) Э.Эриксон

Б) Дж.Ловингер

В) Л. Колберг

11. Принципы исследования кризисных состояний личности:

А) принцип развития

Б) принцип целостности

В) принцип обусловленности

Г) принцип позитивности

12.Характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

А) происшедшее событие не осознается

Б) происшедшее событие разрушает привычный образ жизни

В) происшедшее событие вызывает мобилизацию

Г) происшедшее событие вызывает чувство альтруизма



13.Изменения самосознания ребенка характеризуется:

А) снижением самооценки

Б) снижением памяти

В) снижением мышления

Г) снижением произвольности

14.Стадии синдрома выгорания:

А) напряжения: приглушения эмоций

Б) напряжения: кратковременные психогенные реакции

В) напряжения:чувство усталости

Г) все ответы верны

15.Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях:

А) потеря работы

Б) конфликты на работе

В) смена работы



Г) все ответы верны